Тема 11. Симптомы и виды патологии памяти
Психология памяти. Дисамнезии (гипер-, гипоамнезии и амнезии), их виды по отношению к периоду болезни, функции памяти, динамике, объекту. Парамнезии: виды, характерные особенности.
Тема 12. Нарушения эмоционально-волевой сферы в клинике
Психология и патология эмоций. Продуктивные и негативные эмоциональные расстройства – стезии, тимии и другие варианты, характеристики. Психология воли и варианты патологии: мотивационной компоненты (угнетение, усиление, извращение), интеллектуальной компоненты, реализации волевого усилия.
Тема 13. Шизофрения, нарушения мышления, эмоций, мотивов и личности. Психотерапия
Этиопатогенитические теории шизофрении. Особенности клинических синдромов нарушения мышления, личности, эмоций, критичности. Диагностические критерии «первого и второго ранга», классификация. Типы шизофрении – характеристика и отличия. Особенности психотерапии больных и работы с членами семьи.
Тема 14. Нарушения познавательной сферы при аффективных расстройствах – депрессивные синдромы
Определение и классификация синдромов аффективных расстройств.
Распространенность, этиологические теории депрессии. Типичные и атипичные непсихотические и психотические депрессивные синдромы, варианты депрессивного эпизода, рекуррентные, психопатические и ларвированные депрессии, диагностические критерии. Психотерапия больных с депрессиями.
Тема 15. Нарушения психической деятельности при маниакальных и смешанных аффективных состояниях
Понятие, распространенность. Типичные и атипичные варианты непсихотических и психотических маниакальных синдромов, хронические расстройства настроения. Дифференциальная диагностика расстройств настроения, лечения и психопрофилактика и психотерапия.
11. Календарно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | |||||
Очное обучение 3 г.о./ 4 г.о. | |||||||
Всего | Лекции | Прак.за. | Лаб.зан. | СРСП | СРС | ||
Медицинской психология: предмет и задачи | - | ||||||
Методы исследования в медицинской психологии, их значение в психодиагностике | - | ||||||
Основы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии | - | ||||||
Медико-психологическая помощь, формы организации работы медицинского психолога. Этико-деонтологические принципы общения с пациентами и коллективом | - | ||||||
Трудовая, военная, медико-педагогическая и судебно- психологическая экспертизы | - | ||||||
Психологические закономерности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний | - | ||||||
Основы социопсихосоматики. Сомато- и психогении | - | ||||||
Основные положения методологии диагностического процесса в клинической психологии | - | ||||||
Патопсихологические симптомы чувственного познания. Нарушения сознания | - | ||||||
Патопсихологические симптомы рационального познания. Нарушения мышления | - | ||||||
Симптомы и виды патологии памяти | - | ||||||
Нарушения эмоционально-волевой сферы в клинике | - | ||||||
Шизофрения – нарушения мышления, эмоций, мотивов и личности. Психотерапия больных шизофренией | - | ||||||
Нарушения познавательной сферы при аффективных расстройствах – депрессивные синдромы | - | ||||||
Нарушения психической деятельности при маниакальных и смешанных аффективных состояниях | - | ||||||
Итого | - |
План лекций, практических занятий
№ темы | План лекций | План практических занятий |
Медицинская психология: предмет и задачи План: Предмет изучения медицинской психологии, ее основные разделы, блоки, особенности взаимоотношений с пациентом. Критерии психического здоровья и расстройств. Основные направления и теории медицинской психологии, патопсихологические регистр-синдромы. | Медицинская психология: предмет и задачи План: Предмет изучения медицинской психологии, ее основные разделы, блоки, особенности взаимоотношений с пациентом. Критерии психического здоровья и расстройств. Основные направления и теории медицинской психологии, патопсихологические регистр-синдромы. | |
