Модуль viii. биохимия крови и мочи
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическим занятиям
Модуль VIII. Биохимия крови и мочи
учебной дисциплины (модуля)«Биохимия»
для специальности Лечебное дело
курс II семестр 4
Составитель: Артюкова О.А., к.б.н., доцент Рецензент: Лемешко Т.Н., к.б.н., доцент |
Владивосток – 2016 г.
Практическое занятие № 13 (37)
Тема:«Белковый спектр и протеолитические системы крови. Ферменты плазмы, значение для энзимодиагностики. Небелковые органические компоненты, важнейшие азотсодержащие соединения плазмы»
Мотивация:химический состав белков крови в определенной степени отражает состояние обмена веществ в организме. Различные заболевания сопровождаются изменением содержания в крови тех или иных белковых компонентов. Биохимический анализ белков крови проводится с целью диагностики заболеваний, установления прогноза болезни и оценки эффективности проводимого лечения. Кровь является источником получения белковых лекарственных препаратов. На занятии студенты рассматривают основные биохимические показатели белкового состава крови, закрепляя знания об их происхождении, особенностях строения и функционирования, диагностической значимости.
Общая цель:сформировать знания о некоторых специализированных белках и пептидах крови, диагностической ценности анализа ферментов плазмы, небелковых органических компонентах плазмы и важнейших азотсодержащих соединениях, минеральных веществах крови.
Конкретные цели и задачи.
- знатьосновные свойства и функции белков плазмы и ферментов крови; небелковые органические компоненты плазмы и важнейшие азотсодержащие соединения, минеральные вещества крови.
- уметь обосновывать основные причины возникновения гипо –, гиперпротеинемий и диспротеинемий, применять знания о функциях белковых и небелковых органических компонентов крови и минеральных веществ для объяснения нарушений обмена при патологии.
- владетьметодом анализа получаемой по дисциплине информации с позиции междисциплинарных связей и будущих задач профессиональной деятельности. Владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами):гипопротеинемия, гиперпротеинемия, диспротеинемия, парапротеинемия, белки «острой фазы».
Этапы проведения занятия:
1. Вводная часть
2. Основная часть занятия: семинар
3. Заключительная часть занятия
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний:
1. Кровь – часть внутренней среды организма. Главнейшие функции крови.
2. Белки крови. Альбумины, их транспортная функция и вклад в онкотическое давление плазмы.
3. Глобулины, их характеристика.
4. Общие закономерности действия каскадных протеолитических систем крови; их взаимосвязи в осуществлении защитных функций.
5. Роль антипротеиназ плазмы. Эндогенные ингибиторы протеиназ (альфа-1-антитрипсин, антиплазмин, альфа-2-макроглобулин и др.).
6. Белки «острой фазы».
7. Белки-переносчики ионов металлов (трансферрин).
8. Ферменты плазмы, «собственные» и поступающие при повреждении клеток. Диагностическая ценность анализа ферментов плазмы.
9. Небелковые органические компоненты плазмы. Важнейшие азотсодержащие соединения.
10. Минеральные вещества крови: распределение между плазмой и клетками; нормальные диапазоны концентраций важнейших из них.
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты):
1. Укажите ошибочное утверждение. Альбумины плазмы крови:
А. синтезируются в эритроцитах.
Б. сравнительно быстро обновляются.
В. играют важную роль в создании онкотического давления.
Г. выполняют роль белкового резерва организма.
Д. осуществляют транспорт метаболитов (жирных кислот, билирубина и др.).
2. Укажите верные утверждения. Глобулины плазмы крови:
А. принимают участие в создании гуморального иммунитета.
Б. осуществляют транспорт органических веществ (метаболитов, гормонов, витаминов).
В. осуществляют транспорт катионов (Сu2+, Fе3+, Мg2+ и др.)
Г. являются ингибиторами протеолитических ферментов.
Д. играют ведущую роль в создании онкотического давления.
3. Установить соответствие:
1. Церулоплазмин.
2. Трансферрин.
3. α2-Макроглобулин.
4. Гаптоглобин.
А. участвует в транспорте железа (Fе3+) по кровеносному руслу.
Б. ведущая роль в транспорте меди к тканям.
В. обладает оксидазной активностью.
