Принципы Sal, Merkur, Sulfur
В лекциях, прочитанных врачам, прежде всего на I медицинском курсе14 (1920 г.) Р. Штайнер повторно обратился к трехчленной организации человека в связи с рассмотрениями субстанций. Он исходит при этом из принципов Sal, Merkur и Sulfur, которые можно найти еще у Парацельса. Этот тройственный принцип становится ключевой мыслью для понимания закона полярности и принципа метаморфоза. Все явления неорганической природы и сама жизнь, вплоть до трехчленной организации души и тела человека и даже порядок высших иерархий по отношению к человеку, вплоть до тринатрического принципа (принципа Троицы. Прим. ред. ) выявляют закон жизни и творчества природы вообще. Sulfur-принцип соответствует уже охарактеризованной человеческой системе обмена веществ и, соответственно, цветку растения. Если характеризовать в общем и абстрактно, то Sulfur-качество вызывает динамическое образование и превращение вещества в его самых различных проявлениях форм. Оно отдано миру, ему принадлежит свойство расширения. Sal-принцип, как мы это узнали в нервно-чувствующей области и в корне растения, ведет к покою в упорядоченной форме, стягиванию и уплотнению. Посредничество и постоянное ритмическое восстановление единства между полюсами характеризует Меrkur-принцип.
Расширенное понимание о первоначальных процессах Sal, Sulfur и Merkur, характерное для парацельсовской медицины, восходит к собственно субстанциям - серы, соли и ртути, о свойствах которых следует коротко сказать: например, при образовании соли путем кристаллизации из насыщенного раствора поваренной соли, тепло в Sal-процессе высвобождается. Напротив, при растворении поваренной соли, тепло отнимается из окружающей среды.
Характерным свойством серы является тенденция к постоянному связыванию тепло сульфурическим способом, причем при окислении происходит ступенчатое высвобождение тепла. Для субстанции серы типично удерживать тепло и при сгорании, и даже поглощать его из окружающей среды, как это имеет место, например, при обжиге извести. Ртуть проявляет в своих физических свойствах, во-первых, жидкое подвижное состояние, во-вторых, двойную тенденцию как улетучиваться, испаряться на обычном воздухе, так и распадаться на многочисленные отдельные капли, если ее разлить; образование капель и испарение являются тенденциями к уплотнению и растворению, присущими жидкой ртути. Также и крайне высокая амальгамирующая способность ртути по отношению к металлам, которые обра
14 Rudolf Stelner: "Geisteswissenschaft und Medlzin", Dornach 1920, 20 Vortrage (1. Medizinerkurs)
зуют со ртутью истинные растворы, указывает на меркуриальное свойство этого необычного металла.
Дальнейшее изложение понимания субстанции достойное примера, исходящее из праобразов Sal, Sulfur и Merkur, Р. Штайнер дает с помощью схемы в 10 лекции цикла "Духовная наука и медицина". Углерод и кремний и, соответственно, соли угольной и кремниевой кислот приводятся здесь в смысле их силовой и субстанциональной полярности как характерные для "жизненного процесса" в человеке. Подобно кристаллу поваренной соли, кремний, как кристаллическая природная субстанция, полностью последовал Sal-событию, так что образующие силы, приведшие к кремнию (свет и тепло), освободились при кристаллизации в виде сил или энергий и оставили геометрически правильную, прозрачную, прохладную и более не горючую субстанцию. Под действием кремниевого процесса в человеческом организме становятся деятельными, по мнению Р. Штайнера, универсальные силы; энергии, связанные с органами и субстанциями, высвобождаются как основа восприятия и сознания, которое снова подключает человека к сверхличному миру идей, доступному мышлению. С другой стороны, углеродный процесс ведет вглубь самого образования субстанции.
Посредниками между универсальными и индивидуализирующими процессами являются щелочи, которые в рамках введения должны быть представлены ниже. Они являются носителями ритмической функции между универсализацией и индивидуализацией. Эта схема представляет собой, согласно Р. Штайнеру, символическое изображение самого жизненного процесса: в то время как углеродное событие ведет жизненный процесс в человеке в направлении уплотнения, овеществления и, тем самым, к центрированию и индивидуальному образованию тела, кремниевое событие, напротив, направляет жизненный процесс к периферии тела, ведет к становлению сознания и вновь подключает человека к универсальным мировым законам.
После того как показано, что в основе всей природы, от минерального через растительное к животному царству лежит закон полярности и во всех жизненных явлениях действует организационный принцип трехчленности, следует осветить вопрос: каким образом природные царства, как становящаяся природа, действуют в человеке и как они ведут себя в своем особом отношении к прообразу человека, к его энтелехии (Я-существу) в здоровье и болезни.