Рабочая среда СУБД Microsoft Access

Санкт-Петербург

Издательство СПбГМУ

2017

УДК 61:681.142.37.001.12(075.5)

ББК 53.433.8я7

П84

Авторы: канд. физ.-матем. наук, доцент А.В. Тишков;

Ф.Ю. Марченкова;

Е.М. Родионова;

Е.А. Делакова;

Н.И. Омирова;

к.п.н., М.Л. Никонорова.

Под редакцией зав. кафедрой физики, математики и информатики ГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова, канд. физ.-матем. наук, доцента А.В. Тишкова.

Рецензент: руководитель лаборатории информационных технологий в образовании Санкт–Петербургского института информатики и автоматизации РАН, к.т.н., с.н.с. В.И. Салухов.

Утверждено на заседании ЦМК по медико-биологическим и медико-профилактическим дисциплинам ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. Протокол № 3 от 1 декабря от 2014 г..

П84 Проектирование медицинских баз данных: учебное пособие для студентов 1 и 2 курсов / А.В. Тишков [и др.]; под ред. А.В. Тишкова. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2015. – 48 с.   ISBN 978-5-88999-362-9    

В данном учебном пособии рассмотрены основы проектирования БД, рабочая среда СУБД Microsoft Access и методические рекомендации к практическим занятиям по теме «Разработка базы данных Лечебно-профилактического учреждения с помощью СУБД Microsoft Office Access».

Пособие предназначено для студентов 1 и 2 курса лечебного, стоматологического, педиатрического факультетов, факультета адаптивной физической культуры, отделений спортивной медицины и клинической психологии, изучающих дисциплины «Медицинская информатика» и «Информатика» в объеме учебной программы. Пособие может быть полезно интернам, клиническим ординаторам и аспирантам медицинских ВУЗов для понимания основ проектирования медицинских баз данных.

ISBN 978-5-88999-362-9

© Издательство СПбГМУ, 2015

Проектирование баз данных

В федеральном законе Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информационной системой понимается совокупность содержащейся в ней информации, её обработка с помощью информационных технологий и технических средств. Целью любой информационной системы является обработка данныхоб объектах реального мира и представление необходимой информации. … Информационная система должна работать с данными конкретной предметной области, для которой должно существовать описание в виде информационной модели [1].

Предметная область – это часть реального мира, образующая совокупность объектов, которые находятся между собой в определенных отношениях и связях. В теории проектирования информационных систем предметную область принято рассматривать в виде трех представлений: в реально существующем виде, в виде восприятия ее человеком (проектировщик базы данных), в виде формального описания. База данных – это поименованная совокупность структурированных данных некоторой предметной области [1].

Модель предметной области – знания о закономерностях предметной области (принципы, связи, законы), позволяющие решать задачи в этой области, выраженные в виде словесных моделей: наборы должностных инструкций, амбулаторные карты пациентов, бланки анализов и т.п. Мы имеем дело с описанием (представлением) реальности и с данными, которые отражают это представление, то есть с информационными моделями. Применительно к базам данных информационные модели получили название – модель данных [1].

Основные модели данных.

Иерархическая модель данных. Представляется в виде иерархической структуры и отображается в виде графа. Один информационный объект является главным (верхний уровень), остальные – подчиненными (второй уровень). Информационным объектам второго уровня подчиняются несколько информационных объектов третьего уровня и т.д. Примером такой модели данных является служба имен доменов в Интернет (DNS) позволяющая переводить имена доменов Интернет из символов в числовые адреса протокола передачи данных IP или предметный каталог библиотеки. В обобщенном виде модель изображается в виде дерева, элементами которого являются узлы, распределенные по уровням и дуги. Узел представляет информационную модель объекта, находящегося на данном уровне иерархии. Дуги показывают связи между объектами разных уровней [1].

Сетевая модель данных. Все элементы имеют вертикальные и горизонтальные связи. Базируется на тех же понятиях: узел, уровень, связь. Каждые узлы одного уровня могут быть связаны с любым количеством узлов другого уровня. Узлы одного уровня образуют класс. Примером сетевой модели данных является служба WWW сети Интернет.

