Как сделать так, чтобы они слушались: анализ взаимных уступок и того, что преимущественно приводит к раздорам

Одна из основных причин разногласий между супругами состоит в оппозиционном поведении детей. Отцы высказывают неодобрение стратегиям воспитания, к которым прибегают матери, когда ребенок не слушается; а матери в свою очередь не поддерживают стратегии отцов. Оба родителя редко ценят то, что ребенок участвует в этих битвах, и выражают сочувствие по этому поводу! Оппозиционное поведение рассматривается как норма во время таких «страшных битв». Кроме того, широкое распространение получил миф о том, что «хороший» родитель может сделать ребенка послушным. Однако это не так. Дети отказываются слушаться своих родителей, и это обусловлено их собственными реальными потребностями и личностными стилями. Родителям необходимо справедливо обосновывать свои требования к ребенку и учиться вести с ним переговоры (81агТог(1 апа1 Вауег, 1993).

Родители не являются для своих детей образцами послушания. Дети чаще реагируют на просьбы и требования родителей, чем взрослые на просьбы и требования детей (81агГогс1 апс! Вауег, 1993). Несмотря на то, что многие родители по-прежнему считают, что их задача - предъявлять требования, а ребенка - подчиняться им, при авторитарной стратегии воспитания отмечается тенденция к тому, что люди испытывают фрустрацию и негодование.

Когда и родитель, и ребенок реагируют на просьбы друг друга, их взаимоотношения улучшаются. Для того чтобы это продемонстрировать, был проведен эксперимент, во время которого мать и дочь вместе пили чай. Когда мать положительно реагировала на просьбы своей дочери, девочка отвечала согласием на просьбы матери. Но когда мать не желала соглашаться с предложениями дочери, возникала большая опасность, что совместные чаепития закончатся фрустрацией или слезами (Яос155апо, 81абе, апс1 Ьупсп, 1987).

В других стратегиях воспитания детей, помимо взаимности, отмечается тенденция к росту послушания. Но все эти стратегии направлены на то, чтобы родитель настроился на работу с единственным в своем роде ребенком, стал понимать особенности возраста, характера, потребности и уровень фрустрации ребенка. Меньше всего проблем с поведением детей имеют те родители, которые делают очень много и вкладывают огромную энергию в «прерывающее отвлечение внимания» (НоШеп апс1 \\^ез1, 1989). Если они хотят, чтобы дети ложились спать в 8:30, им надо проследить за тем, чтобы в 8:00 был выключен телевизор и устранены другие отвлекающие факторы. Если они хотят, чтобы ребенок выполнял домашние задания после школы, они присутствуют при этом, чтобы убедиться, что работа выполнена (или лицо, замещающее родителя, направляет ребенка). Таким образом, родителям никогда не приходится отдыхать. Они редко имеют возможность уделять друг другу внимание. Забота о том, чтобы создать и поддерживать соответствующую атмосферу в доме, главным образом ложиться на плечи женщины. Тогда у мужчин создается ощущение, что их игнорируют, пренебрегают ими и преуменьшают их роль, так как они безуспешно пытаются взаимодействовать со своими женами. Мужчина в какой-то степени оказывается в изоляции, так как зачастую жена переключает значительную часть своего внимания на изучение и организацию окружающей обстановки, уделяя своему супругу меньше внимания. В свою очередь мужчины, которые обеспечивают охрану окружающей домочадцев атмосферы, аналогично воспринимаются своими женами.

Принимая во внимание все эти параллельные потребности не удивительно, что родители действуют иначе, когда находятся наедине с детьми, чем когда взаимодействуют с детьми в присутствии жены. Несмотря на общее ощущение недостатка заботы со стороны супруга, родители больше взаимодействуют друг с другом и уменьшают непосредственное взаимодействие с ребенком, когда все трое находятся вместе, по сравнению с теми ситуациями, когда с ребенком находится один из них. Когда они вступают в активное взаимодействие с ребенком, характер взаимодействия меняется. Литтон (Ьупоп, 1980) обнаружил, что слова матерей приобретали более позитивную окраску в присутствии отцов. Матери были менее требовательны к детям в присутствии отцов. Таким образом, матери подчеркивали роль воспитания детей, когда присутствовали их мужья. Однако когда в одной комнате с детьми находятся и мать, и отец, дети скорее будут слушать указания именно матери. Самооценка ребенка и ее благоприятное влияние на родителя

Доказано, что родители могут поддерживать или разрушать самооценку ребенка, однако и уровень самооценки ребенка дает возможность определить, как родители реагируют на него (Ре1зоп аЬс! йеПпзк], 1989; Ко5епЬег§, 1965). Например, дети с низкой самооценкой имеют нередко прибегают к использованию защит, уходят в депрессию и/или ведут себя вызывающе. Как правило, такое поведение вместо позитивных реакций провоцирует негативные или карательные реакции родителей.

