Сравнительная характеристика представителей класса Sporozoa, отряда Coccidia, подотряда Eimeriina, вызывающих заболевания у человека и животных

(дозаполнить колонку 2)

Основные характеристики Toxoplasma gondii Sarcocystis suihominis (S. hominis) Pneumocystis carinii Eimeria magna
1. Русское название   Саркоциста Пневмоцита Еймерия
2. Формы существования   Трофозоиты, мерозоиты, гамонты, микро- и макрогаметы, ооциста, спорозоиты Трофозоиты способны образовывать псевдоподии, ооциста, спорозоиты Трофозоиты, мерозоиты, гамонты, микро- и макрогаметы, ооциста, спорозоиты
2. Название заболевания     Саркоцистоз, саркоспоридиоз Пневмоцитоз Кокцидиоз  
3. Характер заболевания   Антропозоонозное Антропозоонозное Зоонозное
4. Способ заражения   Алиметарный Воздушно-капельный Алиментарный
5. Источник инвазии   Больной человек, собаки, кошки, свиньи, крупный и мелкий рогатый скот Больной человек, животные Больные кролики, овцы, телята, куры
6. Инвазионная стадия   Ооцисты и спороцисты Тофозоиды Ооцисты, споры со спорозоитами
7. Патогенное действие   Часто протекает бессимптомно, поражает скулетную мускулатуру, мышцы гортани, пищевода, сердца, диафрагмы, внутренних органов, тонкий кишечник Часто наблюдается носительство, инвазия протекает бессимптомно, при снижении иммунитета (СПИД) пневмоцисты поражают легкие, размножаются в бронхиолах, это ведет к эмфиземе легких, асфиксии Поражение клеток кишечника
8. Диагностика   Нахождение ооцист и спороцист в испражнениях, исследование биоптатов из очагов поражения Затруднена, ренгенография, иммунологические и генетические методы Нахождение ооцист в испражнениях
9. Меры профилактики   Выявление и лечение больных животных, санитарно-просветительная работа с населением Широко распространено, бессимптомно – меры профилактики затруднены, эффективна вакцинация ослабленных больных. Санитарно-просветительная работа с населением Выявление и лечение больных животных. Санитарно-просветительная работа с населением
10. Распространение   Европа, Северная и Западная Африка, Южная Америка, Индонезия Повсеместно Повсеместно

Таблица 2

Сравнительная характеристика представителей класса Sporozoa, отряда Haemosporidia, паразитирующих у человека (дозаполнить колонки 2 и 3)

Возбудитель Признак Plasmodium vivax Plasmodium malaria Plasmodium falciparum Plasmodium ovale
1.Заболевание Тропическая малярия Разновидность трехдневной малярии
2. Продолжительность множественного деления (шизогония) 48 часов 48 часов
3. Стадии развития в периферической крови Стадия кольца, образование предшественников половых гамет (макро- и микрогаметоцитов), шизонты – в тяжелых случаях Все стадии шизогонии, образование макро- и микрогаметоцитов
4. Стадия кольца Форма перстня, мелкие, занимают 1/5 эритроцита, часто по 2-3 Форма перстня, занимает ½ эритроцита, их может быть 2 или 3
5. Стадия шизонта Крупнее, чем у Pl. malaria, форма округлая, видны при тяжелых случаях Крупнее, чем у Pl. malaria, форма округлая
6. Морула 12-24 мелких мерозоитов 6-12 крупных мерозоитов
7. Гамонты (гаметоциты) Полулунные Округлые
8. Пораженные эритроциты Не изменены С неровными краями, заметно увеличены

Самоконтроль по ситуационным задачам:

Задача 1. В лабораторию инфекционной больницы поступили препараты мазков крови, взятой у населения из очага малярии (окраска по Романовскому). Какие жизненные формы паразитов могут быть обнаружены в них?

Ответ: а) шизонты в стадии кольца; б) шизонты в стадии амебы; в) шизонты в стадии деления; г) гаметоциты.

Задача 2. В поликлинику обратилась женщина, у которой было два спонтанных аборта. Подозревается токсоплазмоз. Как проверить правильность предположения? Какие анализы необходимо провести для уточнения диагноза?

