Тема 2. Эпидемиология туберкулеза
Конкретные цели темы:
1. Знать основные эпидемиологические показатели по туберкулезу в РФ: заболеваемость, распространенность, смертность, инвалидизация.
2. Знать тенденции в динамике основных эпидемиологических показателей по туберкулезу в РФ за последние 15 лет.
3. Знать особенности эпидемиологических показателей в различных социальных группах.
4. Знать основные эпидемиологические показатели по туберкулезу в популяции в регионе работы ВОП (СВ).
5. Уметь использовать региональные эпидемиологические показатели по туберкулезу при работе с прикрепленным населением.
Форма и продолжительность учебных занятий:лекция – 1 час, практика - 1 час.
Оснащение: доска или флипчарт, бумага А4, ручки, карандаши, стирательные резинки, фломастеры для флипчарта, система мультимедиа.
Методы преподавания:
· Обсуждение учебного материала в группе (дискуссия)
· Слайд-лекция
· Работа с малыми группами (выполнение фрагмента курсовой работы)
Контрольные задания:
· Текущий тестовый контроль
· Контрольные вопросы:
1. Перечислите основные эпидемические показатели туберкулеза и дайте им определение.
2. Охарактеризуйте эпидемиологическую обстановку по туберкулезу в мире, в РФ.
3. Как изменились основные эпидемиологические показатели по туберкулезу за последние 15 лет в динамике в России и за рубежом?
· Задание аналитического характера: Составить план действий по анализу эпидемиологической обстановки по туберкулезу в ОВП, где работает обучающийся.
· Оценка работы на практическом занятии
Структура занятия:
· Контрольные вопросы аудитории. Перед началом лекции задайте аудитории контрольные вопросы. Ответы запишите по порядку на доске или флипчарте. Ответы не комментируйте. Продолжительность - 10 мин.
· Слайд-лекция. Продолжительность 45 мин
· Текущий тестовый контроль. Общее количество вопросов – 5. Продолжительность – 5 мин.
· Работа в малой группе: выполнение задания аналитического характера. Продолжительность 25 мин
· Подведение итогов.Продолжительность 5 мин.
Рекомендации по проведению занятия. Ключевые пункты:
1. Обратите внимание аудитории, что контрольный вопрос не влияетна результаты итоговой аттестации, что он является средством обратной связи и выявления пробелов в их знаниях. Контрольный вопрос позволяет преподавателю модифицировать содержание лекции с учетом этих пробелов.
2. Основные положения, которые должны быть отражены в лекции:
§ Глобальная эпидемиология туберкулеза.
§ Определение понятий и терминов, характеризующих эпидемиологию туберкулеза: заболеваемость, распространенность, смертность, бактериовыделение.
§ Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в РФ в целом и в различных регионах за последние 15 лет. Особенности эпидемиологических показателей в разных возрастных группах (взрослые и дети), мужчин и женщин, и в различных социальных группах.
3. Целью текущего тестового контроля является оценка усвоения материалов лекции. Не влияетна результаты итоговой аттестации. Проводится письменно.
4. Необходимо объяснить слушателям, что задания аналитического характера являются частью курсовой работы. На каждом занятии будет выполняться фрагмент, соответствующий теме занятия.
5. Учебная группа делится на маленькие группы по 3-5 человек по принципу схожести организации общей практики, например, сельская, городская и т.д. Каждая группа должна составить план действий персонала ОВП по анализу эпидемиологической обстановки по туберкулезу на прикрепленном участке с учетом особенностей собственной практики (городская, сельская, удаленность от ЦРБ, противотуберкулезного диспансера и т.д.).
6. Затем предоставьте представителю каждой группы озвучить план и записать ключевые пункты на доске или флипчарте. Проведите дискуссию. Добавьте и обсудите недостающие пункты. При выполнении этого задания необходимо обратить внимание на то, что эту информацию можно взять у районного фтизиатра, в отделе статистики противотуберкулезного диспансера.
7. При подведении итогов занятия обратите внимание на важность знания эпидемиологической обстановки на прикрепленном участке.
Рекомендуемая литература и другие методические материалы
Основная литература
1. Заугольникова Т.В., Черниенко Е.И., Топчий Н.В., Пылаева Ю.В. Краткое руководство по организации борьбы с туберкулезом для врачей первичной медико-санитарной помощи: врачей общей практики (семейных врачей) и участковых терапевтов. Глава 2. Разделы 2.1., 2.2., 2.5.
2. Набор слайдов
Дополнительная литература
3. Аналитический обзор основных статистических показателей по туберкулезу, используемых в Российской Федерации «Туберкулез в Российской Федерации, 2006», Москва, 2007.-126 с.
4. Бюллетень Программы ВОЗ по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации.-Выпуск 2, апрель 2006 г.
5. Бюллетень программы ВОЗ по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации. Выпуск 4.- июль 2007
6. Ридер Г. Л. Эпидемиологические основы борьбы с туберкулезом/ Пер. с англ./ М.: Издательство «Весь Мир».- 2001. – 192 с.
7. Фтизиатрия: национальное руководство/ под ред. М.И. Перельмана.-М.-:ГЭОТАР- Медиа, 2007.-512 с. Глава 10-11.-с.123-137.
8. Шилова М.В. Туберкулез в России в 2004 году.- М.: Фолиум.- 2005.-108 с.
9. Шилова М.В. Туберкулез в России в 2005 году.- Воронеж: ВГПУ, 2006-134 с.
Дополнительный материал к теме
11. Данные статистической отчетности в Вашем регионе (городе, районе)