Люди, критикующие родителя за то, что тот постоянно кричит или контролирует ребенка, часто с удивлением обнаруживают, что их собственное поведение ничем не отличается, когда их просят побыть с ребенком и присмотреть за ним в течение определенного времени. Бартл, Андерсон и Сабателли (Ваг11е, Апйегзоп, апс! 8аЬа*еШ, 1989) документально подтверждают то, что детей с высокой самооценкой воспитывать намного легче, и снижение напряжения, связанного с исполнением родительских ролей, сокращает отрицательные моменты и стресс супружеских отношений.

Родители отдают своим детям очень много времени и энергии, поэтому неудивительно, что успех или поражение ребенка в определенный период времени оказывает непосредственное влияние на то, насколько родитель ощущает себя успешным или терпящим поражение. Многие родители могут вспомнить, как они гордились школьными и спортивными достижениями детей.

Когда отпрыск молод, вызывает всеобщую симпатию к себе и у него впереди масса возможностей, родители ежедневно поддерживают его умными замечаниями, говорят ему, что он не по годам развит или в совершенстве владеет какими-то навыками. Когда же дети вступают в пубертатный период и начинают поступать так, как считают нужным, они сталкиваются с более очевидными поражениями, межличностными конфликтами и глубоко личными страхами, что вызывает страдания родителей. Матерям приходится бороться с трудными подростками, что отрицательно сказывается на самооценке этих женщин, и они начинают сомневаться в своем умении воспитывать. С другой стороны, если подростки чем-то увлечены и добиваются успеха, способны выражать близость и понимание, тогда самооценка родителя повышается (Оешо, 8та11, апс! 8аут-\ШНат<>, 1987). Генетические границы двойной направленности

Наряду с тем, что между родителем и ребенком существует сильное взаимное влияние, воздействие оказывают также определенные биологические ограничения. Многие супруги пытаются решить, какие черты детского характера они могут изменить благодаря своему влиянию, а какие следует просто воспринимать такими, какие они есть. Наука представляет все больше и больше подробной информации, и родители уже могут не обвинять себя и своих супругов за то, что их детям необходимо бороться с неизбежными недостатками и проблемами, свойственными природе человека.

С каждым годом генетике и ее роли уделяется все больше и больше внимания, получает распространение и более рациональная точка зрения: влияние родителей на детей или на их формирование тоже не безгранично. Родители могут научить детей общим ценностям и делают это, но дети живут по своим принципам и в соответствии со своими собственными сценариями. Например, родитель стремится привить ребенку честность, а потом его приводит в ужас то, что ребенок отказывается идти в колледж, потому что чадо «честно» не хочет ходить в школу.

Многие генетически детерминированные предрасположенности взаимодействуют с окружением, что придает очертания человеческой судьбе. Многие врожденные свойства темперамента, такие как социальный уход, плохое настроение и негибкость, были отмечены у детей, которые впоследствии, в подростковом возрасте, имели проблемы, связанные с поведением или употреблением наркотических веществ. Одно исследование показало, что чем более под воздействием биологических факторов отклоняется от нормы темперамент детей, тем более тяжелые формы принимает употребление ими наркотиков (О1ап1г, 1992). Тем не менее, врожденные качества темперамента, причиняющие самый большой вред, очевидно, связаны с областью эмоций. Дети, которые с самого раннего возраста часто бывают в плохом настроении, имеют низкий порог эмоционального возбуждения (разочарования), низкую способность успокаиваться и склонность к социальному уходу, рискуют впоследствии столкнуться с проблемами адаптации. Определенные черты характера прослеживаются с самых первых дней жизни и являются достаточно стабильными. Многие психологи, которые занимаются вопросами психологии развития, считают, что имеющиеся данные указывают на то, что родители не могут провоцировать возникновение этих качеств у детей, - это генетическая данность. Характер родителя сильно взаимосвязан с характером ребенка и оказывает на него непосредственное влияние. Блэксон и коллеги (ЕЛаскзоп апй со11еа§иез, 1994) провели серию исследований, пытаясь понять, какие факторы определяют проблемы, связанные с поведением ребенка, среди преимущественно европейских семей, в которых отцы принимают наркотические вещества. Хорошо известно, что такой отец ставит своего ребенка в ситуацию, когда тот рискует столкнуться с подобными проблемами; однако одни дети, по-видимому, необыкновенно стойко переживают подобные стрессовые факторы, в то время как другие оказываются в высшей степени уязвимыми. Что же делает одного ребенка устойчивым, а другого уязвимым? Блэксон и коллеги пришли к выводу, что взаимосвязь характеров отца и сына может объяснить ситуации, в которых употребление отцом наркотических веществ оказывало пагубное влияние. В тех случаях, когда отец и сын имели разные характеры, были обнаружены наиболее деструктивные семейные взаимодействия и проблемы с поведением. В этих исследованиях характер оценивался посредством самоотчетов и интервью. Оценка проводилась по трем основных параметрам: насколько часто сын и отец прибегали к уходу в неизвестных или стрессовых ситуациях; насколько гибкими или ригидными были их стили разрешения проблем и относились ли они к типу, пребывающему в хорошем или плохом настроении.