Ответ: необходимо взять анализ крови для определения в нем антител на присутствие токсоплазмы.

Задача 3. В стационар поступили работники свинофермы с острой формой кишечного расстройства. Какой предварительный диагноз вы можете поставить, исходя из их профессии и общего состояния? Будете ли госпитализировать больных? Как поступите с работниками фермы, не болеющими в период обследования?

Ответ: а) предварительный диагноз – балантидиаз; б) необходимо госпитализировать всех больных и обследовать всех работников свинофермы с целью выявления среди них цистоносителей.

Задача 4.В населенном пункте зарегистрирована вспышка балантидиаза. Вы – врач инфекционист, направляетесь в данный пункт. Каковы будут ваши действия?

Ответ: необходимо обследовать людей, имеющих контакт с больными людьми и животными с целью выявления цистоносителей.

Задача 5. Из командировки, проходившей в Африке, вернулся больной, у которого наблюдаются периодические лихорадочные состояния с симптомами высокой температуры, озноб, обильное потоотделение. Больной был госпитализирован, но скончался на третий день. Больному был поставлен диагноз – малярия. Какой возбудитель мог вызвать летальный исход?

Ответ: Рlasmodium falciparum.

Занятие № 28«Паразитизм в типе Плоские черви. Класс Сосальщики. Печеночный, кошачий и ланцетовидный сосальщики»

Подготовка к практическому занятию

Для подготовки к занятию необходимо использовать основную и дополнительную литературу, лекционный материал

Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

1. Систематическое положение типа Плоские черви и класса Сосальщики.

2. Морфологические особенности организации плоских червей.

3. Характерные особенности изучаемых представителей класса Сосальщики: печеночный, кошачий, ланцетовидный сосальщики.

4. Жизненные циклы изучаемых сосальщиков.

5. Пути и способы заражения изучаемыми трематодозами.

6. Диагностика трематодозов и профилактические мероприятия по предупреждению названных заболеваний.

7. Деонтологические принципы взаимоотношений врача и больного трематодозом, а также с родственниками больного.

Перечень практических умений, приобретаемых в процессе самоподготовки по изучаемой теме

Умение:

- выделять характерные особенности приспособления к паразитизму плоских червей;

- анализировать биологические циклы развития сосальщиков;

- дифференцировать способы проникновения паразитов в организм хозяина;

- правильно поставить диагностику и предложить меры профилактики в целях предотвращения заражения трематодозами;

- анализировать информацию, полученную при изучении учебной и дополнительной литературы;

- делать выводы и обобщения по изучаемому материалу при заполнении таблиц сравнительного плана.

Рекомендации по выполнению УИРс:

(Правила оформления рефератов см. «Занятие№1»)

Предлагаемые темы рефератов:

- Распространенность описторхоза в Красноярском крае среди населения разных возрастных групп

- Особенности метаморфоза сосальщиков

- Кошачий сосальщик и эволюция взаимосвязи его хозяев в жизненном цикле

Самоконтроль по тестовым заданиям изучаемой темы:

С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже:

1. Системы органов, по которым можно различить ланцетовидного и сибирского сосальщиков:

а) пищеварительная

б) половая

в) нервная

г) кровеносная

Эталон: б

2. Жизненная форма сибирского сосальщика, являющаяся инвазионной для человека:

а) метацеркарий

б) сборная циста

в) адолескарий

г) церкарий

Эталон: а

3. Первый промежуточный хозяина ланцетовидного сосальщика:

а) моллюск малый прудовик

б) наземный моллюск

в) моллюск битиния

г) моллюск мелания

Эталон: б

4. Трематодозы, которыми заражается человек через питье воды из стоячих водоемов:

а) описторхозом

б) шистосоматозом

в) фасциолезом

г) парагонимозом

Эталон: в

5. Пути заражения человека описторхозом:

а) при поедании немытых овощей

б) через загрязненные травинки и стебли в лесу

в) при питье воды из пруда

г) поедая непроваренную и непрожаренную зараженную рыбу

Эталон: г

6. Диагноз фасциолеза можно поставить:

а) при дуоденальном зондировании

б) при нахождении яиц в легких

в) при исследовании крови

г) при исследовании мочи

Эталон: а

7. Личиночные формы фасциолы, локализующиеся в моллюске:

а) мирацидий и церкарий

б) спороциста и мирацидий

в) редия и церкарий

г) церкарий и мирацидий

Эталон: б

8. Меры профилактики описторхоза:

а) потребление хорошо термически обработанной рыбы

б) санитарно-просветительная работа

в) охрана водоемов от загрязнений фекальными массами

г) все ответы верны.

