Кто злоупотребляет седативными/гипнотическими средствами?
Злоупотребление седативными/гипнотическими средствами отмечается среди уличных наркоманов и пациентов, получающих данные средства по предписанию. Уличные наркоманы могут использовать их для усиления действия таких наркотиков, как опиоиды, в качестве замены стимуляторов или как средство помощи при синдроме отмены наркотиков или алкоголя. Наркоманы, получающие данные препараты по предписанию, могут принимать их изолированно, стремясь к седации или эйфории, но, как правило, комбинируют их с другими
142 III. Основные клинические расстройства и проблемы
субстанциями. Согласно проведенным опросам общественного мнения, около 5% лиц в общей популяции используют седативные/гипнотические средства в немедицинских целях; распространенность этого значительно выше в некоторых группах (например, среди пациентов, проходящих курс поддерживающей терапии метадоном).
3. Каким образом врач может распознать интоксикацию седативными/гипнотическими сред
ствами?
Интоксикация барбитуратами и бензодиазепинами напоминает алкогольное опьянение без запаха алкоголя изо рта. Признаки и симптомы включают седацию, психомоторные нарушения, невнятную речь, атаксию, нистагм, нарушения внимания и концентрации и эмоциональную лабильность.
Детальны ли седативные/гипнотические средства при передозировке?
Бензодиазепины при изолированном использовании в высшей степени безопасны при передозировке, в то время как барбитураты весьма опасны. Барбитураты или бензодиазепины в комбинации с другими средствами, угнетающими ЦНС, такими как алкоголь, могут привести к смерти посредством угнетения дыхания или гипотонического шока. Глубокая или длительная кома может отмечаться при приеме глутетимида (дориден); иногда — при приеме седативного средства в комбинации с тайленолом.
5. Приводит ли прием седативных/гипнотических средств к развитию физической зависимости,
толерантности и/или синдрому отмены?
При регулярном приеме высоких доз седативных средств зависимость развивается примерно через месяц. Однако развитие зависимости от бензодиазепинов при приеме более низких терапевтических доз спорно. В настоящее время считается, что при приеме терапевтических доз бензодиазепинов зависимость развивается, как правило, в течение 2—4 мес, но лишь у части пациентов. Зависимость при приеме низких доз первоначально проявляется синдромом отмены; большинство пациентов принимает терапевтическую дозу, не нуждаясь в повышении доз для сохранения эффекта.
Толерантность к седации и влиянию седативных/гипнотических средств на настроение может привести к более частому приему и возрастанию доз для достижения желаемых психоактивных эффектов. Однако передозировка барбитуратов может привести к летальному исходу, так как не развивается толерантность к угнетению дыхания. При изолированном применении бензодиазепинов удовлетворительно переносятся очень высокие дозы, но при добавлении других средств, угнетающих ЦНС, их токсичность значительно возрастает. Многие лица, злоупотребляющие подобными средствами, осведомлены об относительной безопасности бензодиазепинов по сравнению с барбитуратами; вследствие этого зависимость от барбитуратов встречается нечасто.
Синдромы отмены данных препаратов могут быть тяжелыми и опасными для жизни. Начало их появления варьирует от часов до дней, согласно периоду полураспада препарата. Признаки и симптомы включают тахикардию, тремор, беспокойство и бессонницу, обильную потливость, тошноту, рвоту, тревогу и ажитацию, преходящие галлюцинации и большие судорожные припадки. Клинические симптомы синдрома отмены высоких доз как барбитуратов, так и бензодиазепинов сходны. Менее тяжелый синдром отмены может отмечаться при прекращении приема более низких (терапевтических) доз бензодиазепинов, но тяжесть может возрастать при приеме более активных бензодиазепинов короткого действия.