По разделу надзора за медицинской деятельностью
За 3 кв. 2017 года (с нарастающим итогом) в отношении субъектов надзора, осуществляющих медицинскую деятельность, проведено 142 контрольно-надзорных мероприятия, из них: плановые проверки - 114, внеплановые - 19. В результате надзорных мероприятий за объектами указанной сферы выявлено 1820 нарушений, что составило 9% от всех выявленных нарушений.
Основными нарушениями при проверке медицинских организаций являются:
Нарушения требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10).
Нарушение требований к вентиляции помещений:
-отсутствие паспортов на системы механической приточно-вытяжной вентиляции; отсутствие документов, подтверждающих проведение дезинфекции систем механической приточно-вытяжной вентиляции; не проводится один раз в год проверка эффективности работы, очистки и дезинфекции систем механической приточно - вытяжной вентиляции) (нарушение п. 6.5 СанПиН 2.1.3.2630-10);
- в зуботехнической лаборатории отсутствуют местные отсосы от рабочих мест зубных техников (нарушение п. 5.15. главы 5 СанПиН 2.1.3.2630-10).
Не созданы условия для удобного доступа маломобильных групп населения:
- вход в диспансерное отделение оборудован наружной лестницей, высота лестницы около 1,3 метра, количество ступеней 5, пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов на колясках не предусмотрены (нарушение п. 3.2. раздела I. СанПиН 2.1.3.2630-10).
Нарушение требований к естественному и искусственному освещению:
- отсутствие сплошных (закрытых) рассеивателей светильников общего освещения помещений (нарушение п.7.8 Главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10);
- уровень искусственной освещенности в стоматологическом кабинете не соответствует гигиеническим требованиям (нарушение п. 7.5. п.15.2 главы 1; приложения 5; п. 6.11 главы V СанПиН 2.1.3.2630-10).
- уровень искусственной освещенности в овощном цехе пищеблока не соответствует гигиеническим требованиям (нарушение п.7.5 раздела I СанПиН 2.1.3.2630, таблицы 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совместному освещению общественных и жилых зданий»).
Нарушения требований к внутренней отделке помещений:
-использование материалов для внутренней отделки без учета функционального назначения помещений (нарушение п.4.1 СанПиН 2.1.3.2630-10);
- поверхность стен, полов и потолков помещений не является гладкой, легко доступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами (нарушение п.4.2 СанПиН 2.1.3.2630-10) и др.
Нарушения режимов дезинфекции, стерилизации, санитарного содержания:
- в моечной для обработки инструментария в наличии одна раковина, при требовании наличия двухсекционной раковины для обработки инструментов и мытья рук (нарушение п.5.8. СанПиН 2.1.3.2630-10);
-отсутствует закрытая тара и помещение для хранения грязного белья (нарушение п.11.15. СанПиН 2.1.3.2630-10);
- отсутствует отдельное помещение или отдельно выделенный шкаф для хранения уборочного инвентаря (п.11.11. раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10);
- не соблюдается должная концентрация растворов дезинфицирующих средств (нарушение раздела II, п.1.1. СанПиН 2.1.3.2630 - 10);
- не качественное проведение текущей и генеральной уборок (нарушение раздела I, п. 6.8., приложение 3 СанПиН 2.1.3. 2630-10);
- не соблюдаются условия стерилизации инструментария и расходных материалов (нарушения раздела II. пп. 2.30, 2.35 СанПиН 2.1.3.2630 - 10);
- производственный контроль проводится не в полном объеме (нарушение ст. 32 Федерального закона от 30.03.99 № 52 -ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; раздела II, ч. 3 СанПиН 2.1.3.2630 - 10).
Нарушения требований СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений», СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010»), СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований»:
- в помещениях рентгеновских кабинетов источники ионизирующего излучения – медицинские рентгеновские аппараты эксплуатируются без специального разрешения - санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы с источниками ионизирующего излучения (нарушение требований п. 3.4.2 СП 2.6.1.2612-10, п. 2.5, п. 3.31 СанПиН 2.6.1.1192-03);
- аэроионный состав воздуха не соответствует гигиеническим требованиям на рабочем месте за ПЭВМ в рентгенкабинете (нарушение п.2.4 СанПиН 2.2.4.1294-03);
-ответственное лицо за радиационную безопасность при проведении работ в рентгеновском кабинете с использованием источников ионизирующего излучения не прошло обучение по вопросам обеспечения радиационной безопасности (нарушение абз. 9 п. 2.5.1. СП 2.6.1.2612-10);
- отсутствует гардероб с двухсекционными закрывающимися шкафами для обеспечения раздельного хранения домашней и рабочей одежды медицинского персонала стационара (нарушение п. 15.11., п. 15.11.1. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10);
- нарушение сроков прохождения периодического медицинского осмотра сотрудников (нарушения раздела III п. 1.14, п. 1.15 СанПиН 2.1.3.2630-10, п. 17 приложения № 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011№ 302н).
