МДОАУ Детский сад №60 комбинированного вида.
Логопед Гранченко Н.В
МДОАУ Детский сад №60 комбинированного вида.
Статья: «Специфика коррекционно-логопедической работы по формированию активного словаря с детьми дошкольного возраста с ДЦП»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИФИКИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП___________ 7
1.1. Особенности психофизиологического развития детей с ДЦП________ 7
1.2. Речевое развитие детей с ДЦП__________________________________ 10
1.3. Методика коррекционно-логопедической работы при ДЦП__________18
ГЛАВА 2.ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ С ДЕТЬМИ С ДЦП ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП____________________________ 23
2.1. Методика обучающего эксперимента __________________________ 23
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Проблема коррекционно-логопедической работы с детьми с церебральным параличом с нарушениями речевой и познавательной деятельности не нашла еще достойного отражения в отечественной логопедии.
У истоков исследований и практической деятельности в логопедической работе с детьми ДЦП, стояли К.А. Семенова[43], Л.А. Данилова, Е.М. Мастюкова[32], М.В. Ипполитова, Л.О.Бадалян[4], Л.Т. Журба, О.В. Тимонина, М.Б. Эйдинова, А.Р. Лурия, И.Ю. Левченко[25], О.Г. Приходько[41], Е.Ф.Архипова[2] , Т.А. Фотекова, Н.В. Симонова и другие.
По мере изучения детей с ДЦП становилось очевидным, что необходимо начинать коррекционно-педагогическую работу как можно раньше, практически со времени, когда поставлен диагноз «детский церебральный паралич».
В данное время отмечается увеличение роста детей, рожденных с церебральной патологией, при этом в неврологии ДЦП, занимает первое место по детской инвалидности.
Коррекционно-логопедическая работа строится на знании особенностей нарушения речи у детей с ДЦП и последовательной работы. Необходимо всегда учитывать взаимосвязь речевых, двигательных и психических нарушений в развитии ребенка. В результате этого, вся работа логопеда взаимосвязана со стимуляцией развития всех сторон, психических и сенсорных функций. Следовательно, осуществляется формирование речи как целостной психической деятельности.
Работа над речью тесно связана с медицинским лечением, направленным на развитие двигательных функций. Эта взаимосвязь является важным комплексным условием. При постановке диагноза и медико-педагогической коррекции необходима взаимосвязь логопеда-дефектолога, невропатолога, врача ЛФК. При подборе эффективных и адекватных приемов для коррекции речи, необходимо учитывать связь между речевыми нарушениями и двигательными расстройствами, поражение артикуляционной и общей моторики. При поэтапной и последовательной логопедической работе следует учитывать функции, которые сохранились у ребенка. Нужно опираться не на календарный возраст детей, а актуальный уровень нарушения речи [53].
Важно одновременно развивать нарушения артикуляционной моторики и функциональные возможности кистей рук. Так как положение анатомической близости корковых зон, связаны с зонами иннервации речевого аппарата и иннервации мышц рук [23].
В работе с детьми ДЦП необходимо сочетать различные виды и формы коррекционно-логопедической работы (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные). Необходима стимуляция двигательно-кинестетического анализатора, для выполнения целенаправленных артикуляционных действий, требуется развивать самоконтроль.
Логопедическая работа с детьми ДЦП является перспективной, интересной и, безусловно, необходимой.
Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является определение наиболее эффективного пути логопедической работы по формированию активного словаря с детьми ДЦП дошкольного возраста.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность темы исследования определили проблему исследования - определение эффективных логопедических приемов для активного развития речевой деятельности детей ДЦП дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИФИКИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП
Рассказ «Игра»
Рассказывает взрослый (по окончании спектакля), имена действующих лиц заменяются именами детей данной группы. Катя и Миша вошли в группу. Миша взял машинку. Катя взяла куклу Машу. Миша катал машинку. Катя причёсывала куклу Машу. Дети играли.
Вопросы к рассказу
Ответ дается полным предложением.
- Кто вошёл в группу?
- Куда вошли дети?
- Что взял Миша?
- Кого взяла Катя?