Методы исследования в медицинской психологии, их значение в психодиагностике План: Направления лечебно-диагностического блока медицинской психологии. Методы, используемые в психодиагностике. Способы и средства общения с пациентом (вербальная и невербальная коммуникации), их характеристика, критерии эффективности, виды, условия. Патопсихологический эксперимент, этапы и виды. Психологическое тестирование, значение в психодиагностике и психокоррекции. | Методы исследования в медицинской психологии, их значение в психодиагностике План: Направления лечебно-диагностического блока медицинской психологии. Методы, используемые в психодиагностике. Способы и средства общения с пациентом (вербальная и невербальная коммуникации), их характеристика, критерии эффективности, виды, условия. Патопсихологический эксперимент, этапы и виды. Психологическое тестирование, значение в психодиагностике и психокоррекции. | |
Основы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии План: Лечебно-профилактический блок медицинской психологии. Понятия, характеристика видов и направлений психопрофилактики и психогигиены. Психотерапия: положения, принципы и методы. | Основы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии План: Лечебно-профилактический блок медицинской психологии. Понятия, характеристика видов и направлений психопрофилактики и психогигиены. Психотерапия: положения, принципы и методы. | |
Медико-психологическая помощь, формы организации работы медицинского психолога. Этико-деонтологические принципы общения с пациентом и коллегами План: Медико-социальные и эпидемиологические аспекты развития медико-психологической помощи населению. Принципы и нормативная база, структура и формы организации медико-профилактической службы, их характеристика и задачи. Этические принципы общения с пациентом и коллегами, деонтологическая тактика общения с учетом возраста, характера и темперамента. | Медико-психологическая помощь, формы организации работы медицинского психолога. Этико-деонтологические принципы общения с пациентом и коллегами План: Медико-социальные и эпидемиологические аспекты развития медико-психологической помощи населению. Принципы и нормативная база, структура и формы организации медико-профилактической службы, их характеристика и задачи. Этические принципы общения с пациентом и коллегами, деонтологическая тактика общения с учетом возраста, характера и темперамента. | |
Трудовая, военная, медико-педагогическая и судебная психологические экспертизы План: Общие положения и принципы проведения психологической экспертизы. Медико-социальная (трудовая) психологическая экспертиза: профессия, профессиограмма, медико-психологическая профориентация, профпригодность, профотбор, экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности больных с психическими расстройствами – понятия и характеристика. Особенности военной и медико-педагогической психологической экспертизы (задачи и понятия). Судебно-психологическая (психиатрическая) экспертиза – задачи, организация и проведение освидетельствования и экспертизы, законодательная база, виды экспертиз, примеры. | Трудовая, военная, медико-педагогическая и судебная психологические экспертизы План: Общие положения и принципы проведения психологической экспертизы. Медико-социальная (трудовая) психологическая экспертиза: профессия, профессиограмма, медико-психологическая профориентация, профпригодность, профотбор, экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности больных с психическими расстройствами – понятия и характеристика. Особенности военной и медико-педагогической психологической экспертизы (задачи и понятия). Судебно-психологическая (психиатрическая) экспертиза – задачи, организация и проведение освидетельствования и экспертизы, законодательная база, виды экспертиз, примеры. | |
Психологические закономерности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний план: Особенности психического состояния больного, внешняя и внутренняя картина болезни, их уровни. Типы адекватного и неадекватного отношения пациента к болезни, несотрудничающие и манипулятивные пациенты, синдром Мюнхаузена, учет их характера в лечении и профилактике патологии. Формы передачи информации (нераскрытие, полное раскрытие, индивидуализированное раскрытие). | Психологические закономерности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний план: Особенности психического состояния больного, внешняя и внутренняя картина болезни, их уровни. Типы адекватного и неадекватного отношения пациента к болезни, несотрудничающие и манипулятивные пациенты, синдром Мюнхаузена, учет их характера в лечении и профилактике патологии. Формы передачи информации (нераскрытие, полное раскрытие, индивидуализированное раскрытие). | |
