К задачам медико-психологических (психотерапевтических) ка-

бинетов в территориальных поликлиниках не относятся:

1. Консультативная помощь пациентам по обращаемости

2. Отбор больных для психокоррекционной работы

3. Психотерапия больных с психическими расстройствами

4. Психопрофилактика соматогенических расстройств

5. Психокоррекция пациентов с психосоматическими нарушениями

Задачами кабинетов социально-психологической помощи насе-

лению являются:

1. Диагностика нервно-психических и психосоматических расстройств

2. Первичная и вторичная профилактика суицидальных тенденций и су-

ицидов у лиц с кризисной социально-психологической ситуацией

3. Дифференциальная диагностика типичных и атипичных форм пато-

психологических синдромов

4. Психотерапия лиц с неврозами и другими психическими и психосо-

матическими нарушениями

5. Медико-психологическая экспертиза трудоспособности пациентов

К основным деонтологическим задачам медработника (медпси-

холога) не относятся:

1. Назначение требуемых и адекватных психофармакологических

препаратов

2. Установление доверительного психологического контакта с пациентом

3. Патопсихологическая диагностика

4. Квалифицированно передать пациенту негативную информацию

5. Вселить в пациента оптимизм в прогнозе болезни

К этическим принципам общения медработника с больным от-

носятся (укажите неверный ответ):

1. Уважение к личности пациента

2. Принимать пациента и его проблемы такими, какие они есть

3 Терпимость и отсутствие проявлений неприятия пациента

4. Проявлять авторитарность в отношении к диагностико-терапевтиче-

ских мероприятий

5. Проявлять чувство заинтересованности и согласия во всем

В этико-деонтологической тактике общения с больными детьми

используют (укажите неверный ответ):

1. Эмоционально теплое отношение

2. Объяснение сути и прогноза болезни

3. Отвлечение от болезни

4. Организация мер по отвлечению от болезни

5. Проведение процедур с уговорами

В этико-деонтологической тактике отношений медработника с

пациентами следует учитывать (укажите неправильный ответ):

1. Нозологическую форму болезни

2. Возраст пациента

3. Тип темперамента пациента

4. Тяжесть болезни

5. Особенности характера пациента

53. Медико-психологическая экспертиза включает следующие виды:

1. Медико-криминалистическая

2. Военно-психологическая

3. Медицинский профотбор

4. Профессиональная ориентация

5. Судебно-психологическая

54. К основным положениям психологических экспертиз не относятся:

1. Получение объективного патопсихологического диагноза

2. Оценка эффективности лечения

3. Установление прогноза течения болезни

4. Соблюдение личностных интересов (прав) пациента

5. Установление степени выраженности расстройства

К общим принципам проведения психологической экспертизы

не относятся:

1. Целенаправленность

2. Объективность

3. Полнота и компетентность

4. Своевременность

5. Преемственность и синхронность

Трудовая психологическая экспертиза включает следующие на-

правления, за исключением (отметьте):

1. Профессиональную пригодность

2. Медицинский профотбор

3. Экспертизу временной нетрудоспособности

4. Профессиональную адаптацию

5. Профессиональную ориентацию

В систему профессиональной пригодности входят следующие

подсистемы, за исключением (отметьте):

1. Патопсихологическая диагностика

2. Профориентация

3. Профотбор

4. Профподготовка

5. Профадаптация

В психологическую составляющую профпригодности входят

следующие (укажите неправильный ответ):

1. Потребность в приобретении профессии

2. Мотивация и притязания

3. Навыки и знания

4. Тип темперамента

5 Особенности характера

Задачами психологической экспертизы нетрудоспособности не

являются:

1. Установление патопсихологического диагноза

2. Выявление глубины психических нарушений

3. Определение прогноза заболевания

4. Выявление сохранных элементов психики

5. Определение степени утраты трудоспособности

Какие в зависимости от глубины нарушения психической деятель-

Ности устанавливаются категории годности к военной службе при проведе-

нии военной психологической экспертизы (укажите неправильный ответ):

1. Годен к военной службе

2. Условно годен

3. Ограниченно годен

4. Временно не годен

5. Не годен

Вопросы для проведения рубежного и итогового контроля

16.1 Вопросы для подготовки к I рубежному контролю.

1. Предмет медицинской психологии и разделы медицинской психологии.

2. Качественные и количественные методы исследования и интерпретации данных в медицинской психологии.

3. Основные направления работы психолога в клинике.

4. Этические аспекты деятельности медицинского психолога.

5. Психологические методы профилактики заболеваний.