Реляционная модель данных. Английское слово relation (отношение) дало название модели данных, которая строиться по принципу взаимосвязанных таблиц. Каждая таблица описывает один класс объектов. При этом столбцы таблицы называются полями, а строки – записями. Поля содержат определенные названия параметров (характеристики) объектов и отображают структуру записи. В записи хранится информация об одном конкретном объекте. Таким образом, мы получаем описание объектов в виде двумерной таблицы. Если записи во многих полях дублируют друг друга, то такую таблицу удобнее представить в виде нескольких таблиц, относящихся к различным классам, и, затем, связать их между собой.

Связи между таблицами могут быть одного из трех типов:

1. «один-к-одному» - связанные таблицы имеют одинаковое количество записей и между этими записями установлено взаимно-однозначное соответствие.

2. «один-ко-многим» означает, что каждой записи в одной (главной) таблице соответствует несколько записей в другой (подчиненной) таблице, а запись в подчиненной таблице не может иметь более одной соответствующей ей записи в главной таблице.

3. «многие-ко-многим» возникает между двумя таблицами в тех случаях, когда: одной записи в первой таблице могут соответствовать несколько записей во второй таблице и наоборот. Две таблицы, находящиеся в отношении «многие-ко-многим», могут быть связаны только с помощью третьей (связующей) таблицы.

В большинстве случаев любые две таблицы связаны отношением «один-ко-многим».

Реляционная модель данных была изобретена в 70-х годах британским ученым Эдгаром Коддом (Ted Codd), в которой устранены недостатки сетевой и иерархической моделей данных. В настоящее время, для организации данных реляционная модель данных считается самой мощной и эффективной.

На основе информационной модели предметной области создается логическая модель данных.

Логическая модель данных. Логическая модель описывает объекты предметной области, их взаимосвязь и ограничения, налагаемые предметной областью. Примеры объектов – «пациент», «врач», «отделение», «палата». Примеры взаимосвязей между понятиями – «у каждого пациента есть история болезни», «врач может вести много историй болезни», «на одном отделении расположено несколько палат». Логическая модель отражает сведения о структуре базы данных, записях и связях между записями.

Физическая модель данных – описываетреализацию конкретной логической модели данных с помощью специальных программных средств. Для создания, наполнения и обработки баз данных разработаны системы управления базами данных (СУБД). Отношения, разработанные на стадии формирования логической модели данных, преобразуются в таблицы, параметры объектов становятся столбцами таблиц, каждый из которых имеет определенный тип данных, для ключевых полей создаются уникальные индексы, определяются особенности хранения данных, методов доступа, т.д.

При проектировании базы данных должно быть определено содержание базы данных, эффективный способ организации данных для будущих пользователей и инструментальные средства управления данными. Почти все современные СУБД основаны на реляционной модели данных, в которой связи между таблицами обеспечивают целостность базы данных и позволяют автоматизировать задачи обслуживания.

Рисунок 2. Окно Microsoft Access 2010

Рабочее пространство MS Access состоит из следующих областей:

Лента; 2. Панель быстрого доступа; 3. Вкладки, контекстные вкладки (главная, создание, внешние данные, работа с базами данных); 4. Группы команд (представление, буфер обмена, шрифт, текст RTF, записи, сортировка и фильтрация, найти); 5. Область переходов, в которой можно создавать группы.

В приложении Access 2010 (таблица 1) выбрав вкладку Файл можно перейти в представление Backtage, где можно открывать, сохранять, выводить на печать базы данных и управлять ими. Для выхода из представления Backtage необходимо открыть любую другую вкладку. Каждая вкладка содержит несколько групп, а каждая группа – набор родственных команд. Часто используемые команды можно добавить на панель быстрого доступа с помощью правой клавиши мыши, после нажатия которой появляется контекстное меню и выбирается команда Добавить на панель быстрого доступа. Набор команд на Ленте можно настраивать, создавая собственные вкладки и располагая кнопки в нужных группах. Для этого выберите вкладку Файл, диалоговое окно Параметры Access в списке Выбрать команды выбираем пункт Команды не на Ленте. Затем находим команду и добавляем ее на настраиваемую вкладку или в группу.

