ЭАФ и экологические заболевания: новый взгляд на клиническую экологию
Прибор Фолля весьма полезен для подбора гомеопатических лекарственных препаратов, но этим его ценность не ограничивается: подобные ему приборы способны дать нам намного больше информации об энергетическом и физиологическом состоянии индивида. В них эффект акупунктурного резонанса используется для изучения широкого спектра энергетических дисбалансов пациента. Одной из наиболее интересных областей применения техники Фолля стало исследование негативного воздействия на состояние здоровья человека определенных факторов окружающей среды. Эти исследования - важнейшая часть динамично развивающейся клинической экологии5.
Первооткрыватели этой области знания провели многочисленные эксперименты для доказательства того, что обычные элементы окружающей среды могут являться причиной возникновения у людей болезненных состояний. Если спросить медиков о факторах окружающей среды, отрицательно воздействующих на здоровье человека, большинство скорее всего назовут токсичные отходы и промышленные химикаты. Однако в последнее время доказано, что список этих веществ гораздо длиннее и включает не только побочные продукты химического производства. По мере промышленного и технологического развития цивилизации люди оказываются в среде, все более насыщенной химическими веществами антропогенного происхождения. Большая часть исследований была направлена на определение канцерогенности вредных веществ при длительном воздействии их на человека. По стандартным методикам в лабораторных условиях животные подвергались кратковременному воздействию гигантских доз вызывавших подозрения химикатов, что моделировало биологические эффекты долговременного химического воздействия. Другие исследования проводились с целью изучения способности "подозреваемых" в мутагенности химикатов вызывать хромосомные изменения у бактерий. Однако возможность экстраполяции полученных результатов на людей ставится под сомнение исследователями, принадлежащими к разным школам.
Одна из проблем изучения отрицательного физиологического воздействия химикатов на организм человека заключается в невозможности исследовать изменения в его тонкоэнергетической анатомии. Некоторые химические вещества могут продуцировать тонкие поведенческие и ментальные аномалии, вызывать головную боль, а также другие неспецифические симптомы, которые не могут быть идентифицированы столь же корректно, как, скажем, тенденция к образованию раковых клеток.
Исследования в области клинической экологии показали, что многие люди, часто не осознавая этого, подвергаются негативному воздействию отрицательных факторов — дома и на работе. Речь может идти, скажем, о синтетических пластмассах или природном газе. В последнее время средства массовой информации стали уделять особое внимание вредному влиянию на здоровье человека некоторых веществ, присутствующих в пищевых продуктах: красителей, наполнителей и других используемых в промышленности добавок. Все более очевидно, что в потребляемых нами продуктах питания содержится много синтетических и естественных веществ, вызывающих целый спектр аномальных физиологических изменений, многие из которых должны быть отнесены к разряду "тонких" и часто игнорируются врачами из-за их невежества в данной области знаний.
Рассмотрим проблему аллергии на пищевые продукты. Большинство врачей признают ее влияние только на связанные с иммунной системой физиологические механизмы, основанные на иммуноглобулине Е. Он представляет собой особый тип антитела, который вызывает выделение гистамина и прочих аллергических медиаторов в клетках тканей при стимуляции их определенными возбуждающими антигенами. Симптомы, наиболее часто возникающие при пищевой аллергии, связанной с иммуноглобулином Е, - хорошо всем знакомые зуд, кожная сыпь, одышка и т.д. Это наиболее привычные реакции на воздействие гистамина и других иммунологических медиаторов аллергии.
Проблема аномальных физиологических реакций на содержащиеся в продуктах питания химические вещества намного более важна, чем это признается современной медициной. Одна из причин несерьезного отношения врачей к этой проблеме заключается в элементарном непонимании того, что химические вещества, способные вызвать аллергию, даже не вступают во взаимодействие с основанными на иммуноглобулине Е механизмами иммунной системы. Между тем, широкий спектр симптомов, присущих пищевой аллергии, объясняется не только классическими аллергическими явлениями, но и реакциями, которые вызываются не имеющими прямого отношения к иммуноглобулину Е механизмами тонкоэнергетической физиологии человека. Прибор Фолля оказался достаточно чувствительным для диагностики вышеописанных реакций.