6. Психическое здоровье и психическая норма, психическое и психологическое здоровье.

7. Уровни психического здоровья по Б.С. Братусю: личностный, индивидуально-психологический, психофизиологический.

8. Психическая болезнь, психическое расстройство, симптом и синдром, оссновные виды психических расстройств.

9. Различные биологические факторы в развитии психических болезней: генетические, биохимические, нейрофизиологические.

10. Теория стресса как вариант биологического подхода в медицинской психологии.

11. Понятие совладающего поведения (копинга) и виды копинг-стратегий.

12. Развитие медицинской психологии в дореволюционной России (экспериментально-психологические исследования В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и др.)-

13. Развитие медицинской психологии в СССР - исследования И.П. Павлова, Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, Ю.Ф. Полякова, М.С. Лебединского, В.Н. Мясищева, С.Я. Рубинштейн, В.В. Николаевой, А.Ш. Тхостова, Е.Т.Соколовой, А.С. Спиваковской.

14. Развитие медицинской психологии в Республике Беларусь.

15. Понятие о психической патологии и механизмах ее развития в классическом и современном психоанализе (психоанализ З.Фрейда, психология самости (X. Когут), эгопсихология (А. Фрейд, Д. Раппапорт), психология объектных отношений (М. Балинт, Р. Спиц, М. Кляйн)).

16. Психоаналитический диагноз и уровни развития личности.

17. Методы психоаналитической терапии; анализ переноса, свободные ассоциации, интерпретация сновидений.

18. Модель психической патологии в рамках поведенческого подхода.

19. Роль научения в развитии психических расстройств.

20. Объяснение психических расстройств с позиций классического и оперантного научения.

16.2 Вопросы для подготовки к II рубежному контролю.

1. Социально-когнитивная теория (Дж. Роттер, А. Бандура): научение по моделям, воспринимаемый контроль, самоэффективность.

2. Общие принципы и методы поведенческой терапии. Система поведенческой психотерапии Дж. Вольпе.

3. Модель психической патологии в когнитивном подходе.

4. Рационально-эмотивная терапия (А. Эллис).

5. Особенности рациональных иррациональных суждений.

6. Типичные иррациональные суждения, когнитивная терапия (А. Бек), модель возникновения психического расстройства по А. Беку: когнитивное содержание, когнитивные процессы, когнитивные элементы.

7. Принципы и методы когнитивной психотерапии.

8. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия.

9. Модель психической патологии в экзистенциально-гуманистическом подходе.

10. Основные экзистенциальные проблемы и их проявление при психических расстройствах.

11. Факторы возникновения невротических расстройств по К. Роджерсу.

12. Принципы и методы экзистенциальной психотерапии (Л. Бинсвангер, И. Ялом, Р. Мэй).

13. Социальные и культуральные факторы в развитии психической патологии.

14. Социальные факторы, повышающие устойчивость к психическим расстройствам: социальная поддержка, профессиональная деятельность, религиозные и моральные убеждения и пр.

15. Работы Р. Лэнга и движение антипсихиатрии. Критическая психиатрия (Д. Инглби, Т. Шаш).

16. Теория «навешивания ярлыков». Проблема стигматизации психически больных (И. Гоффман).

17. Задачи и особенности патопсихологического исследования по сравнению с другими видами психологического исследования.

18. Основные методики патопсихологической диагностики.

19. Нарушения сознания, умственной работоспособности.

20. , Нарушения памяти, восприятия, мышления, личности.

21. Отличие психологического диагноза от медицинского.

22. Виды патопсихологических синдромов (по В.М. Блейхеру).

23. Общая характеристика нарушений психической деятельности органического генеза.

24. Диагностика деменции в патопсихологическом исследовании.

25. Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии (нарушение динамики психических процессов, нарушение познавательных процессов, личностные нарушения).

26. Роль патопсихологического исследования в ранней диагностике атрофических заболеваний мозга.

27. Структура патопсихологических синдромов при болезнях Альцгеймера, Пика, Паркинсона.

28. Нарушения сознания и внимания умственной работоспособности, изменения личности, снижение - интеллектуальных способностей, нарушения памяти в острых и отдаленных последствиях черепно-мозговой травмы (далее - ЧМТ).

29. Систематика тревожных расстройств: паническое, фобическое, генерализованное тревожное, обсессивно-компульснвное.

30. Посттравматическое стрессовое и соматоформное расстройства.

16.3 Вопросы для подготовки к экзамену.

1. Предмет медицинской психологии и разделы медицинской психологии.

2. Качественные и количественные методы исследования и интерпретации данных в медицинской психологии.