Таблица 1.

Задачи и команды

Задача Расположение команд
Создание новых таблиц, форм и других объектов Вкладка Создание, выберите команду для создания нужного объекта
Просмотр и изменение отношений в БД Вкладка Работа с базами данных, в группе Отношения выберите команду Схема данных
Сохранение базы данных в формате другой версии приложения Access Вкладка Файл, выберите команду Сохранить и опубликовать и в разделе Сохранить базы данных как щелкните необходимый формат
Импорт и экспорт данных Вкладка Внешние данные, выберите нужный формат для импорта или экспорта.

Создание таблиц баз данных

В Microsoft Office Access существуют пять возможностей создания новой таблицы:

1. Режим конструктора предоставляет возможность одновременно задавать поля будущей таблицы и устанавливать свойства этих полей.

2. Режим таблицы открывает заготовку, в которой все поля имеют формальные имена: Поле1, Поле2 и т.д. Пользователь имеет возможность, самостоятельно, ввести данные в пустую таблицу. При сохранении новой таблицы MS Access проанализирует данные и автоматически присвоит соответствующий тип данных и формат каждому полю.

3. Мастер таблиц. Это программа ускоряющая создание структуры таблицы. Мастер задает ряд вопросов и, руководствуясь полученными ответами, создает структуру таблицу автоматически.

4. Режим Связь с таблицами применяется в тех случаях, когда речь идет о чужой таблице, которая находится на удаленном сервере и которую нельзя импортировать целиком. Это напоминает подключение к таблице для совместного использования ее данных.

5. Импорт таблиц из другой базы. В зависимости от обстоятельств из импортируемой таблицы может поступить структура полей, их названия и свойства, а также и содержимое базы. Необходимые правки вносятся вручную.

Практическое задание. Разработка базы данных «ЛПУ» с помощью

Таблица «Пациенты»

Содержит анкетные данные пациентов, связана с таблицей «ИсторииБолезни» отношением «один-ко-многим».

2. Таблица «ИсторииБолезни»

Для каждого пациента создается своя история болезни. В данной таблице содержится информация о пациенте, палате, в которой лежит пациент, датах поступления и выписки, информация о лечащем враче. Данная таблица связана с помощью внешних ключей с таблицами «Палаты», «Пациенты», «Врачи» отношением «один-ко-многим».

Отношение «многие-ко-многим» используется для связи с таблицами «Диагнозы», «Назначения», «Услуги», т.к. у одного и того же пациента может быть несколько заболеваний, и, соответственно диагнозов, для одного и того же пациента может быть поставлено несколько назначений или оказано несколько дополнительных услуг. Для данных связей вводятся отдельные связывающие таблицы: «ИБ-Назначения», «ИБ-Диагнозы», «ИБ-Услуги».

3. Таблица «Назначения» (ИБ-Назначения)

Так как в одной истории болезни врач пишет несколько лекарственных препаратов, то вводится таблица «ИБ-назначения», которая будет связывать таблицу «Лекарственный препарат» с таблицей «ИсторииБолезни». В этой таблице будет храниться информация о том, какой препарат приписан к конкретной истории болезни («многие-ко-многим»), а также даты назначения и отмены лекарственного препарата.

4. Таблица «Лекарственные препараты»

Данная таблица является справочником, в котором хранится информация о возможных препаратах, которые могут быть назначены пациентам.

5. Таблица «ПутиВведения»

У каждого лекарственного препарата есть свой путь введения. Таблица «ПутиВведения» – это справочник путей введения лекарственных препаратов. (в/в, в/м, п/к, в/к и т.д.). У каждого препарата есть свой путь введения, по этому, данная таблица связана с таблицей «Лекарственные препараты» отношением «один-ко-многим».

6. Таблица «МКБ»

Данная таблица является справочником возможных диагнозов пациентов. При постановке диагноза, конкретный диагноз выбирается из справочника и связывается через таблицу «ИБ-Диагнозы» с историей болезни пациента. Для данной таблицы используется справочник МКБ.

