Стратегии успешности, или Где проходят границы моего Я
Итак, мы играем огромное количество ролей. А как можно освободиться от роли, как быть собой? Ведь наша истинная успешность зависит от того, насколько мы не боимся быть плохими. Сомневаетесь? Сейчас докажу.
Стратегии «Как все» и «Как я»
Вся наша жизнь похожа на школу. Мы все проходим через несколько классов.
Первый класс школы – это мое Я. Здесь задача понять, где кончается Я и начинается не Я. На постижение этого класса может уйти не одна жизнь.
Второй класс – это когда есть понимание Мы. Здесь возникает проблема причастности (значит, хороший) и отверженности (плохой). Мы проверяем взаимодействие с другими и накапливаем массу ролей. Наши роли – это личины, в которых мы учимся быть успешными.
Третий класс – альтруизм. Это помощь слабым из нашей сопричастности. Вы помогаете тем, кто входит в разряд «мы». Но здесь наступает кризис, потому что чем шире «мы», тем меньше возможностей. Альтруизм обнуляется, так как мы понимаем, что есть люди лучше нас, что невозможно спасти всех и вся, и мы начинаем ощущать собственное бессилие. Каждая роль заставляет прятать часть своего Я. Потому что какие-то наши качества другим нравятся, и мы их выпячиваем, а то, что не нравится, прячем. Получается, того, что мы в себе оголяем, гораздо меньше, чем спрятано. И у нас в кладовке лежит больше, чем во всей квартире. Но чем больше мы прячем, тем неуспешнее становимся.
Период неуспешности помогает повернуться в сторону нравственности. Ведь сначала мы как личность прячем, что у нас не получается, в кладовочку и выпячиваем только успешное. А когда наша кладовочка наполняется и превращается в целый зал, у нас появляются две стратегии по выживанию: «как все» и «как я». Когда стратегия «как все» перестает работать, приходится использовать стратегию «как я». В этот момент мы выходим на край социума.
Когда мы разрешаем себе быть белой вороной, не как все, возникает наше Я как индивидуальность. Это называется – в рамках обязательной программы «как все» вытворить свою произвольную «как я». И так мы начинаем не прятать, а гордиться своим Я.
Только после этого мы переходим в четвертый класс – это учитель, тот, к кому идут за советом. Он никому не мешает и живет по-своему.
Наша успешность заключается в том, когда «Я знаю, как все, но умею еще по-своему».
Есть такое высказывание: «Если ты родился, у тебя есть свой путь в жизни, его никто не может занять, и бороться за него не надо. Его главное найти».
Зачем нужна харизма?
Одной из стратегий нашей успешности является харизма. А что значит быть харизматичным? Можно ли наработать харизму? Харизматичными бывают не только лидеры. Вы все когда-то были такими, потому что самые харизматичные – это дети.
Харизма – это главный закон общения. Это значит разговаривать на всех языках одинаково хорошо. Нет, я не собираюсь сейчас учить вас технике овладения иностранными языками. Это как-нибудь в другой раз. Я поведаю вам о законах общения.
Десять лет я проработал в службе занятости и проводил тренинги по устройству на работу. Я учил женщин, как нужно выпятить свои достоинства и скрыть недостатки.
Как то – то мы разыгрывали ситуацию. Я исполняю роль работодателя, женщина – соискательницы. Она заходит. Неуверенно спрашивает:
– Можно?
Я говорю:
– Да, проходите, садитесь. Расскажите о себе.
И дальше она говорит так, словно инвалид третьей группы, и думает, что ее просто так возьмут на работу. А потом она спрашивает, а что она сказала не так. Но даже если я скажу ей идеальный текст для устройства на работу, она все равно наврет.
Итак, первый закон: «Общение – это передача информации» . Один человек – передатчик, второй – приемник. В процессе общения кто-то кодирует информацию, кто-то ее раскодирует. Поэтому если вас не понимают, значит, вы не на том языке говорите. Представьте, что вы приехали в Китай и разговариваете там на русском языке. Стоит ли обижаться, что вас никто не понял?
Второй закон: «Общение – это владение языками» . Мы с вами разговариваем на нескольких языках. Первый – текст, то есть то, что вы сейчас читаете. В разговоре собеседник верит тексту всего на 5–7 %. Чтобы нас поняли, текст должен быть интонационно окрашен. Поэтому следующий наш язык – это интонация.
Анекдот в тему
Танечка на уроке поднимает руку и жалуется:
– Марья Ивановна, а Вовочка меня дурой обозвал.
Марья Ивановна поворачивается к Вовочке:
– Выйди к доске, три раза скажи, что Таня умная, и извинись.
Вовочка выходит к доске:
– Таня умная. Таня умная? Это Таня умная?! Ну, извините.
Актеров учат говорить слово «да» и «нет» с пятьюдесятью интонациями. Следующий язык, который мы используем, – мимика и жесты . Из них складывается поза . Но самый важный язык – глаза .
Так вот, харизматичный человек одинаково хорошо использует эти языки. Дети на всех них разговаривают искренне. Харизма – это когда человек на всех языках говорит одно и то же. А вот уметь пользоваться ими – это уже актерское мастерство. Правда, есть актеры, которые все правильно делают: два шага – фраза, еще два шага – фраза, костюм с иголочки, все как по Станиславскому. Но только им хочется яйцами тухлыми аплодировать. А есть актеры, у которых и костюм не тот, и хриплым голосом орут, но так, что у зала шкура дыбом встает.
Главный принцип харизматичности – это согласованность всех языков. Потому что, если мы на каком-либо языке начинаем врать, нам просто не верят. Основные конфликты идут на языке глаз, особенно женские.
