Промежуточный возраст. (От 12–15 лет).
Период этот соответствует самым последним годам отрочества и стоит на пограничной черте юности.
В переходном возрасте происходят физические и нравственные перемены, предвещающие юность. Физические изменения состоят в усилении роста тела и появлении первых проблесков возмужалости. Эти перемены оказывают существенное влияние на нравственный строй и сообщают ему особый, типичный отпечаток. Психологические особенности переходного возраста состоят в следующем.
В ходе развития чувств начинает замечаться временный застой и колебания, вызываемые особенностями физического развития.
Умственные способности продолжают развиваться безостановочно; однако же, благодаря колебаниям чувства, умственная работа совершается менее успешно, что особенно заметно в школах. Ум в эту пору еще не обладает способностью к сравнениям и обобщениям, к оценке и критике; он гораздо более склонен к подробной частной работе и к отдельным, дробным умственным упражнениям.
Воля, в противоположность другим сторонам душевного склада, начинает решительно, безостановочно успешно нарастать. Однако же, такое нарастание воли еще не создает характера, так как характер обусловлен совместным развитием чувства и воли. И в самом деле, в переходном возрасте мы замечаем неустойчивость характера в зависимости от колебаний чувства и от недостаточного развития способности к критике, оценке и обобщениям. Такие свойства и особенности психологического склада вызывают ту типическую односторонность душевной жизни, какой не замечается ни в предыдущих, ни в последующих возрастах. Односторонность проявляется в нелепом ребяческом героизме, в наклонности к сказочным подвигам, в роде, например, предпринимаемых побегов из дому, проектов путешествий в отдаленные страны, легендарных замыслов, в которых великое и смешное, зрелое и детское сплетены между собой неразрывно. Об этих типических проявлениях промежуточного возраста приходится, время от времени, читать в газетах. Для пояснения приводим следующий пример.
В Тирасполе главной темой для разговоров, как сообщают «Новостей Дня», служит внезапное бегство в Южную Африку на театр военных действий к бурам трех учеников 4-го класса местного городского училища.
Юные герои: Й., С, и Б., зорко следя в последнее время, по газетным сообщениям, за действиями воюющих сторон воспылали ненавистью к англичанам. Наконец, воинственные наклонности юных героев достигли крайних пределов, и вот, 2-го февраля они отправились из Тирасполя прямо в Трансвааль. Родители юных героев очень опечалены бегством сыновей и приняли все меры для розыска ярых бурофилов.
Такие же герои бежали уже, как сообщалось, из Курска, Кишинева, Москвы и др. городов. Такова впечатлительность отзывчивой детской души, замечает газета22. ‹…›
II. Юность.
Юность начинается около 15 года жизни, переходит, в возрасте от 18–20 лет, в зрелую юностью и затем, незаметно – в зрелый возраст.
Юность души совпадает с весьма существенными процессами физического развития, так что оба цикла явлений находятся в некотором соотношении и связи, по крайней мере, по времени.
Юность характеризуется возбуждением всех сил души – чувства, ума и воли. Это возбуждение носит характер глубокого органического процесса, никогда более не повторяющегося в жизни. В этом кроется важное психологическое и педагогическое значение юношеского возраста.
С наступлением юности, чувства получают печать необыкновенной глубины, искренности и идеальной чистоты.
Воля в юности быстро нарастает и сообщает всему душевному строю характер решительности, смелости и независимости духа.
Но наибольшие перемены происходят в умственном строе. Основную черту умственного развития юноши составляет глубокое стремление осветить и объединить всю душу, связать в одно целое все впечатления, хранящиеся в памяти, и установить единое цельное миросозерцание, примирив все противоречия, разрешив для себя все проблемы. В этом периоде решается вопрос о призвании, предначерчивается план всей дальнейшей жизни. У молодых девиц так и нравственная чуткость достигают в эту пору истинной художественной высоты, придавая всему существу отпечаток возвышенных неземных свойств.
Описанные изменения, совершающиеся в зреющей человеческой душе, носят на себе типическую печать идейного процесса с широкими планами и смелым полетом мысли.