7. Таблица «ТипыДиагнозов»

Диагнозы также классифицируются на основной, сопутствующий и осложнение. Это таблица «ТипыДиагноза». Таким образом, выбрав диагноз из справочника МКБ можно указать ещё и тип этого диагноза.

8. Таблица «ИБ-Диагнозы»

В истории болезни может быть несколько диагнозов с различными типами. Для хранения данной информации создана таблица, которая связывает диагноз (справочник МКБ), тип диагноза (справочник «ТипыДиагнозов») с историей болезни. В данном случае используются отношения «один-ко-многим».

9. Таблица «Режимы»

Данная таблица является справочником, в ней хранятся записи о возможных режимах двигательной активности и диетических режимах (номер стола).

10. Таблица ИБ-Режимы.

В истории болезни указывается номер режима пациента, который включает в себя номер стола (диета) и номер двигательной активности. Так как на периоде стационарного лечения у пациента могут меняться эти назначения, то вводится специальная таблица, через которую связываются таблицы «ИсторииБолезни» и справочник «Режимы» (отношение «многие-ко-многим»). Связь создается через таблицу «ИБ-Режимы», в которой также учитывается дата назначения того или иного режима.

11. Таблица «Палаты»

В истории болезни указывается номер палаты, в которой лежит пациент. В одной палате может находиться несколько пациентов, используется отношение «один-ко-многим». Также через данную таблицу устанавливается связь пациента и отделения, в котором он лежит.

12. Таблица «Отделения»

Каждая палата принадлежит к конкретному отделению. Таблица «Отделения» – справочник отделений ЛПУ (больницы). Таблицы «Палаты» и «Отделения» связаны отношением «один-ко-многим», так как на одном отделении расположено несколько палат.

13. Таблица «Врачи».

К каждой истории болезни привязан свой врач (лечащий врач пациента). Эта таблица представляет собой справочник врачей, работающих в больнице и их специализацию. Связана с таблицей «ИсторииБолезни» отношением один-ко-многим, так как у разных пациентов может быть один и тот же лечащий врач.

14. Таблица «Услуги»

Пациентам, находящимся на стационарном лечении обычно проводятся какие-либо дополнительные лечебные или диагностические услуги. Пациенту может быть оказано много услуг (УЗИ, ЭКГ и т.д.), данные об оказанных услугах отражаются в истории болезни пациента. Таблица «ИсторииБолезни» и таблица «Услуги» связываются отношением «многие-ко-многим» через таблицу «ИБ-Услуги».

15. Таблица «ИБ-Услуги»

Данная таблица используется для хранения информации о том, какая услуга (или услуги) была оказана конкретному пациенту. Также в данной таблице указывается какой врач назначил данную услугу (услугу делает тоже определённый врач, то можно воспользоваться тем же справочником врачей (таблица «Врачи») и приписать услуге конкретного врача).

Связи между таблицами изображены на схеме данных (рисунок 3).

Рабочая среда СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 3. Схема данных

В схему данных не включены таблицы «Врачи», «Отделения», «Палаты», «Услуги» и «ИБ–услуги», в практической работе Вы самостоятельно создадите перечисленные таблицы и добавите связи между ними.

Проектирование БД

В качестве практического упражнения вам предложено создать самостоятельно несколько таблиц, разработать структуру, установить необходимые связи и поработать со схемой данных базы «ЛПУ».

1. Подготовка к проектированию БД.Скопируйте файл … \Access\База_ЛПУ.mdb в Вашу папку. Проверьте свойства файла (правой кнопкой мыши на имени файла) и снимите флаг «Только чтение», если он установлен. Откройте файл базы данных двойным щелчком мыши.

2. Создание таблицы ВРАЧИ. В этой таблице будут храниться данные о всех врачах, работающих в больнице. Для этого выберите вкладку «Создание», группу «Таблицы» и нажмите кнопку «Конструктор таблиц» (рисунок 4).

