Оказание помощи при диабетической (гипергликемической) коме

Диабетическая кома развивается в результате глубоких нарушений обмена углеводов и жиров из-за недостатка в организме инсулина у больных сахарным диабетом.

Коме предшествует предкоматозное состояние с развитием предвестников:

· общая слабость,

· вялость,

· сонливость,

· головная боль,

· потеря аппетита,

· иногда - рвота,

· жажда,

· полиурия.

В КОМЕбольной ребёнок без сознания, кожа и видимые слизистые оболочки бледные, сухие, дыхание шумное, изо рта запах ацетона, тонус мышц резко снижен, глазные яблоки мягкие, податливые, тахикардия, нитевидный пульс, снижение АД.

Медицинская сестра

· срочно вызывает врача;

· готовит необходимый инструментарий и лекарственные препараты;

· по назначению врача вводит внутривенно инсулин в физиологическом растворе хлорида натрия, или в растворе Рингера, струйно, из расчета 0,1 ЕД на 1 кг массы ребёнка (или 0,2 ЕД на 1 кг массы ребёнка, если заболевание длится уже более года.)

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРИ ГИПОГЛИКЕМИЧЕСКОЙ КОМЕ

Гипогликемическая кома развивается в результате резкого снижения уровня сахара в крови.

Гипогликемическая кома развивается остро, внезапно, однако ей пред­шествует короткий ПЕРИОД ПРЕДВЕСТНИКОВ: у ребёнка появляется чувство голода, резкая слабость, тремор конечностей, повышенное потоотделение.

В КОМЕ больной ребёнок без сознания, лицо бледное, профузный пот, тризм (спазм) жевательной мускулатуры, дыхание поверхностное, учащенное, запаха ацетона изо рта нет, тонус глазных яблок нормальный, мышечный тонус высокий, возможны тонико - клонические судороги, АД лабильно, может быть незначительно снижено.

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА В ПЕРИОДЕ ПРЕДВЕСТНИКОВ дает ребёнку кусочек быстрорастворимого рафинада или ложку меда, варенья, сахарного песка, мягкую, быстро разжёвываемую конфету, стакан горячего сладкого чая.

В СТАДИИ КОМЫ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

> вызывает врача;

> готовит все необходимое для внутривенного вливания;

> в назначенной врачом дозе вводит внутривенно 20% или 40% раствор глюкозы (в зависимости от возраста ребёнка), подкожно - кордиамин из расчета О, I мл на год жизни ребёнка.

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРИ АНАФИЛАКТИЧЕСКОМ ШОКЕ

Анафилактический шок является наиболее ярким и опасным проявлением острых аллергических реакций немедленного типа. Это угрожающее жизни состояние. При отсутствии неотложной помощи, как правило, наступает смерть через 5-10 минут. Важнейшие симптомы анафилактического шока: чувство страха, жара, головокружение, шум в ушах, головная боль, ухудшение зрения, слуха; покашливание, стеснение в груди, одышка, предвестники бронхоспазма или отека глотки и гортани, ведущей к асфиксии; бледность, холодный пот, частый нитевидный пульс, падение АД- проявления сосудистой недостаточности; возможны тонико - клонические судороги, пена изо рта, непроиз­вольные мочеиспускание и дефекация; тошнота, рвота, боли в животе, понос.

Медицинская сестра

· немедленно прекращает парентеральное введение препарата, который вызвал картину шока;

· укладывает ребенка, повернув голову на бок во избежание аспирации рвотных масс;

· немедленно вводит 30 — 60мг преднизалона, 0,1 % р-р адреналина гидрохлорида от 0,3 до 0,5 мг, антигистаминного препарата (димедрола, тавегила, супрастина) от 0,1 до 2 мл в зависимости от возраста, внутривенно (внутримышечно) под контролем врача.

Наиболее эффективным является внутривенное введение данных препаратов в растворе полиглюкин.

Примечание: в каждом процедурном кабинете должен быть необходимый набор инструментов и медикаментов для оказания помощи при анафилактическом шоке.

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРИ АНГИОНЕВРОТИЧЕСКОМ ОТЕКЕ КВИНКЕ

Ангионевротический отёк Квинке является аллергической реакцией не­медленного типа.

Из-за поражения сосудодвигательных нервов остро возникает отёк кожи, подкожной клетчатки и слизистых оболочек; наиболее типичная локализация отёка - лицо, слизистая оболочка полости рта, мягкое нёбо.

Особенно опасен аллергический отёк гортани, при котором возникают следующие симптомы: осиплость голоса; лающий кашель; затруднение вдоха и выдоха; стридорозное дыхание; смерть может наступить от асфиксии.