В группе, где отцы и сыновья имели наибольшее число уходов, демонстрировали ригидное поведение и плохое настроение, у молодых людей были отмечены более экстернализированные и интернали-зированные реакции. По оценкам матерей, дети были более склонны к депрессии, соматическим жалобам и социальным уходам, необщительны, обсессивно-компульсивны. Иными словами, объединив трудный характер отца и трудный характер сына, можно было прогнозировать проблемы с поведением у сына. Когда двум людям с трудным характером необходимо вступать во взаимодействие друг с другом, напряжение и конфликты неизбежны. Когда добавляется стрессовый фактор, связанный употреблением отцом наркотических веществ, характер двух мужчин является ключевым фактором, определяющим, какие дети станут жертвой проблем, которые будут принимать клинические формы. Представляется, что сыну, имеющему трудный характер, можно помочь или защитить его в период подросткового развития, если отец будет служить ему примером, показывать более адаптивные черты характера и сможет хорошо относиться к своему сыну. Родителей, имеющих трудный характер, больше всего необходимо направлять в том, как им следует реагировать на эмоциональную лабильность своих детей. Им необходимо научиться тому, как не обострять проблемы. Если не проводить интервенций, то сыновья преждевременно уйдут из сферы родительского влияния и поддадутся де-виантному влиянию своих сверстников или совершат социальный уход. Если мать сможет улучшить взаимоотношения со своим сыном, настроить их на позитивную волну, то тем самым она обеспечит необходимый буфер своему ребенку. Эта точка зрения подчеркивает адаптивный характер родительско-детской лояльности, а также негативного влияния таких отношений.

Другим биологическим фактором, существенно определяющим то, какими вырастают наши дети, является темп развития ребенка. Неоднократно показывалось, что рано созревающие мальчики имеют сильные социальные преимущества. Их рассматривают как более привлекательных и компетентных. Более вероятно, что они станут лидерами и в подростковом возрасте, и когда вырастут. Родители и учителя многого ожидают от них в зрелом возрасте, и им представляется больше независимости и ответственности в более раннем возрасте. Азы этих способностей, которые закладываются в раннем возрасте, дают рано взрослеющим мальчикам еще более серьезные преимущества. С другой стороны, раннее созревание девочек часто приводит к тому, что они сталкиваются с социальными преградами. Такие девочки в своей возрастной группе не могут найти общий язык с подругами, которые не так развиты, и подвергаются остракизму со стороны очень незрелых мальчиков. Более того, все дети, преодолевая различные этапы, проходят также через серьезные изменения во взаимодействии со своими родителями.

Пубертатный период- особенно трудное время для родителей и подростков. Пик пубертатного периода (риЬегарех) определяется как шестимесячный период, в течение которого мальчики демонстрируют самый большой рост. Этот период связан с серьезными изменениями в отношениях между матерью и сыном. До пика пубертатного периода мальчики прижимаются к матери, могут поплакаться ей, ищут у нее поддержки и совета. После пика американские мальчики начинают дистанцироваться от своих матерей. Многие занимают высокомерную позицию и избегают физического контакта. Они пытаются возобновить дружеские отношения с отцами. Матери переживают при этом каскад самых разнообразных чувств: они испытывают гордость, чувствуют, что им причинили боль, и злятся. Часто они не осознают, что происходит, а лишь понимают, что все изменилось.

СЛУЧАЙ 2: КАК ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКАМИ ПОДРОСТКОМ ОТРАЖАЕТСЯ НА РОДИТЕЛЯХ

Уинстоны были работящей семьей: Мэри - официантка в местной гостинице, Джонни - водопроводчик. У них было трое детей, и они всегда ощущали себя типичной, дружной семьей. Их старший сын Кевин был веселым и энергичным ребенком, но в возрасте двенадцати лет он начал отдаляться от семьи. Он вставил в ухо серьгу, увлекся тяжелой рок-музыкой, поздно возвращался домой и совсем не занимался учебой. Его родители считали это этапом развития, но к тому времени, как ему исполнилось четырнадцать лет, стало очевидно, что он сильно пьет и злоупотребляет наркотиками.

