В ходе дня не забывайте всегда и в любых случаях
СЛЕДОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ 1. Всегда поворачивайте голову в ту сторону, куда высмотрите ("смотрите" носом). 2. Никогда не пытайтесь разглядеть объект, не делайтеникаких усилий увидеть. Нередко такое происходит в туманныедни, в сумерки или когда небо покрывается тучами. Вещи прояснятся сами собой, если вы дадите глазам воз-можность самостоятельно работать (но работать правильно). М.Д.Корбетт дает ряд советов по избавлению от привычкипристального смотрения [47]. Поскольку она ведет к ухудшениюзрения, то обучение искусству "не пялиться" играет важнуюроль в достижении прогресса. Большую помощь в этом оказываютспортивные игры. Глазам с плохим зрением будет полезно, еслиих обладатель примет участие в некоторых развлечениях илиспортивных играх, независимо от того, будет ли он сам игратьв них или будет лишь наблюдать за ними. Они прекрасно разви-вают подвижность глаз. Можно рекомендовать следующие виды игри развлечений: теннис, кегли, гандбол, пинг-понг, бадминтон,такие танцы, как кадриль и т.п. Во время всех игр с использо-ванием мяча старайтесь следить за ним своим носом, а не толь-ко глазами. Если вы сами примете участие в игре, то вы заме-тите улучшение не только в своем зрении, но и в результатахигры. Хорошим средством развития подвижности зрения являетсяподбор игральных карт. Для этого разбросайте по столу хорошоперетасованную колоду карт лицевой стороной вверх. Убедитесьв том, что ни одна карта не закрывает другую. Сделайте соля-ризацию и пальминг. Теперь проверьте себя, как быстро вы смо-жете собрать в правильном порядке пиковую масть, начав с тузаи продолжая через валета, даму и короля. Не обожгите пальцы охолодные трефы! Ну как, интересно? Тогда снова сделайте паль-минг и постарайтесь на этот раз собрать черви и т.д. С каждойигрой вы будете замечать рост скорости (подвижности) своегозрения. Засекайте время на исполнение упражнения по часам.Теперь придумайте сами какую-нибудь игру на улучшение зренияс игральными картами. Если вы превратите свои тренировки зре-ния в веселое развлечение, то прогресс будет в два раза быст-рее. 3. Не смотрите ни на что более, чем доли секунды без пе-ремещения взгляда. 4. Никогда не думайте во время взгляда на объекты о гла-зах как о материальных (физических) образованиях. Ваш мозгдолжен быть занят лишь их правильным поведением во время раз-глядывания объекта. ............................................................. Таких рекомендаций можно привести довольно много. Как вымогли заметить, все они основаны на свойствах нормальногоглаза, о которых мы говорили в предыдущих главах. Возьмитесебе за правило следовать им всегда и везде. 6. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ Очень много исследований в области офтальмологии посвя-щено профилактике нарушений зрения и их лечению у детей. Что-бы правильно определить стратегию борьбы с нарушениями зре-ния, необходима, прежде всего, правильная теоретическая база.Как известно, критерием истины является практика. Знакомствос последней наводит на грустные размышления. Все предлагавши-еся меры показали себя крайне неэффективными. С каждым годомдоля детей с нарушениями зрения все растет и растет. Не помо-гают ни детально разработанные правила зрительной работы, ниусилия врачей. В чем дело? Согласно теории Бэйтса, человек не может видеть с совер-шенным зрением того, что он не видел прежде. "Когда глазсмотрит на незнакомый объект,- пишет Бэйтс,- он всегда болееили менее напрягается, чтобы увидеть его. При этом всегда по-является аномалия рефракции. Когда ребенок смотрит на незна-комые надписи или фигуры на доске, удаленные географическиекарты, схемы или рисунки, ретиноскоп всегда показывает, чтоони стали миопиками, хотя их зрение при других обстоятельст-вах может быть абсолютно нормальным. То же самое происходит исо взрослыми при разглядывании ими удаленного незнакомого об-ъекта" [16, р.172]. Прикладывая усилие увидеть удаленные объекты, глаза ре-бенка становятся миопическими. Если дать этому процессу про-должаться достаточно длительное время, школьник обязательностанет миопиком - настолько прочно в нем укореняется привычканапрягаться при зрении вдаль. Одновременно, некоторые дети сильно напрягаются, стара-тельно выводя в тетради новые для них закорючки, читая незна-комые буквы и слова, рисуя какие-нибудь каракули. Усилие уви-деть в ближней точке приводит к возникновению гиперметропии. Если усилие увидеть в ближней или дальней точке приводитк ассимметричным изменениям в форме глазного яблока или ас-симмметричному напряжению мышц глаза - появляется та или инаяформа астигматизма или косоглазия. "Когда...глаз смотрит на знакомый объект,- продолжаетсвою мысль Бэйтс,- эффект совершенно иной. Удается не толькорассмотреть его без напряжения, но в последующем снижается иусилие, прикладываемое при рассматривании незнакомых объек-тов. Эти данные обеспечивают нас методом преодоления психи-ческого напряжения, которому подвергаются дети при современ-ной системе образования. Невозможно увидеть что-либо идеальнов момент, когда мозг находится под напряжением. Если детисмогут расслабиться во время смотрения на знакомые объекты,они смогут (иногда на невероятно короткие периоды времени)сохранить это расслабление и при взгляде на незнакомые объек-ты" [16, р.172]. Ребенку надо научиться расслаблять свои глаза и психикувсеми возможными средствами. Тот факт, что при взгляде назнакомые объекты психика и глаза человека до некоторой степе-ни расслабляются, лег в основу предложенного Бэйтсом чрезвы-чайно простого и чрезвычайно эффективного упражнения на улуч-шение зрения детей. В исполнении этого упражнения в условияхшколы обольшую помощь могут оказать учителя. Так, когда сис-тема Бэйтса была внедрена в ряде школ Гранд-Форкса и Нью-Йор-ка, тренировкой зрения детей, по сути дела, занимались самиучителя. Для этого они на каждом уроке выделяли всего 5-10минут для работы с проверочной таблицей. Сами учителя такжезанимались этими упражнениями, что позволило многим из нихвосстановить свое зрение. Суть упражнений сводится к следующему [16, р.180-181].
