Самопознание и познание мира

"Человек знает мир настолько, насколько он знает себя, так как в глубине его души открывается в самом исконном виде то, что наглядно существует во внешних предметах только в отражении, примере, символе. То, о чем обычно человек может говорить только как о необъяснимом, неисследованном, божественном, при самосозерцании предстает пред его взором в истинном образе. Так как при самосозерцании человек видит Идеальное в непосредственной форме, он приобретает силу и способность находить и признавать это Идеальное и во всех внешних явлениях, во всей Природе".4)

Исходя из теории познания, речь идет о вопросе непосредственного восприятия идеального процесса. Это Идеальное, Существенное остается сокрытым от чувственного восприятия до тех пор, пока естествоиспытатель к чувственному ощущению в себе не присовокупит идею, понятие. Так как человек вбирает в себя идейное содержание мира через мышление, он един в познании с этой идеей. В этом восприятие идей является более истинным, чем чувственное восприятие по отношению к внешнему миру. И лишь объединение внутреннего восприятия (идея, понятие) и внешнего чувствующего восприятия воссоздает по Р. Штейнеру действительность.

"Лишь форма того, каким образом понятие (идея) проявляется в чувственном мире, создает различия в природном царстве. Если явное, реальное существо достигает только такого бытия, при котором оно полностью находится вне понятия (идеи) и только им управляется в своих изменениях как законом, тогда мы называем это существо неорганическим. Все, что происходит с таким существом, можно свести к влиянию какого-то другого существа, а способ их влияния друг на друга объясняется с помощью закона, внешнего по отношению к ним. В этой сфере мы имеем дело с феноменами и законами, которые, если они являются первоначальными, могут называться прафеноменами. В этом случае понятийное, которое должно быть воспринято, находится вне воспринятого многообразия. Однако, очевидное единство может уже само по себе указывать; оно может, если мы хотим его охватить, побудить нас идти от определений, которые мы способны воспринять, к последующим определениям. И тогда появится понятийно Охватываемое как явное Единство. Они оба не идентичны, однако понятие появляется не вне чувствующего многообразия как закон, а появляется в нем как принцип. В основе многообразия уже нет пронизывающего его чувственно воспринимаемого, то, что мы называем телом. Этим занимается органическое естествознание. Однако и здесь понятие появляется еще не в свойственной ему форме, а вначале как тип.

Там же, где тип выступает уже не только как таковой, как проводящий принцип, а сам в своей понятийной форме, там он проявляется как сознание и тогда, наконец, возникает то, что на нижних ступенях свойственно лишь Существу. Понятие само становится здесь восприятием. Мы имеем дело с человеком, осознающим себя".

Из этого представления вытекает, что истинное познание или познание действительности является внутренним или идейным опытом. Поскольку человек в своем сознании, т.е. мысля, переживает идею, он с этой идеей един. Р. Штайнер назвал это "интуицией". Таким образом, действительность для человека состоит,

F.Schiller: "Briefwechsel Goethe - Schiller"; Jena, 23.08.1794, Artemis-Verlag, Zurich und Stuttgart 1949

1) Goethe: Faust, 1. Tell: "Wald und Hohle" z) R.Stelner (1861-1925): "Der Goetheanlsmus, ein Unwandlungs-impuls und Auferstehungsgedanke", 6 Vortrage, Domach 3.-12.1.1919, besonders im 6. Vortrag

во-первых, из восприятия посредством чувств, а во-вторых, из идейной интуиции благодаря мыслящему сознанию.

Гете высказался против инструментальных средств познания, выходящих за пределы духовно-чувствующей организации человека:

"Человек сам по себе, поскольку он пользуется своими здоровыми чувствами, является величайшим и точнейшим физическим прибором, какой только может быть и наибольшее несчастье современной физики заключается как раз в том, что эксперименты, как бы отделены от человека и природа познается только по показаниям искусственных приборов, да и что она может совершить, желая этим ограничиться и этим же аргументировать.б)

Он сказал, "что глаза Духа должны действовать в постоянном союзе с глазами Тела, иначе грозит опасность видеть, но все-таки просмотреть.7)

И далее: "Если я знаю свое отношение к себе самому и внешнему миру, я называю это Правдой. И так каждый может иметь свою Правду, но она всегда одна и та же. 8)

Философско-познавательный обзор мировоззрения Гете можно было бы закончить основным замечанием к вопросу познания: "Восприятие есть часть действительности, которая дается объективно и это то понятие, которое дается субъективно (через интуицию). Наша духовная организация разрывает действительность на эти два фактора. Один фактор является восприятием, другой - интуицией. И только взаимосвязь обоих, закономерно включающаяся во вселенную является полной действительностью. Если мы рассматриваем голое восприятие само по себе, то мы имеем не действительность, а лишь бессвязный хаос; если мы рассматриваем закономерность восприятий саму по себе, то мы имеем дело только с абстрактными понятиями. Не абстрактное понятие содержит в себе действительность, а мыслящее наблюдение, которое не рассматривает односторонне ни понятие, ни восприятие само по себе, а рассматривает взаимосвязь обоих.9 (выделено автором).

Наши рекомендации