Эталон: г

9. Женская половая система у сосальщиков представлена органами:

а) яичник

б) матка

в) оотип

г) все ответы верны

Эталон: г

10. Мужская половая система у сосальщиков представлена органами:

а) семенники и тельце Мелиса

б) семенники и семяпровод

в) циррус и яйцевод

г) тельца Мелиса

Эталон: б

Самоконтроль по ситуационным задачам:

Задача 1. При поступлении на работу в комбинат питания выпускник училища сдал кал на анализ, где были обнаружены яйца овальной формы, на одном из полюсов крышечка, яйца желтого цвета, размером 120-130мк. Можно ли допустить его к работе? Если нет, то почему? Что Вы заподозрили? Каковы Ваши действия?

Ответ: Больной страдает фасциолезом, к работе допустить можно, т.к. он не является источником заражения. Действия: отправить к врачу терапевту.

Задача 2. Группа рыбаков, работающих на реке Чулым, обратилась в поликлинику с жалобами на головную боль, боль в правом подреберье. Объективно: увеличена печень, желчный пузырь. В дуоденальном содержимом обнаружены яйца бледно-серо-желтоватого цвета с крышечкой и размером 26-32мк. Ваш диагноз?

Ответ: Яйца принадлежать кошачьему сосальщику, следовательно, больной страдает описторхозом, необходима госпитализация.

Задача 3. В поселке, расположенном на берегу реки Чулым, выявлены случаи описторхоза. Санитарная служба обязана предупредить жителей о необходимости:

а) хорошо проваривать и прожаривать рыбу;

б) кипятить питьевую воду;

в) хорошо проваривать мясо;

г) соблюдать правила личной гигиены;

д) обдавать овощи и фрукты кипятком.

Какие из названных профилактических мер предупредят описторхоз?

Ответ: а- хорошо проваривать и прожаривать рыбу;

Задача 4. Можно ли однозначно поставить диагноз фасциолеза при обнаружении яиц в фекалиях?

Ответ: нет, т.к. в фекалиях могут транзитные яйца, попавшие в организм человека при потреблении в пищу зараженной печени крупного рогатого скота.

Задача 5. Возможно, ли заразиться дикроцелиозом при потреблении в пищу рыбы?

Ответ: нет, т.к. цикл развития ланцетовидного сосальщика проходит на земле и возможно заражение только при случайном попадании в организм зараженного муравья.

Занятие № 29 «Паразитизм в типе Плоские черви. Класс Сосальщики. Легочный, китайский сосальщики. Шистосомы»

Подготовка к практическому занятию

Для подготовки к занятию необходимо использовать основную и дополнительную литературу, лекционный материал

Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

1. Морфологические отличия изучаемых представителей класса Сосальщики.

2. Особенности циклов развития изучаемых сосальщиков.

3. Особенности морфологии кровяных сосальщиков.

4. Пути инвазирования сосальщиками.

5. Особенности диагностики каждого из изучаемых трематодозов.

6. Предполагаемые меры профилактики трематодозов.

7. Деонтологические принципы взаимоотношений врача с больными трематодозами.

Перечень практических умений, приобретаемых в процессе самоподготовки по изучаемой теме

Умение:

- выделять характерные особенности приспособления к паразитизму сосальщиков;

- анализировать и сравнивать циклы развития сосальщиков;

- дифференцировать способы проникновения трематод в организм хозяина;

- правильно поставить с биологических позиций диагностику заболеваний и предложить меры профилактики трематодозов;

- анализировать информацию, полученную при изучении учебной и дополнительной литературы;

- делать выводы и обобщения по изучаемому материалу при заполнении таблиц сравнительного плана;

- выделять принципы деонтологии.