- Что катал Миша?
- Кого причёсывала Катя?
В самом начале обучения вопроса «что делал?» следует избегать, так как ответ на него для детей труден.
Упражнения
1. Анализ предложения с целью включения или не включения его в рассказ.
Взрослый произносит предложение и предлагает ребенку отгадать, подходит оно к этому рассказу или нет.
Катя села на ковёр. Миша долго завтракал. Миша ползал по ковру. Мама купила Кате шапку. У Миши есть кошка. Катя любит свою собаку. Миша любит машинки. И т. п.
2. Установление порядка предложений в рассказе.
Взрослый произносит пары предложений и предлагает ребенку определить, какое предложение должно следовать в рассказе раньше, а какое позже.
Катя взяла куклу.— Катя вошла в группу.
Катя причёсывала куклу.— Катя взяла куклу.
Миша взял машинку.— Миша катал машинку.
Каждая пара предложений обязательно проговаривается ребенком.
3. Выбор из рассказа опорных глаголов и установление их последовательности.
Взрослый предлагает ребенку выбрать из рассказа слова — названия действий (войти, взял, взяла, катал, причёсывала, играли), а затем сказать, какое действие производилось раньше, какое позже: причёсывала — вошли; взял — катал; играли — вошли; причёсывала — взяла.
4. Пересказ рассказа целиком (по памяти и с использованием картинки).
Взрослый должен поощрять включение ребенком любых дополнений и уточнений, если они относятся к рассказу.
Составление рассказа-описания по мнемотехнике.
Пересказ короткой сказки по ролям и рассматривание серии сюжетных картинок, установление их последовательности
Формирование грамматического строя речи.
В процессе формирования и развития грамматического строя речи у детей, необходимо вести следующую работу: учить согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами В, НА, ПОД, ЗА; употреблять имена существительные в форме ед. и мн. числа, обозначающих животных и их детенышей (кошка- котенок - котята); употреблять форму мн. числа существительных в род. падеже (бабочек, матрешек); составлять предложения с однородными членами (Миша посадил в машину зайку, куклу и мишку) употреблять формы повелит. наклонения глаголов (хотеть, бежать, лежать); использовать в речи простейшие виды сложных предложений.
Важным средством для формирования и развития вышеназванных грамматических навыков у дошкольников являются дидактические игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием.
Основные виды дидактических игр:
- игры с предметами;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры;
Хотим представить вашему вниманию игры с предметами по нетрадиционной методике песочная терапия.
«Строители»
Цель: Учить правильно, употреблять в речи грамматические категории:
-предлоги : от, к, над, между, в, из-за, у, перед;
-приставочные глаголы: построили, пристроили, надстроили;
-наречия: далеко, близко, быстро, медленно, глубоко.
Оборудование: Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.
Ход игры.
Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей.
«Чего не стало»
Цель: Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.
Оборудование: Песочница с влажным песком.
Ход игры.
Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
«Подбери слова»
Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое).
Также используем дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя речи.
«Один - много»
Цель: образование существительных множественного числа.
Ход игры: педагог называет существительное в единственном числе, а ребёнок во множественном, например: яблоко - яблоки, сумка - сумки, дерево - деревья и т. д.
Усложнение: используются словосочетания - прилагательное + существительное, например: красивый цветок - красивые цветы, яркая бабочка - яркие бабочки, сочное яблоко - сочные яблоки и т. д.
«Назови ласково»
Цель: образование существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Ход игры (игру можно проводить с мячом):
Кукла-куколка
Лиса-лисичка
Петух-петушок и т. д.
«Скажи наоборот»
Цель: учить детей образовывать слова-антонимы
Ход игры:
Большой - маленький
Толстый - тонкий (худой)
Кислый - сладкий
Высокий - низкий
Тепло - холодно
Весело - грустно
Пришёл-ушёл
Прилетел-улетел
Сел-встал и т. д.
«Назови, одним словом»
Цель: развитие словесно-логического мышления
Ход игры: педагог называет 3-4 слова, ребёнок называет их обобщающим понятием: «груша, яблоко, банан»- «фрукты»; «собака, кошка, корова» «домашние животные» и т. д.