Нарушения требований санитарных правил СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10) при обращении с медицинскими отходами:
- не оборудованы помещения для временного хранения медицинских отходов класса «Б» (нарушение п.4.16 СанПиН 2.1.7.2790-10);
- внутренняя отделка помещений хранения отходов не соответствует требованиям (нарушение п.10.4 СанПиН 2.1.7.2790-10);
- отсутствие одноразовых непрокалываемых влагостойких емкостей (контейнеров) для сбора острых отходов класса Б (нарушение п.4.11 СанПиН 2.1.7.2790-10);
- схема утилизации отходов не утверждена руководителем организации (нарушение п. 3.6. СанПиН 2.1.7.2790-10);
- в схеме утилизации отходов медицинской организации не определен порядок мытья и дезинфекции многоразовой тары, не определен метод обеззараживания/обезвреживания острых отходов класса Б персоналом (нарушение п. 4.6., п. 4.10. СанПиН 2.1.7.2790-10);
- упаковка обеззараженных медицинских отходов класса Б после аппаратного способа обеззараживания с применением физического метода и изменения внешнего вида отходов не имеет маркировку, свидетельствующую о проведенном обеззараживании отходов (нарушение п. 2.2. СанПиН 2.1.7.2790-10);
- персонал медицинской организации, не иммунизированный против гепатита B, был допущен к работам по обращению с медицинскими отходами класса Б (нарушение п. 4.2. СанПиН 2.1.7.2790-10);
- в инструкции по сбору, временному хранению и удалению медицинских отходов из отделений не включены лекарственные, диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию (нарушение п. 3.2. СанПиН 2.1.7.2790-10);
- хранение (накопление) более 24 часов острых необеззараженных отходов класса Б из структурных подразделений МО не осуществляется в холодильных или морозильных камерах из-за их отсутствия (нарушение п. 6.2., п.10.3 СанПиН 2.1.7.2790-10);
- в помещении мойки и дезинфекции контейнеров и другого оборудования, применяемого для перемещения отходов, участка по обращению с медицинскими отходами класса Б поверхность стены имеет дефекты (отслойка керамической плитки, сколы), нарушена целостность покрытия стены (нарушение п. 10.4. СанПиН 2.1.7.2790);
- помещение приема и временного хранения отходов участка по обращению с медицинскими отходами класса Б не оснащено весами (нарушение п. 10.9. СанПиН 2.1.7.2790-10);
- на рабочем месте персонала при обращении с медицинскими отходами отсутствует аптечка первой медицинской помощи при травмах (нарушение п. 4.34 СанПиН 2.1.7.2790-10);
- для учета медицинских отходов класса Б отсутствует технологический журнал участка по обращению с медицинскими отходами (нарушение п. 8.2. СанПиН 2.1.7.2790-10);
- не маркируются одноразовые пакеты с отходами класса «Б» надписью с нанесением названия организации, подразделения, даты и фамилии ответственного за сбор отходов лица при окончательной упаковке отходов класса Б для удаления их из подразделения (нарушение п. 4.14. СанПиН 2.1.7.2790-10);
- емкость для сбора отходов не промаркирована «Отходы. Класс А, контейнерная площадка для сбора и временного хранения отходов класса «А» не имеет навес, не имеет твердого покрытия (нарушение п. 6.5 СанПиН 2.1.7.2790-10).
Нарушения СП 3.3.2367-08 «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней» (далее - СП 3.3.2367-08), СП 3.3.2.3332-16 «Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов») (далее СП - 3.3.2.3332-16) и других нормативных актов в части организации вакцинопрофилактики, а именно:
- несоблюдение температурного режима, хранения и транспортировки иммунобиологических препаратов (нарушение приложения 1 СП 3.3.2367-08, п. 3.2. СП 3.3.2.3332-16);
- нарушения планирования и проведения иммунизации населения (взрослого и детского) в рамках Национального календаря профилактических прививок (нарушение раздела V СП 3.3.2367-08);
- несоблюдение требований к ведению документации (нарушение раздела IV СП 3.3.2367-08);
- нарушение сроков иммунизации сотрудников в рамках Национального календаря профилактических прививок (нарушения ст. 35 Федерального закона от 30.03.99 г. № 52 -ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; раздела I п. 15.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», приложения 1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 № 125-н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»).
