Лист рабочих материалов к упражнению

1. Когда я злюсь, я обычно... (опиши, что ты делаешь)____

2. Приносит ли такая реакция мне пользу? Почему да или по­чему нет?

3. Как выражают гнев в моей семье?

Мама:______________________________________________

Папа:_______________________________________________

Братья/сестры:

Другие важные мне люди: _____________________________

4. Как я могу улучшить свой способ справляться с гневом и по­рождаемыми им чувствами?______________________________

Ошибочные представления о гневе

  • Злиться нехорошо.
  • Гнев — пустая трата времени и энергии.
  • Хорошие, славные люди никогда не злятся.
  • Когда мы злимся, мы теряем над собой контроль и становимся сумасшедшими.
  • Если мы сердимся на кого-нибудь, мы теряем этого человека.

§ Другие люди не должны злиться на нас.

§ Если другие злятся на нас, значит, мы сделали что-то непра­вильно.

§ Если другие злятся на нас, это происходит из-за нас, и мы от­вечаем за нормализацию наших чувств.

§ Если мы злимся на кого-то, мы должны наказать этого челове­ка за то, что он заставил нас так переживать.

§ Если мы злимся на кого-то, нашим отношениям конец, и этот человек должен уйти.

§ Если мы злимся на кого-то, он должен изменить свое поведе­ние так, чтобы мы перестали на него злиться.

§ Если мы в гневе, нам нужно кого-нибудь ударить или что-ни­будь сломать.

§ Если мы в гневе, нам нужно закричать.

§ Если мы злимся на кого-то, это значит, что мы его больше не любим.

§ Если кто-то злится на нас, это значит, что он нас больше не любит.

§ Гнев — нездоровая эмоция.

§ Злиться нужно только тогда, когда мы можем оправдать свои чувства.

Продолжительность упражнения — 40 мин.

Завершение занятия

Занятие 14

Цель занятия

Обсудить ситуации, в которых возникает чувство стыда; на­учиться определять различие между стыдом и чувством вины.

1. Приветствие

2. Упражнение «Игра со стыдом»

Материалы: конверт для каждого участника и лист бумаги в каждом конверте.

В центре группы поставьте пустой стул. Объясните, что будет выбран один из членов группы, которому предстоит сесть на него. Этот человек будет отвечать на вопросы, заблаговременно приго­товленные ведущим. Вопросы будут сложные и крайне личные. У членов группы будет удобный случай задать вопросы человеку на стуле в центре круга. (Воздержитесь от любых других дополни­тельных объяснений.) Объявите, что человек на место в центре будет выбран случайно. Каждый участник получит свой конверт. Скажите, что все конверты будут пустыми, кроме одного, в кото­ром будет небольшой лист бумаги. Тот человек, в чьем конверте окажется лист бумаги, садится на стул в центре.

Затем торжественно раздайте конверты. На самом деле лист бумаги есть в каждом конверте. Таким образом каждый участник думает, что он и есть тот самый «избранный». Это должно вызвать некоторую степень беспокойства у каждого участника.

Во время раздачи конвертов дайте группе инструкцию не от­крывать их до тех пор, пока не будет вручен последний конверт. Теперь попросите участников открыть конверты, но не показывать их содержимое. Подождите, пока каждый обнаружит свой лист бумаги, когда это произойдет, констатируйте очевидное: «Лист бумаги — в каждом конверте».

Используйте оставшееся время, чтобы обсудить случившееся. Ниже представлен возможный план обсуждения.

1. Исследование эмоциональной реакции:

• Как вы себя почувствовали, когда увидели лист бумаги в своем конверте?

• В каких еще ситуациях вы испытывали подобное чувство?

• Вы заметили физические проявления тревоги — сердце­биение, потные ладони, неприятное ощущение в животе?

2. Изучение убеждений, стоящих за собственной реакцией.

• Как вы думаете, почему вы испытали именно это чувство?

