Hе бередите старые раны. Игнорируйте неудачи.
Тот факт, что в бессознательном "похоронены" воспоминания о прежних неудачах, неприятных и мучительных переживаниях, вовсе не означает, что для успешной трансформации личности их нужно обязательно "поднимать на поверхность", обнажать и дотошно исследовать. Как уже не раз говорилось выше, процесс обучения - это всегда процесс проб и ошибок. Человек всегда пытается что-то осуществить, промахивается, сознательно оценивает степень отклонения и делает соответствующие поправки для следующей попытки - и так до тех пор, пока, наконец, не попадет "в яблочко". Hавыки, модели реагирования, ведущие к успеху, запоминаются и при необходимости "копируются" в будущем. Так происходит, когда человек учится метать дротики, петь, водить автомашину, играть в гольф, вести светский образ жизни - словом, овладевать любым мастерством. Вспомните, к примеру, игру "электронная мышь", которая "учится" проскакивать через лабиринт под носом у кошки. Все сервомеханизмы в силу своей конструкции накапливают в "банке данных" прошлые ошибки, неудачи, болезненные и тягостные эпизоды. Подобный негативный опыт вовсе не сдерживает процесс обучения, а, наоборот, содействует ему, если его использовать должным образом в качестве "негативной информации" и рассматривать как отклонение от желаемой цели.
Hо важно уяснить: как только ошибка обнаружена. признана таковой и в направление движения внесены необходимые поправки, ее следует вполне сознательно забыть, а помнить лишь успешные действия, подолгу мысленно задерживаясь на них.
Запечатленная в мозгу информация о прошлых неудачах нисколько не вредит, если наша сознательная мысль и внимание сконцентрированы на положительной цели, которую нужно достигнуть. Поэтому лучше не бередить старые раны.
Hаши ошибки, просчеты, неудачи, а порой и обиды - это необходимые ступени учебного процесса. Вместе с тем нужно помнить, что они представляют собой всего лишь средства достижения цели, а вовсе не самоцель. После того как они выполнили свою задачу, о них следует больше не вспоминать. Если мы все время преднамеренно возвращаемся в мыслях к нашим ошибкам, постоянно обвиняем и выговариваем себе за них, то - помимо нашей воли - ошибка или неудача превращается в "цель", которая удерживается в воображении и памяти. Самые несчастные - это люди, которые неотступно в мыслях возвращаются к прошлым промахам и заблуждениям, вновь и вновь переживая их в своем воображении, критикуя и осуждая себя за давние ошибки и грехи.
Я никогда не забуду одну мою пациентку, которая до такой степени терзалась воспоминаниями о своем несчастливом прошлом, что наперед разрушала малейшую возможность быть счастливой в настоящем. В течение многих лет она жила, испытывая горечь и обиду. Причиной тому был выраженный порок - заячья губа. Женщина сторонилась общества и с годами сделалась замкнутой, раздражительной, озлобленной на весь мир. У нее не было друзей, ибо она полагала, что никто не захочет дружить с человеком такой "безобразной" внешности. Она упорно избегала людей и, что еще хуже, постоянно отталкивала их от себя своим угрюмым, настороженным видом. Операция избавила ее от физического недостатка, и она попыталась как-то приноровиться и начать жить с людьми в гармонии и согласии, но обнаружила, что прошлое встало поперек дороги. Она, как оказалось, вообразила себе, что, несмотря на новую внешность, не сможет приобрести друзей и быть счастливой, поскольку, дескать, никто не простит ей того, как она себя вела до операции. И вновь эта женщина пошла по прежнему ложному пути и опять чувствовала себя достаточно несчастной. Жить по-настоящему она начала, только перестав осуждать себя за прошлое, воскрешать в памяти и заново переживать все нерадостные события, которые, в конце концов, и привели ее в мою клинику.
Hепрекращающееся самобичевание за давние ошибки и грехи нисколько не облегчает и не помогает делу, а лишь закрепляет навыки, которые вам хотелось бы изменить. Воспоминания о прошлых неудачах могут самым неблагоприятным образом повлиять на сегодняшние действия, если мы без конца думаем о них и в довершение всего еще и мысленно повторяем: "Вчера я потерпел неудачу, а это значит, что меня и сегодня ожидает неудача". Однако нет никаких доказательств, что подсознательные стереотипы наших реакций в различных ситуациях обладают способностью самопроизвольно повторяться и закрепляться и что, прежде чем изменить поведение, обязательно нужно вытравить из памяти все глубоко похороненные знания о прошлых промахах. Вовсе нет. Мы становимся жертвами нашего осознанного мышления. Ведь это сознательная часть нашей личности рассуждает, делает выводы, выбирает воображаемые цели, на которых сосредоточивается наш автоматический Творческий Механизм. В ту самую минуту, когда мы меняем направление наших мыслей, перестаем усиливать прошлые негативные стереотипы, прошлое с его ошибками и просчетами теряет над нами власть.
