P.O. Box 177, 420029, Kazan, Russian Federation

E-mail [email protected]

Дата Девятых традиционных чтений –

– 11 сентября 2018 года.

К моменту окончания работы над сборником восьмых традиционных чтений в оргкомитет поступило предложение создать «путеводитель» по первым – восьмым чтениям.

Работа предстоит нелегкая. Стоит ли ее начинать?

Если у того, кто в сей момент читает данную страницу, есть желание получить такой путеводитель, просим сообщить по адресу в конце страниц. Хотите помочь в составлении такого путеводителя, сообщите нам:

1) По какому принципу следует сгруппировать материалы (другими словами, в какие рубрики объединить статьи и иллюстрации)?

2) Какие статьи и иллюстрации оказались Вам наиболее интересны, наиболее полезны? И почему?

Оргкомитет Традиционных чтений

E-mail [email protected]

Для заметок

[1]
[1] Боратынский А.Н. Прощальная речь в семинарии перед отъездом в Петербург. – Казань. – С.2.

[2]
[2] Там же. – С. 4.

[3]
[3] Речь члена Государственной Думы А.Н.Боратынского. – Казань. – С.2-4.

[4]
[4] Доклад В.Д. Левинского. Значение для борьбы с пьянством местных музеев и передвижных выставок по алкоголизму// Труды Первого всероссийского съезда по борьбе с пьянством. С.-Петербург, 28 декабря 1909 г. – 6 января 1910 г./ В 3 томах. – Т. II. – Санкт-Петербург: Типография П.П. Сойкина, 1910. – С. 604.

[5]
[5] Там же. – С. 605.

[6]
[6] См., например: Памятная книжка Самарской губернии на 1913 год/ Сост. секретарь Статистического Комитета А. Васильев. – Самара: Губернская Типография, 1913. – С. 85.; Полицейский музей сыска в Самаре// Героико-патриотический форум России [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://voenspez.ru/index.php?PHPSESSID=c1ea14bcb8f1 4f2eb8f3a224a50 135ad&topic=77831.msg385235#msg385235

[7]
[7] См.: [Досталь Г.] «Береги свой карман». Руководство и способы определения настоящей звонкой монеты от фальшивой. В 2-х частях. – Самара: Губернская Типография, 1900. – 21 с.

[8]
[8] См., например: Памятная книжка Самарской губернии на 1915 год/ Сост. секретарь Статистического Комитета В. Кандалинцев. – Самара: Губернская Типография, 1915. – С. 135.; Памятная книжка Самарской губернии на 1916 год/ Издание Самарского Губернского Статистического Комитета. – Самара: Губернская Типография, 1916. – С. 139.

[9]
[9] См., например: Кривопалова Н.Ю. Российская провинциальная интеллигенция в 1907 – 1914 гг.: социальная структура и деятельность (на материалах Самарской губернии): монография/ Под науч. ред. М.В. Астахова. – Самара: Типография ООО «Офорт», 2009. – С. 229.; Полицейский музей сыска в Самаре// Героико-патриотический форум России [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://voenspez.ru/index.php? PHPSESSID=c1ea14bcb8f14f2eb8f3a224a50135ad&topic=77831.msg385235#msg385235

[10]
[10] Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 1. Оп. 5. Д. 1316. Л. 10.

[11]
[11] См.: Там же.

[12]
[12] Противоалкогольная выставка// Хроника/ Саратовский Вестник. – 1912. – № 70 (29 марта). – С. 5.

[13]
[13] См.: Журнал правления Пензенского епархиального общества трезвости// Пензенские Епархиальные Ведомости. – 1912. – № 6 (16 марта). – Часть официальная. – С. 198.

[14]
[14] Там же.

[15]
[15] См.: НА РТ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1316. Л. 1.

[16]
[16] См.: Там же. Л. 6.

[17]
[17] См.: Там же. Л.л. 3, 8.

[18]
[18] Там же. Л. 10 и об.

[19]
[19] См.: Там же. Л. 10 об.

