Обзор районов проведения СТП.

Краткая история туристского освоения районов страны плановыми маршрутами, основные туристско-экскурсионные объекты страны. Физико-географический обзор районов. Маршруты СТП различных видов туризма и категорий сложности, пути подъезда, входа и выхода. Особенности районов проведения СПТ, возможности организации и проведения СТП в разное время года. Вероятные маршруты. Национальные особенности и обычаи местного населения. Особенности разработки СПТ с углубленными знаниями ИП истории, географии, этнографии, национальных особенностей, обычаев, легенд, былей, баек, текстов экскурсий. Включение различных экскурсий в СПТ, осмотр памятников природы, культуры, истории. Посещение музеев, памятных мест, фольклорных и этнографических программ. Взаимодействие с местными экскурсионными бюро.

Инструктор-проводник, его ответственность, права и обязанности.

Инструктор-проводник – первичное профессиональное звено индустрии туризма. Требования к гиду-проводнику, его ответственность и обязанности. Должностные инструкции гидов-проводников, договор подряда или контракт на выполнение обязанностей. Добровольное подчинение туристов инструктору-проводнику— основа отношений в туристской группе. "Правила проведения соревнований туристских спортивных походов" основной документ, регламентирующий основные аспекты работы ИП. Роль ИП на этапах подготовки и проведения СПТ. Работа инструктора-проводника при подготовке к проведению тура. Организационная работа ИП. Снабженческая работа ИП. Хозяйственная работа ИП. Работа ИП на транспортной части тура (трансфер). Техническая и учебная работа ИП на маршрутной части тура. Кухонные и сервировочные работы инструктора-проводника. Принципы управления группой, зависимость метода управления от туристов и ИП. Моральная, административная и юридическая ответственность ИП и туристов. Взаимоотношения с местными властями, лесной охраной, рыбнадзором, охотничьей инспекцией и т.д. Знание ИП их прав и полномочий, знание собственных прав при проверках. Сохранение ИП коммерческой тайны и «нау-хау» турфирмы. Недопустимость ведения переговоров с туристами о частных поездках с ними, без участия турфирмы. Этика ИП и ответственность за не законное предпринимательство. Подбор и обучение гидов-проводников. Проведение маркировочного похода. Повышение квалификации инструкторов-проводников.

Отчет о СПТ.

Назначение и роль отчета об СПТ. Ведение ИП дневника тура. Основные разделы отчета о СПТ и приложений к нему. Требования к оформлению отчета. Типовые недостатки отчетов. Классификация и хранение отчетов. Современные методы оформления отчетов, использования компьютерных технологий. Дискеты, CD – диски, Интернет, сайты, WEB странички и библиотеки в Интернете. Участие отчетов СПТ в Чемпионатах. Финансовый отчет ИП. Выводы и рекомендации по улучшению обслуживания и изменениям СПТ.

2.18. Общая и специальная физическая подготовка гидов-проводников. Значение и особенности физической подготовки ИП. Общая и специальная физическая подготовка. Роль утренней гимнастики и методики ее проведения. Комплексы упражнений для подготовки к работе ИП на маршруте. Занятия способствующими и смежными видами спорта. Организация и проведение тренировок. Закаливание организма. Личная гигиена, уход за телом. Нормы нагрузок в тренировочном процессе. Контроль и самоконтроль за состоянием здоровья. Воспитание и развитие выносливости, силы, быстроты и пр. качеств и формирование специальных двигательных навыков (обучение движениям), например работа с веслом. Проведение разминки для туристов перед выходом на сложный участок маршрута.

3. Методологические основы подготовки ИП спортивного туризма

3.1. Нормативные документы по подготовке ИП.

Положение о подготовке кадров в спортивном туризме Российской Федерации, в части, касающейся ИП и И. Специализированные школы по подготовке ИП, факультативное обучение ИП в школах по подготовки кадров для СТ. Категории ИП. Квалификационные требования ИП. Порядок присвоения званий и категорий ИП. Права и обязанности ИП.