Проверочная таблица (например, таблица Сивцева) вешает-ся на стену классной комнаты, и каждый день дети читают просебя мельчайшие буквы, которые они могут увидеть со своихмест, каждым глазом по отдельности и обоими глазами вместе. Впервом случае один глаз закрывается ладонью руки таким обра-зом, чтобы избежать давления на глазное яблоко. Делать это упражнение надо, как минимум, один раз вдень. Детей с заметно плохим зрением следует поощрять к болеечастому чтению проверочной таблицы. Упражнение не отнимает много времени и достаточно, чтобыулучшить зрение всех детей через одну неделю или устранитьвсе аномалии рефракции через несколько месяцев, год и болеетого. Р.С.Агарвал рекомендует отводить на это упражнение хотябы 5 минут и перед началом занятий в школе. Не рекомендуется в это дело вмешивать детей, носящих оч-ки, поскольку они обязаны находиться под попечением врача итренировка, пока они носят очки, даст им мало чего или вообщеокажется бесполезной. Хотя это и не обязательно, большой помощью было бы веде-ние записей, отражающих зрение каждого ученика в момент вве-дения системы и далее через любые удобные интервалы времени -ежегодно или почаще. Записи могут производиться учителем идолжны включать в себя имя и возраст учеников, зрение каждогопроверяемого глаза с расстояния 5 метров и дату (см.главу 4). Обычно после начала регулярных занятий на проверочнойтаблице ухудшение зрения прекращается. Более того, согласноутверждениям Бэйтса, оно улучшается практически у всех детей.Зрение, которое было ниже нормального, улучшалось в большинс-тве случаев до нормального уровня, в то время как дети, имев-шие нормальное зрение, за которое принимается зрение в 5/5,улучшили его до 5/4-5/2,5 (что означают эти записи - смотриглаву 4). При этом удалось не только избавиться от миопии, нои улучшить зрение для близких объектов. Бэйтс утверждает, чтоза 8 лет применения его системы учителями школ удалось сни-зить уровень миопии среди детей с 6% до менее чем 1%. Болееподробно результаты применения системы Бэйтса в школах описа-ны в главе 7. При выполнении этого упражнения нет никакой необходимос-ти учить детей основам физиологии глаза и т.д., которые повозрасту своему мало что поймут из рассказанного вами. Важнотолько избегать ошибок при использовании проверочной таблицы.Типичной ошибкой, например, является ее снятие со стены послезавершения упражнений из-за боязни, что дети выучат таблицунаизусть и займутся просто угадыванием букв. Этим самым раз-рушается вся цель упражнения, заключающаяся в даче глазамежедневных упражнений по зрению вдаль со знакомыми объектами.Надо давать возможность детям, выходя из класса на переменке,смотреть на эту таблицу вблизи. Они довольно заинтересованноотносятся к этому упражнению. Прежде всего, их интересует,что же было на следующей (после последней строки, которую онисмогли разглядеть) строке. Тогда, вернувшись на свои места изная, какие там буквы, им будет легче увидеть эти строки иулучшить четкость предыдущих. Здесь они воспользуются мыслен-ным представлением и воспоминанием. Единственная ваша задача- это предостеречь детей от приложения усилия при разглядыва-нии строк. Не стоит бояться, что дети выучат таблицу. Даже если этопроизойдет, ничего страшного не случится. Единственным ре-зультатом этого будет то, что ребенок перестанет прикладыватькакое-либо усилие увидеть буквы, поскольку он знает, какие изних там находятся. Таким образом, он будет использовать расс-лабленное смотрение, которое действительно позволит ему ви-деть эти буквы. Убедиться в том, что дети действительно видятэти буквы довольно легко - достаточно поменять проверочнуютаблицу на другую с другими буквами, но такого же размера.Если ребенок будет по-прежнему смотреть расслабленно на этутаблицу, он успешно справится с ней. Не заставляйте детей прочитать столько-то строк сегодня.Никакого принуждения не должно быть. Пусть читают столькострок, сколько смогут прочесть. ............................................................. Упражнение с проверочной таблицей родители могут приме-нять и дома. Поскольку, как пишет М.Д.Корбетт, дети избегаютпроверочной таблицы, где им не удается показать хорошего зре-ния из-за обычного страха, внушаемого школьным врачом, не ис-пользуйте при тренировке зрения детей отдельные буквы. Вместоэтого сделайте таблицу из каких-нибудь слов, подобную таблицес вырезанными из журналов заколовками. Подберите слова, соот-ветствующие возрасту ребенка. М.Д.Корбетт рекомендует зани-маться с этой таблицей в следующем порядке [47, р.72-74].
