Тема 11. Симптомы и виды патологии памяти

Психология памяти. Дисамнезии (гипер-, гипоамнезии и амнезии), их виды по отношению к периоду болезни, функции памяти, динамике, объекту. Парамнезии: виды, характерные особенности.

Тема 12. Нарушения эмоционально-волевой сферы в клинике

Психология и патология эмоций. Продуктивные и негативные эмоциональные расстройства – стезии, тимии и другие варианты, характеристики. Психология воли и варианты патологии: мотивационной компоненты (угнетение, усиление, извращение), интеллектуальной компоненты, реализации волевого усилия.

Тема 13. Шизофрения, нарушения мышления, эмоций, мотивов и личности. Психотерапия

Этиопатогенитические теории шизофрении. Особенности клинических синдромов нарушения мышления, личности, эмоций, критичности. Диагностические критерии «первого и второго ранга», классификация. Типы шизофрении – характеристика и отличия. Особенности психотерапии больных и работы с членами семьи.

Тема 14. Нарушения познавательной сферы при аффективных расстройствах – депрессивные синдромы

Определение и классификация синдромов аффективных расстройств.

Распространенность, этиологические теории депрессии. Типичные и атипичные непсихотические и психотические депрессивные синдромы, варианты депрессивного эпизода, рекуррентные, психопатические и ларвированные депрессии, диагностические критерии. Психотерапия больных с депрессиями.

Тема 15. Нарушения психической деятельности при маниакальных и смешанных аффективных состояниях

Понятие, распространенность. Типичные и атипичные варианты непсихотических и психотических маниакальных синдромов, хронические расстройства настроения. Дифференциальная диагностика расстройств настроения, лечения и психопрофилактика и психотерапия.

11. Календарно-тематический план

Название темы Количество часов
Очное обучение 3 г.о./ 4 г.о.
Всего Лекции Прак.за. Лаб.зан. СРСП СРС
Медицинской психология: предмет и задачи -
Методы исследования в медицинской психологии, их значение в психодиагностике -
Основы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии -
Медико-психологическая помощь, формы организации работы медицинского психолога. Этико-деонтологические принципы общения с пациентами и коллективом -
Трудовая, военная, медико-педагогическая и судебно- психологическая экспертизы -
Психологические закономерности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний -
Основы социопсихосоматики. Сомато- и психогении -
Основные положения методологии диагностического процесса в клинической психологии -
Патопсихологические симптомы чувственного познания. Нарушения сознания -
Патопсихологические симптомы рационального познания. Нарушения мышления -
Симптомы и виды патологии памяти -
Нарушения эмоционально-волевой сферы в клинике -
Шизофрения – нарушения мышления, эмоций, мотивов и личности. Психотерапия больных шизофренией -
Нарушения познавательной сферы при аффективных расстройствах – депрессивные синдромы -
Нарушения психической деятельности при маниакальных и смешанных аффективных состояниях -
  Итого -