Г. связывает и транспортирует свободный гемоглобин плазмы в клетки РЭС
Д. ингибирует протеолитические ферменты крови
4. Доля альбуминов среди белковых фракций крови составляет
а. 15 – 22 % б. 9 – 13 %
в. 52 – 65 % г. 2,5 – 5,6 %
5. Причинами гипопротеинемии может быть все указанное, кроме
А. недостаток поступления белка с пищей
Б. активация цикла мочевинообразования
В. протеинурия
Г. снижение белоксинтетической функции печени
6. Парапротеинемия - это
А. изменение соотношения белковых фракций крови
Б. появление в плазме аномальных белков
В. снижение концентрации общего белка плазмы
Г. исчезновение из плазмы белков какой-либо фракции
7. Диспротеинемия - это
А. изменение соотношения белковых фракций крови
Б. появление в плазме аномальных белков
В. снижение концентрации общего белка плазмы
Г. исчезновение из плазмы белков какой-либо фракции
8. Гипопротеинемия - это
А. изменение соотношения белковых фракций крови
Б. снижение концентрации общего белка плазмы
В. исчезновение из плазмы белков какой-либо фракции
Г. повышение концентрации белка в плазме
9. К белкам “острой фазы” относятся все, кроме:
А. a1-антитрипсин В. гаптоглобин
Б. фибриноген Г. гистон
10. Повышение сывороточной активности ферментов при патологии может являться следствием
А. повышения проницаемости клеточных мембран Б. разрушения клеток
В. усилением их синтеза в клетках Г. действия активаторов на ферменты
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:1.Перечислите главные функции крови. 2. Каков состав крови? В чем заключается разница между сывороткой и плазмой крови? 3. Каков рН крови? Перечислите буферные системы крови.
4. Укажите нормальное содержание общего белка в сыворотке крови.
5. Что такое гипопротеинемия и каковы ее последствия?
6. Укажите транспортные белки крови.
7. Каково значение определения ферментов крови с целью диагностики? (Примеры).
8. Каково значение определения с целью диагностики "белков острой фазы"?
9. Что такое диспротеинемия? Каким методом анализа она может быть установлена?
10. Что такое парапротеинемия? Какие заболевания она сопровождает?
Белки | ММ | Содержание (мг/100 мл) | Функция |
Альбумин | 3500-4500 | Поддержание коллоидно-осмотического давления крови, резерв белков, связывание и транспорт жирных кислот, билирубина. | |
a1-глобулины | |||
a1-антитрипсин | 200-400 | Ингибитор протеолитических ферментов. | |
Тироксинсвязы- вающий белок | 1-2 | Транспорт тироксина. | |
a2-глобулины | |||
Церулоплазмин | 15-60 | Транспорт меди. | |
Гаптоглобин | 400-800 | Связывает гем в очаге воспаления. | |
a2-макроглобулин | 152-420 | Ингибитор эндопептидаз, связывает гормоны. | |
b-глобулины | |||
Трансферрин | 200-320 | Связывание и транспорт железа. | |
b-липопротеины (ЛПНП) | 250-800 | Транспорт липидов. | |
b-микроглобулин | 0, 2 | Связан с HLA-антигенами гистосовместимости. | |
С-реактив. белок | Проявляется при воспалительных процессах. | ||
g-глобулины | |||
IgG | 800-1800 | Отвечают за «вторичный» иммунный ответ. | |
IgA | 360000-720000 | 90-450 | Представляют первую линию защиты против микроорганизмов |
IgM | 60-250 | Появляются в ответ на острую инфекцию | |
IgE | 60-250 | Роль в развитии аллергических реакций |
Конкретные цели и задачи.
- знатьосновные свойства и функции белков плазмы и ферментов крови; небелковые органические компоненты плазмы и важнейшие азотсодержащие соединения, минеральные вещества крови.
- уметь обосновывать основные причины возникновения гипо,- гиперпротеинемий и диспротеинемий, применять знания о функциях белковых и небелковых органических компонентов крови и минеральных веществ для объяснения нарушений обмена при патологии.
- владетьметодом анализа получаемой по дисциплине информации с позиции междисциплинарных связей и будущих задач профессиональной деятельности. Владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами):гипопротеинемия, гиперпротеинемия, диспротеинемия, парапротеинемия, белки «острой фазы».
Этапы проведения занятия:
1. Вводная часть
2. Основная часть занятия: лабораторная работа
3. Заключительная часть занятия
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний:
- Белки крови.
- Альбумины, их транспортная функция и вклад в онкотическое давление плазмы.