[20]
[20] Там же. Л. 15.

[21]
[21] См.: Там же. Л. 16.

[22]
[22] См.: Противоалкогольная выставка// Казанская Хроника/ Казанский Телеграф. – 1912. – № 5809 (12 сентября). – С. 3.

[23]
[23] См.: Там же.

[24]
[24] Противоалкогольная выставка// Хроника/ Камско-Волжская Речь. – 1912. – № 203 (12 сентября). – С. 3.

[25]
[25] См.: НА РТ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1316. Л. 20.

[26]
[26] См.: Там же. Л. 20 и об.

[27]
[27] Там же. Л. 22.

[28]
[28] От Попечительства о народной трезвости. Противу-Алкогольная выставка, составленная и организованная трудами пристава 1-го стана Самарского уезда Г.О. Досталь. Когда пьют. – [Самара]: Электро-типография А. Козлова, [1911]. – 1 л.; НА РТ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1316. Л. 22.

[29]
[29] См.: НА РТ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1316. Л. 17.

[30]
[30] См.: Там же.

[31]
[31] См.: Протокол заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 26 сент.// Деятель. – 1912. – № 10 (октябрь). – С. 255.

[32]
[32] См.: Там же.

[33]
[33] См.: НА РТ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1316. Л. 19.

[34]
[34] См.: Отчёт противоалкогольной выставки// Хроника/ Городской Вестник. – 1913. – № 1693 (2 марта). – С. 3.

[35]
[35] С противоалкогольной выставки// Хроника/ Волжское Слово. – 1913. – № 48 (1642) (2 /15/ марта). – С. 3.

[36]
[36] См.: Отчёт противоалкогольной выставки// Хроника/ Городской Вестник. – 1913. – № 1693 (2 марта). – С. 3.; С противоалкогольной выставки// Хроника/ Волжское Слово. – 1913. – № 48 (1642) (2 /15/ марта). – С. 3.

[37]
[37] С противоалкогольной выставки// Хроника/ Городской Вестник. – 1913. – № 1676 (6 февраля). – С. 3.

[38]
[38] С противоалкогольной выставки// Хроника/ Волжское Слово. – 1913. – № 48 (1642) (2 /15/ марта). – С. 3.

[39]
[39] Соболевский А.В., Пушкин о спиртных напитках // Деятель, 1900, № 6 – 7, с. 252 – 261.

[40]
[40] Анти-Бахус, или О злейшем пороке: рассказы, очерки, статьи. – Минск: Изд-во «Университетское», 1986. – 207с.

[41]
[41] И поныне сохраняет силу и действенность лозунг шевердинской редакции: «Пусть трезвость будет культурнее, а культура – трезвее!». Название журнала вопроизвелось в электронном проекте Казанского отделения МНАТ (см. далее).

[42]
[42] Игра была обстоятельно охарактеризована на Четвертых традиционных чтениях 11 сентября 2013 года. Позднее у Демонтажки литературной возникла «младшая сестра»: игра по тем же правилам, но на тему живописи.

[43]
[43] Закладки имели размер 145 х 50 мм, то есть предназначались популярным среди студенчества книгам карманного формата.

[44]
[44] О данном типе издания см. Приложение.

[45]
[45] Гильмутдинова Г.Ф. «Маленький принц» на Празднике трезвости 2015 года // Седьмые традиционные чтения / Эйфория. – 2016. - № 1 (127). – С. 54 – 58.

[46]
[46] Фактология данной статьи является принципиально неполной. В ней обобщается роль книги в деятельности хорошо известных автору казанских сообществ. Наверняка в деятельности других организаций есть и свои удачные находки в сфере использования книги. Выявление и описание прочих успешных профилактических акций с помощью книги будет только подкреплять центральный тезис данной статьи.

[47]
[47] Раннее алкогольное созревание https://iq.hse.ru/news/208278222.html Дата обращения 16.08.2017.