Основы социопсихосоматики. Сомато - и психогении План: Психосоматическая патология; большая и малая психосоматика. Психо- и соматогении. Особенности психологии пациента в зависимости от формы и течения заболевания. Диагностика и тактика лечения психосоматической патологии. | Основы социопсихосоматики. Сомато - и психогении План: Психосоматическая патология; большая и малая психосоматика. Психо- и соматогении. Особенности психологии пациента в зависимости от формы и течения заболевания. Диагностика и тактика лечения психосоматической патологии. | |
Основные положения методологии диагностического процесса в клинической психологии. План: Основные методологические понятия и дефиниции – диагноз, диагностика (этапы), нозологическая форма, феномен болезни, симптомы, синдромы (синдромокинез, синдромотаксис) – виды и уровни, род, типы и периоды заболевания. Психотический и непсихотический уровень психопатологических расстройств (характеристика и синдромы). | Основные положения методологии диагностического процесса в клинической психологии. План: Основные методологические понятия и дефиниции – диагноз, диагностика (этапы), нозологическая форма, феномен болезни, симптомы, синдромы (синдромокинез, синдромотаксис) – виды и уровни, род, типы и периоды заболевания. Психотический и непсихотический уровень психопатологических расстройств (характеристика и синдромы). | |
Патопсихологические симптомы и синдромы нарушения сознания и чувственного познания План: Нарушение сознания: непароксизмальные помрачения (онейроид, делирий, аменция) и выключения (оглушенность, сопор, кома), пароксизмальные помрачения (сумеречные, классические и с автоматизмом) и выключения (большие и малые судорожные припадки). Психология чувственного познания. Варианты и классификация патологии ощущения (изменения порогов чувствительности и сенестопатии), восприятия (виды психосенсорных расстройств и иллюзий), представлений (истинные и ложные галлюцинации, их классификация и характеристика). | Патопсихологические симптомы и синдромы нарушения сознания и чувственного познания План: Нарушение сознания: непароксизмальные помрачения (онейроид, делирий, аменция) и выключения (оглушенность, сопор, кома), пароксизмальные помрачения (сумеречные, классические и с автоматизмом) и выключения (большие и малые судорожные припадки). Психология чувственного познания. Варианты и классификация патологии ощущения (изменения порогов чувствительности и сенестопатии), восприятия (виды психосенсорных расстройств и иллюзий), представлений (истинные и ложные галлюцинации, их классификация и характеристика). | |
Патопсихологические симптомы рационального познания. Нарушения мышления План: Психология мышления. Варианты патологии мышления: расстройства содержания идеи (навязчивые, сверхценные, бредовые, смешанные) и расстройства формы ассоциативного процесса (нарушения темпа, подвижности, целенаправленности, строя речи и т.д.), их характеристики и особенности. | Патопсихологические симптомы рационального познания. Нарушения мышления План: Психология мышления. Варианты патологии мышления: расстройства содержания идеи (навязчивые, сверхценные, бредовые, смешанные) и расстройства формы ассоциативного процесса (нарушения темпа, подвижности, целенаправленности, строя речи и т.д.), их характеристики и особенности. | |
Симптомы и виды патологии памяти План: Психология памяти. Дисамнезии (гипер, гипоамнезии и амнезии), их виды по отношению к периоду болезни, функции памяти, динамике, объекту. Парамнезии: виды, характерные особенности. | Симптомы и виды патологии памяти План: Психология памяти. Дисамнезии (гипер, гипоамнезии и амнезии), их виды по отношению к периоду болезни, функции памяти, динамике, объекту. Парамнезии: виды, характерные особенности. | |
Нарушения эмоционально-волевой сферы в клинике План: Психология и патология эмоций. Продуктивные и негативные эмоциональные расстройства – стезии, тимии и другие варианты, характеристики. Психология воли и варианты патологии: мотивационной компоненты (угнетение, усиление, извращение), интеллектуальной компоненты, реализации волевого усилия | Нарушения эмоционально-волевой сферы в клинике План: Психология и патология эмоций. Продуктивные и негативные эмоциональные расстройства – стезии, тимии и другие варианты, характеристики. Психология воли и варианты патологии: мотивационной компоненты (угнетение, усиление, извращение), интеллектуальной компоненты, реализации волевого усилия | |