- Глобулины, их характеристика.
Ориентировочная основа деятельности студентов для проведения лабораторной работы
Конкретные цели и задачи.
- знатьроль железа в метаболизме, пути его поступления, транспорта, депонирования, реутилизации и потерь в организме; основные этапы синтеза и катаболизма гема; значение определения концентрации билирубина в биологических жидкостях для диагностики желтух разной этиологии.
- уметь описать диагностические признаки порфирий, железодефицитной анемии, гемохроматоза, желтух, используя знания о молекулярных механизмах нарушений метаболизма железа и гема; интерпретировать уровни биохимических показателей продуктов катаболизма гемма в крови (моче) для диагностики различных типов желтух.
- владетьметодом анализа получаемой по дисциплине информации с позиции междисциплинарных связей и будущих задач профессиональной деятельности. Владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами):порфирия, железодефицитная анемия, гемосидероз, гемохроматоз, желтухи, гипербилирубинемия, билирубинурия, уробилинурия.
Этапы проведения занятия:
1. Вводная часть
2. Основная часть занятия: семинар
3. Заключительная часть занятия
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний:
1. Обмен железа, гемосидероз, гемохроматоз, железодефицитные анемии. 2. Синтез гема и его регуляция. 3. Катаболизм гемоглобина, образование билирубина. Его дальнейшие превращения, судьба желчных пигментов. 4. Общие представления о желтухах и ее вариантах (гемолитическая, обтурационная, паренхиматозная, желтуха новорожденных, болезнь Жильбера). 5. Диагностическое значение определения билирубина и других желчных пигментов в крови и моче.
Ориентировочная основа деятельности студентов для проведения лабораторной работы
Работа 1. «Тимоловая проба»
Тимоловая проба, предложенная в 1944 году Маклаганом. Проба является положительной при уменьшении альбуминов и увеличении β- и γ-глобулинов, которые образуют глобулин-тимол-липидные комплексы ( 40%- глобулинов, 32%- тимола, 18%- холестерина, 10%- фосфолипидов), что является причиной помутнения раствора.
Принцип метода: патологически повышенные β - и γ-глобулины и липопротеиды осаждаются из сыворотки крови при рН = 7,55 буферном раствором, насыщенным тимолом. Измеряют интенсивность помутнения, зависящую от содержания белковых фракций и их количественного соотношения.
Порядок определения:в пробирку вносят пипеткой 3 мл рабочего раствора, добавляют 0,05 мл сыворотки, перемешивают и оставляют стоять ровно 30 мин. Потом содержимое пробирки вновь перемешивают и измеряют оптическую плотность на ФЭКе (кювета - 10мм, длина волны – 620-660мм).
Интерпретация результатов:
Нормальные величины 0-4 единиц помутнения (S-Н).
Границы нормы 4-5 единиц помутнения (S-Н).
Патологические величины – > 5 единиц помутнения (S-Н).
Клинико-диагностическое значение: Проба позволяет диагностировать «синдром воспаления» при поражении печёночной паренхимы. Тимоловая проба положительна в 90-100% случаев токсического, инфекционного (вирусного) гепатита ещё в преджелтушной стадии заболевания и при безжелтушной его форме. При механической желтухе проба отрицательна. На этом основано использование теста при дифференциальной диагностике желтух. У пациентов, перенесших инфекционный гепатит, показатели тимоловой пробы сохраняются повышенными на протяжении 6 мес после выписки из стационара. Поэтому этот тест наряду с определением уробилина в моче можно использовать и в период диспансерного наблюдения за больными с данной патологией.
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты):
1. Предшественником билирубина является:
А. миоглобин Б. гемоглобин
В. порфирин Г. цитохром
Д. всё перечисленное
2. Наибольший токсический эффект билирубин оказывает на:
А. гепатоциты Б. нервные клетки
В. мышечные клетки Г. фагоцитирующие клетки
3. Неконьюгированный (непрямой) билирубин в гепатоцитах подвергается:
А. соединению с серной кислотой
Б. декарбоксилированию
В. конъюгированию с глюкуроновой кислотой
Г. ацетилированию
4. Коньюгированный (прямой) билирубин в основной массе поступает в:
А. желчевыводящие капилляры Б. кровь
В. лимфатическую систему Г. слюну
5. Доля коньюгированного (прямого) билирубина крови составляет (в % от общего) :
А. 0 - 5 % Б.0- 25 % В.50 % Г.75 % Д. 100 %
6. Для ранней диагностики острого вирусного гепатита целесообразно исследовать:
А. фракции билирубина
Б. активность АлТ, АсТ
В. сывороточное железо
Г. активность ЛДГ, КФК
Д. все перечисленные соединения
7. В дожелтушный период инфекционного гепатита определяющим тестом является:
А. соотношение фракций билирубина В. активность АлАТ, АсАТ
Б. активность щелочной фосфатазы Г. тимоловая проба
8. Моча больных не содержит билирубин при желтухе:
А. надпеченочной Б. печеночной В. подпеченочной.
