Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, то для него никакой ветер не будет попутным.
Дневник
профессионального самоопределения
Школьника
Школа _________________________________________________________________
ФИО ученика (ученицы)_____________________________________________________
Класс
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе понять предстоит.
Будешь ты летчиком, или водить поезда,
Или просторы морей бороздить,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
И из него красоту создавать.
Станешь ты клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Какую тропинку выбрать себе –
Это решить тебе предстоит..
Честным и смелым старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.
Здравствуй, дорогой друг! Вот мы и снова вместе!
Сейчас ты уже в 5 классе. Ты уже многое знаешь о мире профессий. Ты познакомился(лась) с разными профессиями, узнал(а), какие профессии нужны в твоем городе и в современном мире. Какая-то из профессий уже понравилась тебе больше, чем остальные, но тебе еще трудно определиться - кем же ты хочешь стать, когда вырастешь.
В этом году мы продолжим наше увлекательное путешествие в мир профессий, а также у тебя будет возможность определиться со своими интересами и предпочтениями. В этом тебе поможет твой верный друг - дневник профориентации, поэтому полученные знания, свои мысли и впечатления ты будешь записывать в дневник. В твоем путешествии тебя будут сопровождать родители и учитель. Поэтому, если тебе понадобится помощь в заполнении дневника, обратись к ним.
Будь внимателен!Дневник нужно заполнять в течение всего учебного года.
В тексте дневника ты постоянно будешь встречать такой значок, Дата заполнения:________
в котором ты будешь отмечаешь дату.
Пройдёт совсем немного времени, и тебе придётся выбирать свой путь в жизни. И этот путь начнётся с перекрёстка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог…
50 тысяч - столько сегодня существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит, как сложится твоя взрослая жизнь. Но для того, чтобы определиться с выбором профессии, которой ты посвятишь свою жизнь, тебе нужно понять, что ты хочешь.
Самодиагностика № 1
1а. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от везения | 1б. Неудачное стечение обстоятельств часто мешает добиться успеха |
2а. Мои отметки зависят от моего отношения к предмету, способностей и знаний | 2б. Мои отметки больше зависят от настроения учителя, чем от моих усилий |
3б. Если я захочу, то смогу расположить к себе любого | 3б. Бесполезно стараться завоевать симпатию других людей |
4а. То, что люди считают удачей или везением, на самом деле результат упорного труда | 4б. Успешная карьера больше зависит от случая, чем от способностей и усилий человека |
5а. Большинство неудач в моей жизни происходит от моего неумения, незнания или лени | 5б. В моих неудачах чаще всего были виноваты другие |
МОИ ОТВЕТЫ:_______________________________________________________________________________________ |
Если ты чаще выбираешь вариант «а», значит, ты уже способен брать на себя ответственность, понимая, что в жизни многое зависит от твоего характера и поступков, а не от внешних обстоятельств или помощи и помех со стороны других людей. Ответственность — это качество профессионала, успешного в различных сферах деятельности, и просто порядочного человека.
Дата заполнения____________________
Дорогой друг,
изучи краткое описание всех типов профессий и обрати внимание на тот тип, который ты выбрал:
I. «Человек-природа»
Этот тип профессий для тех, кто любит работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любит предмет биологию.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
• животные, условия их роста, жизни;
• растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
II. «Человек-техника»
Этот тип профессий для тех, кому нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, кто делает модели, разбирается в бытовой технике, кто мечтает создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
• технические объекты (машины, механизмы);
• материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
• хорошая координация движений;
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность.
III. «Человек-знаковая система»
Этот тип профессий для тех, кто любит выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, кто хочет заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:
• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
• хорошая оперативная и механическая память;
• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
• хорошее распределение и переключение внимания;
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
• усидчивость, терпение;
• логическое мышление.
IV. «Человек-художественный образ»
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:
• художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
• размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
• художественные способности; развитое зрительное восприятие;
• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. «Человек-человек»
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек -человек» являются:
• люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка;
• умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей.
Раздел «Мир профессий»
Задание 1. Запиши в таблице профессии, которые наиболее важны и популярны в твоем городе (области)
1) | 6) | 11) |
2) | 7) | 12) |
3) | 8) | 13) |
4) | 9) | 14) |
5) | 10) | 15) |
Задание 2. Напиши, какая из этих профессий тебе нравится больше других и почему?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения______________________
Задание 3. Выполни небольшой тест:
3.1. Возьми лист бумаги и, используя три геометрические фигуры - треугольник, круг и квадрат (или прямоугольник), нарисуй человечка, состоящего из 10 любых фигур. В рисунке должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения.
