Здоровый человек и его окружение.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»
Здоровый человек и его окружение.
Здоровый ребенок.
Практические задания к лабораторным занятиям
студент группы_______
специальность 34.02.01 Сестринское дело
___________________________________
(Фамилия, Имя, Отчество)
Подпись_______________
К лабораторному занятию №1
Тема: Внутриутробный период и период новорожденности. Доношенный новорожденный.
Задание № 1.Изучив теоретический материал, заполните таблицу:
Периоды детского возраста | Длительность периода | Мероприятия, проводимые медсестрой в этом периоде. |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. |
Задание № 2. Закончите определения.
Периоды детского возраста-………………………………………………………………………….
Антенатальный период- …………………………………………………………………….........
Патронаж-…………………………………………………………………….......
Антенатальная охрана плода - ………………………………………………………………………….
Анамнез- ………………………………………………………………………….
Тератогенные факторы-………………………………………………………………………….
Задание № 3. Заполните схему.
ПАТРОНАЖИ |
Задание № 4. Составьте глоссарий.
Питание -
Диета-
Режим-
Витамины -
Гиповитаминоз -
Рациональное питание -
Поливитаминные препараты-
Задание № 5. Заполните таблицу факторов, влияющих на развитие плода и ребенка.
Внутриутробный период | Интранатальный период |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
6. | 6. |
7. | 7. |
8. | 8. |
Задание № 6. По предложенному плану составьте беседу о питании беременной женщины.
Питание беременной женщины.
Питание-процесс поступления в организм веществ, необходимых для________________________________
Питание беременной женщины должно включать ______________________________________________ Рациональное питание играет большую роль в жизни беременной женщины, так как оказывает решающее влияние на развитие плода. В первой половине беременности диеты не___________ , но исключают _______________. В этом периоде важно предусмотреть достаточное разнообразие ___________________. Во второй половине беременности необходимо учитывать физиологические особенности организма. В это время возникает повышенная потребность в ___________. Из белковых продуктов предпочтение следует отдавать____________________________ _______________________________________________________ Количество углеводов в питании при беременности зависит от массы тела. При нормальном весе допускается употребление ____ углеводов в день, при избыточной массе тела - только 300 г. Жиры рекомендуется включать в рацион в количестве 100-110 г в сутки. Из них предпочтительнее _______________________. Во второй половине беременности следует несколько ограничить количество поваренной соли ( до 5-8 г в сутки) и снизить количество потребляемой воды до ______________ . В питании обязательно должны присутствовать витамины А,С,D,Е и группы В. Витамин А нужен для _______________________________. Витамин С требуется для ____________. Витамин D регулирует _________________ поэтому он необходим для профилактики ___________. Витамин Е для сохранения _____________________. Поэтому во время беременности врачи рекомендуют принимать комплексные ______________________. Для беременной необходимо четырех разовое питание с интервалом ________. Во второй половине дня лучше принимать пищу до ______ часов, и за ____ до сна.
Задание № 7. Решите ситуационную задачу и заполните схему первого и второго дородового патронажа.
Задача
Посещение беременной женщины на дому. Беременная женщина в возрасте 25 лет, работает в прокуратуре, юристом. Беременность вторая, 34 недели. Первая беременность - роды в срок, роды протекали без осложнений, ребенок здоров. Живет в благоустроенной 3-х комнатной квартире, комнаты светлые, уютные. Полноценная, здоровая семья. На момент посещения фельдшером самочувствие беременной удовлетворительное. Настоящая беременность протекает без осложнений. Хронические заболевания у беременной отсутствуют. Режим дня соблюдает. Витамин D не принимает. Для рождения ребенка подготовлено: предметы ухода и аптечка. Школу матери при женской консультации не посещает. Читает литературу по воспитанию грудного ребенка - журнал «Лиза».
Задание:
1.Дайте рекомендации по подготовке к рождению ребенка.
2.Заполните схему дородового патронажа первого и второго посещений.
