Тема: Период грудного возраста.
Нервно-психическое развитие детей раннего возраста.
Задание № 1. Используя нижеследующую таблицу, подберите правильное соответствие и составьте глоссарий.
1.Речь | А) рефлекторно-двигательные акты, осуществляемые без контроля сознания | |
2.Анализатор зрительный | Б) способность общаться с помощью звуков, слов и других элементов языка | |
3. Сенсорика | В) деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма | |
4. Навыки | Г) совокупность органов чувств организма, реагирующих на внешние раздражители | |
5. Движения | Д) система органов воспринимающих, передающих и перерабатывающих зрительную информацию | |
6. Эмоции | Е) психическая функция из видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать, воспроизводить информацию | |
7. Рефлекс | Ж) действие возникающее в ответ на какое –либо воздействие | |
8. Память | З) процесс, отражающий субъективные оценочные отношения к возможным или существующим ситуациям | |
9. Реакция | И) ответная реакция организма на раздражение |
Задание № 2. Ответьте на вопросы графического диктанта. В пустые ячейки таблицы внесите соответствующее обозначение:
- нет
- да
1. Ребенок начинает слышать в 3 месяца.
2. Первая улыбка появляется в 4 месяца.
3. Комплекс оживления появляется в 3 месяца.
4. Ребенок садится в 4 месяца.
5. Ребенок начинает различать мать в 3 года.
6. Ребенок самостоятельно стоит в 10 месяцев.
7. Ребенок начинает ползать в 7 месяцев.
8. Ребенок пьет из чашки, которую держит взрослый в 8 месяцев.
9. Берет игрушку из рук взрослого и удерживает в руке в 5 месяцев.
10. Ребенок различает строгую и ласковую интонацию голоса в 7 месяцев.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
Задание № 4. Выполните цифровой тест, вписав цифру правильного ответа после таблицы.
Задание №1 Какие из перечисленных критериев характерны для оценки физического развития: 1.рост 2.вес 3.половое развитие 4.окружность груди 5.окружность головы 6.избыточный вес 7.возраст 8.пол 9.окружность живота 10.эмоции. | Задание №2 Какие из перечисленных критериев характерны для оценки нервно-психического развития: 1. речь 2. навыки 3. рефлексы 4. движения 5. сон 6. зрительные реакции 7. слуховые реакции 8. эмоции 9. память 10. движения руки с предметами | Задание №3 Какие из перечисленных критериев характерны для комплексной оценки здоровья детей и подростков: 1. наличие или отсутствие в хронических заболеваний; 2. уровень функционального состояния основных систем организма 3. нервно-психическое развитие 4. физическое развитие 5. гармоничность 6. степень резистентности организма неблагоприятным внешним воздействиям 7. группа здоровья 8. возраст 9. инвалидность 10. заболеваемость |
1………………………………………………………………………...
2………………………………………………………………………..
3………………………………………………………………………..
Задание № 5. Решите ситуационные задачи.
Задача №1
При осмотре ребенка в возрасте 3-х месяцев в детской поликлинике медсестра сделала запись в амбулаторной карте: «ребенок улыбается, хорошо упирается на ножки, следит за предметом, не сидит, не говорит».
Задание:
1. Какая часть записи в данном случае нецелесообразна и почему?
____________________________________________________
2. Что ещё следовало бы проверить и внести в карту, характеризуя психомоторное развитие ребенка?
____________________________________________________
Задача №2
Ребенок здоров. Хорошо ходит, говорит несколько слов, знает название многих предметов, понимает запрет. Неопрятен. Начинает самостоятельно есть ложкой.
Задание:
1.Какому возрасту соответствует психомоторное развитие этого ребенка.
____________________________________________________
2.Дополните характеристику НПР ребенка этого возраста.
__________________________________________________
К лабораторному занятию № 5.
Тема: Период грудного возраста.
Особенности вскармливания детей грудного возраста.
Задание № 1. Решите ситуационные задачи.
Задача № 1
Масса новорожденного 3200 грамм, длина тела 50см. Находится на грудном вскармливании. Сейчас ему 5 месяцев.
Задание:
1.Рассчитать какую он должен иметь массу.___________________________________________________
2.Составьте диету на один день.