3.2. Основы педагогики. Сущность обучения туристов. Понятия "знания", "навыки" и "умения" в контексте подготовки ИП. Роль инструктора в обучении ИП. Процесс усвоения ИП и туристами знаний, навыков, и умений. Основные принципы обучения ИП научность, связь теории и практики, сознательность и активность обучаемых, наглядность, систематичность, последовательность и доступность обучения, прочность усвоения. Индивидуальный подход. Учебная работа ИП изложена в разделах 1 и 2 настоящего документа. Методы обучения: устное изложение материала, беседа, показ с пояснением, демонстрационный метод, практическое занятие, самостоятельная работа, семинарские занятия, инструктаж,

З.З. Организация и проведение учебных мероприятий по подготовке ИП.Формы подготовки ГП спортивного туризма. Курсы (школы) и семинары (сборы), их особенности. Структура школы, сбора и семинара по подготовке ИП. Порядок утверждения школы в МКК. Формы финансирования учебного мероприятия. Руководство школы ИП, его функции. Преподавательский состав школы ИП, задачи инструкторов школы ИП. Функции и ответственность заведующего учебной частью школы ИП. Инструкторский (тренерский) совет школы ИП, его работа в городских условиях и во время учебного СПТ. Учебное отделение школы ИП. Организация учебного процесса: назначение руководства школы ГП, обеспечение материально-технической базы, подбор инструкторов, набор слушателей, подготовка учебного процесса, утверждение школы ИП, формирование учебных отделений. Внутренний распорядок школы ИП. Формы учебной работы в городской период. Учебная работа в учебном СТП. Формы и методы самостоятельной работы слушателей. Завершающий период работы школы ИП Учебная документация и литература. Стажировка слушателей в учебном СПТ.

3.4. Организация работы преподавательского состава Школы ИП.Преподавательский состав школы ИП: начальник учебной части, инструкторы (тренеры, стажеры) учебных отделений, лекторы, приглашаемые из других организаций. Основная задача завуча — создание единого коллектива преподавателей и инструкторов. Основная задача инструкторов — работа в учебных отделениях, подготовка и проведение теоретических и практических занятий по учебному плану, подготовка и проведение учебного СПТ. Особенности работы инструкторов школы ИП. Подготовка занятий, контроль их проведения. Работа инструкторского совета. Взаимоотношения руководства школы ИП с инструкторами и стажерами.

3.5. Подготовка и проведение лекций и бесед в школе ИП.Этапы подготовки: разработка плана занятия, изучение материала, оформление текста. распределение материала по плану с соблюдением методических и логических требований. Записи лекций и предварительное их чтение, контроль времени. Чтение лекций. Формы изложения материала, поведения лектора, установление контакта со слушателями. Изложение материала в зависимости от состава слушателей. Подача лекционного материала: дикция, темп речи. Обозначение начала и финала лекции. Виды бесед: вводные, заключающие, беседы-рассказы, беседы-обсуждения, беседы-диспуты, особенности их проведения.

3.6. Подготовка и проведение практических занятий в школе ИП.Методология тренировочного процесса.Виды и формы практических занятий, их зависимость от вида туризма, категорий обучаемых, насыщенности средствами материально-технического обеспечения и т.п. Технология подготовки практического занятия. Цель занятия, содержание, методы и средства достижения цели. Выбор места и метода проведения занятий. Методическая разработка практического занятия. Ее содержание: тема занятия, место и продолжительность, количество участников, содержание и ход занятия, средства материально-технического обеспечения, литература. Подготовка методических разработок к занятиям по темам учебного плана, взаимное обсуждение и рецензирование методических разработок слушателями. Учебная практика слушателей по проведению занятий с использованием подготовленных ими методических разработок. Организация тренировочного процесса методы и формы его проведения.

Наши рекомендации