Объекты СУБД Microsoft Access

К основным объектам окна базы данных относятся таблицы, формы, запросы, отчеты, макросы и модули.

Таблицы– основное средство для хранения данных (рисунок 2). Таблицы имеют определенную структуру: каждое поле имеет наименование, тип данных, набор ограничений и др.

Объекты СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 2. Пример таблицы в Access

Формы – основное средство для ввода данных, управления СУБД и вывода результатов на экран монитора (рисунок 3). В форму могут быть вставлены рисунки, диаграммы, звук и видео.

Объекты СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 3. Пример формы в Access

Запросы – это инструмент для извлечения необходимой информации из исходных таблиц и представления ее пользователю в удобном виде.

Отчеты – это специальное средство для формирования выходных документов, которые, впоследствии, могут быть распечатаны или включены в документ другого приложения.

Макрос-это совокупность внутренних макрокоманд, предназначенных для автоматизации работы с БД. Например, макрос может при загрузке БД автоматически открыть нужные формы или при нажатии кнопки в форме выполнить некоторое типовое действие (печать формы, открытие другой формы и т.п.). Макросы позволяют автоматизировать часто выполняемые операции и согласовать работу разных объектов практически без программирования в обычном понимании. Макрокоманды выбираются из списка стандартных макрокоманд, например: Открыть объект, Закрыть объект и т.д.

Модули – это программы, создаваемые средствами языка VBA. Модули обычно используют для создания более сложных информационных систем, включают процедуры и функции.

Создание таблиц баз данных

В Microsoft Office Access существуют пять возможностей создания новой таблицы:

1. Режим конструктора предоставляет возможность одновременно задавать поля будущей таблицы и устанавливать свойства этих полей.

2. Режим таблицы открывает заготовку, в которой все поля имеют формальные имена: Поле1, Поле2 и т.д. Пользователь имеет возможность, самостоятельно, ввести данные в пустую таблицу. При сохранении новой таблицы MS Access проанализирует данные и автоматически присвоит соответствующий тип данных и формат каждому полю.

3. Мастер таблиц. Это программа ускоряющая создание структуры таблицы. Мастер задает ряд вопросов и, руководствуясь полученными ответами, создает структуру таблицу автоматически.

4. Режим Связь с таблицами применяется в тех случаях, когда речь идет о чужой таблице, которая находится на удаленном сервере и которую нельзя импортировать целиком. Это напоминает подключение к таблице для совместного использования ее данных.

5. Импорт таблиц из другой базы. В зависимости от обстоятельств из импортируемой таблицы может поступить структура полей, их названия и свойства, а также и содержимое базы. Необходимые правки вносятся вручную.

Практическое задание. Разработка базы данных «ЛПУ» с помощью

СУБД Microsoft Office Access

Описание таблиц

Таблица «Пациенты»

Содержит анкетные данные пациентов. Связана с таблицей «ИсторииБолезни» отношением «один-ко-многим».

2. Таблица «ИсторииБолезни»

Для каждого пациента создается своя история болезни. В данной таблице содержится информация о пациенте, палате, в которой лежит пациент, датах поступления и выписки, информация о лечащем враче. Данная таблица связана с помощью внешних ключей с таблицами «Палаты», «Пациенты», «Врачи» отношением «один-ко-многим».

Отношение «многие-ко-многим» используется для связи с таблицами «Диагнозы», «Назначения», «Услуги», т.к. у одного и того же пациента может быть несколько заболеваний, и, соответственно диагнозов, для одного и того же пациента может быть поставлено несколько назначений или оказано несколько дополнительных услуг. Для данных связей вводятся отдельные связывающие таблицы: «ИБ-Назначения», «ИБ-Диагноз», «ИБ-Услуги».

3. Таблица «Назначения» (ИБ-Назначения)

Так как в одной истории болезни врач пишет несколько лекарственных препаратов, то вводится таблица «ИБ-назначения», которая будет связывать таблицу «Лекарственный препарат» с таблицей «ИсторииБолезни». В этой таблице будет храниться информация о том, какой препарат приписан к конкретной истории болезни («многие-ко-многим»), а также даты назначения и отмены лекарственного препарата.

4.Таблица «Лекарственные препараты»

Данная таблица является справочником, в котором хранится информация о возможных препаратах, которые могут быть назначены пациентам.

5. Таблица «ПутиВведения»

Таблица «ПутиВведения» - это справочник путей введения лекарственных препаратов. (в/в, в/м, п/к, в/к и т.д.). У каждого препарата есть свой путь введения, по этому данная таблица связана с таблицей «Лекарственные препараты» отношением «один-ко-многим».