3.2. Когда закончишь рисунок, подсчитай количество треугольников, которые ты нарисовал и запиши их число ___________________________________________________________________________________________________
3.3. Прочитай ключ к тесту и определи, к какому типу людей ты относишься.
Первый тип: 6-8 треугольников- тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.
Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные люди. Хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
3. 4. Запиши результат теста________________________________________________________________________
Конечно, этот тест не отражает всё многообразие твоих талантов. Но, может быть, он поможет тебе задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности.
Задание 4. Закончи предложения, написанные ниже
- Люди работают ради ______________________________________________________________________________
- Настоящий труд – это______________________________________________________________________________
- При выборе профессии важно учитывать______________________________________________________________
- При выборе профессии люди часто не учитывают ______________________________________________________
- В любом профессиональном труде самое важное _______________________________________________________
Дата заполнения______________________
Задание 5.Мой дорогой друг, представь себе, что ты поднимаешься на корабль, на котором ты будешь капитаном.
Вот матросы занимают свои места, расправляют паруса, поднимают якоря, и твой корабль отправляется в плавание по океану жизни. Цель этого плавания - твоя заветная мечта.
Подумай и напиши, какие качества ты возьмете с собой на борт в такое плавание?
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Какими качествами должен обладать человек, чтобы воплотить свою мечту в жизнь?
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Напишите те свойства характера, которые считаешь самыми главными, для достижения своей мечты.
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Придумай девиз, который ты напишешь на борту своего корабля:_______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения______________________
Задание 6.Мой дорогой друг, посмотри на сайте "Навигатум" видиоролик, о том,
как мальчик Дима писал сочинение на тему: "Кем я хочу стать, когда вырасту"
ссылка
https://www.navigatum.ru/kalejdoskop-professij.html
После просмотра, запиши, какие ошибки допустил мальчик Дима,
когда писал сочинение на тему "Кем я хочу стать, когда вырасту"
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Посмотри видеоролик о выборе профессии.
https://www.youtube.com/watch?v=EIQmA8_kMKE
Ответь на вопросы:
- Зависит ли выбор профессии от полученного образования?
____________________________________________________________________
- Как надо учиться в школе, чтобы получить желаемую профессию?
____________________________________________________________________
Дата заполнения______________________
Задание 7.Мой дорогой друг, напиши небольшое эссе на тему "Кем я хочу стать, когда вырасту"
· В этом эссе обоснуй выбор своей будущей профессии.
· (Ты можешь написать эссе любым удобным для тебя способом: используя редактор Word или просто напиши на листе бумаги)
Дневник
профессионального самоопределения
Школьника
Школа _________________________________________________________________
ФИО ученика (ученицы)_____________________________________________________
Класс
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе понять предстоит.
Будешь ты летчиком, или водить поезда,
Или просторы морей бороздить,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
И из него красоту создавать.
Станешь ты клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Какую тропинку выбрать себе –
Это решить тебе предстоит..
Честным и смелым старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.
Здравствуй, дорогой друг! Вот мы и снова вместе!
Сейчас ты уже в 5 классе. Ты уже многое знаешь о мире профессий. Ты познакомился(лась) с разными профессиями, узнал(а), какие профессии нужны в твоем городе и в современном мире. Какая-то из профессий уже понравилась тебе больше, чем остальные, но тебе еще трудно определиться - кем же ты хочешь стать, когда вырастешь.
В этом году мы продолжим наше увлекательное путешествие в мир профессий, а также у тебя будет возможность определиться со своими интересами и предпочтениями. В этом тебе поможет твой верный друг - дневник профориентации, поэтому полученные знания, свои мысли и впечатления ты будешь записывать в дневник. В твоем путешествии тебя будут сопровождать родители и учитель. Поэтому, если тебе понадобится помощь в заполнении дневника, обратись к ним.
Будь внимателен!Дневник нужно заполнять в течение всего учебного года.
В тексте дневника ты постоянно будешь встречать такой значок, Дата заполнения:________
в котором ты будешь отмечаешь дату.
Пройдёт совсем немного времени, и тебе придётся выбирать свой путь в жизни. И этот путь начнётся с перекрёстка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог…
50 тысяч - столько сегодня существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит, как сложится твоя взрослая жизнь. Но для того, чтобы определиться с выбором профессии, которой ты посвятишь свою жизнь, тебе нужно понять, что ты хочешь.
Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, то для него никакой ветер не будет попутным.
