Что могут означать различия в результатах нейропсихологического тестирования и томограмм головного мозга?
Взаимоотношения между нейроповеденческими методиками и техниками нейротомогра-фии значительно изменились за последние 25 лет в связи с эволюцией нейрорадиологиче-ских технологий. Более того, по мере развития функциональной томографии, появляется все больше возможностей для понимания взаимоотношений изменений головного мозга и поведения. Например, исследования с использованием ЯМРТ и нейропсихологического тестирования дали новые знания о локализации высших нервных функций в головном мозге, но эти же исследования показали, насколько сложно сделать общие заключения о локализации функций для конкретного больного.
Клиническая оценка все еще опирается на структурные томограммы, и у некоторых больных обнаруживаются значительные несоответствия между результатами нейропсихологиче-ских методов и томографией. Эти различия могут состоять в направленности (больший уровень повреждений обнаруживается на томограмме, чем в поведении и наоборот). Причины включают:
1. Возможное существование продолжительного, иногда врожденного дефекта головного
мозга, при котором пациент показывает относительно нормальные результаты, поскольку
функции головного мозга уже организовались в соответствии с этим дефектом.
2. Физиологические изменения, связанные с повреждением головного мозга, определяе
мом на КТ или ЯМРТ, могут превышать границы структурной аномалии.
3. Индивидуальные различия в строении головного мозга могут быть весьма велики и на
сегодняшний день не до конца исследованы.
4. Результаты нейропсихологического исследования неправильно интерпретируются, на
пример, ошибки, связанные с нарушением периферической нервной системы, принимают
ся за поражение ЦНС.
52 II. Диагностические мероприятия
5. Изменения нервной ткани на микроскопическом уровне могут не регистрироваться на томограммах, но отражаться в поведении.
По мере все большего внедрения в практику функциональной томографии, различия между результатами нейропсихологических методик и томограмм могут уменьшаться. Использование томографии уже расширяет наши знания о взаимосвязи строения головного мозга и поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1.Bigler ED: Frontal lobe damage and neuropsychological assessment. Arch Clin Neuropsychol 3:279—297, 1988.
2.Bigler ED, Yeo RA, Turkheimer E (eds): Neuropsychological Function and Brain Imaging. New York, Plenum Press,
1989.
3. Grant I, Adams KM (eds): Neuropsychological Assessment of Neuropsychiatric Disorders. New York, Oxford Press,
1996.
4. Heinrichs RW, Zakzanis K.K: Neurocognitive deficit in schizophrenia: A quantitative review of the evidence.
Neuropsychology 12:426-445, 1998.
5. Hill CD, Stoudemire A, Morris R, Matino-Saltzman D, Markwalter HR: Similarities and differences in memory
deficits in patients with primary dementia and depression-related cognitive dysfunction. J Neuropsychiatry Clin Neurosci 5:277-282, 1993.
6.Lezak MD: Neuropsychological Assessment, 3rd ed. New York, Oxford University Press, 1995.
7.Newman PJ, Sweet JJ: Depressive disorders. In Puente AE, McCaffrey RJ (eds): Handbook of Neuropsycho-logical
Assessment: A Biopsychosocial Perspective. New York, Plenum Press, 1992.
8. Orsillo SM, McCaffrey RJ: Anxiety disorders. In Puente AE, McCaffrey RJ (eds): Handbook of Neuropsychological
Assessment: A Biopsychosocial Perspective. New York, Plenum Press, 1992.
9. Reitan RM, Wolfson D: The Halstead-Reitan Neuropsychological Battery: Theory and Interpretation, 2nd ed.
Tucson, AZ, Neuropsychology Press, 1993.
10. Sweet JJ, Newman P, Bell B: Significance of depression in clinical neuropsychological assessment. Clin PsycholRev
12:21-45, 1992.
11. Walker E, Lucas M, Lewine R: Schizophrenic disorders. In Puente AE, McCaffrey RJ (eds): Handbook of
Neuropsychological Assessment: A Biopsychosocial Perspective. New York, Plenum Press, 1992.
Глава 7. САМОЗАПОЛНЯЕМЫЕ ОПРОСНИКИ
Garry Welch, Ph.D.
1. Какова область применения самозаполняемых психиатрических и личностных опросников?
Существует множество возможностей их использования в клинических и исследовательских целях, хотя интерпретация шкал и профилей часто требует значительного опыта. Эти тесты могут полезны в следующих случаях:
• Сбор анамнеза и формулировка клинических гипотез.
• Скрининг и диагностика клинических проблем и психических расстройств.
• Определение необходимых направлений к дополнительным специалистам и/или на
определенные исследования.
• Мониторинг изменений и реакций на проводимое лечение.
• Проведение исследований факторов, связанных с заболеваниями.
• Оценка клинических служб в ревизорских целях.
Что такое надежность?
Надежность показывает, являются ли результаты измерений воспроизводимыми и по-вторимыми и насколько точно они отражают состояние пациента и насколько подвержены незначительному влиянию со стороны посторонних внешних факторов. Например, если тест предназначен для оценки уровня тревоги на момент исследования, и если он надежен, то измеряет именно тревогу на настоящий момент и не принимает в расчет другие факторы, такие как воспоминания человека о вопросах, которые ему задавались на предыдущем тестировании, и не включает неясные вопросы или плохо сформулированные инструкции.
Глава 7. Самозаполняемые опросники 53
3. Какое значение имеет надежность в психиатрических и личностных тестах?
Надежность измерения важна, так как устанавливает верхний уровень валидности или клинической полезности, которую тест, вероятно, будет иметь, если его использовать у различных больных и в разных условиях. Ненадежные измерения не могут быть высоко валидными и результаты, полученные при их использовании, могут не отражать реального состояния больного, влияя негативным образом на его клиническую оценку.