Порядок создания приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов
Порядок создания приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов схематично можно представить так:
Процесс создания приемной семьи условно можно разделить на 6 основных этапов:
1 этап. Формирование реестра кандидатов, изъявивших желание осуществлять уход
Для создания приемной семьи лицо, изъявившее желание осуществлять уход за лицом, нуждающимся
в постоянном постороннем уходе, и лицо, нуждающееся
в постоянном постороннем уходе, обращаются
в организацию, уполномоченную на прием документов, расположенную по месту жительства (пребывания) одного из вышеуказанных лиц.
Лицо, изъявившее желание осуществлять уход, представляет в организацию, осуществляющую прием документов, следующие документы:
1. письменное заявление (Приложение 1);
2. заявление о согласии на использование и обработку персональных данных;
3. паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность, и его копию;
4. документ органа внутренних дел, содержащий сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, о нахождении в розыске лица, изъявившего желание осуществлять уход;
5. документы, подтверждающие сведения о доходах, полученных лицом, изъявившим желание осуществлять уход, и членами его семьи (при наличии), за шесть месяцев;
6. медицинскую справку об отсутствии у лица, изъявившего желание осуществлять уход, и проживающих совместно с ним лиц хронического алкоголизма, наркомании, токсикомании, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических заболеваний.
В случае выбора местом проживания приемной семьи места жительства лица, изъявившего желание осуществлять уход, дополнительно представляются следующие документы (сведения):
1. документы, подтверждающие правовые основания владения или пользования жилым помещением, в котором лицо, изъявившее желание осуществлять уход, зарегистрировано по месту жительства;
2. документы (сведения) о лицах, проживающих совместно с лицом, изъявившим желание осуществлять уход;
3. документы (сведения) о родственных связях лица, изъявившего желание осуществлять уход (на основании декларирования заявителем данных сведений);
4. письменное согласие совершеннолетних членов семьи лица, изъявившего желание осуществлять уход
(при наличии), в том числе временно отсутствующих,
на совместное проживание с лицом, нуждающимся
в постоянном постороннем уходе.
2 этап. Формирование реестра кандидатов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе
Лицо, нуждающееся в постоянном постороннем уходе, представляет в организацию, осуществляющую прием документов, следующие документы:
1. письменное заявление (Приложение 2);
2. паспорт либо иной документ, и его копию;
3. заявление о согласии на использование и обработку персональных данных;
4. документ органа внутренних дел, содержащий сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, о нахождении в розыске лица, нуждающегося в постоянном постороннем уходе;
5. медицинскую справку об отсутствии хронического алкоголизма, наркомании, токсикомании, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических заболеваний;
6. документ медицинской организации о состоянии здоровья, о наличии заболевания, травмы, наличии инвалидности, в связи с которыми гражданин частично или полностью утратил способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности;
7. справку, выданную в установленном порядке, подтверждающую факт установления инвалидности (для лиц, признанных в установленном порядке инвалидами), и ее копию;
8. индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (при наличии) и ее копию;
9. удостоверение и документы, подтверждающие право заявителя на получение социальной поддержки
(при наличии), и их копии;
10. документы, подтверждающие сведения о доходах,
за шесть месяцев
В случае выбора местом проживания приемной семьи места жительства лица, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, дополнительно к документам, представляются документы, подтверждающие правовые основания владения или пользования жилым помещением, в котором лицо, нуждающееся в постоянном постороннем уходе, зарегистрировано по месту жительства.
3 этап. Проверка специалистами ГКУ РЦСОН документов; получение письменного согласия кандидатов
на создание приемной семьи, обследование социально-бытовых и жилищных условий гражданина
Организация, осуществляющая прием документов, не позднее десяти рабочих дней со дня поступления всех документов, проводит обследование социально-бытовых и жилищных условий гражданина, в месте проживания которого планируется создание приемной семьи.
Порядок проведения обследования социально-бытовых и жилищных условий гражданина, в месте проживания которого планируется создание приемной семьи, утверждается республиканским органом исполнительной власти в сфере социальной защиты населения.
Организация, осуществляющая прием документов, письменно уведомляет лицо, изъявившее желание осуществлять уход, и лицо, нуждающееся в постоянном постороннем уходе, о проведении обследования социально-бытовых и жилищных условий проживания. В уведомлении о проведении обследования социально-бытовых и жилищных условий проживания указываются дата, время и место проведения указанных мероприятий.
По результатам обследования социально-бытовых и жилищных условий проживания лица, изъявившего желание осуществлять уход, или лица, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, не позднее трех рабочих дней после проведения указанного обследования составляет акт обследования социально-бытовых и жилищных условий (Приложение 3).
Акт обследования социально-бытовых и жилищных условий составляется организацией, осуществляющей прием документов, по форме, утвержденной республиканским органом исполнительной власти в сфере социальной защиты населения.
4 этап. Встреча кандидатов; проведение психологической подготовки специалистами уполномоченных организаций
Психологическую подготовку осуществляют государственные бюджетные учреждения Республики Башкортостан межрайонные центры социальной помощи семье и детям, государственное бюджетное учреждение Республиканский центр социальной помощи семье и детям, государственное бюджетное учреждение Республиканский социальный приют для детей и подростков, государственное казенное учреждение Республиканский центр социального обслуживания населения (далее – уполномоченные учреждения).
