Что значит любить, или какой путь выбрать?

А вы задумывались над тем, кого или что вы вообще любите? А любим мы идеал. Если обратиться к религии, то мы нарушаем главный принцип – не сотвори себе кумира. А потом злимся, потому что в эту рамочку идеала, то есть в ролевые ожидания, наша реальность не входит. И отсюда берется наш комплекс неполноценности. Утром подходите к зеркалу и хотите увидеть там Клаудиу Шифер. А там шифер есть, Клавдя есть, а Клаудии Шифер нет. И понимаете, что любви вот та, в зеркале, недостойна. Ну, ничего. «Я тебя не знаю, но я тебя накрашу».

В Библии написано: «Возлюби Бога, прежде чем остальных». А как Бога полюбить после того, что он с нами сделал? Мы должны быть богатыми, как Билл Гейтс, и красивыми, как Ален Делон, а что в итоге? И как это любить?

Конечно, нам до Иисуса, как до Пекина в неудобной позе. Поэтому мы далеки от идеала. Но можно хотя бы попробовать. Для этого давайте разберемся, что значит любить ?

Что такое любовь?

У нас с любовью все напутано. Мы любим помидоры, пельмени, женщин, выпить. Как отличить любовь от нелюбви? Любовь – это же чувство? А у нас столько чувств разных!!! Какое из них является любовью? Говорят, что любовь – это интимное чувство. А тогда к кому или чему? К одному человеку, группе лиц или идеям? А может, вы просто любите кашу: гречневую, манную или на молоке? Каша – это вареная крупа. А что такое любовь? Чем отличается любовь в 18 лет от любви в 40?

Если учесть, что любовь – это коктейль чувств, то в 18 лет нам очень хочется секса, завоевать самого престижного, выпендриться и еще непонятно что. В 40 лет секса, конечно, хочется, но это не самое главное. Львиную долю начинает занимать физический и душевный уют. Еще прибавляется такая составляющая, как герой: спать перестаем, стихи пишем, на свидание в соседний город ездим. К этому коктейлю прибавляется влюбленность в роль, когда сам себя не узнаешь, и еще непонятно что. И где здесь любовь?

У нас любить – это часто делать одолжение. Если я люблю, значит, он должен или она должна. На мой взгляд, лучшим является определение Сократа: «Любовь – это острое желание блага, добра». Если к этому прибавляется действие, то это уже забота. Само острое желание – страсть. А вот ненависть – это острое желание зла.

Любить полезно, чтобы выживать. Это как дышать. Мы дышим для своей жизни. Так же полезно научиться любить.

А как же тогда отличить добро от зла?

Выбор добра или зла?!

Представьте: жаркое лето, вы идете по улице, все женщины распустились как цветы. Вдруг видите, сидит расстроенная женщина и плачет. Вы хотите ей сделать добро, покупаете ей мороженое. Она съела и разулыбалась. Думаете – добро сделали? Любой медик скажет, что во время жары расстроенный организм среагирует на холод и на следующий день будет ангина. Получается, что вы не добро, а вред причинили.

Но любой психолог вам скажет, что, скорее всего, человек плачет, потому что ему не хватает тепла, ласки, внимания. Если женщина заболеет, она столько этого получит. Тогда получается, что вы все-таки добро сделали.

Но на работе женщине скажут, что ее больничные уже всех достали, и могут предложить уволиться. Она и хотела бы выйти, но не может. Опять не добро. Но, с другой стороны, если на работе тебя не ценят как человека, а только как функцию, такая работа разрушает человека. И поэтому уволиться с нее – опять добро. Но, с другой стороны, как только женщина уйдет с работы, ее количество денег резко уменьшится, а количество скандалов дома увеличится. Хотя, с другой стороны, станет видно, кто живет рядом. Так полезно ли дарить мороженое?