УПРАЖНЕНИЕ N 110
Проверочная таблица (например, таблица Сивцева) вешает-ся на стену классной комнаты, и каждый день дети читают просебя мельчайшие буквы, которые они могут увидеть со своихмест, каждым глазом по отдельности и обоими глазами вместе. Впервом случае один глаз закрывается ладонью руки таким обра-зом, чтобы избежать давления на глазное яблоко. Делать это упражнение надо, как минимум, один раз вдень. Детей с заметно плохим зрением следует поощрять к болеечастому чтению проверочной таблицы. Упражнение не отнимает много времени и достаточно, чтобыулучшить зрение всех детей через одну неделю или устранитьвсе аномалии рефракции через несколько месяцев, год и болеетого. Р.С.Агарвал рекомендует отводить на это упражнение хотябы 5 минут и перед началом занятий в школе. Не рекомендуется в это дело вмешивать детей, носящих оч-ки, поскольку они обязаны находиться под попечением врача итренировка, пока они носят очки, даст им мало чего или вообщеокажется бесполезной. Хотя это и не обязательно, большой помощью было бы веде-ние записей, отражающих зрение каждого ученика в момент вве-дения системы и далее через любые удобные интервалы времени -ежегодно или почаще. Записи могут производиться учителем идолжны включать в себя имя и возраст учеников, зрение каждогопроверяемого глаза с расстояния 5 метров и дату (см.главу 4). Обычно после начала регулярных занятий на проверочнойтаблице ухудшение зрения прекращается. Более того, согласноутверждениям Бэйтса, оно улучшается практически у всех детей.Зрение, которое было ниже нормального, улучшалось в большинс-тве случаев до нормального уровня, в то время как дети, имев-шие нормальное зрение, за которое принимается зрение в 5/5,улучшили его до 5/4-5/2,5 (что означают эти записи - смотриглаву 4). При этом удалось не только избавиться от миопии, нои улучшить зрение для близких объектов. Бэйтс утверждает, чтоза 8 лет применения его системы учителями школ удалось сни-зить уровень миопии среди детей с 6% до менее чем 1%. Болееподробно результаты применения системы Бэйтса в школах описа-ны в главе 7. При выполнении этого упражнения нет никакой необходимос-ти учить детей основам физиологии глаза и т.д., которые повозрасту своему мало что поймут из рассказанного вами. Важнотолько избегать ошибок при использовании проверочной таблицы.Типичной ошибкой, например, является ее снятие со стены послезавершения упражнений из-за боязни, что дети выучат таблицунаизусть и займутся просто угадыванием букв. Этим самым раз-рушается вся цель упражнения, заключающаяся в даче глазамежедневных упражнений по зрению вдаль со знакомыми объектами.Надо давать возможность детям, выходя из класса на переменке,смотреть на эту таблицу вблизи. Они довольно заинтересованноотносятся к этому упражнению. Прежде всего, их интересует,что же было на следующей (после последней строки, которую онисмогли разглядеть) строке. Тогда, вернувшись на свои места изная, какие там буквы, им будет легче увидеть эти строки иулучшить четкость предыдущих. Здесь они воспользуются мыслен-ным представлением и воспоминанием. Единственная ваша задача- это предостеречь детей от приложения усилия при разглядыва-нии строк. Не стоит бояться, что дети выучат таблицу. Даже если этопроизойдет, ничего страшного не случится. Единственным ре-зультатом этого будет то, что ребенок перестанет прикладыватькакое-либо усилие увидеть буквы, поскольку он знает, какие изних там находятся. Таким образом, он будет использовать расс-лабленное смотрение, которое действительно позволит ему ви-деть эти буквы. Убедиться в том, что дети действительно видятэти буквы довольно легко - достаточно поменять проверочнуютаблицу на другую с другими буквами, но такого же размера.Если ребенок будет по-прежнему смотреть расслабленно на этутаблицу, он успешно справится с ней. Не заставляйте детей прочитать столько-то строк сегодня.Никакого принуждения не должно быть. Пусть читают столькострок, сколько смогут прочесть. ............................................................. Упражнение с проверочной таблицей родители могут приме-нять и дома. Поскольку, как пишет М.Д.Корбетт, дети избегаютпроверочной таблицы, где им не удается показать хорошего зре-ния из-за обычного страха, внушаемого школьным врачом, не ис-пользуйте при тренировке зрения детей отдельные буквы. Вместоэтого сделайте таблицу из каких-нибудь слов, подобную таблицес вырезанными из журналов заколовками. Подберите слова, соот-ветствующие возрасту ребенка. М.Д.Корбетт рекомендует зани-маться с этой таблицей в следующем порядке [47, р.72-74].