Усложнение: педагог называет обобщающее слово, а дети подбирают относящиеся к нему предметы: «Мебель»- «Стол, стул, кровать, диван… » и т. д.
Примеры игр направленных на обогащение предметного словаря:
«Чудесный мешочек»
Цели: Способствовать количественному накоплению слов, пониманию их смыслового значения и точного соотнесения к объектам окружающего мира.
Содержание: Дети вместе с логопедом рассматривают игрушки, изображающие различные предметы, затем складывают их в мешочек. Дети по очереди на ощупь отгадывали предмет в мешке и называли его.
« Покажи и расскажи»
Цели: Расширить и активизировать словарь ребенка по теме «Животные».
Содержание. Взрослый предлагал малышу показать и назвать всех животных, изображенных на картинке, а затем ответить полным предложением на следующие вопросы:
Какие части тела ты знаешь у каждого животного? У кого пасть? клыки? длинные уши? короткий хвост? колючки? и т. п.
- Кто из зверей большой? маленький? колючий? сильный? трусливый? длинноухий? короткохвостый? острозубый? клыкастый? пушистохвостый? и пр.
Кто где живёт (в норе, в гнезде, в берлоге)?
Кто чем питается?
«Найди пару»
Цели: Обучение навыкам словообразования.
Содержание: Логопед выставляет перед детьми наборное полотно. На столе разложены картинки с изображениями разных знакомых детям игрушек, овощей и фруктов, одежды, посуды. Затем объясняет, что дети будут расставлять картинки парами и называть «большой», «маленький», например: «большой - дом», «маленький - домик», «большой круг- маленький кружок».
«Большой и маленький»
Цели: Обучение навыкам словообразования.
Содержание: Логопед выставляет перед детьми наборное полотно. На столе разложены картинки с изображениями разных знакомых детям игрушек, овощей и фруктов, одежды, посуды. Затем объясняет, что дети будут расставлять картинки парами и называть «большой», «маленький», (например: «большой - дом», «маленький - домик», «большой круг - маленький кружок").
«Отгадай и назови»
Цели: Развитие понимания речи.
Содержание: Логопед подробно описывает признаки и качества загаданного предмета. Дети отгадывают и называют предмет, например:
Красное, круглое, растет на дереве, что это?
И т.д.
Многие игры включались как в занятия, так и в режимные моменты, проводимые экспериментатором.
В конце работы был проведен контрольный срез, позволяющий диагностические определить эффективность логопедической работы с детьми по устранению общего недоразвития речи на основании созданных условий.
.
Дети с ДЦП представляют собой крайне неоднородную группу как по уровню психического и речевого развития, так и по степени проявления речедвигательных функций. При этом отмечаются многовариантные сочетания нарушений различных функциональных систем.
У многих детей (примерно 75%) с церебральным параличом наблюдается сопутствующий диагноз - задержка психического развития и сильные отклонения в нарушении речи. В большей степени у детей с ДЦП возрастное речевое развитие зависит от развития интеллекта. Основной целью коррекционно-логопедической работы с детьми с ДЦП, является развитие и коррекция движений рук и мелкой моторики. Это способствует своевременному развитию речи ребенка, личностному развитию ребенка и адаптации ребенка в обществе. Логопедическая работа с такими детьми должна начинаться с раннего возраста, так как патология в движении ребенка приводит к вторичной задержке других функций.
Работая с ребенком, следует учитывать все его нарушенные и сохранные функции и использовать их в работе. Дети при ДЦП очень эмоционально не подготовлены к общению и поэтому все занятия, которые проводятся индивидуально, должны носить игровой характер, что вызывает интерес детей к работе и повышает работоспособность за счет психологического настроя.
На протяжении длительного времени следует наблюдать за развитием ребенка, что даст возможность тщательно изучить и выявить структуру психического и речевого нарушения. В связи с этим эффективность диагностики детей с церебральным параличом и коррекция речи значительно улучшается.
При ДЦП имеет большое значение развитие скоординированной системы межанализаторных связей. Нужна опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, осязательный и акустический).