Отец Мэри был алкоголиком, и она решительно вознамерилась вылечить Кевина, и сделать это как можно раньше. Хотя в окружении Джонни было много семей, знакомых с проблемой наркотиков, сам он увлекался буддизмом и никогда лично не сталкивался со случаями злоупотребления наркотиками. Он был потрясен тем, что его сын принимает самые опасные таблетки и наркотики, включая кокаин и героин. Вместе с Мэри они положили Кевина в Центр, чтобы он там прошел 30-дневный курс лечения, а сами активно посещали групповые занятия для родителей пациентов Центра и семейные консультации. Во время лечения у них было ощущение, что они все больше и больше отдаляются от Кевина, так как он считал, что все это пустая трата времени и ему не угрожает никакая серьезная опасность. Ни Мэри, ни Джонни не могли спать по ночам, им было трудно заниматься другими детьми. У семьи возникли серьезные финансовые проблемы, но Мэри чувствовала, что она не сможет работать и одновременно смотреть за Кевином. Когда Кевин вышел из Центра, он принялся за старое, что побудило родителей определить его в клинику на длительное лечение Через две недели он сбежал оттуда и стал жить на улице. Мэри и Джонни все свободное время разыскивали его и умоляли его вернуться домой. Эмоциональное состояние не позволяло Мэри искать другую работу, и они были вынуждены тратить свои сбережения, чтобы покрывать ежемесячные расходы.

В течение следующего года Мэри и Кевин стали все больше и больше отдаляться друг от друга Чем сильнее ухудшалась ситуация с Кевином, тем большее отчуждение наблюдалось между ними. Супруги не имели возможности куда-либо выйти, на это попросту не было денег, они были не в восторге от совместного времяпрепровождения. С того времени, как они обнаружили, что Кевин употребляет наркотики, и до тех пор, пока они не обратились за терапией (около 15 месяцев), у них не было интимной близости.

Специалисты во многих семейных программах, которые они посещали, пытались сделать так, чтобы супруги увидели, что в их семье сложился дисфункциональный неопределенный стиль общения, который и послужил пусковым механизмом для поведения Кевина. Ни один из супругов не был согласен с подобными интерпретациями. Они считали, что у них теплые и любящие отношения. Кевин пошел таким путем по непонятным причинам, а они хотели ему помочь. Они чувствовали, что их брак под воздействием всего этого начинает разрушаться, и понимали, что нуждаются в помощи для разрешения этой проблемы.

Лечение было сфокусировано на том, чтобы убедить Мэри и Джона укрепить традиционные сильные стороны в семье. Их поддерживали в том, чтобы они разделяли друг с другом горе и гнев на Кевина. Неоднократно возвращались к вопросу о том, почему они считали необходимым отказаться от удовольствий, пока Кевин был в беде. У обоих было ощущение, что секс неуместен, так как это означало бы, что они продолжают наслаждаться жизнью, в то время как их первенец убивает себя. К тому же они были уверены, что воздержание - это способ расплатиться за допущенные ошибки в процессе воспитания. Им не хватало близости, и они знали, что из-за этого они эмоционально отдаляются. После того, как супруги решили возобновить сексуальные отношения, они отпраздновали это, отправившись вместе с детьми на обед, и «провозгласили», что семейной травме пришел конец. Они собирались продолжать жить, поддерживать Кевина в его лечении, но не принимать всю его боль как свою собственную и все его разочарования как свои разочарования. Кевин присутствовал на том обеде и, не сдерживая своих чувств, поблагодарил родителей за то, что они показали ему, что они могут двигаться дальше, а не будут хоронить себя из-за этой проблемы.

Вскоре после того, как пара возобновила сексуальную жизнь, они начали планировать визиты к родственникам и друзьям. Они стали обсуждать с соседями и коллегами на работе процесс выздоровления Кевина. На их лицах стали появляться улыбки. Медленно, но верно они вошли в мир выздоравливающих родителей, которые испытывали чувство вины и стыда, но не падали духом.

Если поведение детей генетически переходит в определенное привычное поведение, не должно вызывать удивления то обстоятельство, что некоторые поведенческие проявления родителей не зависят от стремпений их детей. Перусс и коллеги (Региззе апс! со11еа§иез, 1994) оценивали практику воспитания детей в 1117 парах взрослых близнецов, проявляющих единодушие во мнениях по поводу детей, и обнаружили, что заботливое поведение матерей, как и гиперпротекция со стороны отцов и матерей, были в значительной степени обусловлено генетикой.

Наши рекомендации