Рекомендации по выполнению УИРс:

(Правила оформления рефератов см. «Занятие№1»)

Предлагаемые темы рефератов:

- Распространенность клонорхоза и нанофиетоза в России и в зарубежных странах

- Завозные случаи трематодозов в Сибири

- Парагонимоз, его биологические аспекты

- Шистозомозы. Развитие современного туризма и возможности заражения кровяными двуустками

Самоконтроль по тестовым заданиям изучаемой темы:

С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже:

1. Системы органов, отличающие китайского, легочного сосальщиков и нанофиета:

а) пищеварительная и половая

б) нервная и половая

в) выделительная и половая

г) нервная и выделительная

Эталон: а

2. Жизненная форма легочного сосальщика, являющаяся инвазионной для человека:

а) метацеркарий

б) сборная циста

в) адолескарий

г) церкарий

Эталон: а

3. Первый промежуточный хозяин легочного сосальщика:

а) моллюск малый прудовик

б) наземный моллюск

в) моллюск битиния

г) моллюск мелания

Эталон: г

4. Трематодозы, которыми заражается человек через кожные покровы:

а) описторхозом

б) шистосоматозом

в) фасциолезом

г) парагонимозом

Эталон: б

5. Пути заражения человека парагонимозом:

а) при поедании немытых овощей

б) при питье воды из пруда

в) поедая непроваренную и непрожаренную зараженную рыбу

г) при случайном заглатывании муравья

д) при поедании раков, крабов

Эталон: д

6. Диагноз клонорхоза можно поставить:

а) при дуоденальном зондировании

б) при исследовании крови

в) при исследовании мокроты.

г) при исследовании крови и мокроты

Эталон: а

Самоконтроль по ситуационным задачам:

Задача 1. При исследовании мазков жидкого стула больного были обнаружены очень мелкие сосальщики и достаточно крупные яйца этого сосальщика.

Какой диагноз можно поставить больному? Каковы пути заражения этим трематодозом?

Ответ: больной страдает нанофиетозом, диагностируется заболевание по нахождению яиц в фекальных массах.

Задача 2. Пациенту, пребывавшему в командировке в Тайланде, в Краевой больнице, по возвращении его был поставлен диагноз шистозоматоза. Как произошло инвазирование? Указать на особенности цикла развития этого сосальщика.

Ответ: цикл развития происходит с одним промежуточным хозяином – моллюском, а выходящие из него церкарии через кожу проникают в организм человека. Следовательно, заражение происходит при длительном купании в пресном водоеме.

Задача 3. Пациент обратился к врачу с жалобами на болезненное затрудненное дыхание, отделяемая мокрота с прожилками крови. Из анамнеза известно, что около трех месяцев назад пациент возвратился с воинской службы из Хабаровска. Что необходимо взять для исследования? Каков предполагаемый диагноз? Как могло произойти заражение?

Ответ: для исследований необходимо взять мокроту, а также мазок фекалий, при обнаружении яиц в которых ставится диагноз парагонимоза. Заражение произошло при потреблении в пищу не проваренных раков и крабов.

Задача 4. Рисовод из Вьетнама заражен шистозоматозом. Каковы пути его инвазирования?

Ответ: Рис высаживается в чеки заполненные пресной водой из реки. Поэтому возможно попадание личинок шистозом и дальнейшее их проникновение через кожу крестьянина.

Задача 5. При исследовании печени свиньи были обнаружены мариты китайского сосальщика. Как могло произойти заражение этих животных?

Ответ: В некоторых регионах по течению реки Амур свиньям скармливается рыба, которая может быть заражена метацеркариями китайского сосальщика.

Занятие № 30 «Паразитизм в типе Плоские черви. Класс Ленточные черви. Бычий и свиной цепни. Широкий лентец»

Подготовка к практическому занятию

Для подготовки к занятию необходимо использовать основную и дополнительную литературу, лекционный материал

Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

1. Систематическое положение класса Ленточные черви.

2. Морфологические особенности Ленточных червей.

3. Морфологические отличия каждого из изучаемых ленточных червей: широкого лентеца, бычьего цепня, свиного цепня.

4. Жизненные циклы изучаемых цестод.

5. Пути и способы инвазирования цестодами.

6. Биологическая диагностика цестодозов.

7. Рассмотреть возможные профилактические меры по предупреждению цестодозов.