6. Таблица «МКБ»

Данная таблица является справочником возможных диагнозов пациентов. При постановке диагноза, конкретный диагноз выбирается из справочника и связывается через таблицу «ИБ-Диагнозы» с историей болезни пациента. Для данной таблицы используется справочник МКБ.

7. Таблица «ТипыДиагнозов»

Диагнозы также классифицируются на основной, сопутствующий и осложнение. Это таблица «ТипыДиагноза». Таким образом, выбрав диагноз из справочника МКБ можно указать ещё и тип этого диагноза.

8.Таблица «ИБ – Диагнозы»

В истории болезни может быть несколько диагнозов с различными типами. Для хранения данной информации создана таблица, которая связывает диагноз (справочник МКБ) и тип диагноза (справочник «ТипыДиагнозов») с историей болезни. В данном случае используются отношения «один-ко-многим».

9. Таблица «Режимы»

Данная таблица является справочником, в ней хранятся записи о возможных режимах двигательной активности и диетических режимах (номер стола).

10. Таблица ИБ-Режимы.

В истории болезни указывается номер режима пациента, который включает в себя номер стола (диета) и номер двигательной активности. Так как на периоде стационарного лечения у пациента могут меняться эти назначения, то вводится специальная таблица, через которую связываются таблицы «ИсторииБолезни» и справочник «Режимы» (отношение «многие-ко-многим»). Связь создается через таблицу «ИБ-Режимы», в которой также учитывается дата назначения того или иного режима.

11. Таблица «Палаты»

В истории болезни указывается номер палаты, в которой лежит пациент. В одной палате может находиться несколько пациентов, используется отношение «один–ко-многим». Также через данную таблицу устанавливается связь пациента и отделения, в котором он лежит.

12. Таблица «Отделения»

Каждая палата принадлежит к конкретному отделению. Таблица «Отделения» – справочник отделений ЛПУ (больницы). Таблицы «Палаты» и «Отделения» связаны отношением «один-ко-многим», так как на одном отделении расположено несколько палат.

13. Таблица «Врачи».

К каждой истории болезни привязан свой врач (лечащий врач пациента). Эта таблица представляет собой справочник врачей, работающих в больнице и их специализацию. Связана с таблицей «ИсторииБолезни» отношением один-ко-многим, так как у разных пациентов может быть один и тот же лечащий врач.

14. Таблица «Услуги»

Пациентам, находящимся на стационарном лечении обычно проводятся какие-либо дополнительные лечебные или диагностические услуги. Пациенту может быть оказано много услуг (УЗИ, ЭКГ и т.д.), данные об оказанных услугах отражаются в истории болезни пациента. Таблица «ИсторииБолезни» и таблица «Услуги» связываются отношением «многие-ко-многим» через таблицу «ИБ-Услуги».

15. Таблица «ИБ-Услуги»

Данная таблица используется для хранения информации о том, какая услуга (или услуги) была оказана конкретному пациенту. Также в данной таблице указывается врач, назначивший данную услугу, и врач, выполняющий данную услугу. Поэтому можно воспользоваться дважды справочником врачей (таблица «Врачи»).

Связи между таблицами изображены на схеме данных (рисунок 4).

Объекты СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 4. Схема данных

В схему данных не включены таблицы «Врачи», «Отделения», «Палаты», «Услуги» и «ИБ–услуги», в практической работе Вы самостоятельно создадите перечисленные таблицы и добавите связи между ними.

ПРАКТИКА

В качестве практического упражнения вам предложено создать самостоятельно несколько таблиц, разработать структуру, установить необходимые связи и поработать со схемой данных базы «ЛПУ».

1. Подготовка к проектированию БД.Скопируйте файл … \Задания\Задания<Ваш факультет>\Access\База_ЛПУ.mdb в Вашу папку. Проверьте свойства файла (правой кнопкой мыши на имени файла) и снимите флаг “Только чтение”, если он установлен. Откройте файл базы данных двойным щелчком мыши.

ВНИМАНИЕ! При появлении следующего предупреждения нажмите «Открыть» (рисунок 5).

Объекты СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 5. Предупреждение системы безопасности

При открытии файла в Access 2010 Предупреждение системы безопасности не появляется.

2. Создание таблицы ВРАЧИ. В этой таблице будут храниться данные о всех врачах, работающих в больнице. Для этого выберите вкладку «Создание», группу «Таблицы» и нажмите кнопку «Конструктор таблиц» (рисунок 6).