Допустим, поставили в бутик красивую продавщицу, чтобы все при ней было. Вроде внешность привлекательная, значит, выручка должна быть замечательная. Но она смотрит на товар и понимает, что ей такое никогда в жизни не купить. И вдруг заходит в бутик какая-нибудь дама с деньгами. Какой у продавщицы взгляд будет? – «Господи, ты чего сюда приперлась?» Этой секунды хватит, чтобы половине покупательниц сразу развернуться и пройти мимо. Вторая половина будет действовать по-другому: «Доченька, мне вон ту кофточку, вон ту и вон ту самую верхнюю», что в переводе на русский означает: «Сейчас ты у меня взмокнешь». После примерки еще добавят: «Господи, что за отдел, что за продавец, что за товары! Больше сюда ни ногой». Понятно, что выручки в бутике не будет. И на всех остальных покупательниц она будет смотреть с ненавистью и страхом.
За глаза у нас отвечает эмоционально-оценочный центр. Глаза выражают наше желание. Пока мы смотрим с интересом на другого, не делая вывод, мы нравимся. Поэтому нам так симпатичны дети, они не умеют оценивать.
Когда мы общаемся без ролей, это самое вкусное. Потому что мы очень устали прятаться за все роли и бояться. Интим тайны на двоих появляется именно в глазах.
Невозможно всем понравиться
Вы думаете, что сейчас научитесь на всех языках говорить, станете харизматичным и будете всем нравиться? Ничего подобного. Дальше тупик. Всем понравиться невозможно. Их слишком много.
Представьте, что у каждого человека есть референтная группа – это значимые и важные для него люди (жена, друзья, директор и т. д.). Их 10–20 человек. И мы хотим понравиться им, чтобы в случае выбора они отдали предпочтение нам.
Но у каждого из важных для нас людей есть своя референтная группа. В ней тоже существуют наиболее и наименее значимые люди.
К примеру, для меня самые важные люди – это мой директор и моя жена. Им хочется одного и того же – моего времени. Директору хочется, чтобы я 24 часа был на работе и приносил деньги за то, что он меня туда пускает. А жене хочется, чтобы 24 часа я был с ней, остальные 24 часа был на работе и 24 часа занимался с детьми. Если я останусь на работе, я буду плохим для жены. Если я пойду домой, то буду плохим для директора. Зависли.
А у моего директора есть еще значимые близкие, и мнением своей жены он тоже дорожит. Получается, чтобы понравиться директору, я должен понравиться его жене. Но у его жены есть свой круг значимых близких, среди которых ее мама. Поэтому, чтобы понравиться директору, я должен понравиться его теще. А теща директора верит соседке тете Дусе. Так что я должен понравиться и тете Дусе тоже. Это только по одной цепочке.
А еще друзья хотят, чтобы я всегда был с ними. А мои клиенты хотят, чтобы я сразу ответил на все вопросы. Получится ли для всех быть хорошим? Нет, конечно.
Невозможно всех запугать
Если всем понравиться мы не можем, тогда вместо пряника подключается кнут – всех напугать, чтобы выбор был в вашу пользу хотя бы от страха.
Но если вас боятся, то вы теряете власть. Вам никто не скажет правду, и вы просто потеряете информацию.
Допустим, директор фирмы дает поручение сотрудникам и говорит: «Если к завтрашнему дню не выполните задание, премии лишу или уволю!» Сотрудники, конечно, ночь будут вкалывать, но не из большой любви к начальству, а из страха. И если директор когда-нибудь захочет с кем-то из них поговорить по душам, то правды точно не дождется.
Можно расположить к себе
Итак, ваша задача хотя бы иногда научиться разговаривать с людьми. Для начала поймите, какие люди нравятся вам, каких вы считаете хорошими.
Оказывается, нам нравятся те люди, которым нравимся мы. Мы выбираем тех, кто решает наши проблемы. Но помните, как в школе: если за нас кто-то что-то делает, то нам учитель еще 20 задачек дает, пока мы сами не поймем. Поэтому мы на таких людей в итоге начинаем злиться, и они нам перестают нравиться.
А самая главная наша проблема – страх быть плохими. Представьте: вы приходите на работу, в парикмахерскую, куда угодно, ваша первая задача – понравиться, чтобы быть хорошими. Но как? И коль это невозможно, мы в подсознании начинаем собирать досье на другого и искать в нем недостатки. И такой винегрет чувств у нас в глазах. А дальше работает матрица общения. Если у вас в глазах агрессия и страх – что будет испытывать другой человек? Поэтому не удивляйтесь, что когда заходите с предустановкой и хотите, чтобы вам порадовались, в ответ получаете, что вас никто не любит.
Вывод: чтобы в глазах было как можно меньше агрессии, а значит, меньше страха, нужно не бояться быть плохими. Если меньше требовать от себя, то меньше будете требовать от других. И тогда ваши стратегии по выживанию станут гораздо успешнее.
Вам в помощь
Давайте потренируемся располагать к себе других людей и проявлять свою харизму. А для этого я вам предлагаю воспользоваться языком глаз.
Упражнение «Глазелки»
Это упражнение лучше всего делать в очереди. Можно смотреть на кассира, продавца и т. д. При этом попытайтесь представить его себе без всех ролей. В каждом из нас живет маленький ребенок в возрасте до 6 лет. Попытайтесь в другом человеке увидеть маленькую девочку или мальчика. И не оценивайте его, хороший или плохой, потому что плохих детей не бывает, а посмотрите, как ему там внутри. Глядя в глаза, почувствуйте, как маленькому ребенку в продавце или кассирше живется. А потом представьте, что вы тоже дитя, и с этой интонацией предложите другому поиграть.