УПРАЖНЕНИЕ N 111
Повесьте таблицу на стенку, к которой ребенок часто об-ращается лицом, например, в обеденной комнате. Если же зани-маться во время приема пищи сложно, то повесьте таблицу нап-ротив его кровати или на стене кухни против двери, через ко-торую он обычно входит. Она должна висеть на хорошем освеще-нии. Ваша задача заключается в том, чтобы превратить упражне-ния с таблицей в "легкую игру для зрения". В первый раз поз-вольте ребенку выбрать расстояние, с которого он может уви-деть слова. Предупредите его, что особо стараться не надо.Помогайте ему в чтении. Пообещайте ему, что "в один прекрас-ный день он увидит все это без какого-либо труда." После то-го, как ребенок прочитает 2-3 строки, позвольте ему подойтипоближе и прочитать следующую строку. Не обращайте вниманияна то, что он запоминает эти строки. Знакомые объекты легкоразглядеть, следовательно, вы преподносите ему урок расслаб-ленного смотрения. Воспоминание помогает зрению. Не надо ду-мать, что без принуждения ваш ребенок не захочет смотреть.Глаза хотят видеть, они жаждут зрения. Если ребенок упираетсяи не хочет смотреть на таблицу, то причиной этого является,скорее, напряжение, вызванное принуждением, нежели его плохоезрение. Следите также, чтобы ребенок не применял каких-либоухищрений, пытаясь увидеть. Помогайте ребенку ознакомиться со словами на таблице ихвалите его за каждое новое достижение. Не стоит подозреватьего в том, что он не видит таблицу, а всего лишь вспоминаетее. Когда он будет вспоминать ее в момент, когда глаза отды-хают на каком-то слове, он увидит его. Когда через несколько недель его интерес к таблицеугаснет, было бы хорошо вновь стимулировать его внимание, по-весив новый набор слов. Предупредите его о нежелательностидля глаз избегать какого-либо изменения. Но не делайте такихизменений слишком быстро, так как именно знакомство объектов,которые он рассматривает, является тем, что учит его расслаб-ленному смотрению. Когда он не сможет уверенно прочитать какое-нибудь сло-во, покажите ребенку, какая удивительная вещь происходит сего зрением, когда он проделает пальминг, "напишет носом" этослово, четко и правильно, и затем с глубоким дыханием сновавзглянет на него. Этот способ заметно улучшит на некотороевремя зрение ребенка и послужит для него мощным стимулом кдальнейшим занятиям. Во время занятий на проверочной таблице вам надо будетвоспользоваться дополнительно рекомендациями главы 4. ............................................................. Приведенные упражнения с проверочной таблицей - не един-ственное, которые вы можете использовать для улучшения зрениядетей. Вам надо задействовать весь арсенал приемов и рекомен-даций, описанных в предыдущих главах. Однако здесь надо сде-лать несколько замечаний. Зрение детей нуждается в особом внимании. Вместе с тем,усвоение ими ряда упражнений, которые мы привели ранее, дает-ся с определенным трудом, а некоторые так и не удается осво-ить в связи с их малым возрастом. Поэтому обучение детей сис-теме Бэйтса носит специфический характер. Требуется некотораямодификация упражнений, придание им игрового характера и т.д.Рассмотрим некоторые рекомендации на этот счет. В описанном ниже упражнении вы увидите, каким образомдостигается упрощение сути упражнения для ребенка, не знающе-го еще алфавита. Ценность же упражнения от подобного упроще-ния практически не падает, поскольку в нем сохранены все ис-ходные принципы и цели упражнения. В других случаях вам надобудет поступать аналогичным образом, если ребенок еще не зна-ет букв. Р.С.Агарвал в качестве одного из упражнений для трехлет-него дальнозоркого ребенка рекомендовал следующее упражнение[8, р. 133].УПРАЖНЕНИЕ N 112
Возьмите лист белой бумаги и нарисуйте на нем тушью рядычерных букв "Е", размер которых должен уменьшаться сверхувниз (от 8 сантиметров в верхней части таблицы до 1,0 санти-метра в нижней ее части). Буква при этом должна смотреть вразных местах в разных направлениях - вверх, вниз, влево,вправо. Пусть ребенок читает эту таблицу с расстояний от 3 до 6метров от нее. Попросите его мягко моргать всякий раз, когдаон называет в каком направлении смотрит буква "Е". В этом упражнении использованы абстрактные символы (дляребенка это не буква "Е", а совершенно ничего не значащийсимвол-рисунок). В правой части таблицы Сивцева находятсякружочки различных размеров с разрывом в разных местах -сверху, сбоку или по бокам. Вы можете использовать эту частьтаблицы Сивцева для тренировки зрения детей. ............................................................. Есть символы и другого типа. Они используются в специ-альных таблицах для проверки остроты зрения детей. Эти табли-цы бывают в любом глазном кабинете. На них изображены различ-ные грибочки, самолетики и другие рисунки. С подобными табли-цами вы можете сделать интересное упражнение, разработанноеК.Хакетт и рекомендуемое ее в тех случаях, когда требуетсяиспользование воспоминания, принципа знакомства объектов ит.д. ............................................................. Соляризация детей дается довольно легко, если того поз-воляет возраст. Однако очень маленькие дети, которых еще но-сят на руках, конечно, не понимают, что такое соляризация икак ее делать. Тогда Р.С.Агарвал рекомендует соляризовать ихглаза следующим образом [8, р.136].УПРАЖНЕНИЕ N 113