[48]
[48] Если трезвенники других регионов России или Украины имеют успешный опыт использования романов Дж.К. Роулинг, просим их поделиться им с коллегами из Казани – В.Л.

[49]
[49] Бурно М.Е. Терапия творчеством и алкоголизм. О предупреждении и лечении алкоголизма творческими занятиями, исходя из особенностей характера. – М.: Институт консультирования и системных решений, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2016. – 632с.

[50]
[50] Замысел ведущих проекта и первые отклики участников обобщены в статье Мубаракшин Э.Н., Чистяков А.В. Пространство города как средство профилактики наркопотребления // Эйфория. 2016. № 1 (127). С.62-65.

[51]
[51] Название не вполне адекватно замыслу, ибо не отражает нацеленность проекта на постоянное расширение комплекса источников. Возможно, участники Восьмых традиционных чтений предложат название более адекватное.

[52]
[52] Сабиров А.Р. Исламские традиции и здоровье. На примере татарского народа. – Казань: Шифа: Таткнигоиздат, 2005. – С.32-36

[53]
[53] Баязитов И. Социальное служение в Исламе. – Казань: Зур Казан, 2014. – С.113

[54]
[54] С.а.в. – «Саляллаху алейхи вэссаллям» («Да благословит его Аллах и приветствует») – эпитет, используемый мусульманами при упоминании пророка Мухаммеда.

[55]
[55] Баязитов И. Социальное служение в Исламе. – Казань: Зур Казан, 2014. – С.113-114

[56]
[56] Взаимодействие традиционных религий и медицины в формировании здорового образа жизни: Тезисы научно-практической конференции. – Казань, 2002. – С.50

[57]
[57] Каклюгин Н.В. От гедонизма и аномии через алкоголь и наркотики к эстатическим псевдохристианским религиозным группам: трезвость любой ценой? // «Наркология». – 2015. - №6. – С.89

[58]
[58] «Пациенты домов для наркозависимых сами нам говорят, что их и на мороз выставляли, и холодной водой обливали» // "Реальное время", 14 февраля 2017 года. URL: https://realnoevremya.ru/articles/56371-o-mnogourovnevoy-sisteme-reabilitacii-narkozavisimyh-kazani

[59]
[59] Заммуфтия Татарстана встретился с представителем БФ «Центр Здоровой Молодежи» // Сайт Духовного управления мусульман Республики Татарстан, 29 ноября 2013 года. URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_2282.html

[60]
[60] Мусульмане и православные будут совместно заниматься реабилитацией наркозависимых // Сайт Духовного управления мусульман Республики Татарстан, 1 апреля 2015 года. URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_9656.html

[61]
[61] Каклюгин Н.В. Они пытаются взорвать мусульманство изнутри, или Новое дитя сектантского тандема «Царство Бога» - «Центр здоровой молодёжи» // "Русская народная линия", 26 января 2015 года. URL: http://ruskline.ru/analitika/2015/01/26/oni_pytayutsya_vzorvat_musulmanstvo_iznutri_ili_novoe_ditya_sektantskogo_tandema_carstvo_boga_centr_zdorovoj_molodyozhi/

[62]
[62] 10 бывших пациентов Исламского реабилитационного центра для нарко- и алкозависимых поступили в РИУ // "Ансар", 14 октября 2010 года. URL: http://ansar.ru/rfsng/10-byvshih-pacientov-islamskogo-reabilitacionnogo-centra-dlya-narko-i-alkozavisimyh-postupili-v-riu

[63]
[63] Магомадова С. «Лишь вера помогает мне держаться». В Чечне будут бороться с наркоманией с помощью религии // "Кавказская политика", 2 ноября 2015 года. URL: http://kavpolit.com/articles/lish_vera_pomogaet_mne_derzhatsja-21065/

[64]
[64] Болезни общества лечатся исламом // "Ислам в Республике Башкортостан", 18 октября 2010 года. URL: http://islamrb.ru/bolezni-obshchestva-lechatsya-islamom/

