Arnika-Salbe (Мазь с арникой)
Основополагающей мыслью в концепции разработки этого препарата было то, что следует гармонизировать взаимоотношения венозного и интерстициального жидкостных процессов. При этом будут стимулироваться формирующие силы, причем действие арники дополняется Symphytum и Formica ex animale.
Arnica e planta tota ferm 33c 5%
(Арника горная, Arnica montana; сложноцветные - Compositae)
Арника относится к семейству сложноцветных, представляющее собой высокую ступень развития царства растений, так как у них множество отдельных цветков объединяются в цветочную корзинку. Для этого семейства типично тесное отношение с тепловыми силами. Arnica montana образует из тепла различные эфирные масла в цветках и в корне.
Кроме того, она обладает сродством с кремниевым процессом, связанным со светом. Ее местообитание – каменистые участки средних и высоких гор. В формировании растения кремниевый процесс проявляется вплоть до опушения стебля, листьев и волосистой чашечки.
Наряду с тем, что арника воспринимает силы света высокогорной местности, она обладает отчетливой связью с вегетативно-водным элементом: предпочитает влажные, болотистые луга, а от горизонтально проходящего корневища отходит прикорневая розетка листьев; само растение в целом имеет травянистый характер роста. Между полярностями света и химизма арника раскрывается как лекарственное растение.
Эта двойственность проявляется в ее действии на организм: процесс арники разыгрывается между вегетативными, венозными явлениями в крови и интерстициальной соединительной тканью органов, прежде всего мускулатуры, но также и нервной системы. Чувствительность мускулатуры, “слабость” венозных капилляров со склонностью к кровотечениям от ударов и ранений относятся к картине лекарственного действия арники. И при повышенной чувствительности мускулатуры мы имеем дело с соотношением венозной крови и интерстициальной тканевой жидкости, вплоть до венозных застоев. Характерной для арники является повышенная чувствительность матки к движениям ребенка во время беременности.
Арника как лекарственное растение близка картине Apis. Но если Apis, как бы сдерживает тепловой процесс между соединительной тканью и кровью, благодаря чему развиваются отеки в области капилляров, арника сильнее включается в кровяной венозный процесс, который обособляется от межуточного обменного и жидкостного процессов, разыгрывающихся в соединительной ткани. Для действия арники характерен венозный застой и связанный с этим застой тепла. Арника вновь упорядочивает соотношение тепла (деятельность Я), дыхательной деятельности (астральное тело) и жидкостного процесса (эфирное тело).
При тупых травмах любого вида, а также при ревматических заболеваниях мышц и суставов арника интенсифицирует поток жидкости в области соединительно-тканного отека и периферического венозного стаза; усиливается рассасывание гематом и высшие члены существа, которые часто обособляются в результате шока от повреждения или раны, снова приводятся в тесную связь с процессом излечения. Можно сказать, что благодаря действию арники сульфурический, углеродный процесс, связывающий вещество и тепло снова приводится в правильное отношение с кремниевым процессом, высвобождающим тепло и поддерживающим деятельность органов чувств.
Symphytum e radice ferm 34c 2%
(Корень окопника лекарственного, Symphytum officinale; бурачниковые - Boraginaceae)
Облик Symphytum officinale указывает на то, что в растении очень активен жидкостный, химически-эфирный процесс. Мощное, веретенообразное корневище обладает чрезвычайно высокой регенераторной способностью. Под черной кожицей корня находится белая ткань, содержащая слизистые вещества и аллантоин. Слизь, интенсивно связывающая воду, напоминает мезенхимальное основное вещество, которое первым соединяет фрагменты при переломах и является предпосылкой для образования фиброзного каркаса и окостенения. Листья окопника имеют большую поверхность, цельный край, обладают пластически-витальными свойствами. От прикорневой розетки они спирально поднимаются по стеблю растения, достигающему более 1 м в высоту. Сине-фиолетовые цветки своей окраской подтверждают включение светотепловых явлений (сульфурический процесс) в процесс образования веществ. В противоположность этому грубое опушение листьев и стебля является отражением формообразующего кремниевого процесса, пронизывающего водную среду. Symphytum как представитель растений с грубым опушением является кремниевым растением - в его золе оказывается до 20% кремния.
Поэтому понятно, что действие Symphytum проявляется в жидкостных процессах человека, причем особенно активно стимулируется кремниевый чувствующий процесс (Kiesel-Sinnes-Prozess). Поэтому местом действия Symphytum является, в первую очередь, область надкостницы и перехода мышечно-сухожильной ткани в надкостницу. При разрывах, растяжениях сухожилий, а также при недостаточном образовании костной мозоли при переломах Symphytum оказывается важным средством, способным управлять чувствующей функцией и процессом формообразования в переходной зоне мышц, сухожилий и костей. При инсерционных тендопатиях даже без рентгенологического подтверждения Symphytum очень хорошо себя зарекомендовал. И при несовершенном остеогенезе следует думать о Symphytum в сочетании с Periosteum и Hypophysis/Stannum.
Formica ex animale Gl ø = D2 (0,1%)
(Рыжий лесной муравей, целое животное, Formica rufa)
Как препарат животного происхождения, Formica действует на эфирное тело. Муравей – животный организм, чрезвычайно сильно пронизанный астральностью и воздухом, что видно по его тонкому, расчлененному телу с перетяжками. Его место жизни – прохладная земля, которую он проветривает и прогревает своими постройками. В муравьиной кислоте действенность астрального начала доходит до образования веществ. В человеческом организме муравей, как медикаментозное средство стимулирует проникновение воздуха в эфирное тело, в связи с чем обменные отложения снова пускаются в ход.
При ранениях эфирная организация ослабевает, что сопровождается отеками и иногда воспалительной реакцией в соответствующей области. Душевно-нервные процессы после временного отделения и ослабления, обусловленного травмой, могут слишком сильно и непосредственно связываться с физическим организмом в результате противоположной реакции. Дело доходит до переохлаждения. Этому характерным образом противодействует Formica. Последствия переломов и иммобилизации в форме Morbus Sudeck[18] (болезнь Судека) являются показаниями для употребления мази с арникой.
Заключение
Таким образом, мазь с арникой может считаться специфическим средством в случаях, когда в ходе болезни требуется упорядочить и разделить объединение венозной капиллярной крови и интерстициального жидкостного процесса. Кровяной и чувствующий процессы снова гармонизируются. Это особенно относится к гематомам, разрывам, растяжениям соединительной ткани и мускулатуры, как и к ранениям суставов, сухожилий и мест прикрепления сухожилий, а также к патологии ревматического генеза, связанных с отложениями и охлаждением. Формирующие силы опять побуждаются к гармоничному включению.
Возникновение
Ärztekreis des Biologisch-Homöopathischen Krankenhauses, Muenchen-Hollriegelskreuth, под руководством фрау д-ра мед. Маргарет Хаушка, 1949
Форма изготовления:
Мазь