Возьмите ребенка таким образом, чтобы солнечные лучи па-дали ему на лицо. Затем начните мягко качать его на солнечномсвету. ............................................................. Некоторые рекомендации относительно предупреждения КО-СОГЛАЗИЯ у детей мы привели в разделе 4.5. Сказанное дополнимсоветом М.Д.Корбетт о том, как следует поступать в случае ужеимеющегося косоглазия маленького ребенка. Она советует прило-жить все усилия, чтобы все, что приковывает его внимание,происходило со стороны, противоположной направлению кошенияглаз ребенка. Так, если у ребенка левый глаз косит внутрь, товсе, что привлекает его интерес должно происходить с левойстороны от него. Надо,например, почаще качать ребенка к зер-калу слева от него. Кроме этого, необходимо по несколько раз в день прокачи-вать ребенка через яркий солнечный свет (как в упражнении N113), а затем делать ему своими руками пальминг, посадив ре-бенка к себе на колени и оперев его спинку на себя. При этомраскачивайте и убаюкивайте его так, как этого ему хочется.Глаза детей находятся еще в стадии своего развития, поэтому вэтот период вы многое можете сделать для улучшения их зрения[47, р.104].............................................................. Обучая детей системе тренировки зрения, постарайтесь всеупражнения превратить в забавные развлечения-игры, чтобы ре-бенок сам стремился к их выполнению. Очень интересные игры для детей, направленные на улучше-ние зрения, предлагает Р.С.Агарвал в своей книге "Йога иде-ального зрения" [10, р.146]. Среди них следующие: 1. Различные упражнения располагаются в определенном по-рядке (карточки с их названиями и необходимые для их выполне-ния принадлежности) и участники игры переходят от одного уп-ражнения к другому как только прозвучит колокольчик (каждыедве-пять минут). Упражнения на выбор: большие повороты, малые повороты,пальминг, шитье, письмо, увеличение насыщенности белых цент-ров букв в газете, то же самое с использованием карточки ссантиметровым отверстием, концентрация на пламени свечи с от-считыванием 100 дыханий, чтение мелкого шрифта с использова-нием белых строк, центральная фиксация на Ом-карте. 2. Пять участников игры водят хоровод с песнями вокругтабуреточки, на которой стоит свеча. Затем они садятся и на-чинают читать мелкий шрифт. После этого все повторяется. 3. Эта игра очень полезна при обучении детей новой тер-минологии. Каждому из участников игры даются имена, такиекак, например, Сетчатка, Миопия, Гиперметропия, Астигматизм,Пресбиопия, Хрусталих, Роговица, Радужка, Макула, Зрачок,Глазное яблоко и т.д. Ведущий рассказывает какую-нибудь исто-рию, в которой содержались бы эти имена. Услышав свое имя,участник игры встает, делает круг и садится. 4. Поставьте стулья, числом на один меньше, чем числоучастников игры. У каждого стула (рядом, на самом стуле илисбоку) расположены необходимые для выполнения какого-либо уп-ражнения предметы или просто даны названия упражнений. Этимиупражнениями могут быть: центральная фиксация на проверочнойтаблице, чтение "Основных сведений о зрении", чтение мелкогошрифта, моргание на белых строках, чтение при свете свечи,моргание на зеркале, моргание на двух указательных пальцах,чтение проверочной таблицы вдали, мысленное раскачивание ит.д. Участники игры движутся по кругу вокруг стульев, стучамячами по полу. Когда прозвучит колокольчик, их задача - ус-петь занять места на стулья. После этого они приступают к ис-полнению упражнений.............................................................. Очень подробные рекомендации по улучшению зрения детейсодержатся в работе М.Д.Корбетт "Упражнения йоги для зрения"[49, р.168-184]]. В основном это советы, касающиеся своевре-менного выявления нарушений зрения у новорожденных и малолет-них детей (дошкольников, как правило) и их лечению. Приведемздесь основные положения ее рекомендаций и некоторые из раз-работанных М.Д.Корбетт упражнений. 1. ПЕРВОПРИЧИНА НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ с момента их пос-тупления в школу, согласно мнения практически всех последова-телей Бэйтса, заключается в принудительном характере обученияв школе. Это вызывает сильное психическое напряжение у детей.До школы у ребенка никто не спрашивал, видит ли он воздушныйзмей в небе. Для него это не имело никакого значения. Но сприходом в школу дети вынуждены разглядывать маленькие уда-ленные, незнакомые им буквы. Их иногда принуждают к этому ли-бо учителя, либо родители.Вблизи же им приходится разгляды-вать такие же незнакомые буквы и знаки. Ребенок начинает нап-рягать свои глаза. Зрение постепенно ухудшается. В ряде случаев учитель может выглядеть для детей "злой инехорошей тетенькой, которая все время ругается". Это влечетза собой дополнительное психическое напряжение. Указанные причины определяют направленность практическилюбых ваших действий по отношению к ребенку. Не заставляйтеего учиться - пусть он сам захочет этого. Для этого преврати-те все занятия с ним в веселые игры, в развлечения. Ребенокне должен испытывать в процессе учебы принуждения. 