Раненный в живот всегда просит воды. Но если ее дать, он умрет, а если нет – возможно, выживет. Понятие добра у всех разное. И у нас есть иллюзия, что мы знаем, что другому человеку надо. Мало ли, что он там думает про свое добро. Вы-то точно знаете, что это такое. Когда мы что-то делаем, не зная, что такое добро для других, Вселенная разворачивается к нам очень интересным боком. Поэтому получается, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Причинять добро оказывается вредно.

Наши мамы хотели нам добра, но в итоге изуродовали нашу жизнь. Мы тоже портим жизнь своим детям, желая им добра. Открою вам секрет. Никто не знает, что такое добро.

Но нам и нельзя знать, что такое добро, иначе мы его перестанем искать и делать выбор. Сказать, где начинается добро и закачивается зло, невозможно. Но у нас есть компас, который указывает нам, что такое зло. Нигде не написано, какое добро нужно делать. Зато мы всегда знаем, в каком направлении не надо двигаться. Чтобы развиваться вверх, главное не опускаться вниз. Поэтому каждое дерево растет вверх и к свету, но выбирает свой маршрут. И нет ни одного правильного или неправильного дерева.

Когда мы не знаем, как правильно или неправильно, мы делаем выбор. А выбор – это жизнь.

Претензии на чужое

Если нам не дано знать, что такое добро, то эту теорему мы начинаем доказывать методом от противного. Во всех великих книгах не написано, что такое добро. Основной посыл – не делай зла! Помните, в Библии – не убий, не укради, не пожелай и т. д. Как можно почувствовать зло? Злиться мы начинаем именно тогда, когда еще не отняли, но уже претендуют на наше. Зло – это претензия на чужое. Осталось определить, что мое, что чужое. Где критерий моего?

Итак, мое это:

1. Я , которое делает выбор.

2. Тело , наша машина, пристанище нашего Я. И вы что хотите с ним, то и делаете, хоть дымом заполняете, хоть водкой заливаете.

3. Время , то, что принадлежит нам от рождения до смерти. Например, когда-то я потратил уйму времени, чтобы изменить свое Я. И теперь я продаю свое время за определенную мзду. А потом я на нее покупаю картошку. Но я покупаю не картошку, а время, то есть то, что я сэкономил, чтобы ее не копать и не перебирать. Я возьму ведерко и пойду. Так же и вам не нужно читать философию, психологию, наступать на грабли, вы покупаете эту книгу, то есть уже готовый продукт, который экономит ваше время. Вот почему говорят, что «время – деньги».

Рис. 10. Что принадлежит Мне

Оказывается, что у других тоже есть Я, тело и время. У родных и близких мы претендуем на все три человеческих богатства, так как хотим контролировать и манипулировать. Отсюда и появляется ревность. А ревность – это ненависть, то есть полное уничтожение человека. Мы ревнуем, когда хотим владеть чужим. Мужчины в основном претендуют на Я другого, а женщины – на время другого. Поэтому родных и близких мы не любим, а ненавидим.

Чем больше мы претендуем на чужое, тем больше теряем его.

Анекдот в тему

Звонок в дверь. Жена открывает, муж с цветами стоит. Она ему:

– Ты чего?

– Да я решил устроить романтический ужин, потанцуем, сексом займемся.

– Ну, я не могу, у меня эти дни!

– Да вы все сговорились, что ли?!

Рис. 11. Полярности «Добро-Зло»

Так что если жена не ревнует мужа, то есть не присваивает его Я, тело и время, любовница вряд ли появится.

Все происходит для нас

Представьте, что между нами есть прослойка биологически организованной гармонии , то есть Бог, которую избежать никак не получится. Мы являемся ее частью. Многие религии сходятся к тому, что Иисус жил на земле. Все спорят, кем он был? Но какая разница? Неважно, кем он был, главное, что он показал эталон веры в Бога. Вера в другого – это знание, что он сделает лучше, чем мы. Мы не контролируем его выбор и не подвергаем его сомнению. Чтобы ни случалось с Иисусом, он считал, что это воля Бога. Если ударили по левой щеке, подставь правую. И все, что Бог посылает, все к лучшему. У него не было гневной реакции на действия Бога. Он все принимал без гнева. Поэтому вера в Бога – это убежденность в том, что все, что он посылает нам, – правильно. И важно все принимать без гнева.