Выводы
Экспериментальное обучение показало положительные итоги. Итоговое обследование дало возможность говорить о том, что при логопедической коррекционной работе происходит последовательное развитие всех речевых функций и интеллекта. Коррекционно-логопедическая работа логопеда поможет улучшить активный словарь детей с церебральным параличом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе выпускной квалификационной работы нами были рассмотрены научно-теоретические аспекты речевого развития детей дошкольного возраста с церебральным параличом.
Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание, которое возникает вследствие воздействия на организм ребенка различных неблагоприятных факторов внутриутробного периода, во время родов или в первые месяцы жизни. В связи с этим повреждаются те участки головного мозга, которые отвечают за движением и удержанием позы тела. Основными клиническими симптомами являются нарушение зрения, слуха, речи и интеллекта. У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы, задержка психического развития, трудности в общении и восприятии.
В настоящее время используется классификация К.А.Семеновой, в которую включены опыт собственной работы и элементы классификации Зигмунда Фрейда. Выделяется 5 форм ДЦП:
1. Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
2. Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга, что приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
3. Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
4. Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах – непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
5. Атонически-астатическоя форма, при которой поражается мозжечок.Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.
По данным большинства авторов у 80% детей с ДЦП встречается нарушение речи. Задержка развития речи или отставание в речевом развитии обусловлены тем, что дети имеют недостаточный объём знаний об окружающем мире и ограниченное общение.
В связи с органическими нарушениями у детей с церебральным параличом нарушается звукопроизношение, голос, дыхание, темпо-ритмический рисунок.
Формирование сенсомоторных предпосылок развития артикуляции включает дыхательные упражнения, развитие голоса, логопедический массаж, артикуляционную гимнастику.
При ДЦП основными нарушениями речи является: нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, с их формированием; наблюдаются нарушения формирования связной речи и понимания её. Нарушения речи при детском церебральном параличе также связано с педагогической запущенностью со стороны родителей и ограничение их в общении в социуме.
При задержке психического развития наиболее нарушена динамика различных видов мышления. Почти все дети отличаются повышенной утомляемостью, при целенаправленных воздействиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми и им трудно сосредоточиться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. – М.: ФЕНИКС, 2015. – 48 с.
2. Архипова Е.Ф.: Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. // Высшая школа, Коррекционная педагогика, АСТ, 2008. – 254 с.
3. Бабина Г.В., Белякова Л.И., Идес Р.Е. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-метод. пос.- М: МПГУ, 2012 – 214 с.
4. Бадалян Л.О. Детский церебральный паралич./ О.Л. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. - Киев, 2002. – 286 с.
5. Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Academia. /Классическая учебная книга.- 2013. – 400 с.
6. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание: Уч. пос. - М.: Академический проект, 2012.
7. Блыскина И.В. Массаж в коррекции артикуляционных расстройств./ И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков. – СПб: Сатис, 1995. - 136 с.
8. Браткова М.В., Закрепина А.В., Пронина Л.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх с взрослыми. - М.: Парадигма, 2013.
9. Васильченко Н.А. Психопаталогическая характеристика учащихся с церебральным параличом // Дефектология. - 1980.- № 1.
10. Воропаева С.В. Основы общей психопатологии: Учебное пособие. - М.: Прометей. 2013.
11. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей./ АСТ, Астрель, ВКТ, Планета знаний. 2012 – 224 с.
12. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: методическое пособие / Сост. И.Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 224 с.
13. Геннинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи./ М.Г. Геннинг. - Чебоксары, 1980. – 144 с.
14. Государев Н.А. Специальная психология/ Н.А.Государев. – М.: Ось – 89, 2008. – 288 с.
15. Гриншпун Б.М. Дислалия. / Христоматия по логопедии. Т.1. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.- С.108-120.
16. Дедюхина Г.В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом./ Г.В. Дедюхина, Л.Д. Могучая, Т.А. Яньшина. – М.: «Гном и Д», 2001.- 146
17. Детская логопсихология. Учебник.(+CD-ROM)/ Под ред. О. Денисова, О. Леханова, Т. Захарова - М.: Владос - 2015. - 160 с.