2. Постарайтесь пораньше выявить ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ НАРУШЕ-НИЯ ЗРЕНИЯ у своего ребенка. Обратите внимание, как смотрит ваш ребенок, особеннопосле обеденного сна (ПРИМ.АВТ.: Корбетт в данном случае ве-дет речь о детях в возрасте около трех лет, когда у них ужесформировалось бинокулярное зрение). Если один его глаз отк-рывается неполностью, если для того, чтобы посмотреть на вас,он поворачивает голову, если он медленно мигает, прежде чемвзять игрушку, которую попросил, ложась спать, - у вас естьоснования для того, чтобы начать беспокоиться о зрении своегомалыша. В теплое время года проследите, с какой стороны лицаон загорел больше. Обычно, когда один глаз слабее другого,ребенок с этой стороны чаще подставляет лицо солнцу, и онобольше загорает со стороны слабого глаза. Теперь нарисуйте на листочке в нерегулярном порядке (вбеспорядке) разных животных или птиц, знакомых ребенку, нап-ример, кур и уток. Теперь пусть он закроет один глаз ладонью,как в пальминге, а другим глазом смотрит на рисунок. Попроси-те его, указывая сначала на кур, потом на уток, назвать пти-цу. Сделайте то же самое с другим глазом. Если один глаз сла-бее, чем другой, то ребенок замешкается на некоторое время,прежде чем назовет правильный ответ. Конечно, в любом случае вам надо проконсультироваться успециалиста. 3. Что касается грудничков, то Корбетт обращает вниманиена то, что современные мамаши совсем мало их укачивают. Еслиучесть, что это производит большой расслабляющий эффект надетей (подобно "раскачиванию медведя" или большим поворотамдля взрослых), то очевидно, что это следует считать одним изнеблагоприятных факторов их развития вообще, а не только глаз. 4. Начинайте с возраста около двух лет обучать детейпальмингу и соляризации. Превратите это в игру. Пальминг,например, можно будет "вклинить" в правила гигиены, прививаяего вместе с ними в качестве привычки. Приобщите ребенка кего исполнению после пробуждения или, когда сажаете его нагоршок. Последнее, кстати, через расслабление будет способст-вовать лучшему освобождению кишечника. 5. Если у ребенка один глаз слабее, чем другой, и емуврачом прописано ношение повязки поверх сильного глаза, топостарайтесь, чтобы у ребенка не развился комплекс неполно-ценности. Одевайте ему повязку лишь в определенные часы, ког-да у вас есть время поиграть с ним и сама игра не требует отнего большой остроты зрения. Лучшее время для таких игр -после утреннего туалета и после обеденного сна. 6. С трех лет ребенка можно обучить следующему упражне-нию.УПРАЖНЕНИЕ N 114
("РАСКАЧИВАНИЕ МАЯТНИКА") Если дома есть настенные часы, то поставьте ребенка пе-ред ними, а сами встаньте позади него. Просуньте свои рукипод его руками и скрестите их у него на груди. Приподнимитеего, не сжимая, над полом на несколько сантиметров и раскачи-вайте его в ритме маятника, напевая какую-нибудь знакомую емумелодию или считая считалку. Если у вас нет настенных часов, то скажите ребенку, чтоон - это корзинка для продуктов, и вы идете с ним на рынок.Делайте это упражнение перед окном. Следите за тем, чтобы ре-бенок держал своб голову свободно - она должна колебаться вту же сторону, что и его руки, но в сторону противоположную,колебанию его ног. Это упражнение в последующем перейдет для него в "раска-чивание медведя".............................................................. 7. А это упражнение очень помогает при КОСОГЛАЗИИ ивесьма напоминает упражнения N 91 и упражнение N 92 из разде-ла 4.5. Ознакомьтесь с ними, прежде чем приступите к нему.УПРАЖНЕНИЕ N 115
("МИШКА В ЗЕРКАЛЕ") Поставьте ребенка спиной к зеркалу, например, от платя-ного шкафа на расстоянии около 1 метра от него таким образом,чтобы он мсог увидеть вас в зеркале, если обернется к нему.Прикройте его прямосмотрящий глаз и спрячьте у себя за спинойигрушку, например, плюшевого мишку. Если у ребенка конверген-тное (сходящееся) косоглазие и, например, левый глаз смотритвнутрь, то ребенку надо будет постараться увидеть вас в зер-кале, смотря поверх своего левого плеча. Если же у него ди-вергентное (расходящееся) косоглазие и, например, левый глазкосит наружу, то ему надо будет постараться увидеть вас взеркале через правое плечо. Теперь он, делая повороты тела,типа больших поворотов, должен успеть увидеть игрушку, кото-рую вы буквально на секунду показываете ему в зеркале (пока-зывайте игрушку не при каждом повороте ребенка, а время отвремени). При этом ребенок должен объявить: "Мишка!" Когда онраза три, четыре или пять (в зависимости от возраста) пра-вильно заметит игрушку, то он выиграл. С вас конфетка, пирож-ное или просто поцелуй. 