Рабочая среда СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 4. Работа с таблицами

В результате открывается окно таблицы в режиме конструктора, теперь следует определить структуру таблицы, указать имена полей, тип вносимых данных и свойство поля при необходимости.

Определите поля таблицы в соответствии с таблицей 2 (рисунок 5). Третий столбец в таблице 2 не соответствует третьему столбцу в конструкторе таблиц MS Access. Размер поля и ограничения вносятся на вкладке «Общие» для каждого поля.

«Имя поля» поля»
Для поля «Код врача» в «Свойствах поля» устанавливаем размер поля – «Длинное целое»
«Свойства поля» поля»
«Тип данных»
Рабочая среда СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 5. Конструктор таблицы

Таблица 2

Структура таблицы Врачи

Имя поля Тип данных Размер поля и ограничения
КодВрача Числовой Длинное целое
Фамилия Текстовый
Имя Текстовый
Отчество Текстовый
Специализация Текстовый

В поле СПЕЦИАЛИАЦИЯ используем мастер подстановок, чтобы выбирать из выпадающего списка нужную специализацию. Для этого в графе «Тип данных» для поля СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ выберите «Мастер подстановки» – как показано на рисунок 6.

Рабочая среда СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 6. Вызов мастера подстановок

В режиме СОЗДАНИЯ ПОДСТАНОВОКвыбирите пункт БУДЕТ ВВЕДЕН ФИКСИРОВАННЫЙ НАБОР ЗНАЧЕНИЙ.

Далее создаем 1 столбец со списком специализаций так, как показано на рисунке 7:

§ Хирург

§ Терапевт

§ Невролог

§ Эндокринолог

§ Кардиолог

Задаем имя столбца в соответствии с названием поля – СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ и нажимаем кнопку «Готово».

Рабочая среда СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 7. Работа мастера подстановок, шаг 2.

Закончив создание списка в режиме конструктора на вкладке ПОДСТАНОВКА, посмотрите появившиеся изменения после работы мастера. Проверьте строку в свойствах поля ОГРАНИЧИТСЯ СПИСКОМ, в котором должно стоять слово НЕТ (рисунок 8).

Обратите внимание: тип данных в поле СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ поменялся на «Текстовый», но, если в свойствах поля вы выберите вкладку «Подстановка», то вы увидите ваш созданный список (рисунок 8).

Рабочая среда СУБД Microsoft Access - student2.ru В качестве ключевого задайте поле КОД ВРАЧА. Для определения ключевого поля, необходимо в режиме конструктора, выделить нужное поля, в данном случае КОД_ВРАЧА и нажать кнопку на панели инструментов (или нажав левую клавишу мыши, выбрать из списка «ключевое поле»), как показано на рисунке 9.

Завершив создание структуры, сохраните таблицу и назовите ее «Врачи».

Рабочая среда СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 8. Созданный список для подстановки значений

Рабочая среда СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 9. Задание ключевого поля

Созданную таблицу «Врачи» необходимо заполнить самостоятельно, включив 5–7 записей. Для заполнения можно использовать режим «Таблицы».

3. Создание таблицы ОТДЕЛЕНИЯ.

В нашей больнице есть несколько различных отделений. Они разделены по профилю специализации. Каждому отделению принадлежат свои палаты для пациентов. Для хранения данной информации создадим таблицы «Отделения» и «Палаты».

Создайте таблицу «Отделения» в соответствии с таблицей 3. Для этого в окне базы данных выберите вкладку «Создание», группу «Таблицы» и нажмите кнопку «Конструктор таблиц».

В качестве ключевого задайте поле КодОтделения Для этого щелкните по полю КодОтделения и нажмите на кнопку КЛЮЧЕВОЕ ПОЛЕ, которая находится на вкладке «Конструктор», группа «Сервиз».

Таблица 3.

Структура таблицы «Отделения»

Имя поля Тип данных Размер поля
КодОтделения Счетчик Длинное целое
Наименование Текстовый

В поле НАИМЕНОВАНИЕ создайте ПОЛЕ СО СПИСКОМ, для этого воспользуйтесь инструкцией описанной выше (см. создание таблицы Врачи).

