Лист рабочих материалов к упражнению
1. Когда я злюсь, я обычно... (опиши, что ты делаешь)____
2. Приносит ли такая реакция мне пользу? Почему да или почему нет?
3. Как выражают гнев в моей семье?
Мама:______________________________________________
Папа:_______________________________________________
Братья/сестры:
Другие важные мне люди: _____________________________
4. Как я могу улучшить свой способ справляться с гневом и порождаемыми им чувствами?______________________________
Ошибочные представления о гневе
- Злиться нехорошо.
- Гнев — пустая трата времени и энергии.
- Хорошие, славные люди никогда не злятся.
- Когда мы злимся, мы теряем над собой контроль и становимся сумасшедшими.
- Если мы сердимся на кого-нибудь, мы теряем этого человека.
§ Другие люди не должны злиться на нас.
§ Если другие злятся на нас, значит, мы сделали что-то неправильно.
§ Если другие злятся на нас, это происходит из-за нас, и мы отвечаем за нормализацию наших чувств.
§ Если мы злимся на кого-то, мы должны наказать этого человека за то, что он заставил нас так переживать.
§ Если мы злимся на кого-то, нашим отношениям конец, и этот человек должен уйти.
§ Если мы злимся на кого-то, он должен изменить свое поведение так, чтобы мы перестали на него злиться.
§ Если мы в гневе, нам нужно кого-нибудь ударить или что-нибудь сломать.
§ Если мы в гневе, нам нужно закричать.
§ Если мы злимся на кого-то, это значит, что мы его больше не любим.
§ Если кто-то злится на нас, это значит, что он нас больше не любит.
§ Гнев — нездоровая эмоция.
§ Злиться нужно только тогда, когда мы можем оправдать свои чувства.
Продолжительность упражнения — 40 мин.
Завершение занятия
Занятие 14
Цель занятия
Обсудить ситуации, в которых возникает чувство стыда; научиться определять различие между стыдом и чувством вины.
1. Приветствие
2. Упражнение «Игра со стыдом»
Материалы: конверт для каждого участника и лист бумаги в каждом конверте.
В центре группы поставьте пустой стул. Объясните, что будет выбран один из членов группы, которому предстоит сесть на него. Этот человек будет отвечать на вопросы, заблаговременно приготовленные ведущим. Вопросы будут сложные и крайне личные. У членов группы будет удобный случай задать вопросы человеку на стуле в центре круга. (Воздержитесь от любых других дополнительных объяснений.) Объявите, что человек на место в центре будет выбран случайно. Каждый участник получит свой конверт. Скажите, что все конверты будут пустыми, кроме одного, в котором будет небольшой лист бумаги. Тот человек, в чьем конверте окажется лист бумаги, садится на стул в центре.
Затем торжественно раздайте конверты. На самом деле лист бумаги есть в каждом конверте. Таким образом каждый участник думает, что он и есть тот самый «избранный». Это должно вызвать некоторую степень беспокойства у каждого участника.
Во время раздачи конвертов дайте группе инструкцию не открывать их до тех пор, пока не будет вручен последний конверт. Теперь попросите участников открыть конверты, но не показывать их содержимое. Подождите, пока каждый обнаружит свой лист бумаги, когда это произойдет, констатируйте очевидное: «Лист бумаги — в каждом конверте».
Используйте оставшееся время, чтобы обсудить случившееся. Ниже представлен возможный план обсуждения.
1. Исследование эмоциональной реакции:
• Как вы себя почувствовали, когда увидели лист бумаги в своем конверте?
• В каких еще ситуациях вы испытывали подобное чувство?
• Вы заметили физические проявления тревоги — сердцебиение, потные ладони, неприятное ощущение в животе?
2. Изучение убеждений, стоящих за собственной реакцией.
• Как вы думаете, почему вы испытали именно это чувство?
• Многие из нас имеют иррациональные представления. Вы согласны с каким-либо из этих высказываний?
— Я никогда не должен допускать ошибки.
— Я всегда должен говорить правильные вещи.
— Все должны думать, что я умный.
— Я никогда не должен быть застигнутым врасплох.
Эти представления иррациональны, потому что соответствовать им не под силу никому (например, каждый иногда делает ошибки, никто не может всегда говорить только правильные вещи).
3. Исследование стыда.
• Стыд — это эмоция, лежащая в основе тревоги.
• Что такое стыд?
— Когда приходится раздеваться, а ты к этому не готов или не хочешь делать этого здесь.
— Такие ситуации, когда ты появляешься на людях, чувствуя себя, как будто ты голый.
— Ощущение, что ты «плохой».
• Что такое чувство вины?
— Чувство «плохости» того, что ты делаешь или не делаешь.
• Могут ли вина и стыд быть полезными эмоциями?
— Да. Эти эмоции приводят к развитию самосознания.
— Поговорите о людях, которые не развивают самосознание, обычно это преступники, асоциальные личности.
• Могут ли вина и стыд быть пагубными эмоциями?
— Да. Они причиняют излишний внутренний дискомфорт и ограничивают чувство свободы и благополучия.
— Как вам кажется, если рассматривать это упражнение как приобретенный вами опыт, оно было для вас вредным или полезным?
Продолжительность упражнения — 40 мин.
3. Завершение занятия
Занятие 15
Цель занятия
Уменьшить чувство одиночества и уникальности своих проблем при помощи обсуждения в группе своих болезненных воспоминаний; улучшить представление о самом себе.
1. Приветствие
2. Упражнение «Слова, которые причиняют боль»
Материалы: бумага, карандаши, ручки, магнитофон, текст релаксации, текст визуализации.
Группе сообщается, что события детства во множестве записываются в нашем сознании, также как звуки записываются на магнитофон. Эта запись в нашем сознании воспроизводится снова и снова на протяжении всей жизни.
Негативные высказывания могут быть изменены так же, как может быть изменена запись на кассете. Позитивная запись помогает создать позитивное представление о себе.
Чтобы придать особое значение этой идее, вы можете проиллюстрировать ее с помощью магнитофона. Запишите несколько высказываний и прослушайте их на занятии.
Можно использовать следующие высказывания:
□ «Ты идиот! Зачем ты это сказал!»
□ «Ты думаешь, что ты самый умный. Посмотри, что ты наделал!»
□ «Ты что, собираешься опозориться перед всей группой!»
Затем участники вешают шары себе на шеи и ведущий беседует с каждым из них о возможностях, которыми они обладают, чтобы противостоять своим проблемам.
После этой беседы участник может, если захочет, проткнуть свой шарик булавкой с прикрепленной к ней табличкой с именем.
Если есть возможность, к этому упражнению можно возвращаться и подкреплять умение дифференцировать проблемы.
Продолжительность упражнения — 50 мин.
3. Завершение занятия
Занятие 17
Цель занятия
Продемонстрировать понимание того, что зависимость от психоактивных веществ является болезнью; изучить свои собственные чувства по поводу употребления и злоупотребления психоактивными препаратами.
1. Приветствие
2. Упражнение «Зависимость от психоактивных веществ — болезнь»*
Ведущий устно представляет информацию о результатах сравнения сахарного диабета с химической зависимостью при помощи таблицы 9 «Диабет и зависимость от психоактивных веществ». После этой короткой презентации ведущий выбирает одного участника (или вызывает добровольца), которому предстоит прочитать вслух «Большое приключение Максима и Светы». Рассказчик читает историю. После этого он выступает в роли ведущего дискуссии, задавая остальным участникам вопросы, приведенные в конце рассказа.
Таблица 9