Чем правильнее протекает психическая эволюция юности, тем более в юноше замечается сдержанности и тем отчетливее обозначается отсутствие стремления к действию: великие дела, героические подвиги, борьба со злом, служение обществу, – все эти великодушные порывы переживаются в форме умственных процессов. Жизнь еще не требует от юности дел, предоставляя ей развиваться и зреть, вдумываться в свое призвание, расширять свои горизонты, организовать свою душу, создавать программы жизни. Истинная юность посвящена, главным образом, этому: она вся в будущем, она живет надеждами. Действует старшее поколение, пока на помощь и на смену ему не приходит зрелая юность.
Подобно любви, которая обладает силой преобразовывать человека и вносить в душу глубочайший залог нравственного долга, – и все процессы, совершающиеся в юной душе, оставляют в ней неизгладимый след, пребывающий живым и жизненным началом в течение всей дальнейшей жизни человека. Оттого юность дорога нам, как период великого преобразования души, в котором все возвышенное, сильное, доброе, истое вступает в обладание душой и соединяется с нею органически.
Чтобы этот органический процесс юности совершился правильно, необходимы, со стороны юного существа, непрерывные усилия и напряжения, чтобы идти в уровень с раскрывающимися запросами души. Необходима величайшая нравственная бдительность, чтобы исполнить долг юности, который не менее, если не более, важен, чем долг последующих возрастов. Не должна быть пропущена ни одна минута. Притча о десяти девах полна глубочайшего жизненного смысла в применении к юности. Юность коротка, она проходит быстро, ее нельзя возвратить!
Опасности, которые могут грозить юности, состоят: в возможности недоразвития, в нравственной узости и в нравственном старчестве.
Умственная недоразвитость типически сказывается наклонностью поступкам и действиям, характеризующим предшествующий возраст, т. е. стремлением к фантастическому, к чудовищным планам, к болезненному, нездоровому героизму и т. д.
Опасность нравственного старчества зависит от недостаточного упражнения нравственных сил в юные годы. Основной факт, характеризующий умственное старчество, состоит в преждевременной утрате идеальной пытливости, в нравственном охлаждении, в подчинении рутине и грубому практицизму среды, в общем нравственном понижении с отказом от идеалов жизни. От подобной умственной опасности вполне застрахованы все талантливые люди и все вообще люди, которые не перестают умственно работать, не засыпают нравственно, не гасят, подобно юродивой деве, своего светильника. Но те, кто в юности мало упражнял свои умственные способности, могут легко впасть в преждевременную умственную старость, притом не только после сорокалетнего возраста, но и гораздо раньше. Иногда это печальное явление наступает уже вслед за окончанием юности, т. е. после двадцати годов.
Многими компетентными наблюдателями засвидетельствован факт раннего и необыкновенно частого появления умственного старчества в наше время.
В основе указанных сейчас отклонений в нравственной эволюции юной души лежат или физические причины (болезни, физическое истощение, утомление), или нравственные причины. В ряду последних важнейшее место принадлежит понижению общественных и нравственных идеалов в старшем поколении (А. Ф. Кони) и зависящему от того упадку воспитательного воздействия старших на младших. Значение этого условия раскрыто М.Ю. Лермонтовым в его глубокомысленном художественном «монологе», который заканчивается словами:
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит.
И нам горька остылой жизни чаша,
И уж ничто души не веселит.
Умственное старчество есть самая опасная болезнь юного возраста!
IV. Зрелый возраст
В физическом смысле зрелый возраст начинается с окончанием роста организма, около 26–30 года, но психическая зрелость наступает раньше. Нередко, однако же, психическая зрелость запаздывает, что выражается неполным развитием воли и зависящей от того недостаточной силой самообладания, не взирая на хорошо развитый ум и чувства.
Зрелый возраст есть период деятельности человека, и характеризуется стремлением к осуществлению жизненных задач и целей. Деятельность и осуществление задач есть прямой естественный долг человека в зрелом возрасте; но в то же время, это – и долг нравственный, согласно величайшему принципу, по которому всякое дерево, не приносящее плодов, должно быть срублено и брошено в огонь. Личность человека и его индивидуальные особенности кладут отпечаток на самый характер деятельности и на способ осуществления жизненного долга в зрелом возрасте.
Правильно проведенная юность вносит в зрелый возраст не только программы и планы, но и тот запас энергии и внутреннего идейного напряжения, которое является истинным зерном будущего большого дерева ‹…›.