9. При надпеченочной (гемолитической) желтухе в крови увеличивается количество:
А. стеркобилина В. прямого билирубина
Б. непрямого билирубина Г. общего билирубина.
10. Нарушение обмена желчных пигментов может возникать в результате
А. нарушения коньюгации билирубина
Б. нарушения оттока желчи
В. интенсивного гемолиза
Г. нарушения функции гепатоцитов
Д. всех перечисленных факторов
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:
- Какие соединения относятся к гемопротеидам?
- Какие соединения относятся к порфиринам?
- Что такое порфирии? Какими симптомами они проявляются?
- Перечислите возможные причины развития железодефицитной анемии.
- В каких тканях происходит деградация гемма?
- Каковы физико-химические свойства неконъюгированного (непрямого, свободного) билирубина?
- Где и каким образом происходит обезвреживание непрямого билирубина?
- Как протекает метаболизм билирубина в кишечнике?
- При какой концентрации билирубина в крови развивается желтуха?
- Какие бывают виды желтух? Каковы механизмы их развития?
Конкретные цели и задачи.
- знатьфункции почек, особенности их метаболизма; биохимию образования мочи. физиологическое значение этого процесса; роль почек в поддержании гомеостаза (изоволемии, изосомии, изотонии, рН, уровня глюкозы, Са2+ и др.); общие свойства и химический состав мочи в норме, патологические компоненты мочи.
- уметь описать диагностические признаки нарушений метаболизма, используя знания о молекулярных механизмах образования мочи, изменения ее состава при патологии; интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной диагностики при исследовании нормальных и патологических компонентов мочи.
- владетьметодом анализа получаемой по дисциплине информации с позиции междисциплинарных связей и будущих задач профессиональной деятельности. Владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами):аминоацидурия, анурия, билирубинурия, гиперурикурия, гипостенурия, глюкозурия, олигурия, никтурия, протеинурия, полиурия, фосфатурия, ураты, оксалаты, клиренс.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы:знания о строении, топографии, развитии и функциях мочевыделительной системы в норме и при патологии (анатомия, гистология, нормальная физиология)
Этапы проведения занятия:
1. Вводная часть
2. Основная часть занятия: семинар, тестовый контроль
3. Заключительная часть занятия
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний:
1. Почки как главный орган экскреции конечных метаболитов. Клиренс (очищение) компонентов плазмы крови как показатель эффективности его выведения почками.
2. Процесс образования мочи. Критерии оценки клубочковой фильтрации.
3. Молекулярные механизмы реабсорбции и секреции в почечных канальцах.
4. Роль почек в регуляции кислотно-основного равновесия, осмотического давления, водно-электролитного баланса, артериального давления, процессов эритропоэза.
5. Нейро-гуморальная регуляция функций почек: молекулярные механизмы действия систем вазоактивных пептидов (ренин-ангиотензиновая система, калликреин-кининовая система), вазопрессина, альдостерона, предсердного натрийуретического фактора, паратгормона, кальцитриола.
6. Общие свойства и состав мочи. Суточная экскреция мочевины, аммиака, мочевины, мочевой и гиппуровой кислот, безазотистых веществ, минеральных ионов (Na+, K+, Ca2+, фосфаты).
7. Патологические составные части мочи (кровь, белок, глюкоза, кетоновые тела, порфирины, желчные пигменты). Возможные причины образования и состав мочевых камней.