8. Деонтологические принципы взаимоотношений врача и больных цестодозами.

9. Показать в каких районах Красноярского края возможны такие цестодозы как дефиллоботриоз, тениоз и тениаринхоз.

Перечень практических умений, приобретаемых в процессе самоподготовки по изучаемой теме

Умение:

- анализировать циклы развития цестод;

- дифференцировать способы проникновения паразитов в организм хозяина;

- проводить сравнительный анализ инвазионных, патогенных стадий паразитов и заболеваний, вызываемых цестодами;

- формулировать положения о мерах профилактики инвазий;

- связать названия паразитов с названиями паразитарных заболеваний, вызываемых ими;

- по морфологической характеристике изучаемых ленточных червей определять их видовую принадлежность;

- по морфологической характеристике дифференцировать специфические особенности яиц цестод;

- использовать знания морфологии и жизненных циклов цепней для обоснования методов лабораторной диагностики и профилактики изучаемых цестодозов;

- делать обобщения и выводы по изучаемому материалу.

Рекомендации по выполнению УИРс:

(Правила оформления рефератов см. «Занятие№1»)

Предлагаемые темы рефератов:

- Цистицеркоз – осложнение тениоза

- Распространенность дифиллоботриоза в Красноярском крае

-Особенности циркуляции в популяции человека цестод

Самоконтроль по тестовым заданиям изучаемой темы:

С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже:

Taenia solium – это цепень

а) карликовый

б) тыквовидный

в) бычий

г) свиной

Эталон: г

2. Наличие в гермафродитном членике 3-й добавочной доли яичника характерно для цепня:

а) карликового

б) тыквовидного

в) бычьего

г) свиного

Эталон: г

3. В стробиле членики короткие и широкие у:

а) вооруженного цепня

б) печеночного сосальщика

в) невооруженного цепня

г) широкого лентеца

Эталон: г

4. В развитии ленточных червей есть личиночная стадия:

а) спороциста

б) онкосфера

в) мирацидий

г) церкарий

Эталон: б

5. Окончательным и промежуточным хозяином свиного цепня может быть:

а) человек

б) свинья

в) крупный рогатый скот

г) мелкий рогатый скот

Эталон: а

6. Промежуточный хозяин бычьего цепня:

а) крупный рогатый скот

б) собака

в) свинья

г) человек

Эталон: а

7. Свиной цепень отличается от бычьего по:

а) сколексу

б) зрелому членику

в) гермафродитному членику

г) все ответы верны

Эталон: г

8. Главный хозяин лентеца широкого:

а) человек

б) крупный рогатый скот

в) рыба

г) циклоп

Эталон: а

9. При сравнении сколексов у свиного цепня в отличие от бычьего, обнаруживается наличие:

а) присосок

б) ботрий

в) венчика из крючьев

г) присасывательных губ

Эталон: в

10. Органы фиксации у лентеца широкого представлены:

а) ботриями

б) присосками

в) венчиком из крючьев

г) все ответы верны

Эталон: а

Самоконтроль по ситуационным задачам:

Задача 1. Этническая особенность народов Севера питаться сырой рыбой может привести к заражению цестозом. Какой это цестодоз? Какая жизненная форма паразита инвазионна для человека? Какова лабораторная диагностика этого заболевания?

Ответ: это заболевание – дефилобтриоз. Человек инвазируется плероциркоидами, находящимися в мышцах рыбы. Заболевание диагностируется по нахождению яиц в фекальных массах.

Задача 2. У восьмилетней девочки было обнаружено на рентгенограмме черепа пузыревидное прозрачное образование диаметром около 3 мм с ввернутой внутрь головкой. Ваш диагноз? Осложнением какого цестодоза является это заболевание?

Ответ: у девочки обнаружена финна цистицерк свиного цепня. Заболевание цистицеркоз является осложнением тениоза.

Задача 3. На санитарной станции была проверена говядина для продажи на рынке. Мясо оказалось финнозным. Каким цестодозом можно заразиться, если употребить в пищу такое мясо? Как Вы поступите с проверенным мясом? Как могло произойти заражение животного?