Зрелый возраст иногда называют возрастом практической жизни, в противоположность идейной жизни юности. При правильном ходе психической эволюции, юность и зрелый возраст так между собой разнятся, как проект и его исполнение или, вернее, как идея и ее конкретное осуществление или применение. Подобно юности, смелой и пламенной в построении планов жизни, зрелый возраст полон глубокого одушевления на пути осуществления жизненных задач, освещаемых и одушевляемых идеалами. Правда, нередко случается, что самый процесс осуществления жизненных задач, на деле становится окончательной целью, ограничивая таким образом душевные потребности и заслоняя в человеке свет идеалов, отчего может происходить разлад между жизнью принципиальной и действительной. Независимо от того, самое осуществление конкретных задач и частных целей жизни способно вносить и иногда вносит в душевный строй некоторую односторонность, закрепляемую временем и привычкой. Отсюда происходит своего рода специализация души в известном направлении с нарушением идеальной полноты духа. При таких условиях психическая жизнь могла бы сделаться односторонней и до известной степени сузиться, если бы не существовало нравственных корректив. Такими коррективами являются: религия, наука, семья, общественная жизнь и психологическая разница полов. Все эти начала вносят в душу ту разносторонность, ту широту и глубину, которая поддерживает в человеке душевную полноту и цельность, не давая уснуть ее разносторонним запросам. В особенности ближайшее деятельное значение имеет семья с ее интересами, охватывающими все возрасты; при этом, быть может, наиболее сильная доля семейного начала принадлежит женщине.
По самому складу своей разносторонней души, женщина остается на всю жизнь чуждой всякого рода психической специализации. Благодаря более полному развитию чувства, женщина навсегда сохраняет в своей душе больше идеализма и широты, нежели мужчина. До глубокой старости в сердце женщины и в ее душе остаются свежими черты идеальной юности и невинного детства. Поэтому, женщина, более, нежели мужчина, проникнута пониманием юной зреющей жизни и является естественным соединительным звеном двух поколений, объединенных в семье. Немаловажную психологическую ошибку делают те, кто думает, что одна внешняя сила, а не естественные особенности женщины поставили ее в центре семьи и вдали от практических интересов. Служба женщины на страже широкого течения психической жизни и универсальные способности женщин в понимании души нового назревающего поколения так ценны для успехов психического развития человечества, что жизнь навсегда сохранит за женщиной ее высокое положение нравственного старшинства в семье и обществе.
Главнейшие ошибки психического развития, наиболее свойственные зрелому возрасту, состоят в недоразвитой, слабой воле у мужчин, в отсутствии такта и тонкого развития чувств у женщин. При таких условиях мужчина становится мало деятельным и непостоянным, а женщине угрожает опасность нравственного подчинения среде и рутине, с утратой ее возвышенной чистоты и нравственной проницательности.
V. Старость.
В возрасте между 45–55 годами начинается понижение физической жизни организма, выражающееся в уменьшении величины и размеров всех органов тела, в том числе и – головного мозга. Такое изменение не может остаться без влияния на психические отправления, по крайней мере, в количественном отношении. В этом смысле душа старца отличается от души других возрастов жизни. Впрочем, не нужно думать, что в душе старца мы имеем дело с явлениями психического упадка и с разрушением тех величайших начал, которые мы называем человеческим сердцем, человеческим духом. Бывает и это! Но мы не остановимся ни на патологии, ни на отклонениях; в нашу программу входит изложение естественного хода психической эволюции с возрастом. Не только болезненная старость, но и неправильно проведенная, бездеятельная юность полна психических пробелов и недочетов, но они относятся к исключительным явлениям. Возвращаемся к нашему предмету.