• Многие из нас имеют иррациональные представления. Вы согласны с каким-либо из этих высказываний?

— Я никогда не должен допускать ошибки.

— Я всегда должен говорить правильные вещи.

— Все должны думать, что я умный.

— Я никогда не должен быть застигнутым врасплох.

Эти представления иррациональны, потому что соответствовать им не под силу никому (например, каждый иногда делает ошибки, никто не может всегда говорить только правильные вещи).

3. Исследование стыда.

• Стыд — это эмоция, лежащая в основе тревоги.

• Что такое стыд?

— Когда приходится раздеваться, а ты к этому не готов или не хочешь делать этого здесь.

— Такие ситуации, когда ты появляешься на людях, чувствуя себя, как будто ты голый.

— Ощущение, что ты «плохой».

• Что такое чувство вины?

— Чувство «плохости» того, что ты делаешь или не делаешь.

• Могут ли вина и стыд быть полезными эмоциями?

— Да. Эти эмоции приводят к развитию самосознания.

— Поговорите о людях, которые не развивают самосознание, обычно это преступники, асоциальные личности.

• Могут ли вина и стыд быть пагубными эмоциями?

— Да. Они причиняют излишний внутренний дискомфорт и ограничивают чувство свободы и благополучия.

— Как вам кажется, если рассматривать это упражнение как приобретенный вами опыт, оно было для вас вредным или полезным?

Продолжительность упражнения — 40 мин.

3. Завершение занятия

Занятие 15

Цель занятия

Уменьшить чувство одиночества и уникальности своих проблем при помощи обсуждения в группе своих болезненных воспомина­ний; улучшить представление о самом себе.

1. Приветствие

2. Упражнение «Слова, которые причиняют боль»

Материалы: бумага, карандаши, ручки, магнитофон, текст ре­лаксации, текст визуализации.

Группе сообщается, что события детства во множестве записы­ваются в нашем сознании, также как звуки записываются на маг­нитофон. Эта запись в нашем сознании воспроизводится снова и снова на протяжении всей жизни.

Негативные высказывания могут быть изменены так же, как может быть изменена запись на кассете. Позитивная запись по­могает создать позитивное представление о себе.

Чтобы придать особое значение этой идее, вы можете проил­люстрировать ее с помощью магнитофона. Запишите несколько высказываний и прослушайте их на занятии.

Можно использовать следующие высказывания:

□ «Ты идиот! Зачем ты это сказал!»

□ «Ты думаешь, что ты самый умный. Посмотри, что ты наде­лал!»

□ «Ты что, собираешься опозориться перед всей группой!»

Затем участники вешают шары себе на шеи и ведущий беседует с каждым из них о возможностях, которыми они обладают, чтобы противостоять сво­им проблемам.

После этой беседы участник может, если захочет, проткнуть свой шарик булавкой с прикрепленной к ней табличкой с именем.

Если есть возможность, к этому упражнению можно возвра­щаться и подкреплять умение дифференцировать проблемы.

Продолжительность упражнения — 50 мин.

3. Завершение занятия

Занятие 17

Цель занятия

Продемонстрировать понимание того, что зависимость от пси­хоактивных веществ является болезнью; изучить свои собствен­ные чувства по поводу употребления и злоупотребления психоак­тивными препаратами.

1. Приветствие

2. Упражнение «Зависимость от психоактивных веществ — болезнь»*

Ведущий устно представляет информацию о результатах срав­нения сахарного диабета с химической зависимостью при помо­щи таблицы 9 «Диабет и зависимость от психоактивных веществ». После этой короткой презентации ведущий выбирает одного участника (или вызывает добровольца), которому предстоит про­читать вслух «Большое приключение Максима и Светы». Рассказ­чик читает историю. После этого он выступает в роли ведущего дискуссии, задавая остальным участникам вопросы, приведенные в конце рассказа.

Таблица 9

Наши рекомендации