Дородовой патронаж
1-е посещение__________ недель Дата______________________
Возраст____________ адрес________________________________
Место работы____________________________________________ должность_____________
Какая по счету беременность ________сколько месяцев____ самочувствие____________________________________________
Чем закончились предыдущие беременности: родами в срок_______преждевременными__________ абортом________ Родилось детей живыми_________
мертвыми________ кол-во детей в семье_____ в возрасте от______ до______
жилищные условия: площадь__________ кв. метров, светлая, темная, сухая, сырая_______________
живет_____________ человек, из них ______________детей. Больных туберкулезом в семье, в квартире нет, есть, кто______________________________
Санитарное состояние жилища_______________________
Как протекает беременность__________________________
Режим беременной (питание, отдых, прогулки, гимнастика)__________________________________________
Принимает ли витамин «Д», рыбий жир______________________
Что подготовлено для ребенка______________________________
Посетила ли мать занятия в «школе материнства»______________
сколько раз посетила «школу материнства» при женской консультации_____________________.
Имеет ли литературу по воспитанию грудного ребенка: да, нет_______.
Даны советы и проведена беседа на тему: ________________________________________________________
Медицинская сестра ______________________
Дородовый патронаж
2- посещение «_____________» ________________________20_____г.
С какого времени в дородовом отпуске____________ Предполагаемый срок_____________
Самочувствие беременной______________________________________________
Перенесенные острые заболевания в 1-й и 2-й половине беременности_______________________
Обострение хронических заболеваний в 1-й и 2-й половине беременности_____________________________
Какие лекарственные препараты принимала:______________________________________________
Режим:__________________________________________________
Сбалансированность пищевого рациона: __________________________________________
Личная гигиена беременной: ____________________________________________________
Прослушала курс лекций в «Школе материнства»: ДА, НЕТ, ЧАСТИЧНО
С матерью проведены беседы:__________________________________________________
Молочные железы осмотрены: ДА, НЕТ
Форма сосков: нормальная, плоские, втянутые, длинные.
Медицинская сестра_________________
Задание № 8. Расположите возрастные периоды по порядку.
1. Зрелый возраст; 2. Раннее детство; 3. Преклонный возраст; 4. Старческий возраст; 5. Грудной период; | 6. Юношеский период; 7. Подростковый период; 8. Детство; 9. Период новорожденности. |
,___,___,___,___,___,___,___,___,___, |
Задание № 9. Установите правильную последовательность действий медсестры в первичном туалете новорожденного.
__, __, __, __, __, __, __, __, __, __,__, |
Задание № 10. Дайте характеристику новорожденному ребенку.
1. Новорожденный ребенок ………………………………………………………………………….
2. Кожные покровы
…………………………………………………….……………………
3.Костно-мышечная система
………………………………………………………………
4. Дыхательная система.
………………………………………………………………………….
5.Сердечно-сосудистая система.
………………………………………………………………………….
6. Пищеварительная система.
………………………………………………………………………….………………………
7. Нервная система.
………………………………………………………………………….…………………………
Задание № 11. Подберите препараты для ухода за новорожденным из предложенных и запишите их.
Для обработки пупочной ранки: ………………………………….
Для обработки глаз новорожденных:……………………………….
Для профилактики офтальмобленорреи:……………………………
Для проведения гигиенической ванны …………………………….
Для обработки складок……………………………………………...
Банк препаратов: 1% раствор бриллиантовой зелени, 3% перекись водорода, банеоцин, оксолиновая мазь, ихтиоловая мазь, тетрациклиновая мазь, раствор фурацилина 1:5000, эритромициновая мазь, валидол, парацетамол, 5% раствор перманганата калия, римантадин, 5% спиртовой раствор йода, вазелиновое масло, 0,9% хдорид натрия, 30% сульфацил-натрия, корвалол.
К лабораторному занятию № 2
Задача № 1
Ребенку 6 дней, девочка, масса тела при рождении 2200 гр., длина 45 см. Медсестра при утреннем обходе отметила у неё отек грудных желез, выделение из них секрета, напоминающего молозиво. Изменений кожи над железами не отмечено.
Задания:
1. Проанализируйте состояние ребенка.
________________________________________________________
2. Что это может быть?________________________________
3. Достаточная ли масса тела у ребенка?_____________________________________
4. Какая информация Вас еще интересует?____________________________________
5. Какая тактика медсестры при данном состоянии.