Сейчас, дорогой друг, мы перейдем в раздел, где ты сможешь описать свои интересы и увлечения.
Дата заполнения______________________
Раздел "Мои увлечения и интересы"
Напиши, какие предметы являются самыми любимыми (перечисли их) | ________________________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________ |
Напиши, какие предметы тебе проще учить (перечисли их) | _________________________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________ |
Напиши, какие предметы вызывают у тебя затруднения (перечисли их) | _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ |
Напиши, какие у тебя есть увлечения (чем ты любишь заниматься в свободное время) | _________________________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________ |
Напиши, в каких секциях, кружках, центрах и т.д. ты занимаешься | _________________________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________ |
Напиши, в каких еще кружках или секциях ты хотел бы заниматься, кроме тех, которые ты посещаешь | _________________________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________ |
Напиши, в какой внеклассной работе ты участвуешь | _________________________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________ |
Напиши, что у тебя получается делать легко и хорошо | _________________________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________ |
Напиши, какая деятельность вызывает у тебя затруднения | _________________________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________ |
Напиши, чему ты мечтаешь научиться (напиши о своих желаниях) | _________________________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________ |
Дата заполнения______________________
Дорогой друг, выполни следующее задание:
Напиши, в реализация каких проектов(исследований) ты участвуешь | ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ |
Опиши свой любимый проект (его название, тему, цели и что ты исследуешь) | Тема _____________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Цель______________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Предмет исследования______________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ |
Один или вместе со своими друзьями, или вместе с родителями, выполни исследование на любую из предложенных тем: 1) "Самые популярные профессии" 2) "Профессии будущего и настоящего" 3) "Профессии родного города (края)" 4) «Для чего человек выбирает профессию» По мере выполнения задания, заполняй правый столбец этой таблицы. После того, как исследование будет закончено, оформи презентацию, отражающую полученные результаты, и выступи перед всем классом (посоветуйся с учителем, как лучше это сделать) | Запиши выбранную тему ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Цель___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Предмет исследования___________________________________________________ ________________________________________________________________________ План проведения исследования: ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Результаты исследования: ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ |
Дата заполнения______________________
Раздел "Мои увлечения и интересы"
Дорогой друг! Заполни таблицу, напиши, изменились ли твои интересы за прошедший учебный год
Надо выбрать правильное из двух: | |
1) За последний год мои интересы не изменились, мне, как и прежде, нравятся следующие предметы (перечисли) | |
2) За последний год мои интересы изменились, мне стали нравится другие предметы (перечисли) |
Напиши, как изменились ли твои интересы, если сравнивать их с теми, которые были у тебя в начальной школе
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения_______________
Раздел "Диагностика"
Пройди самодиагностику № 1 и запиши ее результаты | _________________________________________________ _________________________________________________ |
Напиши, что нового ты узнал(а) о себе в результате выполнения самодиагностики № 1 | ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ |
Заполни диагностический опросник Е.А.Климова, запиши ее результат | __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ |
Напиши, что нового ты узнал о себе после выполнения диагностики Е.А.Климова | ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ |
Напиши, изменилось ли твое мнение о своих склонностях, после прохождения диагностик | ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ |
Дата заполнения______________________
Дорогой друг, для того, чтобы правильно выбрать свою будущую профессию и стать хорошим профессионалом, необходимо иметь определенный характер. Проверь себя, узнай свой характер. Для этого в таблице выбери одно из двух утверждений в каждой строке, а ответы запиши в нижней строке таблицы.
Самодиагностика № 1
1а. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от везения | 1б. Неудачное стечение обстоятельств часто мешает добиться успеха |
2а. Мои отметки зависят от моего отношения к предмету, способностей и знаний | 2б. Мои отметки больше зависят от настроения учителя, чем от моих усилий |
3б. Если я захочу, то смогу расположить к себе любого | 3б. Бесполезно стараться завоевать симпатию других людей |
4а. То, что люди считают удачей или везением, на самом деле результат упорного труда | 4б. Успешная карьера больше зависит от случая, чем от способностей и усилий человека |
5а. Большинство неудач в моей жизни происходит от моего неумения, незнания или лени | 5б. В моих неудачах чаще всего были виноваты другие |
МОИ ОТВЕТЫ:_______________________________________________________________________________________ |
Если ты чаще выбираешь вариант «а», значит, ты уже способен брать на себя ответственность, понимая, что в жизни многое зависит от твоего характера и поступков, а не от внешних обстоятельств или помощи и помех со стороны других людей. Ответственность — это качество профессионала, успешного в различных сферах деятельности, и просто порядочного человека.
Дата заполнения____________________