Беспрерывная работа, неусыпное напряжение органа мысли сообщает ему такую остроту, придает такую силу и до такой степени совершенствует и повышает его работоспособность, что, даже при некоторой физической слабости нервной системы и мозга, психическая деятельность может оставаться высокой и тонкой, как мы видим на примере Гаусса, Моммзена и других великих людей. Исследование их мозга достаточно подтверждает сказанное. Упражнение мыслительного органа придает ему особую силу и работоспособность. Но существует и более прямой корректив. Исследование мозга Гельмгольца, Менцеля и др. показало, что постоянно умственное и нравственное напряжение предохраняет мозговую ткань от разрушения и поддерживает ее в состоянии физиологической жизненности. Все в организме такого труженика, стареют, все органы – сердце, мышцы, кости – стареют и атрофируются, но орган мысли – мозг остается в сохранности, рука времени его не касается. Какое ободрение труженикам человечества в этом знаменательном факте! Какое утешение для тех, кто приближается к предельному сроку человеческой жизни! Пусть разрушается тело – таковы законы природы, – но пусть, до последней минуты жизни, не покидает человека ясность ума, сила воли и огонь сердца! Пример жизни великих людей показывает, что это достижимо, и путь к этому – непрерывное усовершенствование своих нравственных сил. Гениальность – это значит неусыпный труд, говорит Г. Гёте. Великие люди: Шарко, Гельмгольц, Моммзен, Бунзен, Менцель, Софья Ковалевская трудились с полным успехом до старости, многие до самой глубокой старости, а некоторые, как Моммзен и Менцель, до последних дней жизни. Эта способность неусыпного труда и духовного усовершенствования есть не столько дар природы, сколько заслуга личности. И тот, кто работает, вознаграждается за это сохранением своей работоспособности до глубокой старости – до последнего дня жизни!
В своей естественной эволюции человеческая душа достигает, в старческом возрасте, высшей точки развития. Ни один возраст не сравнится со старостью по размерам жизненного опыта и по нравственной высоте, которой достигает человек только в конце своей жизни. Уже и в предшествующем возрасте нравственное совершенство выступает ясно. Родительская любовь есть чувство, превышающее собой любовь сыновнюю и любовь супружескую (В. Вундт). И та, и другая не лишены некоторой доли личного элемента, некоторого оттенка своекорыстия; но любовь родительская – чувство бескорыстное, как и вытекающий из нее родительский долг. Чувства старца стоят еще выше! И это тем более неожиданно, что связь старости с живыми, с этим миром, становится изо дня в день все меньше и меньше. Чем дальше продолжается жизнь в старости, тем меньше остается тех, кто был близок и дорог, с кем душа сроднилась и срослась: все они там, в ином мире, куда и взоры старца обращены естественно (Г. Спенсер). Тем удивительнее становятся те идеальные чувства, та бескорыстная любовь к людям, которыми полна старость. Эти чувства не различают более своих от чужих, присных от дальних. Все они одинакового близки для этого идеального широкого чувства. Душа старца освободилась и очистилась от всего, что называется личным чувством, личным интересом, расчетом, перспективой, ожиданием. Но она очистилась и в другом горниле: утраты, разочарования, несчастья – все это испытано в долгой жизни, но душа устояла. Как у многострадального Иова, несчастья коснулись поверхности души, не затронув ядра. Ядро осталось цельным, чистым, неизменным.
Все стремления старческой души обратились в один сплошной нравственный долг. Ни один возраст человеческой жизни не дает нам образцов столь чистого и возвышенного понятия о долге, как возраст старческий. Понятно то благоговение, которым окружают седую старость все человеческие возрасты. Сама юность, полная идеализма и чистоты, преклоняется пред старостью, пред ее величавыми нравственными чертами. Своей идеальной душой старость близка всем возрастам. Близость старой няни и дитяти – это привычная для нашего взора картина – это два естественные, смежные явления нравственной жизни. Старая няня необходима и в горести, и в счастье; она – поверенный тайн юного сердца; она одинаково нужна и обыкновенному смертному, и великому поэту, который «в суровые дни», так утешает себя мыслью о своей няне:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно, ты ждешь меня...
(А.С.Пушкин)
Старость как будто от всего устранилась, она ушла в себя, она более не живет нашими обычными интересами. Но мы ею живем! Полузасохшая, сморщенная, почти лишенная плоти, она все еще нам необходима, как олицетворенная мудрость, как высшая совесть, как живой вестник иного мира, пред лицом которого мы плачем, каемся, даем обеты, у которого просим благословения, которому поверяем тайны высшего счастья!.. Человечеств не может жить без своей дряхлой верной няни!
Вот она пред нами! Без страха смерти, без волнений, с немощной плотью, но со спокойной совестью, с чувством исполненного долга, ничего не ища от людей – как Божье дитя, полное веры и надежд – бодро стоит она у дверей вечности, в ожидании, когда ударит последний час.