Нарушения требований СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (далее - СП 2.3.6.1079-01) в части организации питания пациентов:
- в овощном, мучном цехах, в варочном зале, в помещении моечной кухонной посуды, в помещении буфетной имеются дефекты покрытия внутренней отделки, не проводится текущий ремонт (нарушение п.5.6 СП 2.3.6.1079-01);
- допускается использование посуды со сколами, отбитыми краями (нарушение п. 6.10 СП 2.3.6.1079-01);
- в овощном цехе моечная ванна для мытья и обработки овощей в нерабочем состоянии (не присоединена к канализации) (нарушение п. 6.1 СП 2.3.6.1079-01);
- в складском помещении стеллажи для хранения продуктов частично выполнены из материалов, не разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы, не поддающихся мойке и дезинфекции, нарушена целостность покрытия стола, используемого для раздачи готовых блюд в буфетном отделении (нарушение п.п.6.2; 5.8; 7.13 СП 2.3.6.1079-01);
- в производственных цехах пищеблока на стенах, в овощном цехе на полу имеются участки с отбитой плиткой (нарушение п.п. 5.5; 5.16 СП 2.3.6.1079-01);
- раковина для мытья рук в буфетном отделении не оснащена мылом, в результате чего отсутствуют условия для соблюдения персоналом данного буфетного отделения правил личной гигиены, допускается хранение личных вещей в производственном (овощном) цехе пищеблока (нарушение п.13.4. СП 2.3.6.1079-01);
- инвентарь для мытья туалетов хранится вместе с уборочным инвентарем производственных и вспомогательных помещений (нарушение п.5.13 СП 2.3.6.1079-01);
- осмотр открытых поверхностей тела работников на наличие гнойничковых заболеваний не проводится ежедневно, согласно представленного журнала осмотра в выходные дни: суббота, воскресенье персонал столовой допускается к работе без осмотра на гнойничковые заболевания (нарушение п.13.5 СП 2.3.6.1079-01).
Нарушение законодательства о защите прав потребителей:
- отсутствие вывесок с указанием наименования учреждения, его места нахождения и режима работы (нарушение ст.9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
- в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте юридического лица отсутствует график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг (нарушение п/п ж) п.11 раздела III «Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №1006 от 04.10.2012 г.; ст. 10 «Закона о защите прав потребителей» от 07.02.1992г. №2300-1);
- в договоре на оказание платных стоматологических услуг, заключенном между исполнителем и потребителем, не указан орган, осуществивший государственную регистрацию юридического лица (нарушение абзаца 1 подпункта а) пункта 17 раздела IV «Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», ст. 10 «Закона о защите прав потребителей» от 07.02.1992г. №2300-1);
- в договоре на оказание платных стоматологических услуг, заключенном между исполнителем и потребителем отсутствует перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией; не указаны адрес места нахождения и телефон лицензирующего органа, (нарушение абзаца 3 подпункта а) пункта 17 раздела IV «Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», ст. 10 «Закона о защите прав потребителей» от 07.02.1992г. №2300-1).
Перечень основных статей КоАП РФ, за нарушение которых принимались меры административного воздействия:
- ст. 6.3. КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий» (отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы с источниками ионизирующего излучения; дезинфекция проводится растворами дезинфекционных средств, приготовленными с нарушением требований; не соблюдаются условия стерилизации инструментария; не качественное проведение текущей и генеральной уборок; производственный контроль проводится не в полном объеме; несоблюдение температурного режима, хранения и транспортировки иммунобиологических лекарственных препаратов; нарушения планирования и проведения иммунизации населения (взрослого и детского) в рамках Национального календаря профилактических прививок; не соблюдение требований к ведению документации; нарушения сроков иммунизации сотрудников в рамках Национального календаря профилактических прививок; нарушения сроков прохождения периодического медицинского осмотра сотрудников).
- ст. 6.4. КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта» (вместимость палат не соответствуют требованиям санитарных правил и нормативов; нарушаются требования к внутренней отделке помещений; несвоевременное проведение текущих ремонтов; отсутствие систем вентиляции или их несвоевременный ремонт, отсутствие паспортов на системы механической приточно-вытяжной вентиляции; несоблюдение санитарных и гигиенических требований к условиям труда медицинского персонала; не соответствие параметров физических факторов (освещенность, микроклимат)).
- ст. 6.6 КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению» (недостаточно оборудования; дефекты внутренней отделки помещений пищеблоков; несвоевременное проведение текущих ремонтов; отсутствие двухсекционных моечных ванн в моечной кухонной посуды).
- ст. 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами» (нарушения при обращении с медицинскими отходами (сбор, хранение, транспортировка, в т.ч. недостаточность оборудования для МО, ведение документации по обращению с МО).
- ч. 1 ст. 14.8. КоАП РФ «Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об услуге, об исполнителе и о режиме их работы» (нарушения в договорах на оказание платных стоматологических услуг; на официальном сайте МО отсутствуют сведения о режиме работы).
- ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ «Выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг» (при оказании медицинских услуг дезинфекция проводится растворами дезинфекционных средств, приготовленными с нарушением требований; не проводится контроль соблюдения условий стерилизации медицинских изделий, не правильно используются индикаторы для контроля параметров режимов стерилизации).
Возможные мероприятия по устранению нарушений в медицинских организациях:
Индивидуальные предприниматели и юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие медицинскую деятельность, обязаны исполнять санитарные правила, которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций.
В целях недопущения правонарушений при организации дезинфекционного режима и иммунопрофилактики необходимо:
- соблюдать сроки прохождения медицинских осмотров сотрудников;
- соблюдать режимы дезинфекции, стерилизации и текущей уборки в соответствии с нормативными документами и инструкциями к дезинфицирующим средствам;
- выполнять производственный контроль своевременно и в полном объеме, в соответствии с рабочей программой;
- соблюдать условия хранения иммунобиологических лекарственных препаратов (температурный режим и его контроль);
- соблюдать сроки вакцинации населения в целом и сотрудников подведомственных учреждений в рамках национального календаря профилактических прививок.