_______________________________________________________________________________
Задача № 2
Ребенку 3 дня, мальчик. Масса тела при рождении 3540 гр., длина 51 см. При проведении утреннего туалета новорожденного медсестра обнаружила у ребенка гнойное отделяемое из глаз.
Задания:
1. О каком состоянии (заболевании) можно подумать?
________________________________________________________
2. Какие обследования необходимо провести ребенку?
________________________________________________________
3. Как ухаживать за ребенком?
________________________________________________________
Задача № 3
Новорождённый родился у здоровой матери, роды физиологические, вес при рождении 3300г. На 5-е сутки при выписке вес 3200 г.
Задания:
1.Какова потеря веса у ребёнка?
_________________________________________________________
2.Ваш предположительный сестринский диагноз?
_________________________________________________________
3.Дайте рекомендации матери по уходу за ребенком:
________________________________________________________
Задача № 4
Новорожденный ребенок, девочка, 5 дней. От первой беременности, протекавшей с легким токсикозом в 1-й половине. Срочные роды. Масса тела при рождении 3100 г, длина тела 51 см. Оценка по шкале Апгар8/9 баллов. Закричала сразу, к груди приложена через 2 часа после рождения. Состояние за время наблюдения в последующие дни жизни удовлетворительное. Первые дни теряла в массе, масса тела на 4-е сутки составила 2950 г. На 5-е сутки появилось нагрубание молочных желез.
При осмотре на 5-й день жизни состояние удовлетворительное, сосет хорошо, активна, масса тела 3000 г, физиологические рефлексы вызываются, мышечный тонус удовлетворительный. Кожные покровы розовые, на коже лица, больше на крыльях носа, переносице, имеются беловато-желтоватые мелкие узелки, на коже груди и живота – крупнопластинчатое шелушение. Молочные железы увеличены с обеих сторон до 2 см, при надавливании выделяется бело-молочная жидкость; пупочная ранка чистая. В легких дыхание пуэрильное, сердечные тоны отчетливые. Живот мягкий, безболезненный, печень выступает из-под края реберной дуги на 1 см, умеренной плотности, селезенка не пальпируется. Стул с непереваренными комочками, прожилками слизи.
Задание:
1. Какие пограничные состояния наблюдаются у данного ребенка?
________________________________________________________
2.Почему отмечалось падение веса в первые дни жизни?
______________________________________________________
3.Чем объяснить нагрубание молочных желез? Необходим ли осмотр хирурга?
_________________________________________________________________
4.Чем обусловлено наличие крупнопластинчатого шелушения? Необходим ли осмотр дерматолога?
________________________________________________________
5.С чем связано изменение характера стула?
________________________________________________________
6.Назовите комплекс мероприятий по уходу и режиму, необходимых при выявленных пограничных состояниях.
_______________________________________________________
7.Как следует кормить этого ребенка?
_____________________________________________________
Задание № 2. Определите чаще всего используемые препараты по уходу за пупочной ранкой у новорожденного ребенка.
1 2 3 4 5
__, __, __ . |
Задание № 3. Соберите аптечку для новорожденного ребенка, запишите в таблицу название содержимого и его назначение.
№п/п | Наименование | Назначение |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
9. | ||
10. | ||
10. | ||
12. | ||
13. | ||
14. | ||
15 |
Задание № 4. Решите ситуационную задачу:
Задача № 1
Вы – медицинская сестра детского отделения перинатального центра. К выписке домой готовится молодая мама с 5 -дневным ребёнком. Мама обратилась к Вам с просьбой научить её правильно ухаживать за ребёнком в домашних условиях при проведении утреннего туалета малыша.
Задание:
Научите маму правилам и последовательности проведения утреннего туалета новорожденного ребенка. Напишите алгоритм проведения утреннего туалета новорожденного ребенка.
1.………………………………………………………………………
2.………………………………………………………………………
3.………………………………………………………………………
4.………………………………………………………………………
5.………………………………………………………………………
6.………………………………………………………………………
7.………………………………………………………………………
8.………………………………………………………………………
9.………………………………………………………………………
10………………………………………………………………………
Задача № 2
Вы – медицинская сестра детского отделения перинатального центра. К выписке домой готовится молодая мама с 4- дневным ребёнком. Мама обратилась к Вам с просьбой научить её правильно ухаживать за пупочной ранкой в домашних условиях.