[65]
[65] Коран - лечит! В Татарстане создается Исламский реабилитационный центр для наркоманов // "ЦентрАзия", 14 ноября 2002 года. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1031983140

[66]
[66] Реабилитационный центр для людей с алкогольной и наркотической зависимостью планирует создать ДУМ РТ // Сайт Духовного управления мусульман Республики Татарстан, 14 января 2015 года. URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_8995.html

[67]
[67] Отдел Казанской епархии по противодействию наркомании и алкоголизму выиграл грант // "Православие в Татарстане", 26 апреля 2017 года. URL: http://www.tatarstan-mitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=64725

[68]
[68] См.: Ананьева Г. Это не 0! // Феникс (Информационный бюллетень МНАТ), № 14 (296), август, 2017. – С.2; Феникс (Информационный бюллетень МНАТ), № 11 (293), июнь, 2017. – С.1,3; Феникс (Информационный бюллетень МНАТ), № 12 (294), июнь, 2017. – 8 с.

[69]
[69] См.:URL.: https://vk.com/net_peklame_piva (дата обращения: 15.08.2017)

[70]
[70] Толстой Л.Н. Дневники и записные книжки. 1910 // Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Том 58. – URL.: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1050.shtml, свободный (дата обращения: 16.08.2017)

[71]
[71] Маяковский В.В. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том V. – М.: Издательство «Правда», 1978. – C.84.

[72]
[72] См.: Реклама безалкогольного пива ведет к росту потребления алкогольного, уверены в РПЦ. – URL.: http://www.newsru.com/religy/02aug2017/nonalco.html?utm_source=rss, свободный (дата обращения: 16.08.2017)

[73]
[73] Маяковский В.В. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том VI. – М.: Издательство «Правда», 1978. – C.27.

[74]
[74] См.: Соловьев М.М. Антиалкогольная и антинаркотическая деятельность Русской Православной Церкви как фактор социального оздоровления общества // Методическая и научно-практическая работа специалистов учреждений социальной защиты по оказанию помощи нуждающимся семьям и детям в Республике Татарстан. Сборник методических, научно-практических материалов и тезисов выступлений. Часть I. – Казань: Отечество, 2014. – С.83 – 91.

[75]
[75] В этом деле окажут помощь, например, следующие публикации: Ловчев В.М. Алкоголь в европейской культуре. – М.: ИД КДУ, 2013. – 548 с.; Ловчев В.М. Алкоголь в российской культуре (конфликтологический аспект). – Казань: КНИТУ, 2012. – 251 с.

Соловьев М. Отношение христианского теолога и философа Оригена к алкоголю // Феникс (Информационный бюллетень МНАТ), № 14 (296), август, 2017. – С.6-7; Соловьев М.М. Антиалкогольные идеи и образы в поэме Генрика Ибсена «Пер Гюнт» // Методическая и научно-практическая работа специалистов учреждений социальной защиты по оказанию помощи нуждающимся семьям и детям в Республике Татарстан. Сборник методических, научно-практических материалов и тезисов выступлений. Часть II. – Казань: Отечество, 2014. – С.98-107; Соловьев М. «Несколько поэтов. Достоевский…» // Феникс (Информационный бюллетень МНАТ), № 14 (277), октябрь, 2016. – С.4; Феникс, № 7 (289), апрель, 2017. – С.3-4; Соловьев М. Сергей Довлатов и алкоголь // Феникс, № 15 (278), октябрь, 2016. – С. 4-5. Соловьев М. Духовные ценности Габдуллы Тукая как средство борьбы с алкоголизмом // Феникс, № 18 (281), декабрь, 2016. – С.7-8.

[76]
[76] Вставка автора статьи.

[77]
[77] «Победа над так называемым «праздником» пива». – Словарь международной независимой ассоциации трезвости. 4-е издание. – Казань. – Изд-во КОФ «Выбор». – 2006. – С.117.

[78]
[78] В квадратных скобках даются разъяснения содержания брошюры.

Наши рекомендации