И как дорог человечеству этот образ!
Предметный указатель (?)
Аккомодация . . . . . . 49, 63
Активное осязание . . . . . . 44. 45, 69, 113
Амфибии . . . . . . 17
Аномалии развития . . . . . . 138, 139
Аппараты памяти . . . . . . 7
Ассоциации . . . . . . 64, 66, 80
” непроизвольные . . . . . . 141
” основные . . . . . . 84
” произвольные . . . . . . 141
Биогенетический основной закон . . . . . . 4
Благоговение . . . . . . 19, 100
Большой мозг . . . . . . 8, 9
Бык . . . . . . 19
Вещество мозга . . . . . . 8
Вкус . . . . . . 34, 35, 36
Внимание . . . . . . 40
” внутреннее. . . . . . 40, 63, 77
” внешнее . . . . . . 40, 47, 53, 63, 64
” зрительное . . . . . . 47
” непроизвольное . . . . . . 117
” осязательное . . . . . . 42, 45
” произвольное. . . . . . 143
” слуховое . . . . . . 53
Возбудимость ненормальная . . . . . .101
Возраст переходный . . . . . . 145
Волевая мышца . . . . . . 63
Воля . . . . . . 33, 63, 127, 128, 130, 145
Воспоминания . . . . . . 33, 65
Восприятия . . . . . . 5, 33, 58, 139
” зрительные . . . . . . 39, 47
” слуховые . . . . . . 39, 53
Восприятие стереогностическое . . . . . . 44, 69
Впечатления . . . . . . 84, 100, 101
” воприятие их . . . . . . 58, 76
” зрительные . . . . . . 111
” количество . . . . . . 58
” мышечно-осязательные . . . . . . 68
” переработка . . . . . . 58
” слуховые . . . . . . 107
Гигиена нервно-психическая . . . . . . 56, 57, 95
Глаз . . . . . . 11, 49
Гнев . . . . . . 92
Движения зрительные . . . . . . 52
” слуховые . . . . . . 54
Дряхлость . . . . . . . . 149, 150
Духовная работа . . . . . . . . 143, 144
Душа животных . . . . . . . . 22
” развитие ее . . . . . . 24
Детство первое . . . . . . 25
Детские сады . . . . . . 90
Живость детей . . . . . . 91
Животные . . . . . . 10, 86
Жизнь . . . . . . 152
” коррективы ее . . . . . . 152
” чувство жизни . . . . . . 93, 95
Закон биогенетический основной . . . . . . 4
Зоопсихология . . . . . . 10
Зрительное внимание . . . . . . 47
Зрительное восприятие . . . . . . 47, 52
Зрительные движения . . . . . . 52
Зрелость . . . . . . 151
Зрение . . . . . . 47
Зрение ненормальное . . . . . . 50
Игрушки . . . . . . 113, 114
Игры . . . . . . 68, 114, 127
” интеллектуальные . . . . . . 125
” животных . . . . . . 115
Идиотизм . . . . . . 28, 29, 66
Индивидуальность . . . . . . 133
Инфантилизм . . . . . . 128
Изумление . . . . . . 19
Клетки нервные . . . . . . 4, 22, 59
Коллатералы . . . . . . 59, 60
Коррективы жизни . . . . . . 152
Личность . . . . . . 84, 90, 131
Лошадь . . . . . . 19
Любовь . . . . . . 154
Млекопитающие . . . . . . 19
Мозг большой . . . . . . 8, 9
” его заболевания . . . . . . 28
” его масса . . . . . . 8
” его развитие . . . . . . 5, 67
” его проводящие пути . . . . . . 40, 51
” в старости . . . . . . 153
Музыка . . . . . . 107
Муравей . . . . . . 11
Мышление . . . . . . 58, 86, 139
Мышечное чувство . . . . . . 44, 69
Мышца воли . . . . . . 63
Напряжение мысли . . . . . . 63
” воли . . . . . . 63
Наследственность . . . . . . 133
Недоразвитые характеры . . . . . . 149
Неправильности развития, индивидуальности . . . . . . 149
Нервная клетка . . . . . . 58
Нервный отросток . . . . . . 58
Нервные центры . . . . . . 8, 91
Нервные явления (у новорожденных) . . . . . . 30
Нервно-психическая гигиена . . . . . . 56, 57, 95
Новорожденный ребенок . . . . . . 25, 26