18. Детский церебральный паралич. Христоматия /Сост. Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук. – СПб, 2003. - 562 с.
19. Детский церебральный паралич./ Сост. Л. Бадалян, А. Журба - Изд. Книга по требованию: 2012. - 325 с.
20. Калягин В.А. Логопедия: Учебник.- М.: Академия, 2014
21. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пос.- СПб: Корона-Век, 2009.
22. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР/ авт.-сост. А.М.Быховская, Н.А. Казова.- СПб.: ООО "Издательство «Детство- Пресс» 2012. – 32 с.
23. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация./ И.А. Коробейников. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 296 с.
24. Круглова А.М. Говорим правильно. Логопедические игры и упражнения.- М.: Рипол - Классик, 2012.
25. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – Изд. Книголюб, серия: специальная психология. – 2008. – 176 с.
26. Логопедия. Иллюстрированный справочник / Под ред. И. Смирнова – М.: КАРО, 2014. – 232 с.
27. Логопедия. Коррекционная педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 704 с.
28. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие детей. Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – М.: ВЛАДОС, 2007 – 408 с.
29. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб.: Союз, 2005 – 286 с.
30. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий.- М.: Парадигма, 2012.
31. Мандель Б.Р. Коррекционная психология: Уч. пос.- Берлин: Директ - Медиа, 2015.
32. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом./ Е.М.Мастюкова, М.В. Ипполитова. – М.: Просвещение, 1985. – 212 с.
33. Матросова Т.А.: Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Изд. Сфера. – 2005. – 112 с.
34. Московина А.Г., Уманская Т.М. Клиника интеллектуальных нарушений: Учеб. пос.- М.; Прометей, 2013.
35. Московина А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье: Уч. пос.- М.: ИПГУ, 2014.
36. Немкова С.А. Детский церебральный паралич. Современные технологии в комплексной диагностике и реабилитации когнитивных расстройств. – М.: Изд. Медпрактика – М.: 2013.- 442 с.
37. Орлова Е.А., Колесник Н.Т. Клиническая психология: учебник. – М.: Юрайт, 2013.
38. Основы логопедической работы с детьми./ Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
39. Подольская О.А., Яковлева И.В. Основы специальной педагогики и психологии: Уч. Пос. – Елец: Елецкий гос. ун-т им. И.А. Банина, 2013.
40. Пособие по диагностике речевых нарушений./ под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
41. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста./ О.Г.Приходько. – СПб.: КАРО, 2008 – 157 с.
42. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учебник/ ред. Левченко И.Ю.-М.: Академия, 2013.
43. Семёнова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М.: Изд. Книга по требованию – 2012. – 325 с.
44. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Уч. пос.- М.: Генезис, 2013.
45. Сорокина Н.А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями: Уч. пос.- М.: Владос, 2013.
46. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 320 с.
47. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. – СПб.: «Детство-пресс», 2013.
48. Тихонова Е.С. Практические упражнения и задания для устранения речевых трудностей у детей с ОНР. - М.: АРКТИ, 2014. – 96 с.
49. Трунов А. Лечение ДЦП. Революционный метод реабилитации Гленна Домана. – М.: Изд. Амрита, 2013. - 208 с.
50. Трубина Н.М. Диагностика и коррекция нарушения письма у младших школьников, страдающих детским церебральным параличом и умственной отсталостью//Логопедия. 2005 № 1.
51. Устинова Е. Детский церебральный паралич: Психологическая помощь дошкольникам. – М.: Изд. Книголюб, 2007. - 120 с.
52. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию./ М.Ф. Фомичева, Е.В. Оганесян. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. – 88 с.
53. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.- М.: Изд. Книга по требованию, 2004. – 368 с.
54. Шипилова Е.В. Основы логопсихологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 224 с.
55. Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. Сборник упражнений. - М.: МПСИ, 2015.- 364 с.
56. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 -3лет. Изд. 10-е. – М.: Терефинф, 2014. – 192 с.
Приложение 1.
Логопед Гранченко Н.В
МДОАУ Детский сад №60 комбинированного вида.