К задачам медико-психологических (психотерапевтических) ка-
бинетов в территориальных поликлиниках не относятся:
1. Консультативная помощь пациентам по обращаемости
2. Отбор больных для психокоррекционной работы
3. Психотерапия больных с психическими расстройствами
4. Психопрофилактика соматогенических расстройств
5. Психокоррекция пациентов с психосоматическими нарушениями
Задачами кабинетов социально-психологической помощи насе-
лению являются:
1. Диагностика нервно-психических и психосоматических расстройств
2. Первичная и вторичная профилактика суицидальных тенденций и су-
ицидов у лиц с кризисной социально-психологической ситуацией
3. Дифференциальная диагностика типичных и атипичных форм пато-
психологических синдромов
4. Психотерапия лиц с неврозами и другими психическими и психосо-
матическими нарушениями
5. Медико-психологическая экспертиза трудоспособности пациентов
К основным деонтологическим задачам медработника (медпси-
холога) не относятся:
1. Назначение требуемых и адекватных психофармакологических
препаратов
2. Установление доверительного психологического контакта с пациентом
3. Патопсихологическая диагностика
4. Квалифицированно передать пациенту негативную информацию
5. Вселить в пациента оптимизм в прогнозе болезни
К этическим принципам общения медработника с больным от-
носятся (укажите неверный ответ):
1. Уважение к личности пациента
2. Принимать пациента и его проблемы такими, какие они есть
3 Терпимость и отсутствие проявлений неприятия пациента
4. Проявлять авторитарность в отношении к диагностико-терапевтиче-
ских мероприятий
5. Проявлять чувство заинтересованности и согласия во всем
В этико-деонтологической тактике общения с больными детьми
используют (укажите неверный ответ):
1. Эмоционально теплое отношение
2. Объяснение сути и прогноза болезни
3. Отвлечение от болезни
4. Организация мер по отвлечению от болезни
5. Проведение процедур с уговорами
В этико-деонтологической тактике отношений медработника с
пациентами следует учитывать (укажите неправильный ответ):
1. Нозологическую форму болезни
2. Возраст пациента
3. Тип темперамента пациента
4. Тяжесть болезни
5. Особенности характера пациента
53. Медико-психологическая экспертиза включает следующие виды:
1. Медико-криминалистическая
2. Военно-психологическая
3. Медицинский профотбор
4. Профессиональная ориентация
5. Судебно-психологическая
54. К основным положениям психологических экспертиз не относятся:
1. Получение объективного патопсихологического диагноза
2. Оценка эффективности лечения
3. Установление прогноза течения болезни
4. Соблюдение личностных интересов (прав) пациента
5. Установление степени выраженности расстройства
К общим принципам проведения психологической экспертизы
не относятся:
1. Целенаправленность
2. Объективность
3. Полнота и компетентность
4. Своевременность
5. Преемственность и синхронность
Трудовая психологическая экспертиза включает следующие на-
правления, за исключением (отметьте):
1. Профессиональную пригодность
2. Медицинский профотбор
3. Экспертизу временной нетрудоспособности
4. Профессиональную адаптацию
5. Профессиональную ориентацию
В систему профессиональной пригодности входят следующие
подсистемы, за исключением (отметьте):
1. Патопсихологическая диагностика
2. Профориентация
3. Профотбор
4. Профподготовка
5. Профадаптация
В психологическую составляющую профпригодности входят
следующие (укажите неправильный ответ):
1. Потребность в приобретении профессии
2. Мотивация и притязания
3. Навыки и знания
4. Тип темперамента
5 Особенности характера
Задачами психологической экспертизы нетрудоспособности не
являются:
1. Установление патопсихологического диагноза
2. Выявление глубины психических нарушений
3. Определение прогноза заболевания
4. Выявление сохранных элементов психики
5. Определение степени утраты трудоспособности
Какие в зависимости от глубины нарушения психической деятель-
Ности устанавливаются категории годности к военной службе при проведе-
нии военной психологической экспертизы (укажите неправильный ответ):
1. Годен к военной службе
2. Условно годен
3. Ограниченно годен
4. Временно не годен
5. Не годен
Вопросы для проведения рубежного и итогового контроля
16.1 Вопросы для подготовки к I рубежному контролю.
1. Предмет медицинской психологии и разделы медицинской психологии.
2. Качественные и количественные методы исследования и интерпретации данных в медицинской психологии.
3. Основные направления работы психолога в клинике.
4. Этические аспекты деятельности медицинского психолога.
5. Психологические методы профилактики заболеваний.
6. Психическое здоровье и психическая норма, психическое и психологическое здоровье.
7. Уровни психического здоровья по Б.С. Братусю: личностный, индивидуально-психологический, психофизиологический.