Шизофрения, нарушения мышления, эмоций, мотивов и личности. Психотерапия План: Этиопатогенитические теории шизофрении. Особенности клинических синдромов нарушения мышления, личности, эмоций, критичности. Диагностические критерии «первого и второго ранга», классификация. Типы шизофрении – характеристика и отличия. Особенности психотерапии больных и работы с членами семьи. | Шизофрения, нарушения мышления, эмоций, мотивов и личности. Психотерапия План: Этиопатогенитические теории шизофрении. Особенности клинических синдромов нарушения мышления, личности, эмоций, критичности. Диагностические критерии «первого и второго ранга», классификация. Типы шизофрении – характеристика и отличия. Особенности психотерапии больных и работы с членами семьи. | |
Нарушения познавательной сферы при аффективных расстройствах – депрессивные синдромы План: Определение и классификация синдромов аффективных расстройств. Распространенность, этиологические теории депрессии. Типичные и атипичные непсихотические и психотические депрессивные синдромы, варианты депрессивного эпизода, рекуррентные, психопатические и ларвированные депрессии, диагностические критерии. Психотерапия больных с депрессиями. | Нарушения познавательной сферы при аффективных расстройствах – депрессивные синдромы План: Определение и классификация синдромов аффективных расстройств. Распространенность, этиологические теории депрессии. Типичные и атипичные непсихотические и психотические депрессивные синдромы, варианты депрессивного эпизода, рекуррентные, психопатические и ларвированные депрессии, диагностические критерии. Психотерапия больных с депрессиями. | |
Нарушения психической деятельности при маниакальных и смешанных аффективных состояниях План: Понятие, распространенность. Типичные и атипичные варианты непсихотических и психотических маниакальных синдромов, хронические расстройства настроения. Дифференциальная диагностика расстройств настроения, лечения и психопрофилактика и психотерапия. | Нарушения психической деятельности при маниакальных и смешанных аффективных состояниях План: Понятие, распространенность. Типичные и атипичные варианты непсихотических и психотических маниакальных синдромов, хронические расстройства настроения. Дифференциальная диагностика расстройств настроения, лечения и психопрофилактика и психотерапия. |
План проведения СРСП (консультации)
№ п/п | Тема задания | Форма проведения СРСП |
Очное обучение | ||
Предмет, цели и задачи медицинской психологии. Факторы, определяющие необходимость интенсивного развития современной медицинской психологии. | Карта памяти Теоретический анализ | |
История развития медицинской психологии | Дискуссия Доклад | |
Современное состояние медицинской психологии и ее основные разделы | Консультации по данной теме Обсуждение Опрос | |
Основные аспекты практической деятельности медицинских психологов | Письменная работа Практическое задание Составление схем, таблиц | |
Определение понятий «нормы» и «патологии» как основная методологическая проблема медицинской психологии | Презентация Опрос | |
Основные объяснительные парадигмы в медицинской психологии | Реферат с докладом Рефераты (выступления) Рефераты (статьи) | |
Патопсихологическая диагностика | тест | |
Развитие психики в норме и патологии | Реферат с докладом Рефераты (выступления) Рефераты (статьи) | |
Психическое недоразвитие | Составление кроссворда Составление схем, таблиц, планов | |
Задержанное психическое развитие | Статьи, выступления | |
Поврежденное психическое развитие | Устное сообщение Устный опрос | |
Дефицитарное психическое развитие | Эссе Консультации по данной теме | |
Искаженное психическое развитие | Дискуссия Доклад | |
Дисгармоническое психическое развитие | Устное сообщение Устный опрос | |
Общие понятия о психических заболеваниях. Шизофрения. Эпилепсия. | Доклад | |
Определение уровня знаний студентов в конце академического периода (Рубежный контроль) | тест |