Список будет состоять из следующих отделений:

· Кардиология

· Неврология

· Общая хирургия

· Реабилитация

· Эндокринология

Сохраните таблицу и назовите ее «Отделения»

Созданную таблицу «Отделения» необходимо заполнить самостоятельно, включив 5-7 записей. Для заполнения можно использовать режим «Таблицы».

Создание таблицы «ПАЛАТЫ».

Создайте структуру таблицы ПАЛАТЫ в соответствии с таблицей 4.

В качестве ключевого поля задайте поле КодПалаты. Воспользуйтесь пиктограммой на панели инструментов или контекстным меню по правой кнопке мыши.

Таблица 4.

Структура таблицы «Палаты»

Имя поля Тип данных Размер поля
КодПалаты Счетчик  
КодОтделения Числовой Длинное целое
Номер Числовой Целое

Так как у каждого отделения есть свои определенные палаты, то добавим поле КодОтделения. Благодаря этому полю, мы будем знать, к какому отделению принадлежит данная палата. Поле КодОтделения будет заполняться при помощи мастера подстановок из таблицы ОТДЕЛЕНИЯ.

Для этого в поле ТИП ДАННЫХ для поля КодОтделения выберите МАСТЕР ПОДСТАНОВОК. В открывшемся окне выберите «Объект будет использовать данные из таблицы или запроса», как показано на рисунке 10.

Рабочая среда СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 10. Создание подстановки

В качестве таблицы подстановки выберите таблицу ОТДЕЛЕНИЯ.

Из доступных полей таблицы ОТДЕЛЕНИЯ выберитеКодОтделения.

После работы мастера при заполнении поля КОД ОТДЕЛЕНИЯ таблицы ПАЛАТЫ будут отображаться КодОтделениядля выбора. Можно провести сортировку по КодОтделения.

В свойствах поля перейдите на вкладку «Подстановка», в графе «Ограничиться списком» выберете «Да».

Сохраните таблицу и назовите ее «Палаты».

ВНИМАНИЕ! Проверить: у связанных полей должны быть одинаковые значения в графах – типы данных и размер поля.

Созданную таблицу «Палаты» необходимо заполнить самостоятельно, включив 5-7 записей. Для заполнения можно использовать режим «Таблицы».

Работа со схемой данных.

Доработайте схему данных, т.е. создайте связи между таблицами. Для этого:

1. Выберите вкладку «Работа с базами данных», группа «Отношения» и нажмите кнопку СХЕМА ДАННЫХ. На экране появится окно СХЕМА ДАННЫХ;

2. Для отображения всех новых созданных таблиц нажмите в группе «Связи» кнопку «Все связи» (см. рисунок 17).

Рабочая среда СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 17. Отображение все новых таблиц и связей

При правильном выполнении всей работы у вас должна получиться следующая схема данных (рисунок 18):

Рабочая среда СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 18. Схема БД

Примеры создания условий запроса

Описание Пример Результат
Точно соответствует определенному значению "ОИТ" Записи, в которых поле «Отделение» содержит «ОИТ»
Не соответствует определенному значению Not "ОИТ" Записи, в которых значением поля «Отделение» не является «ОИТ»
Начинаются с заданной строки символов Like "С*" Записи, в которых фамилии начинаются с буквы «С»
Не начинаются с заданной строки символов Not like "С*" Записи, в которых фамилии не начинаются с буквы «С»
Не содержат заданную строку Not like "*синусит" Записи с названиями болезней не содержит слово «синусит»
Содержат пустые значения Is Null Записи, в которых данное поле не содержит значения
Не содержат пустых значений Is Not Null Записи, в которых данное поле содержит ненулевое значения
При сортировке в алфавитном порядке следуют за определенным значением >= "Иванов" Записи пациентов, начиная с Иванова и вплоть до конца алфавита
Входят в определенный диапазон Like "[A-Г]*" Записи, в которых фамилии начинаются с одной из букв от «А» до «Г»
Совпадают с одним из двух значений "лек1" Or "лек2" Записи для «лек1» или «лек2»

4. Сохраните результат под именем «Пациенты В–Л». Сравните результат с рисунком 40.