Ответ: говядина заражена финнами бычьего цепня. Заражение животного произошло при случайном попадании яиц или члеников паразита с пищей. Проверенное мясо в зависимости от степени его зараженности утилизировать.

Задача 4. На мясокомбинате при забое свиней у большинства были обнаружены финны. Как могло произойти заражение свиней тениозом?

Ответ: Вероятно, среди работников свинокомплекса были больные тениозом. И при не соблюдении санитарно-гигиенических норм фекалии человека могли попасть в пищу свиньям.

Задача 5. Какое условие необходимо для развития у человека заболевания цистицеркоз?

Ответ: Цистицеркоз у человека развивается как вторичная патология и для этого человек должен уже страдать тениозом.

Занятие № 31 «Паразитизм в типе Плоские черви. Класс Ленточные черви. Карликовый цепень. Альвеококк. Эхинококк»

Подготовка к практическому занятию

Для подготовки к занятию необходимо использовать основную и дополнительную литературу, лекционный материал

Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

1. Морфологические видовые отличия изучаемых цестод.

2. Особенности жизненных циклов карликового цепня, эхинококка, альвеококка.

3. Пути заражения человека эхинококкозом.

4. Лабораторная диагностика эхинококкоза.

5. Особенности заражения человека альвеококкозом и его лабораторная диагностика.

6. Опасность заражения детей гименолепидозом и распространение заболевания в детских коллективах.

7. Предполагаемые меры профилактики цестодозов.

8. Содержание санитарно-просветительской работы по вопросам профилактики цестодозов.

Перечень практических умений, приобретаемых в процессе самоподготовки по изучаемой теме

Умение:

- анализировать циклы развития карликового цепня, эхинококка, альвеококка;

- дифференцировать способы проникновения паразитов в организм хозяина;

- проводить сравнительный анализ инвазионных, патогенных стадий паразитов и заболеваний, вызываемых этими цестодами;

- выделять специфические особенности жизненных циклов этих цестод и их стадии, вызывающие у человека паразитарные заболевания;

- связать названия паразитов с названиями паразитарных заболеваний, вызываемых ими;

- по морфологической характеристике изучаемых ленточных червей определять их видовую принадлежность;

- использование знания морфологии и жизненных циклов цестод для обоснования методов лабораторной диагностики и профилактики изучаемых цестодозов;

-делать обобщения и выводы по изученному материалу;

- использовать знания по циклам развития и биологии цестод для решения ситуационных задач.

Рекомендации по выполнению УИРс:

(Правила оформления рефератов см. «Занятие№1»)

Предлагаемые темы рефератов:

- История открытия и изучения альвеококкоза

- История открытия и изучения эхинококкоза

- Современные методы диагностики заболеваний, вызываемых ленточными червями

Самоконтроль по тестовым заданиям изучаемой темы:

С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже:

1. Главные хозяева эхинококка:

а) человек, свинья

б) свинья, собака

в) собака, волк

г) волк, свинья

Эталон: в

2. Промежуточные хозяева альвеококка:

а) грызуны и человек

б) только человек

в) песец и лиса

г) лиса и собака

Эталон: а

3. Эхинококк отличается от альвеококка по:

а) сколексу и зрелому членику

б) зрелому членику

в) гермафродитному членику

г) сколексу

Эталон: а

4. Тип финны эхинококка:

а) цистицерк

б) ценур

в) цистицеркоид

г) эхинококк

Эталон: г

5. Тип финны альвеококка:

а) цистицерк

б) ценур

в) мелкопузырчатая финна

г) плероцеркоид

Эталон: в

6. Пути заражения человека карликовым цепнем при:

а) поедании немытых овощей

б) поедании плохо термически обработанного мяса

в) приеме пищи грязными руками

г) общении с собаками

Эталон: в

7. Путь заражения человека эхинококкозом:

а) потребление непроваренного и непрожаренного мяса

б) общение с собаками

в) потребление непрожаренной рыбы

г) потребление немытых овощей и фруктов

Эталон: б

8. Диагноз гименолепидоза можно поставить при исследовании:

а) дуоденального сока

б) мазка крови

в) мазка теплых фекалий

г) мокроты

Эталон: в

9. Тип финны карликового цепня:

а) цистицерк

б) цистицеркоид

в) ценур

г) эхинококк

Эталон: б

10. Для карликового цепня человек является хозяином:

а) главным

б) промежуточным

в) главным и промежуточным

г) резервуарным

Эталон: в

Самоконтроль по ситуационным задачам:

Задача 1. У лабораторных кроликов при вскрытии обнаружены эхинококкозные пузыри в печени. Как могло произойти заражение кроликов?