Пока я был маленьким мальчиком и лежал в больнице с воспалением легких, я думал, что самое большое зло – медсестра, которая укол в попу втыкивает. Правда, злее нее еще был дядя Коля – медбрат, который ставил горчичники. Когда он доходил до нашей палаты, соседняя уже орала. Та, где он еще не ставил горчичники, уже подвывала. Но когда я подрос, я понял, что дяде Коле все это абсолютно было не нужно. А медсестре просто врач приказал уколы поставить. Она бы лучше чай попила со своими подружками. Тогда я думал, что злой сам врач. Когда я стал еще постарше, то понял, что врачам мы вообще сильно мешаем. Иногда приходишь и платишь деньги, чтобы он тебя посмотрел и приказал медсестре поставить укол.

Рис. 12. Наше Я и Биологически организованная гармония

Конечно, сложно поверить, что все, что происходит, – это ради нас. Мы можем не понимать зачем. Но все, что нам прилетает – не за что-то, а для чего-то. Наказание происходит от слова «наказ», то есть знание на будущее.

Мотив или действие?

Мы привыкли говорить, что о людях нужно судить по поступкам. Но никто и никогда не сможет оценить поступок. О людях можно судить только по плодам поступка, а не по действию. В поступке есть две составляющие – мотив (что я хочу и зачем) и действие. Бог контролирует только действие. Поэтому одни и те же действия можно делать с разными мотивами. В психологии это называется каузальной атрибуцией.

Это стремление людей найти объяснение тому, что происходит с ними или теми, кто рядом. Это наш прогноз, который мы составляем на основе приписывания другому человеку причин его действий. Но наши прогнозы могут быть далекими от реальности.

Например, 5 человек копают яму.

Спрашивают у первого:

– Чего делаешь?

– Яму копаю.

– Зачем?

– Дерево хочу посадить.

– Молодец!

Спрашивают у второго:

– А ты чего делаешь?

– Яму копаю.

– Зачем?

– Попугайчик сдох, сейчас всей семьей похороним.

– Прими соболезнования.

Спрашивают у третьего:

– А ты чего делаешь?

– Яму копаю.

– Зачем?

– Да вот, сосед пьяный под окнами ходит и орет по ночам. В яму попадет, ногу сломает, пока по больницам будет ходить, мы хоть выспимся.

Спрашивают у четвертого:

– А ты что делаешь?

– Яму копаю.

– Зачем?

– Да вот, завтра надо картошку копать, лопату проверяю, нужно пробу сделать, черенок выстоит ли?

– А зачем так глубоко?

– Да я туда давно не ездил, земля колом.

Спрашивают у пятого:

– А ты что делаешь?

– Яму копаю.

– Зачем?

– Я не знаю. Дали лопату, сказали, копай, мы тебе денег заплатим.

Каузальная атрибуция наступает, когда все пятеро копающих увидят шестого, который будет рыть большую яму. И тогда один скажет:

– Молодец! Для всего двора яму копает. Елку здесь посадим.

Второй:

– О, не повезло, корова сдохла.

Третий:

– Вот подлец, это чтобы я в яму упал.

Четвертый:

– Видно, лопата хорошая!

Пятый:

– Молодец мужик, сколько денег закалымит.

И кто из них прав? Никто! Потому что мужик погреб себе рыл. Пока мы не знаем мотив, мы не имеем право судить о поступке. Мы видим только действие. А все остальное – это наши прогнозы. Каузальная атрибуция – это приписывание своих причин.

А мотив знают в лучшем случае только двое – тот, кто яму копает, и Бог. Даже себе мы можем наврать.

Как научиться замечать?

Конечно, научиться замечать свои мотивы – это очень трудно. Человек живет лишь 1,5–2 минуты в день, все остальное время – он биоробот.