Рабочая среда СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 40. Результат запроса «Пациенты В–Л»

Создание форм БД

Формы обеспечивают комфортное взаимодействие между Пользователем и базами данных.

Формы могут быть созданы несколькими способами, например, воспользовавшись вкладкой «Создание», группа «Формы» и кнопка «Форма» (рисунок 44).

На экране появляется форма, созданная на основе выделенной таблицы, в форму автоматически включаются поля, имеющиеся в исходной таблице.

Рабочая среда СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 44. Создание Формы

Обратите внимание на контекстные вкладки ленты «Упорядочить» (рисунок 45) и «Формат» (рисунок 46). Эти вкладки предназначены для работы с формами и позволяют изменять все элементы форм, от макета и надписей до полей.

Рабочая среда СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 45. Контекстная вкладка «Упорядочить»

При выборе контекстной вкладки «Конструктор» появляется группа «Элементы управления», на которой расположены кнопки, которые могут включаться в форму: кнопки перехода по записям, переключатели, флажки, рисунки, гиперссылки и т.д. (рисунок 47).

Рабочая среда СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 46. Контекстная вкладка «Формат»

Рабочая среда СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 47. Контекстная вкладка Конструктор

Заполнение форм.

С помощью созданной формы «Врачи», можно добавлять, изменять и удалять записи.

Темы для повторения.

1. Основные понятие базы данных. Организация баз данных.

2. Проектирование баз данных.

3. Система управления базами данных. Использование инструментов системы управления базами данных для формирования баз данных учебных и практических задач.

4. Основы организации многотабличной базы данных.

5. Запросы и фильтры в системе управления базами данных.

6. Правила представления условия выборки в конструкторе запросов.

7. Основные логические операции, используемые в запросах.

8. Упорядочивание информации (сортировка по убыванию и возрастанию).

9. Отчеты в системе управления базами данных.

Содержание:

Проектирование баз данных. 2

Рабочая среда СУБД Microsoft Access. 7

Объекты СУБД Microsoft Access. 13

Практическое задание. Разработка базы данных «ЛПУ» с помощью.. 18

Проектирование БД.. 23

Запросы и отчеты в Microsoft Access. 38

Создание простого запроса с помощью Мастера запросов. 38

Изменение запроса с помощью Конструктора запросов. 40

Создание запроса на выборку с помощью Конструктора. 48

Создание запроса на выборку с условиями. 49

Создание запросов с параметрами. 51

Создание вычисляемых полей в запросах. 52

Передача результатов запроса в другие приложения. 55

Создание отчета с помощью Мастера отчетов. 56

Список литературы:

1. Информатика и информационно–коммуникационные технологии. 11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.

2. Техническая библиотека комплекта ресурсов Office 2010. – URL: http://goo.gl/pUWpxB (дата обращения 13.05.2015 г.).

Санкт-Петербург

Издательство СПбГМУ

2017

УДК 61:681.142.37.001.12(075.5)

ББК 53.433.8я7

П84

Авторы: канд. физ.-матем. наук, доцент А.В. Тишков;

Ф.Ю. Марченкова;

Е.М. Родионова;

Е.А. Делакова;

Н.И. Омирова;

к.п.н., М.Л. Никонорова.

Под редакцией зав. кафедрой физики, математики и информатики ГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова, канд. физ.-матем. наук, доцента А.В. Тишкова.

Рецензент: руководитель лаборатории информационных технологий в образовании Санкт–Петербургского института информатики и автоматизации РАН, к.т.н., с.н.с. В.И. Салухов.

Утверждено на заседании ЦМК по медико-биологическим и медико-профилактическим дисциплинам ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. Протокол № 3 от 1 декабря от 2014 г..