8. Теперь вам надо будет обучить ребенка ПАЛЬМИНГУ. Кор-бетт отмечает, что у ребенка для пальминга слишком мало темдля представлений и воспоминаний и слишком много информациидля обмена. Поэтому ребенок редко когда способен заниматьсяпальмингом более пяти минут подряд. Он начинает вертеться,нервничать и раздражаться гораздо больше, чем взрослый, кото-рый провел в темной комнате более часа. Поэтому поступите следующим образом. Пусть ребенок зак-роет глаза как в пальминге, а вы читайте ему в это время ка-кую-нибудь сказку. Лучше всего приучить ребенка к тому, чтосказку он получит только во время пальминга. Сам того не по-дозревая, ребенок получит от этого двойную пользу, посколькуон сможет (а часто так и бывает) отправиться с героями сказкив мысленное путешествие. Воображение (мысленное представле-ние) ребенка при этом заработает на поную мощь. В хорошую погоду после игры со своими друзьями можно по-делать пальминг и на улице, дочитывая ему конец сказки. Если у вас мало времени, то приучайте ребенка делатьпальминг во время прослушивания радиопередачи, которая емуинтересна.ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПАЛЬМИНГА ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1. краткость; 2. частая повторяемость; 3. благоприятное время исполнения. 9. Постарайтесь добиться от учителей разрешения делатьдетям с плохим зрением (да и с хорошим тоже) пальминг во вре-мя зачитки какого-нибудь иллюстративного материала. Помимоулучшения зрения это положительно скажется на запоминанииус-лышанного и, как следствие, успеваемости учеников. 10. Теперь несколько советов на тему, как повысить ре-зультативность ваших упражнений с ребенком. Любая игра должнаследовать за выполнением предварительной соляризации (2 мину-ты) и пальминга (тоже в течение 2-х минут). Если ребенок третглаза во время выполнения упражнений, то остановите игру ипопросите его некоторое время глубоко дышать через нос, ска-зав, что это отгоняет от его глаз пылинки. ............................................................. Рекомендации М.Д.Корбетт дополним советами К.Хакетт, ко-торая в своей книге [56, р.554-272] также уделила большоевнимание восстановлению зрения детей.............................................................. 1. Внушите, прежде всего, своему ребенку сильное желаниеизбавиться от очков. Найдите повод, который послужил бы длянего стимулом. Например, объясните ему, что летчику нужно ос-трое зрение (если ваш ребенок хочет стать им). Желание ребен-ка намного ускорит его прогресс. 2. Ваше поведение также должно способствовать улучшениюзрения ребенка. Не ждите быстрых результатов. Не принуждайтеребенка ни к чему. Определите, кто в семье лучше справляетсяс работой ребенка на улучшение зрения. Часто бывает, что одиниз родителей делает это лучше, чем другой. Хвалите дейте замалейшее продвижение вперед, сколь малым бы оно ни было. Дляних подобный стимул имеет гораздо больший вес, чем для взрос-лых. 3. В зависимости от вида нарушения зрения следуйте соот-ветствующим разделам главы 4. При этом учтите все приведенныевыше и ниже рекомендации. 4. При обучении ребенка соляризации и пальмингу полезнозапомнить, что для его возраста более приемлем определенныйпорядок (режим) их исполнения, нежели выполнение их в любыесвободные моменты времени. Было бы хорошо делать их до илипосле завтрака, после обеда и непосредственно перед сном. Ес-ли ребенку нравится их делать в другое время, то пусть будеттак, как он хочет этого. Если ребенку не нравится делатьпальминг или соляризацию, то будьте настойчивы, но не застав-ляйте его делать их, иначе он просто возненавидит свои заня-тия на улучшение зрения. Лучше найдите какой-нибудь стимул,вознаграждение, форму похвалы своему ребенку. 5. Многим детям нравятся малые и большие повороты, осо-бенно если делать их под музыку. 6. При тренировке аккомодации маленьких детей используй-те вместо букв или цифр карточки с изображениями различныхживотных, растений, предметов и т.п. Вместо смотрения на удаленные буквы и их называние дляних полезнее упражнение по копированию букв, расположенныхвдали. При этом ребенок смотрит на удаленные буквы и копируетих у себя на листочек бумаги в том же порядке. Можно такжеразместить вдали планшет с изображениями различных объектов.Ребенок должен выбрать в колоде уменьшенных копий этих изоб-ражений, которую он держит в своей руке (а еще лучше разбро-санных по столу, чтобы развить подвижность зрения) карточку сизображением, которое он увидел вдали. Пусть он раскладываетих у себя на столе в том же порядке, что и на планшете. 7. Если вы хотите улучшить зрение своего ребенка, топодберите ему соответствующие игрушки и игры. Полезна любаяигрушка, которая прыгает, вертится, катится и т.д., т.е., иг-рушка, которая движется. Она будет способствовать развитиюподвижности глаз детей. Полезны любые игры с использованием мяча. Они прекрасноразвивают подвижность глаз. Целесообразно исключить игры, способствующие пристально-му смотрению - шашки, шахматы, головоломки и т.д. 8. Попросите учителя посадить своего ребенка достаточноблизко, чтобы он мог смотреть без напряжения и, если это воз-можно, без очков. Пусть он разрешает ему также время от вре-мени выглядывать в окно, чтобы сменить фокусировку глаз, атакже разрешит время от времени делать пальминг. 9. Занимайтесь профилактикой неправильных зрительныхпривычек у своих детей. Учите их периодически моргать, негорбиться, не давайте смотреть пристально, просите чаще ме-нять фокусировку глаз с ближнего на дальний объект и обратнои т.д. Обучите своего ребенка правильным методам просмотра ки-нофильмов и телепередач (см.главу 5). 