Мы иногда настолько живем по привычке, что даже готовы умереть, лишь бы не менять свои стереотипы. Когда-то я проводил эксперимент. Разбил группу студентов на две части. Одних посадил на стулья, других – в кресла. Те, кто сидели в креслах, должны были убедить тех, кто на стульях, совершить какое-то действие. Например, съесть бумажку. Я предупредил, что они могут не соглашаться с этой дурью. Проходит 4 минуты. Я прошу тех, кто в креслах, выйти со мной и говорю:

– У вас осталась 1 минута, я ужесточаю задание. Вы знаете, что те, кто сидят на стульях, съели яд. А вот эта бумажка – противоядие, но они не верят. И если вы сейчас не спасете этих людей, прошу винить… главбуха.

Так я их активизировал. Ведь виноватыми нам быть не хочется. Но минута проходит, а никто бумажку так и не съел. Те, кто на стульях, сидят и гордятся, что они выиграли. А я им говорю:

– Вы не выиграли, вы сдохли. Вам сказали, что это?

– Конечно.

– Вы все равно выбрали сдохнуть? И почему? Потому что я вас прозомбировал, и вы все согласились умереть. Знаете как? Я сказал фразу: «Вы можете соглашаться с этой ДУРЬЮ, можете не соглашаться». Человек от страха быть лохом готов не думать и умереть. Наше сознание только оправдывает все поступки, продиктованные подсознанием. Мы всегда найдем причину, чтобы оправдаться.

Единственное, что мы можем сделать интеллектом, сначала отследить эмоциональные всплески. Через эмоции можно выйти в систему оценок, только тогда поменяются наши эмоциональные реакции.

Основа личностного роста – анализ и коррекция мотивационной сферы.

Потому что важно даже не само действие, а мотивация к этому действию. Главное не то, что вы делаете, а с каким желанием вы это делаете. К примеру, можно во время поста не есть мяса, но при этом злиться на тех, кто ест котлеты. Грех начинается в мыслях.

Перетряхните свой список ожиданий. И тогда вы будете по-другому смотреть на жизнь.

Вывод: когда вы переработаете систему оценок, у вас будет совсем другая эмоциональная реакция – принятие без гнева.

Принцип бумеранга

Во Вселенной действует очень простой закон бумеранга. С нами случается то, что мы хотим другим. Вселенной все равно, добра или зла мы хотим. В мире нет ни того ни другого. Зло – это временная переменная. Мы только тогда понимаем, что это зло, когда это делают нам. И совсем не догадываемся, когда это делаем мы. Причем прилетает нам в 7 раз больше, чем мы сами сделали. Мы в чужую челюсть еще только прицелились, а нашу уже плющит. Мы смотрим в чужой карман, а наш уже обворовали. Есть время разбрасывать камни, есть время их собирать.

Чем больше мы претендуем на то, что принадлежит другим, и пытаемся их осуждать, тем больше прилетает нам в ответ.

Во времена моей молодости были популярны анекдоты в стиле вопросов и ответов армянского радио. Так вот, на вопрос – «Что такое суперскорость?», был ответ – «Это когда ты бегаешь вокруг дома и видишь собственную задницу».

А мы что обычно делаем? Чувствуем, нас кто-то пнул сзади, разворачиваемся, догоняем и пинаем больнее. А потом чувствуем, что нас снова кто-то пинает. Есть чем заняться всю жизнь.

Не случайно самые опасные для здоровья профессии таковы.

1. Все учителя, всех сортов и калибров, от воспитателей в детском саду до гуру.

2. Все медики.

3. Все начальники от бригадира до президента.

4. Бухгалтерия.

У учителей «Мое я» всегда правильнее, чем у другого человека. Медики претендуют не только на Я, но и на тело. Руководители считают, что и Я, и время другого человека должно быть в их ведении. Бухгалтеры распоряжаются деньгами, а значит, и временем. Они всегда лучше знают, куда правильнее тратить.

Но сколько бы мы ни пытались напинать других, нам все равно это возвращается. Как говорится, как аукнется, так и бздюкнется. Все зависит от эмоциональной зрелости человека: чем она больше, тем быстрее прилетает.