П84 Проектирование медицинских баз данных: учебное пособие для студентов 1 и 2 курсов / А.В. Тишков [и др.]; под ред. А.В. Тишкова. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2015. – 48 с.   ISBN 978-5-88999-362-9    

В данном учебном пособии рассмотрены основы проектирования БД, рабочая среда СУБД Microsoft Access и методические рекомендации к практическим занятиям по теме «Разработка базы данных Лечебно-профилактического учреждения с помощью СУБД Microsoft Office Access».

Пособие предназначено для студентов 1 и 2 курса лечебного, стоматологического, педиатрического факультетов, факультета адаптивной физической культуры, отделений спортивной медицины и клинической психологии, изучающих дисциплины «Медицинская информатика» и «Информатика» в объеме учебной программы. Пособие может быть полезно интернам, клиническим ординаторам и аспирантам медицинских ВУЗов для понимания основ проектирования медицинских баз данных.

ISBN 978-5-88999-362-9

© Издательство СПбГМУ, 2015

Проектирование баз данных

В федеральном законе Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информационной системой понимается совокупность содержащейся в ней информации, её обработка с помощью информационных технологий и технических средств. Целью любой информационной системы является обработка данныхоб объектах реального мира и представление необходимой информации. … Информационная система должна работать с данными конкретной предметной области, для которой должно существовать описание в виде информационной модели [1].

Предметная область – это часть реального мира, образующая совокупность объектов, которые находятся между собой в определенных отношениях и связях. В теории проектирования информационных систем предметную область принято рассматривать в виде трех представлений: в реально существующем виде, в виде восприятия ее человеком (проектировщик базы данных), в виде формального описания. База данных – это поименованная совокупность структурированных данных некоторой предметной области [1].

Модель предметной области – знания о закономерностях предметной области (принципы, связи, законы), позволяющие решать задачи в этой области, выраженные в виде словесных моделей: наборы должностных инструкций, амбулаторные карты пациентов, бланки анализов и т.п. Мы имеем дело с описанием (представлением) реальности и с данными, которые отражают это представление, то есть с информационными моделями. Применительно к базам данных информационные модели получили название – модель данных [1].

Основные модели данных.

Иерархическая модель данных. Представляется в виде иерархической структуры и отображается в виде графа. Один информационный объект является главным (верхний уровень), остальные – подчиненными (второй уровень). Информационным объектам второго уровня подчиняются несколько информационных объектов третьего уровня и т.д. Примером такой модели данных является служба имен доменов в Интернет (DNS) позволяющая переводить имена доменов Интернет из символов в числовые адреса протокола передачи данных IP или предметный каталог библиотеки. В обобщенном виде модель изображается в виде дерева, элементами которого являются узлы, распределенные по уровням и дуги. Узел представляет информационную модель объекта, находящегося на данном уровне иерархии. Дуги показывают связи между объектами разных уровней [1].

Сетевая модель данных. Все элементы имеют вертикальные и горизонтальные связи. Базируется на тех же понятиях: узел, уровень, связь. Каждые узлы одного уровня могут быть связаны с любым количеством узлов другого уровня. Узлы одного уровня образуют класс. Примером сетевой модели данных является служба WWW сети Интернет.

Реляционная модель данных. Английское слово relation (отношение) дало название модели данных, которая строиться по принципу взаимосвязанных таблиц. Каждая таблица описывает один класс объектов. При этом столбцы таблицы называются полями, а строки – записями. Поля содержат определенные названия параметров (характеристики) объектов и отображают структуру записи. В записи хранится информация об одном конкретном объекте. Таким образом, мы получаем описание объектов в виде двумерной таблицы. Если записи во многих полях дублируют друг друга, то такую таблицу удобнее представить в виде нескольких таблиц, относящихся к различным классам, и, затем, связать их между собой.

Связи между таблицами могут быть одного из трех типов:

1. «один-к-одному» - связанные таблицы имеют одинаковое количество записей и между этими записями установлено взаимно-однозначное соответствие.

2. «один-ко-многим» означает, что каждой записи в одной (главной) таблице соответствует несколько записей в другой (подчиненной) таблице, а запись в подчиненной таблице не может иметь более одной соответствующей ей записи в гл

Наши рекомендации