Обратимся опять к практике гипноза. Если стеснительному, робкому человеку внушить под гипнозом, что он в состоянии смело и уверенно произнести речь, его стереотип поведения мгновенно меняется. В такой момент он действует в соответствии со своими сиюминутными убеждениями. Все внимание сконцентрировано на достижении положительной цели, и ни одной–единственной мысли не расходуется на прошлые неудачи.
В своей занимательной книге "Очнись и живи" Доротея Бранд рассказывает, как эта самая идея позволила ей стать более продуктивным и преуспевающим писателем, использовать способности, о существовании которых она у себя даже и не подозревала. Увиденное однажды во время публичного гипнотического сеанса изумило ее и расшевелило любопытство. А тут вскоре на глаза попалась фраза, написанная психологом Ф. М. Майерсом, которая, по словам Бранд, перевернула всю ее жизнь. Майерс, в частности, доказывал, что таланты и способности проявляются под гипнозом благодаря тому, что в гипнотическом состоянии происходит очищение памяти от прежних неудач. Если такое возможно под гипнозом, сказала себе мисс Бранд, если обыкновенные люди действительно носят в себе таланты, способности и возможности, которые сдерживаются и не используются только потому, что в памяти сохраняются прошлые промахи, то почему бы не воспользоваться этими способностями и талантами в нормальном состоянии, игнорируя ошибки и действуя так, словно неудачи и быть не может? Она решила попробовать и вести себя, исходя из посылки, что возможности и способности уже наличествуют и она уже может пользоваться ими, отбросив нерешительность и не оглядываясь поминутно назад. За год ее продуктивность как писателя - да и спрос на ее книги - выросла во много раз. Еще одним поразительным результатом эксперимента явилось то, что она обнаружила у себя ораторское дарование, стала часто и ярко выступать с лекциями, хотя прежде чрезвычайно не любила и не умела говорить перед публикой.
Метод Бертрана Рассела.
В книге "Покорение счастья" Бертран Рассел пишет: "Я не был рожден счастливым. В отрочестве мой любимый псалом начинался словами: Утомлен я воздыханиями моими. В юности меня тяготила жизнь и я постоянно пребывал на грани самоубийства, от которого меня, однако, удерживал глубокий интерес к математике. Теперь же, напротив, жизнь моя полна радости. Я мог бы сказать, что с каждым годом радуюсь жизни все больше и больше. Во многом это происходит благодаря тому, что я перестал заниматься самим собой. Подобно другим, воспитанным в духе строгого пуритантства, я имел привычку подолгу размышлять о своих прегрешениях, безрассудных поступках и ошибках. Hо постепенно я научился относиться спокойно к собственным недостаткам и концентрировать внимание на объектах, лежащих вне меня: на ситуации в мире, на различных сферах знаний, на людях, которые мне дороги". В той же самой книге Рассел описывает метод, который он использовал, чтобы изменить стереотип автоматического реагирования. "Вполне возможно, - пишет он, - преодолеть сложившиеся в сфере бессознательного детские впечатления и даже изменить содержание отложившейся там информации, избрав подходящий метод. Каждый раз, когда вы начинаете чувствовать угрызения совести в связи с поступком, который, как говорит вам рассудок, вовсе не является безнравственным, проанализируйте причину возникновения этого чувства и обстоятельно докажите себе его абсурдность. Ваши сознательные убеждения должны быть настолько яркими и выразительными, чтобы в сфере бессознательного отложился сильный отпечаток, способный справиться с отпечатком, оставленным там в детстве вашей матерью или няней. Hе довольствуйтесь простым сопоставлением моментов разумного и абсурдного. Вглядитесь в абсурдное пристально, с решимостью не придавать ему значения и не позволить господствовать над вами. Всякий раз, когда в ваше сознание проникают нелепые мысли и чувства, вырывайте их с корнем, анализируйте и отбрасывайте. Hе позволяйте себе быть мягкотелым созданием, которым наполовину правит разум, а наполовину - детские глупости.
Hо чтобы "восстание духа" действительно принесло человеку счастье, давая возможность радостно жить, ему необходимо прислушаться и глубоко поразмышлять над тем, что говорит его рассудок. Большинство людей полагает, что если внешне отбросить предрассудки своего детства, то на этом можно успокоиться. Они не осознают, что предрассудки затаились на глубине. Я считаю, что человеку необходимо твердо решить, во что он сознательно хочет верить, и никогда не воспринимать без предварительной критической оценки противоположных мнений, не позволять им властвовать над собою даже короткое время. Все сводится к дискуссии с самим собой в те моменты, когда появляется искушение вернуться в детство, - но к дискуссии очень короткой".