8. Психическая болезнь, психическое расстройство, симптом и синдром, оссновные виды психических расстройств.
9. Различные биологические факторы в развитии психических болезней: генетические, биохимические, нейрофизиологические.
10. Теория стресса как вариант биологического подхода в медицинской психологии.
11. Понятие совладающего поведения (копинга) и виды копинг-стратегий.
12. Развитие медицинской психологии в дореволюционной России (экспериментально-психологические исследования В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и др.)-
13. Развитие медицинской психологии в СССР - исследования И.П. Павлова, Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, Ю.Ф. Полякова, М.С. Лебединского, В.Н. Мясищева, С.Я. Рубинштейн, В.В. Николаевой, А.Ш. Тхостова, Е.Т.Соколовой, А.С. Спиваковской.
14. Развитие медицинской психологии в Республике Беларусь.
15. Понятие о психической патологии и механизмах ее развития в классическом и современном психоанализе (психоанализ З.Фрейда, психология самости (X. Когут), эгопсихология (А. Фрейд, Д. Раппапорт), психология объектных отношений (М. Балинт, Р. Спиц, М. Кляйн)).
16. Психоаналитический диагноз и уровни развития личности.
17. Методы психоаналитической терапии; анализ переноса, свободные ассоциации, интерпретация сновидений.
18. Модель психической патологии в рамках поведенческого подхода.
19. Роль научения в развитии психических расстройств.
20. Объяснение психических расстройств с позиций классического и оперантного научения.
16.2 Вопросы для подготовки к II рубежному контролю.
1. Социально-когнитивная теория (Дж. Роттер, А. Бандура): научение по моделям, воспринимаемый контроль, самоэффективность.
2. Общие принципы и методы поведенческой терапии. Система поведенческой психотерапии Дж. Вольпе.
3. Модель психической патологии в когнитивном подходе.
4. Рационально-эмотивная терапия (А. Эллис).
5. Особенности рациональных иррациональных суждений.
6. Типичные иррациональные суждения, когнитивная терапия (А. Бек), модель возникновения психического расстройства по А. Беку: когнитивное содержание, когнитивные процессы, когнитивные элементы.
7. Принципы и методы когнитивной психотерапии.
8. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия.
9. Модель психической патологии в экзистенциально-гуманистическом подходе.
10. Основные экзистенциальные проблемы и их проявление при психических расстройствах.
11. Факторы возникновения невротических расстройств по К. Роджерсу.
12. Принципы и методы экзистенциальной психотерапии (Л. Бинсвангер, И. Ялом, Р. Мэй).
13. Социальные и культуральные факторы в развитии психической патологии.
14. Социальные факторы, повышающие устойчивость к психическим расстройствам: социальная поддержка, профессиональная деятельность, религиозные и моральные убеждения и пр.
15. Работы Р. Лэнга и движение антипсихиатрии. Критическая психиатрия (Д. Инглби, Т. Шаш).
16. Теория «навешивания ярлыков». Проблема стигматизации психически больных (И. Гоффман).
17. Задачи и особенности патопсихологического исследования по сравнению с другими видами психологического исследования.
18. Основные методики патопсихологической диагностики.
19. Нарушения сознания, умственной работоспособности.
20. , Нарушения памяти, восприятия, мышления, личности.
21. Отличие психологического диагноза от медицинского.
22. Виды патопсихологических синдромов (по В.М. Блейхеру).
23. Общая характеристика нарушений психической деятельности органического генеза.
24. Диагностика деменции в патопсихологическом исследовании.
25. Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии (нарушение динамики психических процессов, нарушение познавательных процессов, личностные нарушения).
26. Роль патопсихологического исследования в ранней диагностике атрофических заболеваний мозга.
27. Структура патопсихологических синдромов при болезнях Альцгеймера, Пика, Паркинсона.
28. Нарушения сознания и внимания умственной работоспособности, изменения личности, снижение - интеллектуальных способностей, нарушения памяти в острых и отдаленных последствиях черепно-мозговой травмы (далее - ЧМТ).
29. Систематика тревожных расстройств: паническое, фобическое, генерализованное тревожное, обсессивно-компульснвное.
30. Посттравматическое стрессовое и соматоформное расстройства.
16.3 Вопросы для подготовки к экзамену.
1. Предмет медицинской психологии и разделы медицинской психологии.
2. Качественные и количественные методы исследования и интерпретации данных в медицинской психологии.
3. Основные направления работы психолога в клинике.
4. Этические аспекты деятельности медицинского психолога.
5. Психологические методы профилактики заболеваний.
6. Психическое здоровье и психическая норма, психическое и психологическое здоровье.