6-00_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
Задача № 2
При рождении масса ребёнка 3200 грамм, длина тела 50см. В настоящее время ему 5 недель, его масса 3700гр. Мать обратилась к врачу по поводу того, что ребёнок стал беспокойным, реже стал мочиться. Мать кормит его через 3,5 часа и считает, что у неё достаточно молока. При контрольном взвешивании до и после кормления выяснилось, что ребёнок высасывает 65 гр. молока. После кормления при сцеживании молока не остаётся в груди.
Задание:
1. Достаточно ли ребёнок прибавляет в массе? Достаточно ли молока у матери?
2. Решить вопрос о необходимости докорма.
Задача № 3
Масса ребёнка при рождении 3000гр, длина тела 43см. Ему один месяц. С 21 дня находится на искусственном вскармливании.
Задание:
1.Рассчитайте суточное и разовое количество пищи по объёмному методу. _____________________________________________________________________________________________
2. Перечислите названия необходимых смесей._______________________________________________________________________________________
Задача № 4
Ребёнку 5 месяцев, здоров, растёт и развивается соответственно возрасту, на грудном вскармливании.
Задание:
1. Рассчитайте долженствующие показатели массы тела. При рождении - 3300гр, рост - 51см. ________________________________________________________________________________________
2. Рассчитайте суточный, и разовый объём пищи. __________________________________________________________________________________________
Задача № 5
На приёме мальчик 7 месяцев, находится на грудном вскармливании, здоров, растёт и развивается по возрасту. При проведении антропометрии получены следующие данные:
масса тела - 9200гр,
длина тела – 72см,
окружность головы – 46,5см,
окружность груди – 47см.
Задание:
1.Оцените его физическое развитие.
Задание № 2. По предложенному плану составьте беседу для мам о преимуществах грудного вскармливания.
Грудное вскармливание — это биологически активный продукт, в котором содержатся все необходимые вещества, предназначенные для правильного развития ребёнка:__________________________
_________, все витамины, минеральные вещества, ферменты и факторы иммунной защиты. Грудное молоко содержит все необходимые вещества, обеспечивающие правильное ______________. Все пищевые вещества, входящие в состав грудного молока, быстро и легко ________________. Грудное молоко оказывает благоприятное воздействие на _______________. Влияет благоприятно на микрофлору кишечника и защищает от_____________________. Снижается риск развития аллергии у ребёнка. Всегда в наличии, «под рукой», готово к__________________. У грудного молока оптимальная температура, оно стерильно и бесплатно. В молоке содержится ряд незаменимых________________________, которые мало или совсем не вырабатываются в организме ребенка. Вскармливание грудью физически легче и менее хлопотно для матери, чем приготовление _______________. Молока поступает столько, сколько нужно для ребёнка, поэтому редко бывает недокорм или ____________________.Кормление грудью оказывает успокаивающее действие как на мать, так и на_________________ Кормление грудью способствует лучшему контакту между ребенком и ___________________________.
Задание № 3. Продолжите определения:
Прикорм-
______________________________________________________
Блюда прикорма -
_____________________________________________________
Продукты прикорма -
______________________________________________________
Докорм-
____________________________________________________
Задание № 4. Закончите фразы о Правилах введения прикорма:
1.Начинать введение нового продукта только тогда, когда ребенок ____________________________________
2.Не начинать введение прикорма в жаркую погоду и во время проведения ____________________________
3.Каждый новый продукт надо вводить постепенно, с небольших количеств (сок - с нескольких капель, пюре и каши – с 1/2 чайной ложки), внимательно наблюдая за его_________________________________________;
4.Прикорм следует давать детям до кормления грудью, с ложечки, а не через __________________________;
5.Введение нового вида пищи следует начинать с одного продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких _______________________________________________.
6. Блюда должны быть гомогенными и не вызывать затруднений при глотании, следует постепенно переходить к более густой и плотной пищи, приучая ребёнка к ______________________________________.
Задание № 5. Какие из перечисленных признаков для ребенка соответствуют недостаточности лактации. Укажите правильные ответы.
1.Низкая прибавка в массе тела.
2.Необходимость в частых прикладываниях к груди.
3.Редкие мочеиспускания.
4.Беспокойство ребенка и крик во время и сразу после кормления.
5.Совершение ребенком во время кормления грудью много сосательных движений при отсутствии глотательных.
6. Изменение ЭКГ.
7.Скудный редкий стул.
8.Отсутствие остатков молока у матери при сцеживании после кормления ребенка.
9. Беспокойный сон.
10.Пороки развития.
__, ____,______,______,______,______,_______,_________.
К лабораторному занятию № 6