10. Пусть ребенок, если у него нормальное зрение, при-выкнет делать некоторые из описанных ранее упражнений в ка-честве профилактических мер. Знать все их ему нет необходи-мости. Приучите его, например, перемещать время от временисвой взгляд от ближнего объекта к дальнему и обратно. Пустьон периодически делает малые повороты или короткие покачива-ния. Стимулируйте его делать по несколько минут в день боль-шие повороты после выполнения домашней работы и т.д. 11. Было бы очень хорошо, если в улучшении зрения вашихдетей были бы заинтересованы и учителя школы, где они учатся.Пусть они разрешают детям время от времени вставать со своихмест, подходить к окну и делать соляризацию, пальминг и боль-шие повороты. Постоянное принуждение сохранять свое внимание начем-либо, что является делом обычным для школы, вредно длязрения. Обычно у детей это вызывает пристальное смотрение наобъект внимания. Пусть глаза детей научатся перемещаться. Надо также научить детей перемещать свой взгляд вслед задвижением кончика ручки или карандаша, которым они рисуют(см.главу 5). Обучайте их потихоньку с помощью учителей правильнымприемам чтения (см.главу 5). .............................................................. Следуя указанным выше рекомендациям, вы не только сохра-ните зрение своих детей, но и сами избавитесь от многих проб-лем, которые могут у вас возникнуть в последующем в связи сухудшением зрения ваших любимых чад.ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА БЭЙТСА
Эффективность системы Бэйтса в течение длительного време-ни является предметом дискуссий. Вполне естественной следуетсчитать реакцию ортодоксальной медицины на появление этогометода, который опровергал некоторые застоявшиеся положениятеоретической офтальмологии. Примечательно в этом отношениивысказывание Гарольда Пеппарда, который в предисловии к своейкниге "Зрение без очков" написал следующее: "Настоящая книганаписана с пониманием того, что приверженцы "налаженной" ме-дицины и оптометрии не согласны с этим методом лечения глаз.Это и понятно, поскольку их образование внушило им принципы,которые противоположны данной теории, а также потому, что уних нет опыта лечения глаз без помощи очков. Для тех из нас, у кого есть такой опыт, эта система ле-чения не является более спорной теорией, а представляет собойустановленный факт. Мы не ставим вопроса о том, может ли этобыть сделано - это уже сделано.... Мы не ждем одобрения и по-мощи от устоявшейся школы. Мы идем другой, более новой доро-гой, дорогой, которая, как мы убедились, приведет к тому, кчему мы стремимся - четкому зрению на всю нашу долгую жизнь."[73, р.2]. Итак, два противоположных мнения о ценности метода Бэйт-са. Кто прав? Критерий истины, как известно, практика. Чтоговорит она? Несмотря на то, что Бэйтс опирался в своем методе на те-орию, которая современной медициной признается недостаточнопрочно обоснованной, практические результаты применения мето-да Бэйтса дают все основания считать его заслуживающим внима-ния и дальнейшего изучения. В свое время метод Бэйтса был экспериментально внедрен иприменялся в течение 8 лет в школах Гранд-Форкса (США), атакже в 5 школах Нью-Йорка (также на протяжении ряда лет). В Гранд-Форксе система Бэйтса была внедрена во всехшколах города по просьбе управляющего его школами и применя-лась в них непрерывно в течение 8 лет. Результатом этого мно-голетнего эксперимента явилось то, что, согласно данным Бэйт-са, уровень миопии среди детей снизился с 6% до менее чем 1%[16, р.175]. Общее число детей, подвергшихся эксперименту в Нью-Йор-ке, составило около десяти тысяч. Бэйтсом были проанализиро-ваны данные по 5700 из них (около 2000 из которых обследова-лось дважды в связи с прекращением в первый раз эксперимента.Эти ученики посчитаны как вновь подвергшиеся эксперименту). Всреднем за 5 месяцев эксперимента ученики делали только однопростейшее упражнение из всей системы Бэйтса по 1,5-5 минутна каждом уроке. Это упражнение заключалось в чтении каждымглазом поотдельности и обоими вместе проверочной таблицы, какэто мы описывали в главе 6. Из 5700 учеников 3299 (57,88%)имело плохое зрение (конкретно, какие виды и процентаж по ка-тегориям в статье не приводятся). Через 5 месяцев занятий изэтих 3299 человек у 2026 (61,41%) зрение одного или обоихглаз вместе значительно улучшилось, у 1023 (31,01%) зрениеобоих глаз стало нормальным. Лишь у оставшихся немногих уче-ников зрение продолжало ухудшаться. Связано это было с тем,что тренировкой зрения детей занимались обученные этому учи-теля, которые не всегда правильно применяли проверочные таб-лицы, допуская, например, такие ошибки, о которых мы говорилив главе 6. Хотя это никак не могло повредить зрению детей,ввиду специфики применяемых упражнений, добиться положитель-ного эффекта при неправильной технике выполнения тоже не уда-валось. Отметим также, что обучение детей упражнениям произ-водилось без "авторского надзора" Бэйтса, т.е. самими учите-лями, которые не всегда могли найти правильный подход к выбо-ру техники исполнения упражнения учениками в затруднительныхслучаях. Такими случаями могли быть нежелание ученика рабо-тать с таблицей, упорное напряжение глаз во время смотренияна таблицу и т.д. [29]. Таким образом, метод Бэйтса намного превзошел по своейрезульт