Реверсивный подход: как дети влияют на родителей
Многие годы мы с мужем были сторонниками того, чтобы отдыхать отдельно от детей, но они все равно умудряются достать нас.
Эрма Бомбек
Дети во многом определяют то, как их родители будут относиться к ним. Родители напрямую не планируют свои подходы к воспитанию детей и не проецируют свои личные психопатологии и идеализации на еще не испорченного посторонним влиянием ребенка. Каждый ребенок дает сильный стимул, побуждающий к разным типам родительских реакций. Было проведено несколько очень плодотворных исследований, которые эмпирически подтвердили эту точку зрения. В одной исследуемой группе детей в возрасте десяти лет обучали проявлять либо оппозиционное поведение, либо поведение, характеризующееся социальными уходами, во время настольной игры с разными матерями. Результаты показали, что матери адаптировались к типу детей, с которыми они взаимодействовали в данный момент, проявляя жесткость по отношению к ребенку, который находился в оппозиции. В других экспериментах детей, которые только делали свои первые шаги, одевали в комбинезоны, которые не позволяли определить пол ребенка, а затем произвольно давали детям мужские и женские имена. Взрослые взаимодействовали с детьми по-разному, в зависимости от предполагаемого пола ребенка. Раздражение родителей и стратегии воспитания
Многие поведенческие реакции детей действуют подобно пусковым механизмам и провоцируют раздражение родителей. Но не все родители одинаково интенсивно реагируют на одинаковые провоцирующие модели поведения. Ниже приводятся десять поведенческих реакций детей, которые вероятнее всего будут провоцировать родительский гнев:
1. Непослушание ребенка.
2. Родитель видит, что ребенок допускает те же самые ошибки, что и он сам.
3. Соперничество братьев и сестер.
4. Вторжение ребенка в личную жизнь родителей.
5. Родитель устал от ребенка, который постоянно суетится и предъявляет какие-то требования.
6. Незрелые действия ребенка.
7. Ребенок отвергает родителя или пытается избегать общения с ним.
8. Ребенок проявляет характер - либо в действиях, либо эмоционально.
9. Ревность, вызванная тем, что ребенок делает что-то лучше, чем сам родитель.
10. Своим поведением в общественном месте ребенок ставит родителя с неловкое положение.
Родители отличаются своей манерой дисциплинировать детей, реагируя на разные пусковые механизмы. Различные ситуации могут провоцировать самые разнообразные реакции: поведение, которое один родитель находит привлекательным, другой считает отвратительным. Анализируя различия родителей, испытывающих гнев в тех или иных ситуациях, терапевт может прогнозировать степень супружеского конфликта, который возникнет из-за воспитания детей.
Но даже когда какие-то ситуации вызывают раздражение и у отца, и у матери, их способы обращения с гневом могут существенно различаться и быть источником основного конфликта. Раздраженные ребенком родители демонстрируют разные стили общения с ним: они могут прибегнуть к телесному наказанию, отругать ребенка, прекратить с ним общаться, пересмотреть его привилегии или просто что-то ему объяснить. Многие споры между супругами разворачиваются вокруг того, следует ли прибегать к физическим наказаниям, чтобы добиться от ребенка дисциплины, или достаточно ограничиться словами. В семье, где есть и отец, и мать, родительское наказание не приносит желаемого эффекта, когда к нему прибегает только один из родителей. Возможно, это происходит потому, что родители концентрируют внимание на том, кто из них будет следить за дисциплиной, и не в состоянии понять, как влияют совместные дисциплинарные взыскания. Исследователи обратили внимание на то, что в семьях, где только один из родителей следит за дисциплиной, существует значительная корреляция между применением физического наказания матерь и отцом (по крайней мере, так происходит в отдельных регионах Америки). Чем чаще отец прибегает к физическим наказаниям в качестве дисциплинарной меры, тем больше вероятность, что и мать также будет использовать эту стратегию. Родители используют похожие способы наказания, несмотря на то, что один из них может чаще и интенсивнее прибегать к нему, чем другой. Клиницистам важно осознавать это, поскольку влияние, которое оказывают физические наказания на ребенка, может быть намного сильнее, чем можно проследить в первоначальном отчете родителя (ТЧооез апс! ЗтИЬ, 1997).