При отёке Квинке оказывают такую же неотложную помощь, как при анафилактическом шоке.

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРИ ОСТАНОВКЕ ДЫХАНИЯ

При остановке дыхания необходимо оказать ребёнку экстренную по­мощь для поддержания газообмена в его организме. С этой целью проводится искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ) способом "изо рта в рот" и "изо рта в нос".

Медицинская сестра

· вызывает врача;

· освобождает ротовую полость от содержимого (слизи, рвотных масс и др.) с помощью пальца, салфетки, резинового баллончика, электроотсоса;

· если в дыхательные пути ребёнка попало инородное тело - удаляет его: ребёнка грудного возраста берет за ножки, переворачивает вниз головой и встряхивает несколько раз, или кладет ребёнка на свое левое предплечье лицом вниз, чтобы голова свесилась с руки спасающего, и делает 4 хлопка ладонью по спине;

· ребёнка более старшего возраста укладывает животом на свою согнутую в колене ногу (при этом голова ребёнка низко опускается) и постукивает ладонью по спине между лопаток;

· максимально запрокидывает голову ребёнка кзади, при необходимости - фиксирует язык;

· накладывает на область рта сложенную вчетверо марлевую салфетку;

· подходит к ребёнку сбоку, подкладывает одну руку под шею ребёнка, а другую кладет на лоб, чтобы зафиксировать голову в положении максимального разгибания;

· делает вдох, затем плотно прижимает свой рот ко рту ребёнка и вдувает воздух, зажав при этом нос 1 и 2 пальцами руки, лежащей на лбу ребёнка, чтобы вдуваемый воздух не вышел через нос;

· контролирует выдох, происходящий пассивно вследствие эластичности грудной клетки ребёнка;

· делает вдувание с частотой не менее 40 в минуту у новорожденных и грудных детей; у детей старшего возраста число вдуваний • 20-24 в 1 минуту;

· если открыть рот ребёнку не удалось, проводит ИВЛ способом "изо рта в нос".

Критерии эффективности ИВЛ: движения (экскурсии) грудной клетки при вдохе; "дыхательный" шум при выдохе; исчезновение синюшности и мраморности кожных покровов ребёнка. Вопрос о целесообразности продолжения ИВЛ данным методом или подключении ребёнка к аппарату искусственного дыхания решает врач.

Примечание: у маленьких детей марлевая салфетка накладывается на нос и рот, и воздух вдувают одновременно и в рот, и в нос; чем младше ребёнок, тем меньше должен быть объем вдуваемого воздуха с учетом жизненной емкости легких детей. У новорожденных и грудных детей, например, объем вдуваемого воздуха должен составлять примерно 1/4 часть обычного выдоха взрослого человека.

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРИ ОСТАНОВКЕ СЕРДЦА

При остановке сердца необходимо оказать ребёнку экстренную помощь провести НЕПРЯМОЙ (НАРУЖНЫЙ) МАССАЖ СЕРДЦА.

Медицинская сестра

· укладывает ребёнка на жёсткую поверхность (стол, кровать с деревянным щитом);

· становится сбоку от ребёнка и одну руку кладет ладонной поверхностью на нижнюю треть грудины, рука при этом прямая до

· плеча;

· надавливает на грудину толчками, ритмично так, чтобы она смещалась по направлению к позвоночнику; сердце при этом сдавливается между грудиной и позвоночникам, и кровь из него поступает в аорту и

· легочную артерию;

Об эффективности непрямого массажа сердца свидетельствуют появление пульса на сонных, бедренных и лучевых артериях, появление розовой окраски кожных покровов и видимых слизистых оболочек, повышение АД.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НЕПРЯМОГО МАССАЖА СЕРДЦА

У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

1) У новорожденных и грудных детей непрямой массаж сердца проводится двумя большими пальцами обеих рук или 2 и 3 пальцами одной руки; частота надавливаний 120 в 1 минуту; смещение грудины по направлению к позвоночнику составляет 1-1-.5 см.

2) У детей от 1 года до 4-5 лет непрямой массаж сердца проводится ладонью одной руки с частотой надавливаний 100 в 1 минуту и смещением грудины примерно на 2.5 см.

3) У детей старше 4-5 лет непрямой массаж сердца проводится с частотой надавливаний не менее 80 в 1 минуту, со смещением грудины на 3-4

см.

4) Детям 13-15 лет непрямой массаж сердца проводится двумя руками: ладонь одной руки накладывается на среднюю треть грудины, а ладонью второй руки производят надавливание на первую руку. Грудная клетка у детей более эластична, поэтому непрямой массаж

сердца проводится с меньшими усилиями и большей эффективностью.

Наши рекомендации