Психологическая подготовка проводится уполномоченными учреждениями после получения письменного согласия лица, изъявившего желание осуществлять уход, и лица, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, на создание приемной семьи (далее – согласие на создание приемной семьи).
Психологическая подготовка проводится в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения письменного согласия на создание приемной семьи.
Продолжительность психологической подготовки:
- для лица, изъявившего желание осуществлять уход, составляет 10 часов;
- для лица, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, составляет 7 часов.
Психологическая подготовка направлена на:
1) оказание помощи лицу, изъявившему желание осуществлять уход, в определении своей готовности к созданию приемной семьи для гражданина пожилого возраста и инвалида (далее – приемная семья), осознании возможных трудностей и проблем, которые могут возникнуть в случае создания приемной семьи:
2) оказание помощи лицу, нуждающемуся в постоянном постороннем уходе, в определении своей готовности к проживанию в приемной семье, осознании возможных трудностей и проблем, которые могут возникнуть при проживании в приемной семье:
3) ознакомление лица, изъявившего желание осуществлять уход, и лица, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, с особенностями периода адаптации в случае создания приемной семьи:
4) ознакомление лица, изъявившего желание осуществлять уход, с особенностями осуществления ухода за лицом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, обеспечения его основных жизненных потребностей и безопасности:
5) ознакомление лица, изъявившего желание осуществлять уход, и лица, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, с психологическими факторами, определяющими стабильность отношений в приемной семье:
6) ознакомление лица, изъявившего желание осуществлять уход, и лица, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, с существующими формами профессиональной помощи и психологической поддержки:
Психологическая подготовка завершается проведением совместного собеседования с лицом, изъявившем желание осуществлять уход, и лицом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, а также индивидуальным собеседованием с лицом, изъявившем желание осуществлять уход, и лицом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе.
По результатам психологической подготовки уполномоченное учреждение оформляет на лицо, изъявившее желание осуществлять уход, и лицо, нуждающееся в постоянном постороннем уходе, справку о прохождении психологической подготовки (Приложение 4, 5).
5 этап. Формирование личного дела приемной семьи; внесение информации в базу данных
В течение 3 рабочих дней после формирования личного дела ГКУ РЦСОН направляет его в орган опеки и попечительства по месту жительства приемной семьи.
Орган опеки и попечительства в течение 10 рабочих дней после получения личного дела проверяет документы, принимает решение о согласии (несогласии) на создание приемной семьи.
Затем орган опеки и попечительства в течение
1 рабочего дня со дня принятия решения направляет
его с личным делом приемной семьи в ГКУ РЦСОН,
который в свою очередь не позднее 3 рабочих дней после получения решения уведомляет кандидатов об указанном решении и дне, времени и месте подписания договора
о создании приемной семьи.
6 этап. Заключение договора; оформление паспорта приемной семьи
Договор о создании приемной семьи (далее - договор) должен быть заключен уполномоченной организацией с лицом, изъявившим желание осуществлять уход, и лицом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, в течение четырнадцати календарных дней со дня принятия органом опеки и попечительства решения о согласии на создание приемной семьи.
Договором определяются место проживания приемной семьи, порядок и условия осуществления ухода за лицом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, права и обязанности сторон договора, условия формирования бюджета приемной семьи и цели его расходования, основания расторжения договора о создании приемной семьи для гражданина пожилого возраста и инвалида, осуществление контроля за соблюдением условий договора.
Типовая форма договора утверждается республиканским органом исполнительной власти в сфере социальной защиты населения.
Договор о создании приемной семьи для гражданина пожилого возраста и инвалида расторгается в случаях:
а) неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязанностей, предусмотренных договором;
б) выявления обстоятельств, препятствующих созданию приемной семьи, указанных в пунктах 3.8, 3.9 настоящего Порядка;
в) достижения взаимного согласия на расторжение договора лица, осуществляющего уход, и лица, нуждающегося в постоянном постороннем уходе.
Договор может быть расторгнут досрочно по инициативе уполномоченной организации в случаях:
а) выявления обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении лица, осуществляющего уход, выражающемся в понуждении лица, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, к совершению любых действий, не предусмотренных договором, в том числе влекущих материальную выгоду для лица, осуществляющего уход;
б) установления фактов жестокого обращения лица, осуществляющего уход, либо членов его семьи в отношении лица, нуждающегося в постоянном постороннем уходе;
в) передачи функций по осуществлению ухода за лицом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, иным физическим или юридическим лицам, включая заключение договора о предоставлении социальных услуг;
г) возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по договору: болезни лица, осуществляющего уход, изменения его семейного или имущественного положения, осуждения лица, осуществляющего уход, и (или) лица, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, к наказанию в виде лишения свободы.
Одновременно с заключением договора уполномоченной организацией оформляется
паспорт приемной семьи.
Форма паспорта приемной семьи и порядок его заполнения утверждаются республиканским органом исполнительной власти в сфере социальной защиты населения.
Ежегодно в паспорт приемной семьи вносятся дополнения, отражающие изменения в жизни и имущественном положении лица, осуществляющего уход, и лица, нуждающегося в постоянном постороннем уходе.