3. Основные направления работы психолога в клинике.

4. Этические аспекты деятельности медицинского психолога.

5. Психологические методы профилактики заболеваний.

6. Психическое здоровье и психическая норма, психическое и психологическое здоровье.

7. Уровни психического здоровья по Б.С. Братусю: личностный, индивидуально-психологический, психофизиологический.

8. Психическая болезнь, психическое расстройство, симптом и синдром, оссновные виды психических расстройств.

9. Различные биологические факторы в развитии психических болезней: генетические, биохимические, нейрофизиологические.

10. Теория стресса как вариант биологического подхода в медицинской психологии.

11. Понятие совладающего поведения (копинга) и виды копинг-стратегий.

12. Развитие медицинской психологии в дореволюционной России (экспериментально-психологические исследования В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и др.)-

13. Развитие медицинской психологии в СССР - исследования И.П. Павлова, Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, Ю.Ф. Полякова, М.С. Лебединского, В.Н. Мясищева, С.Я. Рубинштейн, В.В. Николаевой, А.Ш. Тхостова, Е.Т.Соколовой, А.С. Спиваковской.

14. Развитие медицинской психологии в Республике Беларусь.

15. Понятие о психической патологии и механизмах ее развития в классическом и современном психоанализе (психоанализ З.Фрейда, психология самости (X. Когут), эгопсихология (А. Фрейд, Д. Раппапорт), психология объектных отношений (М. Балинт, Р. Спиц, М. Кляйн)).

16. Психоаналитический диагноз и уровни развития личности.

17. Методы психоаналитической терапии; анализ переноса, свободные ассоциации, интерпретация сновидений.

18. Модель психической патологии в рамках поведенческого подхода.

19. Роль научения в развитии психических расстройств.

20. Объяснение психических расстройств с позиций классического и оперантного научения.

21. Социально-когнитивная теория (Дж. Роттер, А. Бандура): научение по моделям, воспринимаемый контроль, самоэффективность.

22. Общие принципы и методы поведенческой терапии. Система поведенческой психотерапии Дж. Вольпе.

23. Модель психической патологии в когнитивном подходе.

24. Рационально-эмотивная терапия (А. Эллис).

25. Особенности рациональных иррациональных суждений.

26. Типичные иррациональные суждения, когнитивная терапия (А. Бек), модель возникновения психического расстройства по А. Беку: когнитивное содержание, когнитивные процессы, когнитивные элементы.

27. Принципы и методы когнитивной психотерапии.

28. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия.

29. Модель психической патологии в экзистенциально-гуманистическом подходе.

30. Основные экзистенциальные проблемы и их проявление при психических расстройствах.

31. Факторы возникновения невротических расстройств по К. Роджерсу.

32. Принципы и методы экзистенциальной психотерапии (Л. Бинсвангер, И. Ялом, Р. Мэй).

33. Социальные и культуральные факторы в развитии психической патологии.

34. Социальные факторы, повышающие устойчивость к психическим расстройствам: социальная поддержка, профессиональная деятельность, религиозные и моральные убеждения и пр.

35. Работы Р. Лэнга и движение антипсихиатрии. Критическая психиатрия (Д. Инглби, Т. Шаш).

36. Теория «навешивания ярлыков». Проблема стигматизации психически больных (И. Гоффман).

37. Задачи и особенности патопсихологического исследования по сравнению с другими видами психологического исследования.

38. Основные методики патопсихологической диагностики.

39. Нарушения сознания, умственной работоспособности.

40. , Нарушения памяти, восприятия, мышления, личности.

41. Отличие психологического диагноза от медицинского.

42. Виды патопсихологических синдромов (по В.М. Блейхеру).

43. Общая характеристика нарушений психической деятельности органического генеза.

44. Диагностика деменции в патопсихологическом исследовании.

45. Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии (нарушение динамики психических процессов, нарушение познавательных процессов, личностные нарушения).

46. Роль патопсихологического исследования в ранней диагностике атрофических заболеваний мозга.

47. Структура патопсихологических синдромов при болезнях Альцгеймера, Пика, Паркинсона.

48. Нарушения сознания и внимания умственной работоспособности, изменения личности, снижение - интеллектуальных способностей, нарушения памяти в острых и отдаленных последствиях черепно-мозговой травмы (далее - ЧМТ).

49. Систематика тревожных расстройств: паническое, фобическое, генерализованное тревожное, обсессивно-компульснвное.

50. Посттравматическое стрессовое и соматоформное расстройства.

51. Концепции тревожных расстройств в различных теоретических подходах.