Нормальный ребенок . . . . . . 139
” его признаки . . . . . . 139
Обезьяна . . . . . . 21
Обоняние . . . . . . 38
Общее чувство . . . . . . 36
Односторонность . . . . . . 149
Органы чувств . . . . . . 69
Орудия познания . . . . . . 39
Осязание . . . . . . 42, 45, 122
Осязательная сфера . . . . . . 42
Отростки клеток . . . . . . 59
Отсталые дети . . . . . . 35
Память . . . . . . 80
” аналитическая . . . . . . 142
” ассимилирующая . . . . . . 142
” бессознательная . . . . . . 6
” механическая . . . . . . 141
” протоплазматическая . . . . . . 6
” упражнение ее . . . . . . 143, 144
Паук . . . . . . 15
Переходный возраст . . . . . . 145
Познание вкусовое . . . . . . 34
” зрительное . . . . . . 111
” обонятельное . . . . . . 38
” осязательное . . . . . . 113
” предсознательное . . . . . . 32, 33
” слуховое . . . . . . 107
” орудия его . . . . . . 39
Представления конкретные . . . . . . 125
” общие . . . . . . 99
” свободные . . . . . . 73
Птицы . . . . . . 18
Пути проводящие мозга . . . . . . 40, 61
Пчелы . . . . . . 14
Работа духовная . . . . . . 143, 144
Развитие воли . . . . . . 127
” души животных . . . . . . 23
” индивидуальности ребенка . . . . . . 133
” интеллектуальное . . . . . . 103
” личности ребенка . . . . . . 90, 131
Развитие мозга . . . . . . . . 5, 6, 7, 8, 9, 10
” чувства . . . . . . 39, 54, 91
” речи . . . . . . 85
Репродукции . . . . . . 67, 80
Рыбы . . . . . . 16
Речь. . . . . . 85
Сады детские. . . . . . 90
Самообладание . . . . . . 140
Самопознание . . . . . . 132
Самостоятельность . . . . . . 140
Свободные представления . . . . . . 73, 99
Свет . . . . . . 48
Симпатия . . . . . . 21
Слабость воли . . . . . . 138, 145
Слово . . . . . . 85
Слон . . . . . . 20
Слух . . . . . . 107, 108
Собака . . . . . . 21
Сон . . . . . . 56
Старость . . . . . . 153
Старчество нравственное . . . . . . 149, 150
Стереогнозия . . . . . . 44
Страх . . . . . . 19
Темперамент . . . . . . 133
Типы детей . . . . . . 136
Узнавание . . . . . . 61
Ум . . . . . . 103
Упражнения памяти . . . . . . 143, 144
Утомление . . . . . . 35, 56, 144
Характеры недоразвитые . . . . . . 149
Царство животное . . . . . . 10
Центры ассоциационные . . . . . . 8, 9, 70, 85
Центры нервные . . . . . . 8, 91
” психические . . . . . . 8, 70, 91
” речи . . . . . . 85
” чувственные . . . . . . 9
Цвета . . . . . . 97
Цинизм . . . . . . 23
Черви . . . . . . 10
Чувства высшие . . . . . . 94, 100
” интеллектуальные . . . . . . 94, 98
” религиозные . . . . . . 99
” эстетические . . . . . . 94, 96
” этические . . . . . . 94, 99
Чувствительность детей . . . . . . 101
Чувство виновности . . . . . . 93
” жизни . . . . . . 96
” неожиданности . . . . . . 55, 56, 92
” почтения . . . . . . 100
” приятного и неприятного . . . . . . 37
” страха . . . . . . 19, 20, 92
” стыда . . . . . . 93, 94
” удивления . . . . . . 19
Юность . . . . . . 148
1 Флексиг Пауль – немецкий невролог, один из основоположников современной нейроморфологии. Научные труды П. Флексига посвящены изучению строения мозга животных и человека, главным образом, мозга новорожденных и детей в различных стадиях постнатального развития. [Здесь и далее в сносках приведены прим. науч. ред.]
2 Вейгерт К. – немецкий патолог, разработавший и внедривший в медицинскую практику методы окраски клеточных и тканевых элементов.