Ориентировочная основа деятельности студентов для проведения лабораторной работы:
Экспресс - методы лабораторной диагностики — ускоренные методы лабораторных анализов, обеспечивающие проведение исследования в срок до 10—15 мин после получения материала. Экспресс - методы основаны на тех же или аналогичных химических реакциях, что и классические методы анализа. Широкое развитие Э.-м. стало возможным с 50-х годов ХХ в. на основе достижений клинической биохимии и промышленного производства наборов сухих реактивов (экспресс-тесты) для определения различных ингредиентов крови, мочи и других биологических жидкостей. Результаты анализа могут быть только качественными или позволяют приблизительно определить концентрацию вещества в исследуемой жидкости (полуколичественно). Полоски чувствительны к действию влаги и тепла, поэтому их хранят в плотно закрытых упаковках в прохладном месте; не допускается прикосновение пальцами к зонам индикации.
ПРОВЕДЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕСТ - ПОЛОСКАМИ
БИОХИМИЧЕСКИЕ ТЕСТ - ПОЛОСКИ КОМПАНИИ «БИОСЕНСОР АН»
Внедрение тест - полосок для определения физиологических и патологических компонентов мочи позволяет проводить анализ прямо в присутствии больного (в приемном отделении, в больничной палате или дома). При определении общего анализа мочи проводят исследования на наличие глюкозы, кетоновых тел, белка, гемоглобина, эритроцитов, билирубина, уробилиногена, лейкоцитов, нитритов, кислотность и плотность мочи и др.
Наименование | Определяемый параметр мочи |
Уриглюк-1 | Глюкоза |
Урикет-1 | кетоновые тела |
Урибел | белок |
Ури-рН | рН (кислотность) |
Урибилир | билирубин |
Уробилин | уробилиноген |
Уригем | эритроциты и гемоглобин |
Уринитр | нитриты |
Урилейк | лейкоциты |
Уриосм | относительная плотность |
Уриаск | аскорбиновая кислота |
Полифункциональные тест - полоски для исследования мочи:
Полифункциональные тест - полоски имеют несколько реакционных зон индикации (от 2 до 11) и могут определять целый спектр веществ в моче (глюкоза, кетоновые тела, кровь, нитриты, билирубин, уробилиноген, отн. плотность, лейкоциты, аскорбиновая кислота, белок и рН). Они позволяют систематически контролировать здоровье и своевременно обнаруживать заболевания такие как: сахарный диабет, пиелонефрит, цистит, уретрит и другие воспалительные заболевания мочевых путей.
Специальные биохимические тест-полоски: «Алкосенсор» - для определения алкоголя в биологических жидкостях (слюна, моча, плазма). Диапазон 0,0-2,0 промиле.
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты):
1. При нарушении процессов реабсорбции в почечных канальцах в моче обнаруживается:
а. мочевина б. белок в. холестерин г. Билирубин д. глюкоза
2. Гематурия свидетельствует о
а. нарушении фильтрации в клубочках почек
б. нарушении реабсорбции в канальцах почек
в. нарушении секреции в канальцах почек
3. Под влиянием альдостерона происходит:
а. увеличение реабсорбции воды в почках
б. увеличение реабсорбции натрия
в. увеличение выведения воды почками
г. увеличение выведения калия
4. Появление фосфолипидов в моче свидетельствует о
а. жировой инфильтрации печени
б. механической желтухе
в. дислипопротеинемии
г. остром панкреатите
д. деструктивных изменениях тканей почек
5. Полиурия - это
а. увеличение суточного количества мочи
б. уменьшение суточного количества мочи
в. прекращение выделения мочи
г. изменение соотношения дневного и ночного диуреза в сторону последнего
д. выделение мочи с одинаковой плотностью
6. Моча приобретает темный цвет при
а. Алкаптонурии б. Гематурии в. Порфирии г. Фенилкетонурии
7. Анурия - это
а. увеличение суточного количества мочи
б. уменьшение суточного количества мочи
в. прекращение выделения мочи
г. изменение соотношения дневного и ночного диуреза в сторону последнего
д. выделение мочи с одинаковой плотностью
8. Снижение количества выделяемого с мочой за сутки мочевины наблюдается при
а. голодании б. тяжелой физической работе
в. лихорадочных состояниях г. почечной недостаточности
д. нарушениях функций печени
9.Следствием нарушением фильтрационной способности почек является появление в моче
а. билирубина
б. альбумина
в. глюкозы
г. уратов
10. К гормонам, регулирующим реабсорбцию воды в канальцах почек, относится
а. окситоцин
б. адреналин
в. кортизол
г. инсулин
д. вазопрессин
11. Моча приобретает красно-коричневый цвет при
а. алкаптонурии
б. гематурии
в. порфирии
г. фенилкетонурии
12. Ураты образуются в мочевых путях при высокой концентрации
а. мочевой кислоты
б. мочевины
в. билирубина
г. щавелевой кислоты
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:
1. Назовите основные функции почек.
