Ситуационные задачи для самоконтроля

Задача 1. Укус, какого паукообразного по болезненности напоминает ужаление осы-шершня, т.е. болезненен, может вызвать отеки, обморок, удушье.

Чаще наблюдаются местные явления интоксикации - опухоль, краснота, боль. Позже появляется некроз кожи и подкожной клетчатки.

Ответ: Укус тарантула. Основное вещество яда – гемолизин, обладающий гемолитическим действием. Смертельные исходы крайне редки.

Задача 2. К врачу обратился больной с жалобами на зуд всего тела, особенно в области подмышечных впадин, между пальцами, на животе, на внутренней поверхности сгибов конечностей. Осмотр показал, что в вышеуказанных местах тела имеются следы расчесов. Ваш диагноз? Что необходимо сделать для уточнения диагноза. Каковы пути заражения?

Ответ: чесотка. Заразиться чесоткой можно контактным путем с больным или предметами его обихода, где могут находиться разные стадии паразита.

Задача 3. В поликлинику г. Красноярска обратился мужчина, у которого на шее сзади и на правой лопатке находятся два присосавшихся клеща. Выяснилось, что накануне обращения к врачу, он выезжал в лес. Определите:

а) к какому семейству клещи могут относиться?

б) какими заболеваниями они могут заразить человека?

в) как предупредить нападение клещей на человека?

Ответ:по- видимому,клещи относятся к семейству иксодовых, широко распространенные на территории Красноярского края. Представители этого семейства являются специфическими переносчиками возбудителей опасных заболеваний человека: весеннее - летнего - клещевого энцефалита, болезни Лайма, туляремии и др. Находясь в очаге рекомендовано ношение специальной одежды, использование репеллентов, само- и взаимоосмотры.

Задача 4. В одном из поселков Средней Азии обнаружено заболевание людей клещевым возвратным тифом. Как распространяются и циркулируют спирохеты возвратного тифа в очаге?

Ответ: специфическим переносчиком возбудителей клещевого возвратного тифа является представитель семейства Аргазовые - поселковый клещ.

Задача 5. При укусе этим членистоногим могут возникать следующие симптомы интоксикации: головная боль, слабость, колики, суставные боли, жжение в месте укуса, но чаще происходит слабое, быстро проходящее покраснение кожи. Укус какого паукообразного характеризуется указанными симптомами?

Ответ: укус самки паука- крестовика.

Занятие № 35 «Медицинское значение членистоногих. Класс Насекомые»

Тип Членистоногие - Arthropoda

Подтип Трахейнодышащие – Tracheata

Класс Насекомые – Insecta

отряд Таракановые – Blattoidea (черный таракан – Blatta orientalis, прусак – Blatta germanica)

отряд Вши – Anoplura (головная вошь – Pediculus capitis, платяная вошь – P. humanus westimenti, лобковая вошь – Phthirus pubic)

отряд Полужесткокрылые – Heteroptera (клоп постельный – Cimex lectulaius)

отряд Блохи – Aphaniptera (блоха человеческая – Pulex irritans)

отряд двукрылые – Diptera (малярийный комар – Anopheles maculipenis, обыкновенный комар – Culex pipiens, комар эдэс – Aedes sp., москит – Phlebotomus pappatasii, комнатная муха – Musca Domestica , домовая муха – Muscina stabulans, Вольфартова муха – Wohlfartia magnifica, дрозофила – Drosophyla melanogaster)

Подготовка к практическому занятию

Для подготовки к занятию необходимо использовать основную и дополнительную литературу, лекционный материал.

Перечень вопросов для самостоятельной подготовки по теме занятия:

1. Особенности морфологии и анатомии насекомых.

2.Систематическое положение, изучаемых представителей класса Insecta

3. Отличительные черты основных отрядов насекомых.

4. Насекомые - возбудители и переносчики возбудителей заболеваний; их биологические особенности, роль в природе и жизни человека.

Перечень практических умений приобретаемых в процессе самоподготовки по изучаемой теме

Умение:

- соотносить циклы развития возбудителей заболеваний (бактерий, гельминтов, вирусов) с циклами развития их переносчиков – насекомых;

- анализировать циклы развития насекомых, относящихся к разным отрядам;

- формулировать положения о мерах профилактики заболеваний, переносчиками которых являются насекомые;

- анализировать информацию, полученную при изучении учебной и дополнительной литературы.