Вывод: нам приходит только то, что мы способны осознать!

Никто не делает зла

В Библии сказано: «Если ударили по левой щеке, подставь правую». Бог лишнего не ударит. А тот, кто ударил, грех ему. Нас никто не может унизить, поцеловать и т. д., пока не будет команды сверху.

И все, что мы делаем, мы делаем для себя. Поэтому ни один человек не делает зла. Зло – это временная переменная до тех пор, пока мы не поймем, что это не зло. Если сами нагадили, сами и убираем. Раз нам прилетело что-то, значит, это наше.

У Бога нет рук, кроме наших. Все, что с нами творится, делает Вселенная самим человеком.

Каждый получает свое. Деньги отнимут только у тех, у кого их положено отнять. А у кого не положено, не отнимут. Человек, который пожелает зла другому, пожелает его себе. И если другой не заслуживает этого, ему никто не причинит зла. Это Божественная справедливость.

Вывод: мы никому не можем сделать зла, а если и делаем, то только себе.

Если бы мы знали, чем нам потом за то, что мы когда-то сделали, расплачиваться, никто из нас ни одной десятой бы не стал выполнять. Чуть дешевле быть святыми. Правда, у каждого всегда есть выбор.

Как-то я спрашиваю у своего друга:

– Виталь, ты чего злишься? Болеть будешь.

Он говорит:

– Ну и что. Лучше я болеть буду, чем не злиться.

Это его выбор.

Самое главное – не менять действие; нужна мотивационная коррекция. Мы думаем, что всем хотим добра, поэтому ждем, что получим еще больше добра. Но на самом деле наши желания чаще с минусом. Мы врем себе, что делаем все для людей. Скорее мы пытаемся их поиметь. А в итоге нас имеют со всех сторон. Потому что нам прилетает в семикратном размере. Допустим, вы дарите 2 яблока. Зачем? Если вы их подарили, чтобы порадовать, то вам прилетит больше радости. А если вы подарили 2 яблока с мыслью, что вам в ответ 5 подарят, то вы подарили не 2 яблока, а -3. Поэтому стоит ли удивляться, что у вас потом еще 20 сперли. И для нас получается, что мир несправедлив. Мы все делаем одно и то же, но одним везет, а другим нет. А почему? Потому что одни делают с корыстью, а другие – без выгоды и корысти.

По какой парадигме жить?

Существует две парадигмы жизни. Первая – рыночная: «Ты мне дай товар, я попробую, попользуюсь, если он соответствует, может быть, заплачу, но со скидкой и в рассрочку».

Вторая парадигма – природная. Она совершенно иная. Растения разбрасывают огромное количество семян, которые превышают то, что должно взойти. И в этой парадигме: «Я должен взять самое дорогое, что у меня есть, потом посадить и ухаживать без гарантии, что взойдет урожай. Затем только часть взять в прокорм, часть отложить на семена, часть в обмен и т. д. И все без гарантий и без претензий».

Основным критерием правильности пути является претензия, то есть «Мне недодали». Если вам недодали, с вас вычтут.

Чем больше претензий, тем хуже жизнь.

Все, что нас окружает, – это продолжение нашего восприятия. Мы что хотим, то и ищем. Допустим, у вас было 0 рублей. Вы шли по улице и нашли 5000, а в автобусе у вас их украли. И что, у вас 0 будет? Никогда! У вас будет не 0, вы будете расстроены. А если у вас было 0, на вас наложили штраф, потом кто-то за вас слово замолвил и штраф сняли, и радости, как у дурака фантиков.

Мы живем по формулам:

0 + 5–5 ≈ -3

0–5 + 5 ≈ +3

0 – это наш мир, он не положительный, не отрицательный.

+5 и -5 – это наши ожидания от мира, где мы ставим планку нормы. Если мы ожидаем от мира +5, то реальность будет отрицательной, нам, естественно, недодали.

–3 и +3 – это наше состояние. А поскольку у нас состояние – недодали, значит, нам должны. Причем не 5, а как минимум 8, так как недодали еще с прошлого раза. И в итоге нам становится только хуже.