Задание:
Научите маму правилам последовательно обрабатывать пупочную ранку новорожденному ребенку. Напишите алгоритм обработки пупочной ранки новорожденного ребенка.
1………………………………………………………………………..
2………………………………………………………………………..
3………………………………………………………………………..
4………………………………………………………………………..
5………………………………………………………………………...
6……………………………………………………………………….
.7………………………………………………………………………..
8………………………………………………………………………..
9………………………………………………………………………...
10……………………………………………………………………….
Задание № 5. Заполните таблицу оценки новорожденного ребенка по шкале Апгар.
Признаки | |||
Частота сердцебиений | |||
Дыхание | |||
Мышечный тонус | |||
Реакция на раздражение крыльев носа | |||
Цвет кожи |
Задание № 6. Дополните ниже приведенные утверждения.
1. Реактивная краснота кожи, возникающая после удаления первородной смазки, называется________________________________________________________________
2. Причиной физиологической желтухи у новорожденного является _________________________________________________________________________
3. К признакам полового криза у новорожденного ребенка относят___________________________________________________________________
4. Интранатальный период - это период от начала родовой деятельности до_______________________________________________________________________
5. После рождения ребенка температура тела _________________________________
6. Первородное молоко- это______________________________________________________
7. Гипогалактия - это______________________________________________________________
К лабораторному занятию № 3
К лабораторному занятию № 4
Задача №1
При осмотре ребенка в возрасте 3-х месяцев в детской поликлинике медсестра сделала запись в амбулаторной карте: «ребенок улыбается, хорошо упирается на ножки, следит за предметом, не сидит, не говорит».
Задание:
1. Какая часть записи в данном случае нецелесообразна и почему?
____________________________________________________
2. Что ещё следовало бы проверить и внести в карту, характеризуя психомоторное развитие ребенка?
____________________________________________________
Задача №2
Ребенок здоров. Хорошо ходит, говорит несколько слов, знает название многих предметов, понимает запрет. Неопрятен. Начинает самостоятельно есть ложкой.
Задание:
1.Какому возрасту соответствует психомоторное развитие этого ребенка.
____________________________________________________
2.Дополните характеристику НПР ребенка этого возраста.
__________________________________________________
Задача № 1
Масса новорожденного 3200 грамм, длина тела 50см. Находится на грудном вскармливании. Сейчас ему 5 месяцев.
Задание:
1.Рассчитать какую он должен иметь массу.___________________________________________________
2.Составьте диету на один день.
6-00_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
Задача № 2
При рождении масса ребёнка 3200 грамм, длина тела 50см. В настоящее время ему 5 недель, его масса 3700гр. Мать обратилась к врачу по поводу того, что ребёнок стал беспокойным, реже стал мочиться. Мать кормит его через 3,5 часа и считает, что у неё достаточно молока. При контрольном взвешивании до и после кормления выяснилось, что ребёнок высасывает 65 гр. молока. После кормления при сцеживании молока не остаётся в груди.
Задание:
1. Достаточно ли ребёнок прибавляет в массе? Достаточно ли молока у матери?
2. Решить вопрос о необходимости докорма.
Задача № 3
Масса ребёнка при рождении 3000гр, длина тела 43см. Ему один месяц. С 21 дня находится на искусственном вскармливании.
Задание:
1.Рассчитайте суточное и разовое количество пищи по объёмному методу. _____________________________________________________________________________________________
2. Перечислите названия необходимых смесей._______________________________________________________________________________________
Задача № 4
Ребёнку 5 месяцев, здоров, растёт и развивается соответственно возрасту, на грудном вскармливании.
Задание:
1. Рассчитайте долженствующие показатели массы тела. При рождении - 3300гр, рост - 51см. ________________________________________________________________________________________
2. Рассчитайте суточный, и разовый объём пищи. __________________________________________________________________________________________
Задача № 5
На приёме мальчик 7 месяцев, находится на грудном вскармливании, здоров, растёт и развивается по возрасту. При проведении антропометрии получены следующие данные:
масса тела - 9200гр,
длина тела – 72см,
окружность головы – 46,5см,
окружность груди – 47см.