Первым попытался связать технику ЭАФ с клинической экологией д-р Абрам Бэр6 из Феникса (штат Аризона). Он использовал прибор Фолля и результаты работы д-ра Роберта Гарднера7 из университета Бригама Янга (штат Юта) и других исследователей для разработки методики быстрой диагностики и лечения пищевой аллергии. Д-р Бэр обнаружил, что многие виды аллергии вызываются чувствительностью к определенным ароматическим компонентам, обычно присутствующим во всех растительных пищевых продуктах и пыльце растений. Эти естественные элементы растений содержат ароматические или фенольные группы, в состав молекул которых входят бензольные кольца. Подобные вещества были обнаружены позднее другими исследователями в различных пищевых продуктах.
Предполагается, что эти компоненты не представляют собой аллергические антигены, а выступают в качестве "гаптенов", которые образуют связи с другими естественными молекулярными структурами организма, изменяя таким образом их привычный для иммунной системы "внешний облик". Протеин или какой-то элемент мембраны, оказавшись связанным с фенольными гаптенами, может уже не распознаваться антителами в качестве неотъемлемой части организма, вследствие чего начинаются различные негативные иммунологические реакции. Примером может служить гемолитическая анемия, вызываемая пенициллином. У некоторых людей пенициллин, выступающий в качестве гаптена, образует связь с мембраной красных кровяных телец, "внешний облик" которых для иммунной системы меняется настолько, что она воспринимает их в качестве инородного элемента. Это вызывает иммунную атаку антител, что в конечном счете приводит к разрушению красных кровяных телец вследствие деструкции их внешних мембран.
Иммунологические изменения, происходящие в результате возникновения систем с участием фенольных элементов, включают уменьшение числа Т-клеток и клеток Т-киллеров (особой подгруппы Т-клеток)8, что приводит к количественному изменению соотношения клеток типов Т и В. Т-клетки — это специализированные лимфоциты, атакующие и уничтожающие раковые клетки, вирусы и грибки. Определенный их тип, известный как клетки Т-киллеры, не позволяет иммунной системе отторгать тела, которые не являются чужеродными для организма. В-клетки - другой тип лимфоцитов, вырабатывающих антитела. Обычно в организме клетки Т и В представлены в определенной пропорции, отражающей нормальное функционирование иммунной системы. Было обнаружено, что некоторые фенольные вещества могут изменять количественное соотношение клеток Т и В. Похожие иммунологические изменения этой пропорции были обнаружены при исследовании СПИДа и других синдромов иммунной недостаточности. Сокращение количества клеток Т-киллеров было отмечено при определенных аутоиммунных заболеваниях. Однако не следует думать, что фенольные вещества являются причиной всех этих заболеваний. Речь идет лишь о том, что определенные изменения в работе иммунной системы, происходящие в ответ на воздействие фенолов, ассоциируются с довольно серьезными болезнями.
Другие физиологические изменения, вызванные воздействием фенольных веществ, — кардиологическая стимуляция и повышенное сердцебиение. Эти эффекты, по-видимому, связаны с увеличением чувствительности организма к катехоламинам (разновидность адронергических нейротрансмиттеров, включающих в себя адреналин и допамин). Известен еще целый ряд физиологических реакций на фенольные элементы: уменьшенный уровень серотонина, повьппенный уровень гистамина и простагландинов, а также аномальное развитие иммунного комплекса. Клинические исследования воздействия фенольных веществ пищевых продуктов позволили объяснить поведенческие расстройства у детей, включая и гиперкинетический синдром9.
Классическая клиническая экология использует тестирование чувствительности к фенольным элементам по методике "сублингвальной нейтрализации": несколько капель однопроцентного раствора фенольного элемента помещается под язык пациента, после чего исследуются некоторые параметры физиологических и ментальных функций. Положительной реакцией на подобную стимуляцию обычно считается изменение частоты пульса и величины кровяного давления, появление острых симптомов или изменения в состоянии сознания пациента.
После определения вызывающей реакцию фенольной субстанции это вещество предлагается пациенту в широком спектре возможных концентраций - чтобы обнаружить ту, которая сможет нейтрализовать ранее вызванные симптомы. Обычно испытываются все более разбавленные растворы, пока не начнет наблюдаться обратное развитие симптомов. Эту концентрацию называют "нейтрализующим раствором". Получив флакон фенольного вещества, разбавленного до уровня нейтрализующего раствора, пациент должен помещать по две капли под язык три раза в день. Как правило, необходимо повторное тестирование, так как начальная эффективность лечения с течением времени уменьшается. Проведенные через некоторое время тесты показывают, что пациент нуждается в изменении степени концентрации фенольного вещества, и ему готовят новый нейтрализующий раствор. Подобный процесс повторяется на протяжении нескольких месяцев. Это в определенной степени похоже на классическую практику лечения аллергии, только применяются иные методы тестирования, а пациента лечат сублингвальными каплями, а не уколами.