52. Психотерапия больных с тревожными расстройствами.

53. Концепция истерии в классическом психоанализе. Современные представления об истерии.

54. Диссоциативные расстройства.

55. Психотерапия диссоциативных расстройств.

56. Общая характеристика синдрома депрессии, разновидности депрессивных синдромов.

57. Психологические теории депрессии: психоанализ, экзистенциализм, когнитивная теория депрессии А. Бека, теория выученной беспомощности М. Селигмана.

58. Основные подходы к психотерапии больных с депрессией.

59. Нарушения психической деятельности при маниакальных состояниях.

60. Современные подходы к определению и классификации расстройств личности. Психологические концепции возникновения личностных расстройств.

61. Виды личностных расстройств: шизоидное, шизотипическое.

62. Виды личностных расстройств: демонстративное, тревожное, зависимое.

63. Виды личностных расстройств: обсессивно-компульсивное, антисоциальное.

64. Виды личностных расстройств: параноидное, эмоционально неустойчивое, пограничное.

65. Патопсихологическая диагностика и психологическая помощь при расстройствах личности.

66. Структура и разновидности шизофренического синдрома.

67. Социальная адаптация больного шизофренией.

68. Психотерапия и психологическая реабилитация больных шизофренией.

69. Психологическая и физическая зависимость, толерантность, синдром отмены.

70. Психологические теории зависимости.

17. Система оценки знаний студента

Оценки по текущей успеваемости складываются из оценок текущего контроля и рубежного (промежуточного) контроля.

Текущий контроль успеваемости – систематическая проверка учебных достижений студента по каждой теме учебной дисциплины, проводимая преподавателем, ведущим учебное занятие.

Рубежный контроль проводится по завершении изучения 2 разделов (модулей) учебной дисциплины.

Итоговая оценка по дисциплине включает оценки текущей успеваемости и итогового контроля. Оценка текущей успеваемости (рейтинг допуска) составляет 60% от итоговой оценки знаний по дисциплине. Оценка экзамена составляет 40% от итоговой оценки знаний по дисциплине.

Оценка знаний студента осуществляется по балльно-рейтинговой буквенной системе с соответствующим переводом в традиционную шкалу оценок.

16.1.Шкала выставления рейтинга студента

  Структура контроля НЕДЕЛИ Итого
РК 1
Лекционные занятия
Практические занятия
СРСП
СРС          
  ИТОГО              
  Структура контроля НЕДЕЛИ Итого
РК 2
Лекционные занятия
Практические занятия
СРСП
СРС            
Курсовая работа             25
  ИТОГО              

Вид контроля Критерии оценки 1-го рейтинга (Р1), % Неделя Итоги 1-го рейтинга, (Р1) Критерии оценки 2-го рейтинга (Р2), % Неделя Итоги 2-го рейтинга, (Р2)
1. Посещение занятий (лекций)  
2. Выполнение заданий СРСП  
3. Выполнение заданий СРС                  
4. Выполнение заданий практических работ  
Итого                                  
7. Доля от итоговой оценки                   30%                 30%

Расчет итоговой оценки

Итоговая оценка по дисциплинев процентном содержании определяется по следующей формуле:

И% = Р1+Р2 х 0,6 + Э х 0,4

2

где:

Р1 – процентное содержание оценки 1-го рейтинга;

Р2 – процентное содержание оценки 2-го рейтинга;

Э – процентное содержание экзаменационной оценки (тест-экзамен).

16.3 Балльно - рейтинговая система оценки учебных достижений студента с переводом в традиционную шкалу оценок

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент баллов %-е содержание усвоения учебной дисциплины Оценка по традиционной системе
A 4,0 95-100 отлично
A- 3,67 90-94
B+ 3,33 85-89 хорошо
B 3,0 80-84
B- 2,67 75-79
C+ 2,33 70-74 удовлетворительно
C 2,0 65-69
C- 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D 1,0 50-54
F 0-49 неудовлетворительно

16.4 Политика академического поведения

Критерии оценки поведения Кол-во баллов*
1. Опоздание на занятие -1
2. Пользование сотовыми телефонами во время занятий -2
3. Активное участие на практических (семинарских) занятиях +3
4. Несоблюдение графика сдачи заданий СРС и СРСП -4

*Примечание:баллы понижающие рейтинг студента проставляются с минусом, повышающие – с плюсом.

Казахско-Русский Международный университет

Кафедра «Гуманитарных дисциплин»

К задачам медико-психологических (психотерапевтических) ка- - student2.ru

Наши рекомендации