А если у нас сначала отобрать 5, а потом вернуть часть, мы будем радоваться, что есть хоть столько.

Некоторые благородно считают, я ни с кого ничего не требую, я требую только с себя.

Допустим, вы считаете, что только вы должны. Долг – это чужая воля, на которую организм энергии не дает. А раз у вас нет сил, то приходится прикладывать еще больше усилий, то есть совершать подвиг. Но результат получается все тот же, значит, подвиг никто не оценит. А раз никто не оценит, то вам недодали, то есть должны. А раз вам должны, то вы будете должны еще больше. Поэтому некоторые из долгов не вылезают.

Поэтому, какие бы прекрасные поступки мы ни делали, главное, понимать, чего мы хотим. Потому что прилетает нам не за действия, а за мотивацию.

Как же отработать свои долги полегче и побыстрее? Нам ведь не случайно посылается в 7 раз больше для того, чтобы мы научились. Если вы поймете с 3-го раза, то 7 раз вам уже не понадобится.

Любить экономически выгодно

Самое главное накопление человека – научиться дарить людям любовь. Потому что человек делает это для себя.

Когда мы научимся дарить другим, мы поймем, что все, что мы дарим, мы дарим себе.

Закон трех П

Наши действия основываются на трех уровнях взросления. Они называютсязакон трех П .

Первое П – мы все потребители , все любим получать подарки.

Второе П – партнерство , когда мы начинаем совершать обмен. Мы отдаем и получаем. Но на самом деле мы производим для себя. Мы хотим порадовать, чтобы получить для себя. Допустим, мужчина целый месяц работал, купил безделушку, чтобы любимой подарить! Зачем? Он столько энергетики при этом получит. Главное, не врать себе, что мы что-то делаем для других. Мы все делаем для себя. Искусство дарить подарки такое же, как и получать. Когда нам дарят дорогие подарки, нам сложно их принимать, потому что мы воспринимаем их как аванс и боимся потом не расплатиться.

Третье П – производство (подарок), когда мы не ждем благодарности с другой стороны. Это когда мы сами себе, независимо от того, получим что-то или нет, дарим подарок. Оттого что мы можем, мы осознаем себя могущественными. Здесь главная проверочная – анонимность.

Первый критерий подарка – это отсутствие ожидания благодарности.

Если вы научитесь любить неблагодарных скотов, вы на правильном пути. Поэтому главные неблагодарные скоты – это дети, их легко радовать. Когда мы любим, мы снабжаем организм питательными веществами. Человеку, которого мы любим, мы должны быть благодарны, потому что хороших людей любить легче, чем бомжа с вокзала.

Вывод: помните – что излучаем, то и получаем! Потому излучать любовь экономически выгодно!

На земле сейчас проходит экзамен на любовь. Выживут те, кто умеют любить, вымрут те, кто тщательно злится. Помните пословицу «Клопы пахнут коньяком, а не коньяк пахнет клопами» или «Не было бы счастья, да несчастье помогло»? Когда вы научитесь принимать жизнь ПО-ДРУГОМУ и говорить себе «Все, что ни делается – к лучшему», и излучать в мир любовь, вы сможете оставаться на плаву в любой ситуации. Допустим, если вы меня обзовете козлом, самая большая моя ошибка будет – разозлиться на вас. Во-первых, если меня зацепило, значит, это моя гордыня. А она лечится унижением. Во-вторых, я не червонец золотой, чтобы всем нравиться. Поэтому я могу вас только поблагодарить.

Рис. 13. Схема любви

Вам в помощь

Мы подошли с вами к самому главному этапу, который поможет вашу хреновую жизнь сделать лучше. Я предлагаю вам упражнение, которое поможет нейтрализовать тот самый яд, что вы выделяете в мир, и побыстрее отработать свои долги. Каждый из вас сам выбирает свой образ жизни. Пока вы будете просто хотеть что-то изменить, ничего не сдвинется с места. Как только появится намерение, вы начнете действовать.

Наши рекомендации