2. Перечислите этапы образования мочи.
3. Что понимают под клиренсом? По клиренсу, каких веществ судят о почечной
недостаточности?
4. Назовите гормоны, участвующие в регуляции процессов образования мочи
5. Какие гормоны регулируют обмен кальция и фосфатов в почках?
6. Каким образом почки участвуют в поддержании кислотно- основного равновесия?
7. Каким образом почки участвуют в поддержании уровня глюкозы?
8. Каким образом почки участвуют в регуляции тонуса сосудов?
9. Перечислите патологические компоненты мочи
10. О нарушении какой функции почек свидетельствует протеинурия, аминоацидурия,
глюкозурия?
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическим занятиям
Модуль VIII. Биохимия крови и мочи
учебной дисциплины (модуля)«Биохимия»
для специальности Лечебное дело
курс II семестр 4
Составитель: Артюкова О.А., к.б.н., доцент Рецензент: Лемешко Т.Н., к.б.н., доцент |
Владивосток – 2016 г.
Практическое занятие № 13 (37)
Тема:«Белковый спектр и протеолитические системы крови. Ферменты плазмы, значение для энзимодиагностики. Небелковые органические компоненты, важнейшие азотсодержащие соединения плазмы»
Мотивация:химический состав белков крови в определенной степени отражает состояние обмена веществ в организме. Различные заболевания сопровождаются изменением содержания в крови тех или иных белковых компонентов. Биохимический анализ белков крови проводится с целью диагностики заболеваний, установления прогноза болезни и оценки эффективности проводимого лечения. Кровь является источником получения белковых лекарственных препаратов. На занятии студенты рассматривают основные биохимические показатели белкового состава крови, закрепляя знания об их происхождении, особенностях строения и функционирования, диагностической значимости.
Общая цель:сформировать знания о некоторых специализированных белках и пептидах крови, диагностической ценности анализа ферментов плазмы, небелковых органических компонентах плазмы и важнейших азотсодержащих соединениях, минеральных веществах крови.
Конкретные цели и задачи.
- знатьосновные свойства и функции белков плазмы и ферментов крови; небелковые органические компоненты плазмы и важнейшие азотсодержащие соединения, минеральные вещества крови.
- уметь обосновывать основные причины возникновения гипо –, гиперпротеинемий и диспротеинемий, применять знания о функциях белковых и небелковых органических компонентов крови и минеральных веществ для объяснения нарушений обмена при патологии.
- владетьметодом анализа получаемой по дисциплине информации с позиции междисциплинарных связей и будущих задач профессиональной деятельности. Владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами):гипопротеинемия, гиперпротеинемия, диспротеинемия, парапротеинемия, белки «острой фазы».
Этапы проведения занятия:
1. Вводная часть
2. Основная часть занятия: семинар
3. Заключительная часть занятия
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний:
1. Кровь – часть внутренней среды организма. Главнейшие функции крови.
2. Белки крови. Альбумины, их транспортная функция и вклад в онкотическое давление плазмы.
3. Глобулины, их характеристика.
4. Общие закономерности действия каскадных протеолитических систем крови; их взаимосвязи в осуществлении защитных функций.
5. Роль антипротеиназ плазмы. Эндогенные ингибиторы протеиназ (альфа-1-антитрипсин, антиплазмин, альфа-2-макроглобулин и др.).
6. Белки «острой фазы».
7. Белки-переносчики ионов металлов (трансферрин).
8. Ферменты плазмы, «собственные» и поступающие при повреждении клеток. Диагностическая ценность анализа ферментов плазмы.
9. Небелковые органические компоненты плазмы. Важнейшие азотсодержащие соединения.
10. Минеральные вещества крови: распределение между плазмой и клетками; нормальные диапазоны концентраций важнейших из них.
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты):
1. Укажите ошибочное утверждение. Альбумины плазмы крови:
А. синтезируются в эритроцитах.
Б. сравнительно быстро обновляются.
В. играют важную роль в создании онкотического давления.
Г. выполняют роль белкового резерва организма.
Д. осуществляют транспорт метаболитов (жирных кислот, билирубина и др.).