Рекомендации по выполнению УИРс:

(Правила оформления рефератов см. «Занятие№1»)

Предлагаемые темы рефератов:

- Насекомые- переносчики кишечных инфекций

- Малярия в Красноярском крае

- Биологические методы борьбы с насекомыми - возбудителями заболеваний человека

- Насекомые - компоненты гнуса

Самоконтроль по тестовым заданиям изучаемой темы:

С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже:

1. Класс Insecta относится к подтипу:

а) Chelicerata

б) Tracheata

в) Branchiata

г) Vertebrata

Эталон: б

2.Тело насекомых разделено на отделы:

а) голова, грудь, брюшко

б) головогрудь, брюшко

в) отделы тела слиты

г) голова и сегментированное брюшко

Эталон: а

3. У насекомых ходильных ног:

а) одна пара

б) три пары

в) две пары

г) четыре пары

Эталон: б

4. Мухи це-це являются:

а) механическими переносчиками кишечных инфекций

б) специфическими переносчиками возбудителей трипаносомоза

в) возбудителем педикулёза

г) возбудителем миаза

Эталон: б

5. Комары рода Anopheles являются:

а) специфическими переносчиками возбудителей лейшманиозов

б) возбудителями миаза.

в) возбудителями фтириаза

г) специфическими переносчиками возбудителей малярии.

Эталон: г

6. Ноги насекомых расположены попарно:

а) на голове

б) на сегментах груди

в) на сегментах брюшка

г) на сегментах головогруди

Эталон: б

7. Ротовой аппарат тараканов:

а) лижущего типа

б) колюще-сосущий

в) грызущего типа

г) лакающего типа

Эталон: в

8. Для данного вида вшей характерны сглаженные края брюшных сегментов без глубоких вырезок и яркой пигментации:

а)Pediculus capitis

б) Pediculus vestimenti

в) Phtirus pubis

Эталон: б.

9. Продолжительность сосания до полного насыщения взрослых постельных клопов составляет:

а) 1 минуту

б) 15 минут

в) несколько часов

г) несколько суток

Эталон: б

10. Личинки москитов развиваются в:

а) водоемах

б) влажном субстрате из разлагающихся органических веществ

в) теле самки

г) организме хозяина

Эталон: б

Вопросы для самоконтроля по изучаемой теме:

1. Особенности организации систем органов насекомых.

2. Основные отряды насекомых, имеющих медицинское значение,

3. Особенности морфологии насекомых, относящихся к разным отрядам.

4. Медицинское значение представителей отрядов: таракановые, вши, клопы, блохи, двукрылые.

Ситуационные задачи для самоконтроля:

Задача 1. В поликлинику обратился больной, приехавший из зарубежной командировки из Африки, с жалобами на периодические приступы лихорадки. Анализ крови показал наличие в крови малярийного плазмодия. Какие насекомые являются причиной заражения этого больного?

Ответ: Специфическим переносчиком возбудителей малярии являются комары р.Anopheles.

Задача 2. В одном из сел Туркмении выявлено несколько случаев кожного лейшманиоза. Какие профилактические мероприятия следует предпринять в данном районе? Назовите компоненты этого природно-очагового заболевания.

Ответ: Защита от укусов специфических переносчиков - москитов. Компоненты природного очага кожного лейшманиоза: возбудитель, специфический переносчик, резервуарный хозяин, ареал.

Задача 3. В гарнизонный медицинский пункт обратился солдат, проходящий службу на границе с Афганистаном, по поводу быстро развивающегося повреждения глаза, сопровождающегося сильными болями. При осмотре врач обнаружил живых червеобразных личинок в глазной ране. Ваш диагноз?

Ответ:миаз.

Задача 4. Мальчик принес с улицы брошенного щенка. При осмотре животного, на нем обнаружили прыгающих насекомых. Назовите, какие это могут быть насекомые.

Ответ: блохи, представители отряда Aphaniptera

Задача 5. Врач, вызванный к больному ребенку, обнаружил у него на коже папулы розового цвета, вызывающие у ребенка зуд и беспокойство. В деревянной кроватке ребенка были обнаружены насекомые буроватого цвета. Какие насекомые причинили вред ребенку?

