Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении, исправьте их.
Домашняя работа № 4
«Синтаксические нормы»
Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении, исправьте их.
1. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации.
2. Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссии.
3. В стихотворениях употребляются обращения к неодушевленным предметам с целью повышения их выразительности и эмоциональности.
4. Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию.
5. Кутузов, как показал Л.Н. Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах.
6. Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников «шоковой терапии», которая должна быть проглочена.
7. Можно без преувеличения сказать, что в столице садоводов и огородников миллионы.
8. Бурное обсуждение вызывает вопрос о способности президента управлять страной по медицинским показателям.
2. Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей дополнения (обстоятельства). Отметьте семантико-стилистические различия между синонимическими парами.
Ручаться – гарантировать.
Начать – приступить.
Одевать – надевать.
Спрос – потребность.
Беспокоиться – тревожиться.
Примириться – смириться.
Преимущество – превосходство.
Вера – уверенность.
Расфасовать – упаковать.
Тормозить – препятствовать.
Обосновать – основать.
Сходный – идентичный.
Опираться – базироваться.
Поражаться – удивляться.
Полон – наполнен.
Предупреждать – предостерегать.
Ценить – дорожить.
Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.
1. Среди психологов широкое распространение получила точка зрения о творческом процессе как явлении психологическом.
2. Этот человек всегда был неприятен для меня своим эгоизмом и себялюбием.
3. Делаются выводы по получению различных химических соединений.
4. В борьбе по снижению преступности мы занимаем не последнее место.
5. В этом проявилось преимущество Печорина над окружающей средой.
6. Журналисты получили ответы по всем интересующим их вопросам.
7. Он не оплатил за проезд в автобусе.
8. Этот факт показывает о том, насколько экономически опасны неплатежи.
9. В нашей стране женщины равноправны мужчинам.
10. Получить приказ за подписью директора.
11. Красоту Москвы не опишешь и не расскажешь.
12. Ему удалось заинтересовать и отвлечь ребят от дурных поступков.
13. Эти воспитатели способны воспитывать и обеспечить надлежащий уход за детьми.
Проанализируйте грамматическую координацию главных членов предложения. В случае необходимости устраните речевые ошибки.
1. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника.
2. В углу, за карточным столом, сидело трое из генералов пикника: тучный, снисходительный и раздражительный (И.С. Тургенев).
3. Деревня показалась ему довольно велика: два леса были у ней справа и слева (Н.В. Гоголь).
4. Американцы с помощью радиопередатчиков попытались проследить за перемещением животных и их судьбой. За короткое время восемнадцать погибли, в пятнадцати случаях они стали жертвой охоты.
5. Калитка заскрипела, несколько щенков дружно залаяли (И.С. Тургенев).
6. По данным на 1 декабря 1996 г., в собственности граждан находятся 15 млн. 200 тыс. легковых автомобилей.
7. Большинство лиц, получивших письма, подозревая гнусность, их ко мне не пересылали (А.С. Пушкин).
8. В бараке стояло пять лошадей (Л.Н. Толстой).
9. В 1997 г. на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек.
10. Большинство проголосовали до двенадцати часов дня.
6. Объясните ошибки в сочетании однородных членов предложения. Приведите правильные варианты.
1. Перед нами сборник коротких, но правдивых новелл. 2. Шопену казалось, что в этом крупнейшем центре европейской музыки, литературы, культуры он сможет добиться достойного признания. 3. Лаборатория пополнилась приборами, установками и молодыми специалистами. 4. Для того чтобы удобнее было конспектировать лекцию, следует использовать различные вспомогательные приемы: 1) оставлять в тетради поля; 2) подразделять запись; 3) опытом оправдан прием сокращения слов в записи. 5. Занятия будут проводить научные работники, агрономы, лесоводы, ботаники, энтомологи и другие специалисты. 6. Теперь можно перейти к очень необходимой и нужной проблеме. 7. За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школы, больница, а также драматический театр и библиотека.
В повести Л.Н. Толстого «Юность» встречается употребление деепричастных оборотов, которое не соответствует нормам современного русского литературного языка и связано с влиянием синтаксиса французского языка. Определите, в чем заключается неправильность использования этих оборотов с точки зрения современных норм.
1. Вообразив себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю.
2. Проснувшись на другой день, первою мыслию моею было приключение с Колпиковым.
3. Второго рода любовь — любовь самоотверженная, заключается в любви к процессу жертвования собой для любимого предмета, не обращая никакого внимания на то, хуже или лучше от этих жертв любимому предмету.
Домашняя работа № 4
«Синтаксические нормы»
Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении, исправьте их.
1. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации.
2. Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссии.
3. В стихотворениях употребляются обращения к неодушевленным предметам с целью повышения их выразительности и эмоциональности.
4. Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию.
5. Кутузов, как показал Л.Н. Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах.
6. Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников «шоковой терапии», которая должна быть проглочена.
7. Можно без преувеличения сказать, что в столице садоводов и огородников миллионы.
8. Бурное обсуждение вызывает вопрос о способности президента управлять страной по медицинским показателям.
2. Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей дополнения (обстоятельства). Отметьте семантико-стилистические различия между синонимическими парами.
Ручаться – гарантировать.
Начать – приступить.
Одевать – надевать.
Спрос – потребность.
Беспокоиться – тревожиться.
Примириться – смириться.
Преимущество – превосходство.
Вера – уверенность.
Расфасовать – упаковать.
Тормозить – препятствовать.
Обосновать – основать.
Сходный – идентичный.
Опираться – базироваться.
Поражаться – удивляться.
Полон – наполнен.
Предупреждать – предостерегать.
Ценить – дорожить.