2. Укажите верные утверждения. Глобулины плазмы крови:
А. принимают участие в создании гуморального иммунитета.
Б. осуществляют транспорт органических веществ (метаболитов, гормонов, витаминов).
В. осуществляют транспорт катионов (Сu2+, Fе3+, Мg2+ и др.)
Г. являются ингибиторами протеолитических ферментов.
Д. играют ведущую роль в создании онкотического давления.
3. Установить соответствие:
1. Церулоплазмин.
2. Трансферрин.
3. α2-Макроглобулин.
4. Гаптоглобин.
А. участвует в транспорте железа (Fе3+) по кровеносному руслу.
Б. ведущая роль в транспорте меди к тканям.
В. обладает оксидазной активностью.
Г. связывает и транспортирует свободный гемоглобин плазмы в клетки РЭС
Д. ингибирует протеолитические ферменты крови
4. Доля альбуминов среди белковых фракций крови составляет
а. 15 – 22 % б. 9 – 13 %
в. 52 – 65 % г. 2,5 – 5,6 %
5. Причинами гипопротеинемии может быть все указанное, кроме
А. недостаток поступления белка с пищей
Б. активация цикла мочевинообразования
В. протеинурия
Г. снижение белоксинтетической функции печени
6. Парапротеинемия - это
А. изменение соотношения белковых фракций крови
Б. появление в плазме аномальных белков
В. снижение концентрации общего белка плазмы
Г. исчезновение из плазмы белков какой-либо фракции
7. Диспротеинемия - это
А. изменение соотношения белковых фракций крови
Б. появление в плазме аномальных белков
В. снижение концентрации общего белка плазмы
Г. исчезновение из плазмы белков какой-либо фракции
8. Гипопротеинемия - это
А. изменение соотношения белковых фракций крови
Б. снижение концентрации общего белка плазмы
В. исчезновение из плазмы белков какой-либо фракции
Г. повышение концентрации белка в плазме
9. К белкам “острой фазы” относятся все, кроме:
А. a1-антитрипсин В. гаптоглобин
Б. фибриноген Г. гистон
10. Повышение сывороточной активности ферментов при патологии может являться следствием
А. повышения проницаемости клеточных мембран Б. разрушения клеток
В. усилением их синтеза в клетках Г. действия активаторов на ферменты
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:1.Перечислите главные функции крови. 2. Каков состав крови? В чем заключается разница между сывороткой и плазмой крови? 3. Каков рН крови? Перечислите буферные системы крови.
4. Укажите нормальное содержание общего белка в сыворотке крови.
5. Что такое гипопротеинемия и каковы ее последствия?
6. Укажите транспортные белки крови.
7. Каково значение определения ферментов крови с целью диагностики? (Примеры).
8. Каково значение определения с целью диагностики "белков острой фазы"?
9. Что такое диспротеинемия? Каким методом анализа она может быть установлена?
10. Что такое парапротеинемия? Какие заболевания она сопровождает?
Белки | ММ | Содержание (мг/100 мл) | Функция |
Альбумин | 3500-4500 | Поддержание коллоидно-осмотического давления крови, резерв белков, связывание и транспорт жирных кислот, билирубина. | |
a1-глобулины | |||
a1-антитрипсин | 200-400 | Ингибитор протеолитических ферментов. | |
Тироксинсвязы- вающий белок | 1-2 | Транспорт тироксина. | |
a2-глобулины | |||
Церулоплазмин | 15-60 | Транспорт меди. | |
Гаптоглобин | 400-800 | Связывает гем в очаге воспаления. | |
a2-макроглобулин | 152-420 | Ингибитор эндопептидаз, связывает гормоны. | |
b-глобулины | |||
Трансферрин | 200-320 | Связывание и транспорт железа. | |
b-липопротеины (ЛПНП) | 250-800 | Транспорт липидов. | |
b-микроглобулин | 0, 2 | Связан с HLA-антигенами гистосовместимости. | |
С-реактив. белок | Проявляется при воспалительных процессах. | ||
g-глобулины | |||
IgG | 800-1800 | Отвечают за «вторичный» иммунный ответ. | |
IgA | 360000-720000 | 90-450 | Представляют первую линию защиты против микроорганизмов |
IgM | 60-250 | Появляются в ответ на острую инфекцию | |
IgE | 60-250 | Роль в развитии аллергических реакций |