3 Спенсер Герберт – английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма; создатель учения о всеобщей эволюции.
4 Гэккель Эрнст – немецкий биолог, эволюционист, сторонник и пропагандист учения Ч.Дарвина. Автор широко известных трудов: «Общая морфология организма» (1866), «Мировые загадки» (1899) и др.
5 Рибо Тюодюль Арман (1839-1916), – французский психолог и психопатолог, один из родоначальников экспериментального исследования высших психических процессов. Автор широко известных в психологии трудов по проблемам памяти. Произвольного внимания, чувств и др. психических функций.
6 Леббок (Lubbock) Джон (1834—1913), английский археолог, биолог и этнограф, один из классиков буржуазной эволюционистской («антропологической») школы, последовательный сторонник применения естественноисторического сравнительного метода в изучении человеческой культуры.
7 Имеется в виду Плиний Старший (24-79 н.э. ) – дренеримский писатель и ученый-энциклопедист.
8 Гольц (Goltz) Фридрих Леопольд (1834-1902) - немецкий физиолог. Его исследования посвящены физиологии центральной нервной системы. Впервые в мире провел в 1891 полное удаление коры больших полушарий (декортикацию) головного мозга у собаки с целью изучения влияния коры на другие отделы центральной нервной системы и различные органы.
9 Прайер (Preyer) Вильгельм (1841-1897) - немецкий физиолог, психолог, специалист по проблемам детской психологии. В противоположность ассоциативной психологии отстаивал идею о важной роли наследственности в развитии ребенка.
10Куссмауль Адольф (1822-1902) - немецкий терапевт; проф. ун-тов в Страссбурге и Гейдельберге.
11 Геффдинг (Hоffding) Харальд(1843–1931) — датский философ–идеалист, историк философии, психолог. Трактовал сознание как высшую форму биологического развития. Предполагал, что свойства отдельных психологических элементов определяются совокупностью связей и отношений, в которые они включены.
12 Вундт (Wundt) Вильгельм (1832-1920) - немецкий психолог, физиолог и философ, основавший в 1879 г. в Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Обучение у Вундта проходили многие известные ученые: О. Кюльпе, Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мюнстерберг, В.М. Бехтерев, Ст. Холл и др.
13 Карлейль Томас (1795-1881) - англ. философ, историк и литератор. По своим взглядам был близок к пантеизму: божественная идея (она же душа мира, добро) составляет основу видимой реальности, сущность каждой личности.
14 Шарко (Charcot) Жан Мартин (1825–1893) — французский невропатолог. Главный врач и руководитель больницы Сальпетриер в Париже. Здесь прошли обучение З. Фрейд, П. Жане, А. Бине. С 1860 г. — профессор невропатологии Парижского университета. Основал Парижскую психоневрологическую школу.
15 Геффдинг (Hoffding) Харальд (1843–1931) — датский философ–идеалист, историк философии, психолог.
16Мейман Эрнст (1862 – 1915) — немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Основной целью экспериментальной педагогики считал изучение общих закономерностей и индивидуальных особенностей физического и духовного развития ребенка в условиях применения тех или иных дидактических приемов. В качестве методов использовал эксперимент, систематическое наблюдение за детьми и анализ детского творчества.
17 Бине Альфред (1857–1911) — французский психолог, один из основателей тестологии. В начале ХХ в., совместно с Т. Симоном, приступил к созданию тестов для определения уровня умственного развития детей, обобщивших их разработки по изучению памяти, внимания, мышления.
18 Метод психологического исследования, получивший впоследствии название «ассоциативного эксперимента».
19 Эббингауз Герман (1850 –1909) — немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии. Разработал несколько методик для исследования процессов памяти. Провел экспериментальные исследования памяти на основе запоминания слогов. Установил, что осмысленный материал запоминается лучше, чем бессмысленный.
20 Йост (Jost) Адольф (1870 – 1920) — немецкий психолог, специалист в области экспериментальной психологии.
21 Крепелин (Kraepelin) Эмиль (1856–1926) — немецкий психиатр, ученик В. Вундта. Разработал классификацию душевных заболеваний, в которой, наряду с другими интеллектуальными расстройствами выделил деменцию и манию. Был сторонником применения психологических методов в психиатрии.
22 Новости Дня. – Россия, 1900. – № 290.