Родители, дети которых проявляют агрессию в общении со своими сверстниками или доминируют над другими детьми, часто извлекают пользу из анализа своих индивидуальных и совместных стилей наказания. Доподлинно известно, что чем чаще родители физически наказывают детей, тем больше вероятность, что такие дети будут издеваться над своими друзьями (ЫоЬез е1 а1., 1999). Если оценивать в общем методы наказания со стороны матери, отца и других лиц, которые занимаются воспитанием детей, то становится понятным общее влияние агрессии. Каждый родитель понимает, что не является единственным человеком, который учит ребенка тому, что сила - это способ получить желаемое. Поэтому необходимо преодолеть эту общую направленность и научиться альтернативными методами добиваться хорошего поведения детей.
Отношение к физическим наказаниям как к форме дисциплинарного взыскания очень варьируется в разных культурах, но в Америке многие родители полагают, что они должны прибегать к телесным наказаниям, чтобы продемонстрировать своим детям ценности правильного и неправильного поведения. И все же стереотипы, сложившиеся в культуре, чаще всего представляют собой чрезмерное обобщение. Например, существуют данные, опровергающие распространенное представление о том, что афроамериканские родители предпочитают физические наказания. Подобно тому, как ведут себя многие представители других этнических групп американцев, афроамериканцы могут отдавать предпочтение авторитетному стилю, при котором физическое наказание используется только в тех случаях, когда ребенок напрямую бросает вызов авторитету родителя. С другой стороны, американцы - выходцы из стран Карибского бассейна используют физические наказания как наиболее подходящую дисциплинарную стратегию (ВгасЛеу, 1998).
Семейные терапевты пришли к общему мнению, что когда допускаются физические наказания, вмешательство требуется в тех случаях, если ребенок часто получает физические травмы, родитель поступает импульсивно и испытывает гнев или если родители не владеют иными, «некарательными» стратегиям воспитания. Однако многие терапевты считают все физические наказания формой жестокого обращения с детьми и поэтому говорят об их недопустимости.
Многие исследования, проведенные среди животных, подтверждают: когда наказание является достаточно интенсивным, целевое поведение может полностью сдерживаться. К сожалению, наказание влечет за собой возникновение сильного страха и ненависти к тому, кто наказывает. В сущности, результат, получаемый от физического наказания, никогда не оправдывает заплаченной цены. Многие родители полагают, что не все виды физического наказания одинаковы и что времена жестоких побоев остались в далеком прошлом. Представление о том, что небольшая боль не представляет для детей никакой опасности, опровергается тем фактом, что мягкие формы наказания зачастую требуется ужесточать, чтобы поддерживать их эффективность. Существуют и определенные моральные нормы, согласно которым осознанное причинение боли другому человеку недопустимо.
Физические наказания часто становятся причиной психических расстройств у детей. Чем жестче наказание и чем чаще оно применяется, тем более тяжелой будет реакция. Даже в случаях умеренно жестокого обращения с детьми у них могут развиться разного рода психопатологии и возрастает агрессия, направленная на них самих, на сверстников, братьев и сестер, а впоследствии на супругов и детей.
Родители, не знающие об особенностях детского развития, чаще испытывают раздражение и заходят в тупик. По мере того, как они узнают о разных возрастных категориях и этапах, они начинают лучше чувствовать изменяющиеся потребности и ограничения своих детей, и вероятность того, что они будут жестоко обращаться с детьми, уменьшается. Однако неведение не единственная причина жестокого обращения. Родители жестоко обращаются с детьми еще и потому, что ребенок представляет собой наиболее типичную беспомощную жертву. Для того чтобы дать выход всем своим фрустрациям, взрослые без труда могут использовать ребенка в качестве своеобразного козла отпущения.