7. Уровни психического здоровья по Б.С. Братусю: личностный, индивидуально-психологический, психофизиологический.
8. Психическая болезнь, психическое расстройство, симптом и синдром, оссновные виды психических расстройств.
9. Различные биологические факторы в развитии психических болезней: генетические, биохимические, нейрофизиологические.
10. Теория стресса как вариант биологического подхода в медицинской психологии.
11. Понятие совладающего поведения (копинга) и виды копинг-стратегий.
12. Развитие медицинской психологии в дореволюционной России (экспериментально-психологические исследования В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и др.)-
13. Развитие медицинской психологии в СССР - исследования И.П. Павлова, Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, Ю.Ф. Полякова, М.С. Лебединского, В.Н. Мясищева, С.Я. Рубинштейн, В.В. Николаевой, А.Ш. Тхостова, Е.Т.Соколовой, А.С. Спиваковской.
14. Развитие медицинской психологии в Республике Беларусь.
15. Понятие о психической патологии и механизмах ее развития в классическом и современном психоанализе (психоанализ З.Фрейда, психология самости (X. Когут), эгопсихология (А. Фрейд, Д. Раппапорт), психология объектных отношений (М. Балинт, Р. Спиц, М. Кляйн)).
16. Психоаналитический диагноз и уровни развития личности.
17. Методы психоаналитической терапии; анализ переноса, свободные ассоциации, интерпретация сновидений.
18. Модель психической патологии в рамках поведенческого подхода.
19. Роль научения в развитии психических расстройств.
20. Объяснение психических расстройств с позиций классического и оперантного научения.
21. Социально-когнитивная теория (Дж. Роттер, А. Бандура): научение по моделям, воспринимаемый контроль, самоэффективность.
22. Общие принципы и методы поведенческой терапии. Система поведенческой психотерапии Дж. Вольпе.
23. Модель психической патологии в когнитивном подходе.
24. Рационально-эмотивная терапия (А. Эллис).
25. Особенности рациональных иррациональных суждений.
26. Типичные иррациональные суждения, когнитивная терапия (А. Бек), модель возникновения психического расстройства по А. Беку: когнитивное содержание, когнитивные процессы, когнитивные элементы.
27. Принципы и методы когнитивной психотерапии.
28. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия.
29. Модель психической патологии в экзистенциально-гуманистическом подходе.
30. Основные экзистенциальные проблемы и их проявление при психических расстройствах.
31. Факторы возникновения невротических расстройств по К. Роджерсу.
32. Принципы и методы экзистенциальной психотерапии (Л. Бинсвангер, И. Ялом, Р. Мэй).
33. Социальные и культуральные факторы в развитии психической патологии.
34. Социальные факторы, повышающие устойчивость к психическим расстройствам: социальная поддержка, профессиональная деятельность, религиозные и моральные убеждения и пр.
35. Работы Р. Лэнга и движение антипсихиатрии. Критическая психиатрия (Д. Инглби, Т. Шаш).
36. Теория «навешивания ярлыков». Проблема стигматизации психически больных (И. Гоффман).
37. Задачи и особенности патопсихологического исследования по сравнению с другими видами психологического исследования.
38. Основные методики патопсихологической диагностики.
39. Нарушения сознания, умственной работоспособности.
40. , Нарушения памяти, восприятия, мышления, личности.
41. Отличие психологического диагноза от медицинского.
42. Виды патопсихологических синдромов (по В.М. Блейхеру).
43. Общая характеристика нарушений психической деятельности органического генеза.
44. Диагностика деменции в патопсихологическом исследовании.
45. Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии (нарушение динамики психических процессов, нарушение познавательных процессов, личностные нарушения).
46. Роль патопсихологического исследования в ранней диагностике атрофических заболеваний мозга.
47. Структура патопсихологических синдромов при болезнях Альцгеймера, Пика, Паркинсона.
48. Нарушения сознания и внимания умственной работоспособности, изменения личности, снижение - интеллектуальных способностей, нарушения памяти в острых и отдаленных последствиях черепно-мозговой травмы (далее - ЧМТ).
49. Систематика тревожных расстройств: паническое, фобическое, генерализованное тревожное, обсессивно-компульснвное.
50. Посттравматическое стрессовое и соматоформное расстройства.
51. Концепции тревожных расстройств в различных теоретических подходах.
52. Психотерапия больных с тревожными расстройствами.
53. Концепция истерии в классическом психоанализе. Современные представления об истерии.
54. Диссоциативные расстройства.
55. Психотерапия диссоциативных расстройств.
56. Общая характеристика синдрома депрессии, разновидности депрессивных синдромов.
