Зрительное восприятие устной речи

При составлении этого параграфа использованы материалы Ф. Ф. Pay «Обучение чтению с губ».

Нарушение слухового восприятия устной речи может быть в значительной степени компенсировано за счет зрительного восприятия. Зрительное восприятие устной речи осуществляется посредством различения элементов речи по видимым движениям речевых органов, а также по выразительным движениям, сопровождающим речь. Наиболее отчетливым из всех этих движений являются движения губ, поэтому и сам процесс зрительного восприятия устной речи получил название чтения с губ.

Известно, что и при нормальном слухе восприятие речи улучшается, когда слушающий видит лицо говорящего. Особенно существенную помощь оказывает зрительное восприятие в тех случаях, когда речь в силу тех или иных причин оказывается недостаточно разборчивой (например, при плохой дикции, в шумной обстановке и т. п.). Естественно, что при тугоухости и особенно при глухоте чтение с губ приобретает еще более важное значение, так как в этом случае оно должно возместить нарушенное слуховое восприятие устной речи.

Чтение с губ представляет собой очень сложный процесс, специфические трудности которого обусловлены неполноценностью зрительного отображения речевых движений, свойственных тем или иным элементам речи, в частности таким важнейшим ее элементам, как фонемы. В русском языке, как известно, имеется 42 фонемы. Акустические признаки, свойственные разным фонемам и отличающие их друг от друга, определяются соответственными речевыми движениями, которые далеко не в одинаковой степени доступны зрительному восприятию. Оптические, или так называемые оральные, образы, соответствующие отдельным звукам, часто плохо видимы либо оказываются сходными для нескольких звуков. Относительно хорошо видимы гласные, особенно у, а, о. Из согласных лучше всего видимы губные (п, б, м, в, ф), труднее всего воспринимаются заднеязычные (к, г, х), которые в некоторых сочетаниях вообще не видны. Даже хорошо видимые фонемы часто оказываются оптически уподобленными друг другу, так как их произношение отличается только по сокращениям мышц гортани или по движениям мягкого неба, языка, невидимым вовсе или видимым неясно.

Исследования (В. И. Бельтюков) показали, что 42 фонемам русского языка соответствуют 15 самостоятельных оптических образов, составляющих своеобразный оральный алфавит. Эти исследования внесли некоторые уточнения в ту схему зрительных образов звуков речи, которая была установлена ранее на основании наблюдений сурдопедагогов и включала лишь 12 образов. Уточненная схема орального алфавита представлена в таблице 7.

Таблица 7. Оральный алфавит

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
а о у э и п ф ш л с т к
        ы п' ф' ж л' с' т к
          б в ч р з д г
          б' м м' в щ р' з' ц й д' н н' г' х х'

Необходимо указать, что противопоставленность фонем и их групп при зрительном восприятии живой речи оказывается еще менее выраженной, чем это представлено в таблице, так как на зрительный образ той или иной фонемы нередко оказывают влияние соседние фонемы. Например, в положении перед гласным у стираются различия между фонемами VIII и XI групп (шипящими и свистящими); в положении между двумя мягкими согласными звук э уподобляется звуку и (петь — пить).

 

Однако и без учета особенно неблагоприятных фонетических условий само сходство оральных образов звуков речи внутри приведенных в таблице групп создает большие трудности при чтении с губ. Из таблицы видно, что каждый из оптических образов может означать одновременно до шести различных звуков. Таким образом, слово папа может быть прочитано 36 различными способами, как это видно на таблице 8, представленной ниже, где показаны все варианты возможного истолкования данного зрительного образа.

Таблица 8. Варианты истолкования зрительного образа

Зрительное восприятие устной речи - student2.ru

Как же все-таки читающий с губ может правильно воспринять произнесенное слово?

Важнейшим фактором, компенсирующим недостаточность восприятия видимых речевых движений, является смысловое комбинирование, благодаря которому отбрасываются все бессмысленные комбинации звуков и оставляются лишь такие, которые дают осмысленное слово. Однако в некоторых случаях один и тот же оральный образ может оказаться общим для нескольких слов. В приведенном примере, кроме слова папа, могут быть допущены еще два осмысленных толкования: мама и баба.

Различить такие сходные слова оказывается возможным лишь в контексте, опять-таки при помощи смыслового комбинирования. Если произносится фраза Ребята слепили из снега бабу, то толкования мама и папа отпадают.

Большую роль при чтении с губ играет также комбинирование по грамматической форме. Во фразе Папа пришел домой слово папа распознается не по смыслу, так как мама и баба тоже могут прийти домой, а по глагольной форме пришел.

Комбинирование не только дает возможность выбрать нужное толкование из нескольких возможных при сходстве зрительных образов, но и помогает дополнять отсутствующие звенья в воспринимаемом сочетании. Например, в слове кукла невидимые к подставляются по смыслу. Большую помощь оказывает при чтении с губ наличие определенной ситуации, известного контекста, заранее известной темы, а также сопровождение речи теми или иными выразительными движениями.

Естественно, что комбинирование по смыслу и по форме оказывается возможным только в том случае, когда читающий с губ в достаточной мере владеет словесной речью, что позволяет ему в процессе зрительного восприятия речи опираться на свой предшествующий речевой опыт. Роль речевого опыта здесь, так же как и при неполноценном слуховом восприятии, заключается в том, что, обладая определенным словарным запасом и владея грамматическими формами языка, читающий с губ получает возможность на основе неполных оральных образов воспроизвести произнесенные слова и фразы. Физиологический механизм такого воспроизведения тот же, что и при нарушенном слухе, т. е. приведение в действие прочно сложившихся речедвигательных стереотипов при поступлении в кору головного мозга неполных, обрывочных оптических сигналов, воспринимаемых при чтении с губ.

В последнее время осуществляются попытки расширить возможности зрительного восприятия устной речи посредством применения специальной аппаратуры, преобразующей акустические сигналы в оптические. Сущность предложенных для этой цели приборов заключается в том, что звуки речи превращаются с помощью микрофона в электрические колебания, а эти последние преобразуются в световые сигналы, которые воспроизводятся на специальном светящемся экране в виде различных фигур или линий. Приборы, получившие название «Видимая речь», смогут оказать существенную помощь глухим в восприятии ими устной речи посредством зрительного анализатора.

Наши рекомендации