Ответ: клоп постельный – Cimex lectulaius

Занятие № 36 «Основы медицинской экологии»

Подготовка к обобщающему занятию- коллоквиуму:

Для подготовки к занятию рекомендуется использовать знания теоретического материала, практических навыков, приобретенных на предыдущих занятиях и использование основной, дополнительной литературы, лекционного материала.

3. Перечень вопросов для самоподготовки к коллоквиуму:

1. Вопросы теоретических знаний по паразитизму (понятие паразит, классификация паразитов, хозяев, компоненты природного очага и другие).

2. Систематическое положение типа Простейшие и классов этого типа.

3. Характерные черты типа, классов.

4. Морфологические видовые отличия изучаемых паразитов всех классов типа, их жизненных форм, что имеет значение для диагностики протозойных заболеваний.

5. Пути инвазирования человека и лабораторная диагностика.

6. Профилактические меры по предупреждению протозойных заболеваний.

7. Систематическое положение типа Плоские черви и классов этого типа.

8. Характерные морфологические черты типа и классов.

9. Морфологические видовые отличия изучаемых паразитов, их жизненных форм, имеющие значение для диагностики гельминтозов.

10. Особенности циклов развития изучаемых трематод и цестод.

11. Пути инвазирования человека и лабораторная диагностика гельминтозов.

12. Профилактические меры по предупреждению изучаемых гельминтозов.

13. Систематическое положение типа и класса Круглые черви.

14. Ароморфозы у круглых червей в сравнении с плоскими.

15. Морфологические видовые отличия изучаемых нематод и их жизненных форм, имеющих значение при лабораторной диагностике.

16. Многообразие жизненных циклов нематод и путей инвазирования нематодозами.

17. Многообразие профилактических мер по предупреждению нематодозов.

18. Систематическое положение типа Членистоногие и классов этого типа.

19. Характерные черты типа и классов.

20. Морфологические видовые отличия изучаемых членистоногих.

21. Медицинское значение изучаемых членистоногих, как возбудителей заболеваний, так и переносчиков возбудителей.

22. Профилактика по предупреждению заболеваний, связанных с паразитическим образом жизни изучаемых членистоногих.

Перечень практических умений, приобретаемых в ходе подготовки к обобщающему занятию

Умение:

- определять по морфологическим чертам видовую принадлежность паразита;

- обосновать применение методов лабораторной диагностики;

- реализовать теоретические знания при решении ситуационных задач;

- работать с микроскопической техникой и выполнять необходимый перечень практических навыков;

- определять паразитов и их жизненные стадии по следующим:

микропрепаратам:

- лямблии

- лейшмании

- трипаносомы

- малярийный плазмодий

- токсоплазма

- циста балантидия

- тотальные препараты сосальщиков (кошачий, печеночный, ланцетовидный, китайский, нанофиет)

- яйца сосальщиков (кошачий, печеночный, ланцетовидный)

- сколексы вооруженного, невооруженного цепней и широкого лентеца

- гермафродитные и зрелые членики вооруженного, невооруженного цепней и широкого лентеца

- яйца тениид

- тотальный препарат карликового цепня, эхинококка

- тотальные препараты самца и самки власоглава, острицы, кривоголовки

- личинка трихинеллы, аскариды

- яйца острицы, власоглава, аскариды

- клещи (иксодовые, аргасовые, гамазовые, акариформные)

- вши (платяная, головная, лобковая, самцы и самки)

- блохи

- гниды

- комары

- москиты

макропрепаратам:

- печеночный сосальщик в протоках печени

- стробилы вооруженного, невооруженного цепней и широкого лентеца

- финны эхинококка

- самец и самка аскариды

- токсокара

- клещи, напившиеся крови

муляжам:

-сколексы цепней и лентеца,

- миаз

- лейшманиоз;

- определять дифференцировать объекты на микропрепаратах и макропрепаратах;

- дать название по латыни, указать жизненную стадию, и название заболевания связанного с присутствием данного паразита;

- дифференцировать протозойные заболевания трансмиссивные, природноочаговые с трансмиссией и без нее.

- сформулировать выводы по диагностике, профилактике и путях инвазирования паразитами.

Наши рекомендации