План лекций, практических занятий



№ темы План лекций План практических занятий
Медицинская психология: предмет и задачи План: Предмет изучения медицинской психологии, ее основные разделы, блоки, особенности взаимоотношений с пациентом. Критерии психического здоровья и расстройств. Основные направления и теории медицинской психологии, патопсихологические регистр-синдромы. Медицинская психология: предмет и задачи План: Предмет изучения медицинской психологии, ее основные разделы, блоки, особенности взаимоотношений с пациентом. Критерии психического здоровья и расстройств. Основные направления и теории медицинской психологии, патопсихологические регистр-синдромы.
Методы исследования в медицинской психологии, их значение в психодиагностике План: Направления лечебно-диагностического блока медицинской психологии. Методы, используемые в психодиагностике. Способы и средства общения с пациентом (вербальная и невербальная коммуникации), их характеристика, критерии эффективности, виды, условия. Патопсихологический эксперимент, этапы и виды. Психологическое тестирование, значение в психодиагностике и психокоррекции. Методы исследования в медицинской психологии, их значение в психодиагностике План: Направления лечебно-диагностического блока медицинской психологии. Методы, используемые в психодиагностике. Способы и средства общения с пациентом (вербальная и невербальная коммуникации), их характеристика, критерии эффективности, виды, условия. Патопсихологический эксперимент, этапы и виды. Психологическое тестирование, значение в психодиагностике и психокоррекции.
Основы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии План: Лечебно-профилактический блок медицинской психологии. Понятия, характеристика видов и направлений психопрофилактики и психогигиены. Психотерапия: положения, принципы и методы. Основы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии План: Лечебно-профилактический блок медицинской психологии. Понятия, характеристика видов и направлений психопрофилактики и психогигиены. Психотерапия: положения, принципы и методы.
Медико-психологическая помощь, формы организации работы медицинского психолога. Этико-деонтологические принципы общения с пациентом и коллегами План: Медико-социальные и эпидемиологические аспекты развития медико-психологической помощи населению. Принципы и нормативная база, структура и формы организации медико-профилактической службы, их характеристика и задачи. Этические принципы общения с пациентом и коллегами, деонтологическая тактика общения с учетом возраста, характера и темперамента. Медико-психологическая помощь, формы организации работы медицинского психолога. Этико-деонтологические принципы общения с пациентом и коллегами План: Медико-социальные и эпидемиологические аспекты развития медико-психологической помощи населению. Принципы и нормативная база, структура и формы организации медико-профилактической службы, их характеристика и задачи. Этические принципы общения с пациентом и коллегами, деонтологическая тактика общения с учетом возраста, характера и темперамента.
Трудовая, военная, медико-педагогическая и судебная психологические экспертизы План: Общие положения и принципы проведения психологической экспертизы. Медико-социальная (трудовая) психологическая экспертиза: профессия, профессиограмма, медико-психологическая профориентация, профпригодность, профотбор, экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности больных с психическими расстройствами – понятия и характеристика. Особенности военной и медико-педагогической психологической экспертизы (задачи и понятия). Судебно-психологическая (психиатрическая) экспертиза – задачи, организация и проведение освидетельствования и экспертизы, законодательная база, виды экспертиз, примеры. Трудовая, военная, медико-педагогическая и судебная психологические экспертизы План: Общие положения и принципы проведения психологической экспертизы. Медико-социальная (трудовая) психологическая экспертиза: профессия, профессиограмма, медико-психологическая профориентация, профпригодность, профотбор, экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности больных с психическими расстройствами – понятия и характеристика. Особенности военной и медико-педагогической психологической экспертизы (задачи и понятия). Судебно-психологическая (психиатрическая) экспертиза – задачи, организация и проведение освидетельствования и экспертизы, законодательная база, виды экспертиз, примеры.
Психологические закономерности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний план: Особенности психического состояния больного, внешняя и внутренняя картина болезни, их уровни. Типы адекватного и неадекватного отношения пациента к болезни, несотрудничающие и манипулятивные пациенты, синдром Мюнхаузена, учет их характера в лечении и профилактике патологии. Формы передачи информации (нераскрытие, полное раскрытие, индивидуализированное раскрытие). Психологические закономерности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний план: Особенности психического состояния больного, внешняя и внутренняя картина болезни, их уровни. Типы адекватного и неадекватного отношения пациента к болезни, несотрудничающие и манипулятивные пациенты, синдром Мюнхаузена, учет их характера в лечении и профилактике патологии. Формы передачи информации (нераскрытие, полное раскрытие, индивидуализированное раскрытие).
Основы социопсихосоматики. Сомато - и психогении План: Психосоматическая патология; большая и малая психосоматика. Психо- и соматогении. Особенности психологии пациента в зависимости от формы и течения заболевания. Диагностика и тактика лечения психосоматической патологии. Основы социопсихосоматики. Сомато - и психогении План: Психосоматическая патология; большая и малая психосоматика. Психо- и соматогении. Особенности психологии пациента в зависимости от формы и течения заболевания. Диагностика и тактика лечения психосоматической патологии.
Основные положения методологии диагностического процесса в клинической психологии. План: Основные методологические понятия и дефиниции – диагноз, диагностика (этапы), нозологическая форма, феномен болезни, симптомы, синдромы (синдромокинез, синдромотаксис) – виды и уровни, род, типы и периоды заболевания. Психотический и непсихотический уровень психопатологических расстройств (характеристика и синдромы). Основные положения методологии диагностического процесса в клинической психологии. План: Основные методологические понятия и дефиниции – диагноз, диагностика (этапы), нозологическая форма, феномен болезни, симптомы, синдромы (синдромокинез, синдромотаксис) – виды и уровни, род, типы и периоды заболевания. Психотический и непсихотический уровень психопатологических расстройств (характеристика и синдромы).
Патопсихологические симптомы и синдромы нарушения сознания и чувственного познания План: Нарушение сознания: непароксизмальные помрачения (онейроид, делирий, аменция) и выключения (оглушенность, сопор, кома), пароксизмальные помрачения (сумеречные, классические и с автоматизмом) и выключения (большие и малые судорожные припадки). Психология чувственного познания. Варианты и классификация патологии ощущения (изменения порогов чувствительности и сенестопатии), восприятия (виды психосенсорных расстройств и иллюзий), представлений (истинные и ложные галлюцинации, их классификация и характеристика). Патопсихологические симптомы и синдромы нарушения сознания и чувственного познания План: Нарушение сознания: непароксизмальные помрачения (онейроид, делирий, аменция) и выключения (оглушенность, сопор, кома), пароксизмальные помрачения (сумеречные, классические и с автоматизмом) и выключения (большие и малые судорожные припадки). Психология чувственного познания. Варианты и классификация патологии ощущения (изменения порогов чувствительности и сенестопатии), восприятия (виды психосенсорных расстройств и иллюзий), представлений (истинные и ложные галлюцинации, их классификация и характеристика).
Патопсихологические симптомы рационального познания. Нарушения мышления План: Психология мышления. Варианты патологии мышления: расстройства содержания идеи (навязчивые, сверхценные, бредовые, смешанные) и расстройства формы ассоциативного процесса (нарушения темпа, подвижности, целенаправленности, строя речи и т.д.), их характеристики и особенности. Патопсихологические симптомы рационального познания. Нарушения мышления План: Психология мышления. Варианты патологии мышления: расстройства содержания идеи (навязчивые, сверхценные, бредовые, смешанные) и расстройства формы ассоциативного процесса (нарушения темпа, подвижности, целенаправленности, строя речи и т.д.), их характеристики и особенности.
Симптомы и виды патологии памяти План: Психология памяти. Дисамнезии (гипер, гипоамнезии и амнезии), их виды по отношению к периоду болезни, функции памяти, динамике, объекту. Парамнезии: виды, характерные особенности. Симптомы и виды патологии памяти План: Психология памяти. Дисамнезии (гипер, гипоамнезии и амнезии), их виды по отношению к периоду болезни, функции памяти, динамике, объекту. Парамнезии: виды, характерные особенности.
Нарушения эмоционально-волевой сферы в клинике План: Психология и патология эмоций. Продуктивные и негативные эмоциональные расстройства – стезии, тимии и другие варианты, характеристики. Психология воли и варианты патологии: мотивационной компоненты (угнетение, усиление, извращение), интеллектуальной компоненты, реализации волевого усилия Нарушения эмоционально-волевой сферы в клинике План: Психология и патология эмоций. Продуктивные и негативные эмоциональные расстройства – стезии, тимии и другие варианты, характеристики. Психология воли и варианты патологии: мотивационной компоненты (угнетение, усиление, извращение), интеллектуальной компоненты, реализации волевого усилия
Шизофрения, нарушения мышления, эмоций, мотивов и личности. Психотерапия План: Этиопатогенитические теории шизофрении. Особенности клинических синдромов нарушения мышления, личности, эмоций, критичности. Диагностические критерии «первого и второго ранга», классификация. Типы шизофрении – характеристика и отличия. Особенности психотерапии больных и работы с членами семьи. Шизофрения, нарушения мышления, эмоций, мотивов и личности. Психотерапия План: Этиопатогенитические теории шизофрении. Особенности клинических синдромов нарушения мышления, личности, эмоций, критичности. Диагностические критерии «первого и второго ранга», классификация. Типы шизофрении – характеристика и отличия. Особенности психотерапии больных и работы с членами семьи.
Нарушения познавательной сферы при аффективных расстройствах – депрессивные синдромы План: Определение и классификация синдромов аффективных расстройств. Распространенность, этиологические теории депрессии. Типичные и атипичные непсихотические и психотические депрессивные синдромы, варианты депрессивного эпизода, рекуррентные, психопатические и ларвированные депрессии, диагностические критерии. Психотерапия больных с депрессиями. Нарушения познавательной сферы при аффективных расстройствах – депрессивные синдромы План: Определение и классификация синдромов аффективных расстройств. Распространенность, этиологические теории депрессии. Типичные и атипичные непсихотические и психотические депрессивные синдромы, варианты депрессивного эпизода, рекуррентные, психопатические и ларвированные депрессии, диагностические критерии. Психотерапия больных с депрессиями.
Нарушения психической деятельности при маниакальных и смешанных аффективных состояниях План: Понятие, распространенность. Типичные и атипичные варианты непсихотических и психотических маниакальных синдромов, хронические расстройства настроения. Дифференциальная диагностика расстройств настроения, лечения и психопрофилактика и психотерапия. Нарушения психической деятельности при маниакальных и смешанных аффективных состояниях План: Понятие, распространенность. Типичные и атипичные варианты непсихотических и психотических маниакальных синдромов, хронические расстройства настроения. Дифференциальная диагностика расстройств настроения, лечения и психопрофилактика и психотерапия.