Задание:
1.Оцените его физическое развитие.
Задание № 2. По предложенному плану составьте беседу для мам о преимуществах грудного вскармливания.
Грудное вскармливание — это биологически активный продукт, в котором содержатся все необходимые вещества, предназначенные для правильного развития ребёнка:__________________________
_________, все витамины, минеральные вещества, ферменты и факторы иммунной защиты. Грудное молоко содержит все необходимые вещества, обеспечивающие правильное ______________. Все пищевые вещества, входящие в состав грудного молока, быстро и легко ________________. Грудное молоко оказывает благоприятное воздействие на _______________. Влияет благоприятно на микрофлору кишечника и защищает от_____________________. Снижается риск развития аллергии у ребёнка. Всегда в наличии, «под рукой», готово к__________________. У грудного молока оптимальная температура, оно стерильно и бесплатно. В молоке содержится ряд незаменимых________________________, которые мало или совсем не вырабатываются в организме ребенка. Вскармливание грудью физически легче и менее хлопотно для матери, чем приготовление _______________. Молока поступает столько, сколько нужно для ребёнка, поэтому редко бывает недокорм или ____________________.Кормление грудью оказывает успокаивающее действие как на мать, так и на_________________ Кормление грудью способствует лучшему контакту между ребенком и ___________________________.
Задание № 3. Продолжите определения:
Прикорм-
______________________________________________________
Блюда прикорма -
_____________________________________________________
Продукты прикорма -
______________________________________________________
Докорм-
____________________________________________________
Задание № 4. Закончите фразы о Правилах введения прикорма:
1.Начинать введение нового продукта только тогда, когда ребенок ____________________________________
2.Не начинать введение прикорма в жаркую погоду и во время проведения ____________________________
3.Каждый новый продукт надо вводить постепенно, с небольших количеств (сок - с нескольких капель, пюре и каши – с 1/2 чайной ложки), внимательно наблюдая за его_________________________________________;
4.Прикорм следует давать детям до кормления грудью, с ложечки, а не через __________________________;
5.Введение нового вида пищи следует начинать с одного продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких _______________________________________________.
6. Блюда должны быть гомогенными и не вызывать затруднений при глотании, следует постепенно переходить к более густой и плотной пищи, приучая ребёнка к ______________________________________.
Задание № 5. Какие из перечисленных признаков для ребенка соответствуют недостаточности лактации. Укажите правильные ответы.
1.Низкая прибавка в массе тела.
2.Необходимость в частых прикладываниях к груди.
3.Редкие мочеиспускания.
4.Беспокойство ребенка и крик во время и сразу после кормления.
5.Совершение ребенком во время кормления грудью много сосательных движений при отсутствии глотательных.
6. Изменение ЭКГ.
7.Скудный редкий стул.
8.Отсутствие остатков молока у матери при сцеживании после кормления ребенка.
9. Беспокойный сон.
10.Пороки развития.
__, ____,______,______,______,______,_______,_________.
К лабораторному занятию № 6
К лабораторному занятию № 7
Тема: Школьный период.
Задание № 1. Составьте режим дня для ребенка младшего школьного возраста, ориентируясь на принципы питания в этом возрасте.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2. Составьте комплекс упражнений разминки на 2-ой перемене для школьников младших классов.
Упр. № 1_____________________________________________________________________________________
Упр. № 2 _____________________________________________________________________________________
Упр. № 3_____________________________________________________________________________________
Упр. № 4_____________________________________________________________________________________
Упр. № 5_____________________________________________________________________________________
Задание № 3. Составьте беседу с подростком на одну из предложенных тем:
- Что такое наркомания?
- Зачем нужен алкоголь?
- Незапланированная беременность.
- Зачем нужна семья?
- Что должны знать девушки?
- Что должны знать юноши?
- Выбор профессии.
Беседа на тему: ________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»
Здоровый человек и его окружение.
Здоровый ребенок.
Практические задания к лабораторным занятиям
студент группы_______
специальность 34.02.01 Сестринское дело
___________________________________
(Фамилия, Имя, Отчество)
Подпись_______________
К лабораторному занятию №1