Процедура тестирования всех "подозреваемых" фенольных веществ занимает достаточно много времени.
Поэтому д-р Бэр попытался увеличить эффективность диагностики с помощью прибора Фолля. Эта чрезвычайно — методика позволяет протестировать целый спектр химических веществ в растворах различной концентрации в течение всего 20-30 минут. Процесс приготовления фенольных растворов напоминает гомеопатическую технологию. Первый раствор делается в пропорции один к пяти - из одной части изначального фенольного вещества и четырех частей дистиллированной воды. Следующий раствор (обозначаемый №2) создается пятикратным разбавлением начального, третий -пятикратным разбавлением второго и так далее до
№ 40. По мере возрастания номера раствора в нем происходит прогрессирующее уменьшение реального содержания физического вещества фенолов. В растворе № 40 содержится лишь 5-40 (либо 1,1 х 10-28) изначального числа молекул. Это число значительно меньше числа Авогадро (6,02 х 10-23 - число молекул в моле или в грамм/молекуле веса химического вещества), следовательно в конечном растворе присутствует не более одной молекулы исходного вещества. Фенольные растворы, приготовляемые Бэром, могут рассматриваться в качестве гомеопатических лекарственных препаратов, так как подавляющее большинство их не содержит какого-либо физического материала — речь может идти только об энергетических матрицах химических веществ.
Доктор Бэр создал специальный тестирующий комплекс ЭАФ, состоящий из деревянного стеллажа с многочисленными металлическими полками, которые действуют подобно диску ЭАФ. Клеммы позволяют подсоединить каждую полку к проводу, идущему от прибора Фолля. Для проведения синхронного тестирования группы лекарственных препаратов с одинаковым уровнем растворения помещаются на отдельную полку. Последовательно подсоединяя провод от прибора Фолля к металлическим основаниям разных полок, можно одну за другой исследовать одновременно целые группы лекарств для определения их акупунктурного резонанса. Выяснив, подключение какой полки вызывает положительную реакцию акупунктурной системы пациента, начинают процесс прогрессирующей элиминации — индивидуального тестирования каждого вещества с этой полки, который продолжают до тех пор, пока не выявится нужная субстанция. Затем проводят тестирование разнообразных растворов вещества по той же методике, чтобы найти точные пропорции нейтрализующего раствора.
Вещества, используемые Бэром в первой группе фенольных составных элементов, включают в себя галловую кислоту (встречающуюся в 70% всех пищевых продуктов), апиол, коричную кислоту, кумарин, индол, фенилаланин, аскорбиновую кислоту и т.д. Ко второй группе относятся многие нейротрансмиттеры, а также вещества, участвующие в их синтезе, такие как холин, допамин, гистамин, серотонин, тирамин, норэпинэфрин и др. До конца не ясно, чувствительны ли пациенты к фенолам второй группы, присутствующим в употребляемых пищевых продуктах, или же прибор Фолля фиксирует какие-то внутренние сложности, связанные именно с этими системами трансмиттеров. Вторая гипотеза представляется более вероятной. Однако симптомы, связанные с реакцией на эти вещества, тем не менее исчезают при сублингвальном употреблении нейтрализующих растворов.
При использовании прибора Фолля Бэр обнаружил, что многие синдромы, считающиеся не излечимыми традиционными медикаментозными методами, вызваны реакциями организма на вполне обычные фенольные соединения. Подтверждением этой гипотезы может служить факт исчезновения симптомов после сублингвального употребления доз нейтрализующих растворов исследуемого фенольного вещества. Например, чувствительность к галловой кислоте, одному из важнейших аллергенов, оказалась связанной с болями в пояснице, воспалением седалищного нерва, хроническими острыми болями в грудной клетке, мускуль-но-скелетными болями и хронической усталостью. Как уже упоминалось выше, галловая кислота присутствует приблизительно в 70% всех пищевых продуктов. Ее воздействие вызывает у детей гиперактивность и снижение способности к обучению. Поскольку галловая кислота в значительных количествах входит в состав многих пищевых красителей, для детей с пониженной способностью к обучению рекомендуются продукты, не содержащие добавок-красителей, в частности диета Файнгольда, что в некоторых случаях может привести и к исчезновению гиперактивности. Вэр пришел к выводу, что сублингвальная нейтрализация более проста в применении и столь же эффективна при снижении гиперактивности, как и строгая диета.