57. Психологические теории депрессии: психоанализ, экзистенциализм, когнитивная теория депрессии А. Бека, теория выученной беспомощности М. Селигмана.
58. Основные подходы к психотерапии больных с депрессией.
59. Нарушения психической деятельности при маниакальных состояниях.
60. Современные подходы к определению и классификации расстройств личности. Психологические концепции возникновения личностных расстройств.
61. Виды личностных расстройств: шизоидное, шизотипическое.
62. Виды личностных расстройств: демонстративное, тревожное, зависимое.
63. Виды личностных расстройств: обсессивно-компульсивное, антисоциальное.
64. Виды личностных расстройств: параноидное, эмоционально неустойчивое, пограничное.
65. Патопсихологическая диагностика и психологическая помощь при расстройствах личности.
66. Структура и разновидности шизофренического синдрома.
67. Социальная адаптация больного шизофренией.
68. Психотерапия и психологическая реабилитация больных шизофренией.
69. Психологическая и физическая зависимость, толерантность, синдром отмены.
70. Психологические теории зависимости.
17. Система оценки знаний студента
Оценки по текущей успеваемости складываются из оценок текущего контроля и рубежного (промежуточного) контроля.
Текущий контроль успеваемости – систематическая проверка учебных достижений студента по каждой теме учебной дисциплины, проводимая преподавателем, ведущим учебное занятие.
Рубежный контроль проводится по завершении изучения 2 разделов (модулей) учебной дисциплины.
Итоговая оценка по дисциплине включает оценки текущей успеваемости и итогового контроля. Оценка текущей успеваемости (рейтинг допуска) составляет 60% от итоговой оценки знаний по дисциплине. Оценка экзамена составляет 40% от итоговой оценки знаний по дисциплине.
Оценка знаний студента осуществляется по балльно-рейтинговой буквенной системе с соответствующим переводом в традиционную шкалу оценок.
16.1.Шкала выставления рейтинга студента
Структура контроля | НЕДЕЛИ | Итого | |||||||
РК 1 | |||||||||
Лекционные занятия | |||||||||
Практические занятия | |||||||||
СРСП | |||||||||
СРС | |||||||||
ИТОГО |
Структура контроля | НЕДЕЛИ | Итого | |||||||
РК 2 | |||||||||
Лекционные занятия | |||||||||
Практические занятия | |||||||||
СРСП | |||||||||
СРС | |||||||||
Курсовая работа | 25 | ||||||||
ИТОГО |
№ | Вид контроля | Критерии оценки 1-го рейтинга (Р1), % | Неделя | Итоги 1-го рейтинга, (Р1) | Критерии оценки 2-го рейтинга (Р2), % | Неделя | Итоги 2-го рейтинга, (Р2) | |||||||||||||
1. | Посещение занятий (лекций) | |||||||||||||||||||
2. | Выполнение заданий СРСП | |||||||||||||||||||
3. | Выполнение заданий СРС | |||||||||||||||||||
4. | Выполнение заданий практических работ | |||||||||||||||||||
Итого | ||||||||||||||||||||
7. | Доля от итоговой оценки | 30% | 30% |
Расчет итоговой оценки
Итоговая оценка по дисциплинев процентном содержании определяется по следующей формуле:
И% = Р1+Р2 х 0,6 + Э х 0,4
2
где:
Р1 – процентное содержание оценки 1-го рейтинга;
Р2 – процентное содержание оценки 2-го рейтинга;
Э – процентное содержание экзаменационной оценки (тест-экзамен).
16.3 Балльно - рейтинговая система оценки учебных достижений студента с переводом в традиционную шкалу оценок
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | %-е содержание усвоения учебной дисциплины | Оценка по традиционной системе |
A | 4,0 | 95-100 | отлично |
A- | 3,67 | 90-94 | |
B+ | 3,33 | 85-89 | хорошо |
B | 3,0 | 80-84 | |
B- | 2,67 | 75-79 | |
C+ | 2,33 | 70-74 | удовлетворительно |
C | 2,0 | 65-69 | |
C- | 1,67 | 60-64 | |
D+ | 1,33 | 55-59 | |
D | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | неудовлетворительно |
16.4 Политика академического поведения
№ | Критерии оценки поведения | Кол-во баллов* |
1. | Опоздание на занятие | -1 |
2. | Пользование сотовыми телефонами во время занятий | -2 |
3. | Активное участие на практических (семинарских) занятиях | +3 |
4. | Несоблюдение графика сдачи заданий СРС и СРСП | -4 |
*Примечание:баллы понижающие рейтинг студента проставляются с минусом, повышающие – с плюсом.
Казахско-Русский Международный университет |
Кафедра «Гуманитарных дисциплин»