Определение места судна по расстояниям
Определение расстояния. Расстояние до ориентира определяется с помощью дальномера, бинокля с сеткой, либо по вертикальному углу, измеренному с помощью секстана. На судах, оборудованных радиолокационными станциями, расстояния определяются с помощью этих РЛС.
Расстояние по вертикальному углу определяется при известной высоте ( h) ориентира либо над уровнем моря, либо над основанием. В первом случае угол измеряется между вершиной ориентира и урезом воды у берега (рис. 250), во втором - между вершиной и основанием ориентира. Второй метод практически не применяется, т.к. высота маяков указывается на навигационных картах и в пособиях, как правило, над уровнем моря.
Измерив вертикальный угол а и зная высоту ориентира h, расстояние D до ориентира с достаточной точностью (в милях) рассчитывается по приближенной формуле:
Пример: Высота маяка над уровнем моря h = 60 м. Измеренный секстаном вертикальный угол a с = 0 0 14 ``,2. Поправка индекса у секстана i = + 0'5, а его инструментальная поправка S =,+ 0',3. Требуется определить расстояние до маяка.
Решение:
a = a c +( i + S) = 0"14',2 + (0',5 + 0',3) = 0"15',0
Определение места судна по двум расстояниям. Принцип этого способа состоит в том, чтобы с помощью РЛС или дальномера одновременно измерить расстояния до двух нанесенных на карту ориентиров, либо с использованием секстана измерить вертикальные углы этих ориентиров и рассчитать расстояния. Место судна получается в пересечении двух линий положения, которые в данном случае являются окружностями. Центрами окружностей служат ориентиры, а радиусами - измеренные (рассчитанные) расстояния до этих ориентиров.
Пример: Измеренное (рассчитанное) расстояние до маяка А (рис. 251) составило D A= 5,2 мили, а до маяка В – D B = 3,5 м: Нанести на карте обсервованное место судна.
Решение: Циркулем на карте (в районе широты плавания) снимается расстояние, равное 5,2 м, затем ножка (иголка) циркуля устанавливается в место обозначения маяка А и на карте проводится дуга окружности аа'. Аналогично проводится дуга вв' радиусом равным 3,5 м. Точка пересечения этих дуг даст обсервованное место - О.
При этом способе место судна получается тем точнее, чем ближе углы между дугами окружности к 90". Достоинством является то, что для определения места судна по расстояниям не требуется компас.
Недостатком является отсутствие контроля. Поэтому при использовании этого метода рекомендуется проводить повторные наблюдения, чтобы проконтролировать точность обсервации.
Определение места судна по трем расстояниям
: Этот способ определения места судна является одним из наиболее точных, т.к. наличие третьей линии положения (дуги) позволяет осуществить контроль. Место судна на карте определяется точкой пересечения трех дуг окружностей, проведенных радиусами, соответствующими измеренным (рассчитанным) расстояниям до ориентиров. На практике, из-за наличия случайных и систематических ошибок, при графическом построении линий положения получается сферический треугольник. Если стороны этого треугольника не превышают 0,5 мили (в масштабе карты), то обсервованное место принимается в центре треугольника.
В противном случае, следует увеличить или уменьшить расстояния на величину предполагаемой ошибки измерения и вновь построить линии положения. Получив новый треугольник погрешностей, соответствующие вершины треугольников соединяются линиями, пересечение которых даст обсервованное место (рис. 252).
Комбинированные способы определения места судна
По пеленгу и расстоянию. Этот способ применяется в тех случаях, когда в пределах видимости находится только один ориентир, нанесенный на карте. Сущность способа заключается в том, что, измерив расстояние до ориентира и взяв на него пеленг по компасу, обсервованное место получается в точке пересечения двух линий положения - пеленга и дуги окружности (рис. 253).
При применении этого способа следует выполнять следующие рекомендации:
Ø если ориентир находится близко к траверзу (курсовой угол составляет около 90"), то сначала следует измерить расстояние, а затем взять пеленг;
Ø если ориентир находится на остром (тупом) курсовом угле, то сначала берется пеленг, а затем измеряется расстояние
Ø если расстояние рассчитывается по вертикальному углу, измеренному секстаном, то сначала следует измерить угол, а затем брать пеленг, т.к. измерения секстаном требуют большого времени;
Ø если измерения производятся одним наблюдателем, то результаты необходимо приводить к одному моменту.
По горизонтальному углу и расстоянию. Этот способ применяется, если на судне отсутствует или неисправен компас. Сущность определения места судна заключается в том, что при помощи секстана измеряется горизонтальный угол между двумя хорошо видимыми ориентирами и определяется расстояние до одного из этих ориентиров. Расстояние может быть определено по РЛС или дальномеру, либо рассчитывается по вертикальному углу, измеренному секстаном.
Место судна определяется совмещением угла а с дугой окружности, проведенной радиусом, равным расстоянию D (рис. 254).