План проведения СРСП (консультации)



№ п/п Тема задания Форма проведения СРСП
Очное обучение
Предмет, цели и задачи медицинской психологии. Факторы, определяющие необходимость интенсивного развития современной медицинской психологии. Карта памяти Теоретический анализ
История развития медицинской психологии Дискуссия Доклад
Современное состояние медицинской психологии и ее основные разделы Консультации по данной теме Обсуждение Опрос
Основные аспекты практической деятельности медицинских психологов Письменная работа Практическое задание Составление схем, таблиц
Определение понятий «нормы» и «патологии» как основная методологическая проблема медицинской психологии Презентация Опрос
Основные объяснительные парадигмы в медицинской психологии Реферат с докладом Рефераты (выступления) Рефераты (статьи)
Патопсихологическая диагностика тест
Развитие психики в норме и патологии Реферат с докладом Рефераты (выступления) Рефераты (статьи)
Психическое недоразвитие Составление кроссворда Составление схем, таблиц, планов
Задержанное психическое развитие Статьи, выступления
Поврежденное психическое развитие Устное сообщение Устный опрос
Дефицитарное психическое развитие Эссе Консультации по данной теме
Искаженное психическое развитие Дискуссия Доклад
Дисгармоническое психическое развитие Устное сообщение Устный опрос
Общие понятия о психических заболеваниях. Шизофрения. Эпилепсия. Доклад
  Определение уровня знаний студентов в конце академического периода (Рубежный контроль) тест

Наши рекомендации