В каких ситуациях использование проективных тестов особенно выгодно?
Личностные тесты часто используются для определения и сравнения вербальных реакций пациента в структурированных и неструктурированных ситуациях. Такая информация может быть бесценной для понимания случаев, когда личность показывает приемлемый уровень функционирования в структурированных условиях, но при возникновении неопределенной ситуации проявляются дезорганизация и стресс. Лица с пограничным расстройством личности, например, могут показывать хорошие результаты в структурированных тестах и признаки дезорганизации мышления в неопределенных, проективных тестах. Проективные тесты могут отвечать на определенные диагностические вопросы, относящиеся к интактности мышления и уровню восприятия реальности.
Проективные тесты также могут быть полезны в сборе информации об эмоциональном состоянии в ситуациях, где наблюдается высокий уровень защиты и/или мотивация на искажение ответов в ходе интервью или тестирования объективными методами. Такой подход к выбору метода тестирования может быть частью создания благоприятных условий для снижения и/или преодоления защиты личности в ситуациях, в которых пациент мотивирован предстать в лучшем свете, например в ходе судебно-психиатрической экспертизы. В таких случаях неопределенность проективных методов позволяет преодолеть нежелание пациента к раскрытию личностных качеств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Anastasi A: Psychological Testing, 6th ed. New York, Macmillan, 1988.
2. Bellak L: The TAT, CAT and SAT in Clinical Use, 4th ed. New York, Grime & Stratton, 1986.
3. Edell WS: Role of structure in disordered thinking in borderline and schizophrenic disorders. J Pers Assess 51:23-41,
1987.
4. Exner JE: Rorschach assessment. In Weiner LB (ed): Clinical Method in Psychology. New York, John Wiley & Sons,
1983.
5. Exner JE: The Rorschach: A Comprehensive System, vol 1, 2nd ed. New York, John Wiley & Sons, 1986.
6. Garb HN: The incremental validity of information used in personality assessment. Clin Psychol Rev 4:641—655, 1985.
46 II. Диагностические мероприятия
7. Goodenough F: Measurement of Intelligence by Drawings. New York, World Book, 1926.
8.Grath-Marnat G: Handbook of Psychological Assessment, 2nd ed. New York, John Wiley & Sons, 1990.
9.Handler L: The clinical use of the Draw-A-Person Test (DAP). In Newmark CS (ed): Major Psychological Assessment
Instruments. Newton, MA, Selyn & Bacon, 1985.
10.Karon BP: Projective tests are valid. Am Psychol 33:764-765, 1978.
11.Kelly GA: The theory and technique of assessment. Annu Rev Psychol 9:325-352, 1958.
12.Koppitz EM: Psychological Evaluation of Human Figure Drawings by Middle School Pupils. New York, Grune &
Stratton, 1984.
13. Leiter E: The role of projective testing. In Wetzler S, Katz M (eds): Contemporary Approaches to Psychological
Assessment. New York, Brunner/Mazel, 1989.
14.Lindzey G: Projective Techniques and Cross-Cultural Research. New York, Appleton-Century-Crofts, 1961.
15.McClelland DC: The Achieving Society. NJ, Van Norstrand, 1961.
16.Machover K: Personality Projection in the Drawings of the Human Figure. Springfield, IL, Charles С Thomas, 1949.
17.Oster GD, Gould P: Using Drawings in Assessment and Therapy. New York, Brunner/Mazel, 1987.
18.Rabin I (ed): Assessment with Projective Techniques. New York, Springer, 1981.
19.Wfeiner IB: Conceptual and empirical perspectives on the Rorschach assessment of psychopathology. J Pers Assess
50:472-479.
Глава 6. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Laetitia L. Thompson, Ph.D.
1. Что такое нейропсихологическое тестирование?
Нейропсихологическое тестирование использует поведенческую оценку для определения навыков и способностей, отражающих функционирование мозга. Большинство нейропсихо-логических тестов созданы для измерения «высших функций мозга», т.е. они фокусируются на когнитивных навыках и способностях.Эти тесты созданы для того, чтобы помочь диагностировать повреждение мозга или его дисфункцию у одних пациентов и помочь выявить поведенческие эффекты повреждения мозга у других. Такая оценка дает информацию о сильных и слабых сторонах личности и там, где требуется определение различий в уровне функционирования по сравнению с нормальной популяцией. Такой тип оценки чаще всего используется у пациентов с неврологическими нарушениями.