Некоторые дополнения к интеграции
В последующие дни найдите время для рисования, созерцания, ведения дневника и для работы со сновидениями. Сон — это продолжение интеграции проявленных переживаний. Будьте внимательны к его посланиям. Полезно вести дневник или записную книжку, в которой Вы будете фиксировать свои цели, равно как и свои догадки и наблюдения, ошибки и успехи. Фиксация целей проясняет и укрепляет решимость. Исследования показывают, что люди, которые записывают свои цели, имеют гораздо больше шансов добиться успеха, чем те, кто этого не делает. Ведение дневника не нужно превращать в серьезную работу — всего несколько минут записей в день могут быть весьма ценны. Записи способствуют кристаллизации идей, большей осознанности и рефлексивности, ясности в структурировании своей продуктивной целенаправленной активности.
Глава 3. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИТДТ)
Мы надеемся, что читатели этой книги, профессиональные психологи и психотерапевты, отчетливо понимают, что приведенные ниже описания упражнений и процессов ИТДТ важны как методический материал; реальное представление о них вы можете получить, пройдя клиентские и обучающие программы у авторов. Для опытных практикующих психологов эти описания могут также стать источником собственных идей и техник.
Мы приводим эти техники в соответствии со структурой занятия: Разминка-Развитие темы-Интеграция. Упражнения для каждого занятия подбираются в зависимости от целей и реальной динамики группы. Хотя одни и те же форматы могут служить разным целям, очень важно, чтобы вы знали, какие именно цели вы ставите, и с какими клиентами работаете.
Упражнения — разминки
Разогрев, разминка — необходимая часть любых занятий связанных с телом и движением. В интегративной танцевально-двигательной терапии разминка важна не только как физический разогрев, но и как «вход» в тему занятия (например, если темой являются взаимоотношения, разминкой может быть body jazz в парах).
Body Jazz Габриэлы Рот (Gabrielle Roth)
Техника Body Jazz (Джаз Тела) Габриэлы Рот является одним из самых простых и информативных упражнений для начала занятия, поскольку, кроме физической активизации, упражнение дает возможность сконцентрироваться на различении ощущения от движений в различных частях тела. Одной из сложностей при начале занятий является отсутствие навыков в осознавании телесных сигналов; тело в движении — это «территория», для которой нет адекватной «карты». Это техника, кроме функции разогрева, обладает диагностическим и трансформационным потенциалом и является основой для многих других техник. Подобная техника есть в биомеханике Вс. Мейерхольда и в некоторых школах пантомимы.
Цели: разогрев, первичная диагностика и самодиагностика, развитие навыка осознавания тела в движении.
Продолжительность: 10–15 минут.
Музыка: специальная, из альбомов Г. Рот.
Исполнение: индивидуально.
Процедура
Основная идея Body Jazz состоит в выделении «центров движения», что означает, что в каждый момент времени движение инициируется и ведется определенной частью тела. Выделяются 7 таких центров:
1) голова-шея;
2) Плечи;
3) локти;
4) кисти;
5) бедра (таз);
6) колени;
7) ступни.
Последовательность обращения к центрам может быть как прямой (от головы к ступням, что дает снижение излишнего контроля), так обратной (от ступней — к голове, что дает большую устойчивость и «заземленность»).
Важным этапом является также завершающее объединение центров в общем танце.
На разных занятиях контекст упражнения может быть разным, вы можете сделать акцент:
1) на поиске новых, незнакомых движений;
2) на изолированности/связанности центров с другими частями тела;
3) на использовании пространства (изменениях амплитуды движения);
4) на изменениях ритма и скорости движения.
Эти упражнения могут проходить как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Мы рекомендуем начинать с закрытых глаз, чтобы внимание участников было направлено на внутренние ощущения, и не так влиял страх оценки. По мере развития движенческого репертуара и групповой динамики можно переходить к выполнению упражнения с открытыми глазами.
Body Jazz в парах
Цели: разогрев, развитие навыка осознавания тела в движении, установление контакта с другими участниками в танце, увеличение вариабельности в проявлениях и взаимодействиях, отреагирование.
Продолжительность: 10–15 минут.
Музыка: специальная, из альбомов Г. Рот.
Исполнение: в парах.
Процедура
1) Диалог (версия Александра Гиршона).
Партнеры делятся на пары и становятся друг напротив друга. Основная инструкция заключается в том, что на этот раз движения каждым центром — это диалог между партнерами, которые, естественно, танцуют с открытыми глазами.
В ходе упражнения предлагается обращать внимание на разницу в качестве взаимодействия и эмоциональной окраске между движениями, исходящими из разных центров. Также важно отметить способность человека находить баланс между «выражением себя» в танце и восприятием партнера.
2) Диалог со сменой партнеров (версия Анны Гарафеевой).
Группа делится на пары и становится в два круга, внутренний и внешний, лицом друг к другу. Упражнение проходит так же как и предыдущее, но на этот раз после диалога одним центром партнеры меняются — например, внешний круг смещается на одного человека по часовой стрелке.
3.1.3. Body Jazz — походки (версия Александра Гиршона)
Цели: развитие навыка осознавания тела в движении, установление связи материала тренинга с повседневной жизнью, поиск ресурсных состояний.
Продолжительность: 10–15 минут.
Музыка: специальная, из альбомов Г. Рот.
Исполнение: индивидуально
Процедура
Ведущий предлагает участникам начать свободно ходить, причем достаточно быстро, чтобы тело немного «несло». Через 1–2 минуты ведущий предлагает направить внимание на первый центр — голову, чтобы она начала «вести» тело в походке. Затем ведущим центром становятся другие центры (плечи, локти, кисти, бедра, колени, ступни). В ходе упражнения предлагается обращать внимание на разницу в качестве взаимодействия и эмоциональной окраске между походками, исходящими из разных центров, «узнаваемость» или новизну каждой из походок.
После всех семи походок участникам предлагается вспомнить их обычную, повседневную походку и отметить, какие центры ведут в этой походке.
Далее предлагается найти походку, которая больше устраивает человека телесно и эмоционально.