После того как выявлено вредоносное фенольное соединение и идентифицирован наиболее подходящий нейтрализующий раствор, сублингвальное его применение может привести к кардинальному снижению остроты синдромов. Д-р Бэр заметил, что у пациентов, страдающих от боли во время тестирования ЭАФ, сублингвальное лечение нейтрализующим раствором зачастую приводит к значительному улучшению состояния и снятию болей уже в через 10 минут.
Другая проблема, связанная с аллергией на фенолы, — реакция на кумарин - соединение, встречающееся как минимум в 30 пищевых продуктах, в особенности в пшенице, сырах, говядине и яйцах. Бэр выяснил, что большинство обследованных им астматиков имеют повышенную чувствительность к кумарину. Нейтрализация этого фенольного вещества зачастую приводит к существенному улучшению состояния пациента, что проявляется в снижении потребности в бронхорасширяющих лекарствах. Также было обнаружено, что кумарин играет определенную роль в развитии симптомов артрита, болей в пояснице и области шеи, расстройств пищеварения. Растяжение брюшной стенки, вызванное чувствительностью к кумарину, - так называемое "распухание" - у некоторых пациентов принимает весьма серьезные формы: они не могут надеть свою обычную одежду всего лишь через несколько минут после того, как съели пищу, содержащую кумарин. ("Распухание" после принятия пищи - одна из достаточно частых жалоб пациентов. В настоящее время врачи могут предложить только газоабсорбирующие лекарства, такие как симетикон, хотя они часто оказываются неэффективными и почти не снимают остроту симптомов. Частота обращения пациентов с симптомами "распухания" в медицинские учреждения позволяет судить о распространенности чувствительности к кумарину в общей массе населения.)
Другая фенольная субстанция, которая может вызывать аллергию, относится к разряду аминокислот — речь идет о фенилаланине. По мнению Бэра, хотя большинство пациентов и не имеет к этой аминокислоте классической невосприимчивости, наблюдаемой при фенилкетонурии (генетически обусловленная неспособность воспринимать фенилаланин), тем не менее многие обладают ее субклинической формой, которую легко обнаружить. Ученый выяснил, что чувствительность к фенилаланину связана с повышенным давлением, головными болями, респираторными заболеваниями и коллагеновыми расстройствами. У некоторых людей наблюдалось существенное снижение кровяного давления после приема нейтрализующих растворов этой аминокислоты.
Перечислять аллергены можно очень долго. Большое число обычных жалоб, например, на головную боль, боли в спине или шее, на хроническую усталость демонстрируют беспомощность традиционных врачей, не способных оказать помощь медикаментозными средствами. Однако многие пациенты д-ра Бэра существенно улучшили свое состояние, принимая нейтрализующие капли, хотя терапевты не смогли подобрать им эффективных паллиативных лекарств. Содержание рассмотренных веществ в употребляемых нами пищевых продуктах и влияние, которое они могут на нас оказывать, должно служить мощным стимулом для все более широкого использования чувствительных к тонким энергиям приборов, таких как прибор Фолля, поскольку они обладают в данной области уникальным диагностическим потенциалом.
Техники и методики диагностики и лечения, основанные на использовании системы меридианов, хотя и не признаются в настоящее время официальным медицинским сообществом, тем не менее начинают прокладывать себе дорогу в кабинеты врачей и дантистов. В последние годы Управление по пищевым продуктам и лекарственным препаратам США выдало не менее 150 лицензий на применение в экспериментальном порядке подобных методик тем врачам, которые изъявили желание испытать прибор Фолля и основанную на эффекте ЭАФ технологию диагностики и терапии. Это можно рассматривать как признак определенных эволюционных изменений в медицине, и есть надежда, что подобные прибору Фолля устройства начнут широко использоваться профессиональными врачами в ближайшие 10-15 лет.