Ответ: Вероятно, в лаборатории были и собаки страдающие эхинококкозом, поэтому их фекалиями могла быть загрязнена пища кроликов.

Задача 2. К врачу обратился пациент 30 лет с жалобами на быструю утомляемость, боли в правом подреберье. Из анамнеза: пациент – охотник на пушного зверя. Два месяца назад обрабатывал шкуры отстреленных лисиц. Ваш предполагаемый диагноз? Какие необходимо провести исследования для постановки диагноза?

Ответ: При обработке шкур больной заразился альвеококкозом. Для диагностики необходимо сделать биологическую пробу на реакцию Кацони и провести рентгенологическое исследование печени.

Задача 3. В семье трое детей младшего школьного возраста, один из них заражен гименолепидозом. Какие исследования необходимо провести у других детей этой семьи? Какие особенности диагностики нужно учитывать?

Ответ: Детей необходимо обследовать на гименолепидоз, при этом лучше для исследования брать мазок теплых фекалий, что позволяет обнаружить яйца паразита в случае зараженности этих детей.

Задача 4. У ездовых собак на Таймыре были в фекалиях обнаружены зрелые членики эхинококка. Возможно ли заражение человека этим гельминтозом от больных собак?

Ответ: да.

Задача 5. При обследовании чабана из Ужурского района был поставлен диагноз эхинококкоз. Как могло произойти заражение этого чабана?

Ответ: При выпасе овец чабану помогают собаки, которые заражены эхинококкозом и при не соблюдении санитарно-гигиенических норм могло произойти его заражение.

Занятие № 32«Тип Круглые черви - паразиты человека. Аскарида. Острица. Власоглав. Трихинелла»

Подготовка к практическому занятию

Для подготовки к занятию необходимо использовать основную и дополнительную литературу, лекционный материал

Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

1. Систематическое положение типа Круглые черви и класса Круглые черви.

2. Какие ароморфозы появились у круглых червей в сравнении с плоскими червями.

3. Морфологические видовые отличия изучаемых нематод.

4. Особенности жизненных циклов нематод как биогельминтов, так и геогельминтов.

5. Пути и способы инвазирования человека изучаемыми нематодами.

6. Особенности лабораторной диагностики каждого из нематодозов.

7. Профилактические меры по предупреждению нематодозов.

Перечень практических умений, приобретаемых в процессе самоподготовки по изучаемой теме

Умение:

- анализировать циклы развития нематод;

- дифференцировать среди нематод био- и геогельминтов;

- дифференцировать способы проникновения паразитов в организм хозяина;

- формулировать положения о мерах профилактики нематодозов;

- выделить прогрессивные черты морфологии круглых червей;

- использовать знания морфологии и жизненных циклов для обоснования диагностики и профилактики нематодозов;

- осуществлять на основе теоретических знаний биологическую диагностику нематодозов;

- обобщать и делать выводы;

- на основе имеющихся знаний решать ситуационные задачи.

Рекомендации по выполнению УИРс:

(Правила оформления рефератов см. «Занятие№1»)

Предлагаемые темы рефератов:

- Распространенность энтеробиоза на территории Красноярского края

- Трихинеллез – природно-очаговое заболевание

- Патогенное действие личиночной и половозрелой форм аскариды

Самоконтроль по тестовым заданиям изучаемой темы:

С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже:

1. Полость тела у круглых червей:

а) отсутствует

б) первичная

в) вторичная

г) смешанная

Эталон: б

2. У самок нематод органы половой системы представлены:

а) двухлопастным яичником, яйцеводом, влагалищем

б) парными трубчатыми яичниками, яйцеводами, матками, непарным влагалищем

в) многотрубчатыми яичниками, яйцеводами, копулятивной сумкой и влагалищем

г) парными трубчатыми яичниками, непарными яйцеводами, маткой, влагалищем

Эталон: б

3. Размеры самок аскарид:

а) длина тела 4-6 см, при ширине 0,085-0,122мм

б) длина тела 24-44 см, при ширине 4-6 мм

в) длина тела 30-55 мм, при ширине 0,05-0,06 мм

г) длина тела 10-12 мм, при ширине 0,5-0,6 мм

Эталон: б

4. Для диагностики миграционной фазы аскаридоза наибольшее значение имеет микроскопирование:

а) фекалий

б) дуоденального содержимого

в) мокроты

г) мочи

Эталон: в

5. Диагноз кишечного аскаридоза ставится на основании нахождения:

а) яиц в фекалиях

б) половозрелых особей в дуоденальном содержимом

в) яиц в мокроте

г) личинок в фекалиях

Эталон: а

6. Оплодотворенные самки остриц откладывают яйца в:

а) тонком кишечнике

б) верхнем отделе толстого кишечника

в) перианальных складках

г) аппендиксе

Эталон: в

7. При оптимальных условиях яйца острицы дозревают в течение:

а) одного месяца

б) двух недель

в) 4 - 6 часов

г) 24 часов

Эталон: в

8. Локализация Trichocephalus trichiurus в:

а) двенадцатиперстной кишке

б) желчных протоках печени

в) слепой кишке, червеобразном отростке, ободочной кишке

г) прямой кишке

Эталон: в

9. Оптимальное условие для развития яиц власоглава:

а) кислород, t - 25 - 30 оС, высокая влажность

б) кислород, t 36 - 37 оС, низкая влажность

в) отсутствие кислорода, t - 25 - 37 оС, низкая влажность

г) t - 21 - 25оС, высокая влажность, кислород

Эталон: а

10. Яйца власоглава отличаются:

а) лимонообразной формой, с пробками на полюсах, размерами 0,054 х 0,023 мм

б) овальной формой, с крышечкой, размером 0,08 х 0,048 мм

в) суженной к полюсам формой, размерами 0,13 х 0,08 м

г) шаровидной формой с двуконтурной оболочкой, размерами 0,04-0,05 мм

Эталон: а

Самоконтроль по ситуационным задачам:

Задача 1. В группе детского сада выявлен энтеробиоз у трех детей. Можно ли избавиться от заболевания без применения медикаментозных средств? Какие меры профилактики необходимы по предупреждению энтеробиоза?

Ответ: Теоретически - да, при жестком соблюдении правил личной гигиены и при проведении санитарно-гигиенических мероприятий в данной группе.

Задача 2. Больной обратился к врачу с жалобами на боли в толстом кишечнике, а также сообщил, что иногда в фекалиях обнаруживаются прожилки крови. При исследовании мазков фекалий были обнаружены яйца боченковидной формы. Ваш диагноз? Как могло произойти инвазирование? Какие меры профилактики можно предложить?

Ответ: Трихоцефалез. Заражение - алиментарно, через рот с грязными руками, овощами, ягодами на которых были яйца с личинками паразита. Профилактика: соблюдение правил личной гигиены - мытье рук, овощей, фруктов.

Задача 3. Больной поступил в клинику с симптомом пневмонии. Возможен ли какой-либо гельминтоз с симптоматикой острого бронхита? Доказать.

Ответ: Возможен аскаридоз. Личинки аскарид мигрируют с кровью, попадают в легкие, где провоцируют ситуацию, подобную заболеваниям дыхательных путей. Для подтверждения диагноза, необходимо исследование мокроты больного и фекалий, где соответственно находят личинок и яйца.

Задача 4.Пациент обратился к врачу с жалобами на сильные мышечные боли, повышение температуры, отек век и лица в целом. Из анамнеза выяснилось, что две недели назад он ел медвежатину, добытую другом-охотником. Ваш предполагаемый диагноз? Что Вы предпримете для лабораторной диагностики.

Ответ: больной заражен трихинеллезом. Для диагностики необходимо провести биопсию из икроножной мышцы.

Задача 5. Чем объяснить аутоинвазию детей при энтеробиозе?

Ответ: аутоивазия при энтеробиозе объясняется тем, что яйца острицы становятся инвазионными в течение 4-6 часов, а у детей слабо развиты с

Наши рекомендации