Объекты СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 6. Работа с таблицами

В результате открывается окно таблицы в режиме конструктора, теперь следует определить структуру таблицы, указать имена полей, тип вносимых данных и свойство поля при необходимости.

Определите поля таблицы в соответствии с таблицей 1. Третий столбец в таблице 1 не соответствует третьему столбцу в конструкторе таблиц MS Access. Размер поля и ограничения вносятся на вкладке «Общие» для каждого поля (рисунок 7).

Таблица 1. Структура таблицы Врачи

Имя поля Тип данных Размер поля и ограничения
КодВрача Числовой Длинное целое
Фамилия Текстовый
Имя Текстовый
Отчество Текстовый
Специализация Текстовый

В поле СПЕЦИАЛИАЦИЯ используем мастер подстановок, чтобы выбирать из выпадающего списка нужную специализацию. Для этого в графе «Тип данных» для поля СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ выберите «Мастер подстановки» – как показано на рисунок 8.

«Имя поля»
Для поля «Код врача» в «Свойствах поля» устанавливаем размер поля – «Длинное целое»
«Свойства поля»
«Тип данных»
Объекты СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 7. Конструктор таблицы

Объекты СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 8. Вызов мастера подстановок

В режиме СОЗДАНИЯ ПОДСТАНОВОКвыбирите пункт БУДЕТ ВВЕДЕН ФИКСИРОВАННЫЙ НАБОР ЗНАЧЕНИЙ (рисунок 9).

Объекты СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 9. Работа мастера подстановок, шаг 1.

Далее создаем 1 столбец со списком специализаций так, как показано на рисунке 10:

§ Хирург

§ Терапевт

§ Невролог

§ Эндокринолог

§ Кардиолог

Задаем имя столбца в соответствии с названием поля – СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ (рисунок 11) и нажимаем кнопку «Готово».

Объекты СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 10. Работа мастера подстановок, шаг 2.

Объекты СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 11. Работа мастера подстановок, шаг 3.

Закончив создание списка в режиме конструктора на вкладке ПОДСТАНОВКА, посмотрите появившиеся изменения после работы мастера. Проверьте строку в свойствах поля ОГРАНИЧИТСЯ СПИСКОМ, в котором должно стоять слово НЕТ (рисунок 12).

Объекты СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 12. Созданный список для подстановки значений

Обратите внимание: тип данных в поле СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ поменялся на «Текстовый», но, если в свойствах поля вы выберите вкладку «Подстановка», то вы увидите ваш созданный список (рисунок 12).

Объекты СУБД Microsoft Access - student2.ru В качестве ключевого задайте поле КОД ВРАЧА. Для определения ключевого поля, необходимо в режиме конструктора, выделить нужное поле, в данном случае КОД_ВРАЧА и нажать кнопку на панели инструментов (или нажав левую клавишу мыши, выбрать из списка «ключевое поле»), как показано на рисунке 13.

Объекты СУБД Microsoft Access - student2.ru

Рисунок 13. Задание ключевого поля

Завершив создание структуры, сохраните таблицу и назовите ее «Врачи»

3. Создание таблицы ОТДЕЛЕНИЯ.

В нашей больнице есть несколько различных отделений. Они разделены по профилю специализации. Каждому отделению принадлежат свои палаты для пациентов. Для хранения данной информации создадим таблицы «Отделения» и «Палаты».

Создайте таблицу «Отделения» в соответствии с таблицей 2. Для этого в окне базы данных выберите вкладку «Создание», группу «Таблицы» и нажмите кнопку «Конструктор таблиц».

Таблица 2. Структура таблицы «Отделения»

Имя поля Тип данных Размер поля
КодОтделения Счетчик Длинное целое
Наименование Текстовый

В качестве ключевого задайте поле КодОтделения Для этого щелкните по полю КодОтделения и нажмите на кнопку КЛЮЧЕВОЕ ПОЛЕ, которая находится на вкладке «Конструктор», группа «Сервиз».

В поле НАИМЕНОВАНИЕ создайте ПОЛЕ СО СПИСКОМ, для этого воспользуйтесь инструкцией описанной выше (см. создание таблицы Врачи).

Список будет состоять из следующих отделений:

· Кардиология

· Неврология

· Общая хирургия

· Реабилитация

· Эндокринология

Сохраните таблицу и назовите ее «Отделения»

Наши рекомендации