Значение правильного дыхания

Ритм дыхания. У детей дошкольного возраста дыха­ние, как правило, бывает неравномерным. Меняется ритм дыхания, т. е. чередование вдоха и выдоха не остается постоянным: то вдох короче выдоха, то продолжительность вдоха и выдоха одинакова. При физическом напряжении, а также при волнении частота дыха­тельных движений резко увеличивается. Лишь постепенно устанав­ливается правильное, равномерное дыхание. Однако у людей с ос­лабленным здоровьем или ведущих малоподвижный образ жизни учащенное, неравномерное и неправильное дыхание нередко сохра-

няется в течение многих лет, а иногда и на всю жизнь, мешая про­дуктивности умственного и физического труда и ослабляя организм.

При нормальном дыхании вдох короче выдоха. Такой ритм об­легчает и физическую и умственную деятельность, так как во время вдоха дыхательный центр возбуждается, что ведет к понижению возбудимости многих других отделов мезга, а во время выдоха, на­оборот, возбудимость понижается в дыхательном центре и повы­шается в других отделах мозга. Поэтому тонус мышц и сила их сокращения понижаются во время вдоха и возрастают во время вы­доха. Внимание также несколько ослабевает во время вдоха и уси­ливается во время выдоха. Этим объясняется, чта человек на корот­кое время задерживает вдох, когда внимательно к чему-нибудь прислушивается. По той же причине движения, требующие большой силы, обычно сопровождаются выдохом. Так, у лесоруба, молото­бойца, гребца момент наибольшего усилия совпадает с резким, хо­рошо слышимым выдохом («ух!»). Теперь понятно, почему работо­способность понижается и скорее наступает утомление, если вдох удлинен, а выдох укорочен.

Носовое дыхание. Детей надо учить всегда дышать через нос. Когда ребенок дышит через рот, затрудняется соблюдение нормаль­ного ритма дыхания. Носовое дыхание важно также потому, что при прохождении через узкие щели полости носа вдыхаемый воз­дух согревается, увлажняется и очищается от пыли и микробов. Дети привыкают дышать через рот, когда носовое дыхание затруд­нено, например при хроническом насморке, а также при появлении в носоглотке аденоидов — разрастании лимфатических узлов, при­крывающих отверстия в носовую полость.

Затруднение носового дыхания влияет на весь организм: неред­ко расстраивается пищеварение, сон становится беспокойным, лег­ко возникает утомление, появляются головные боли, а иногда за­держивается умственное развитие. Если ребенок все время дышит через рот, необходимо показать его врачу. При сильном разраста­нии аденоидов их удаляют хирургическим путем, после чего состоя­ние ребенка значительно улучшается, физическое и умственное раз­витие быстро приходит к норме. У Гигиена дыхания. Каждый человек должен активно добиваться, «Ггобы его дыхание было правильным. Для этого необходимо сле­дить за состоянием дыхательных путей. Одно из основных условий установления правильного дыхания—это забота о развитии груд­ной клетки, что достигается соблюдением правильной осанки, утрен­ней гимнастикой и физическими упражнениями. Обычно человек с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно.

Развитию голосовых связок, гортани и легких ребенка способ­ствуют пение и декламация. Для правильной постановки голоса не­обходима свободная подвижность грудной клетки и диафрагмы, поэтому лучше, если дети поют и декламируют стоя. Не следует петь, громко разговаривать, кричать в сырых, холодных, пыльных

помещениях, а также на прогулках в сырую холодную погоду, так как при этом могут возникнуть заболевания голосовых связок, ды­хательных путей и легких. На состоянии органов дыхания вредно сказывается и резкая перемена температуры. Детей не следует вы­водить после горячей ванны (бани) сразу на мороз, разрешать разгоряченным пить холодные напитки, есть мороженое.

57. Воздушный режим дошкольных учреждений

Микроклимат. Строя жилище, человек создает в нем микроклимат, т. е. местный климат, который характеризуется физи­ческими свойствами воздуха (температура, влажность, ионизация и проч.), а также химическими и биологическими свойствами. В ре­зультате длительного пребывания людей воздух помещений ме­няется: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, тя­желых ионов, повышается температура, запыленность, бактериаль­ная загрязненность, появляются летучие вещества, например ам­миак, сероводород и др.

Изменения химического состава и физических свойств воздуха в жилых помещениях, как правило, происходят параллельно уве­личению содержания в нем углекислого газа. Поэтому о микрокли­мате помещений принято судить по содержанию в воздухе легко определяемого углекислого газа. Установлено, что микроклимат помещений наиболее благоприятен, когда количество углекислого газа не превышает 0,1%. Обеспечение в дошкольных учреждениях доброкачественности воздуха достигается, с одной стороны, куба­турой, приходящейся на одного ребенка, с другой — правильным воздухообменом. На каждого дошкольника в групповой комнате должно приходиться 2,5 кв. м площади пола при высоте помещения 3 м; это составит 7,5—8 куб. м воздуха.

Смена воздуха в помещениях. Смена воздуха в помещениях происходит как естественным путем, так и при помощи специаль­ной вентиляции. Естественный обмен воздуха происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях. Но этот обмен недостаточен. Для улучшения проветривания помещений в дошкольных учреждениях оборудуют вытяжную вентиляцию и вентиляционные шкафы. Вытяжная вентиляция работает на есте­ственной тяге за счет разности температур снаружи и внутри по­мещения. Вытяжные отверстия располагаются в верхней части сте­ны и снабжаются специальными жалюзи для регулирования оттока воздуха из ^помещений. Вентиляцию в Кухнях и санитарных узлах устраивают с побудительно-вытяжным вентилятором.

Местные вентиляционные приточные шкафы встраивают в од­ну из наружных стен групповой комнаты; внизу приточного шкафа находится отверстие для забора наружного воздуха, который обо-

гревается радиаторами, расположенными над отверстием. Вверху приточного шкафа имеется дырчатая филенка, через которую подо­гретый воздух поступает в помещение мелкими струйками. Приточ­ное отверстие в шкафу имеет жалюзи для регулирования притока воздуха. Убирать приточные шкафы нужно ежедневно влажным способом с обязательным обтиранием внутренних стен и радиато­ров. Категорически запрещается использование приточных шка­фов не по назначению.

Организация проветривания. При температуре воздуха не ни­же 5° и отсутствии сильного ветра помещение проветривают в при­сутствии детей. Приток воздуха осуществляется через форточку, фрамуги и створки окон. Для хорошего проветривания за 10 — 20 минут общая площадь отверстий форточек или фрамуг должна быть не менее '/so площади пола комнаты. Так, в групповой комнате площадью 62,5 кв. м общая площадь открытых форточек должна составлять 1,25 кв. м. Форточки (или фрамуги) устраивают в каж­дом втором окне; при трех окнах надо иметь две форточки.

Фрамуги всегда делают в верхней части окна. При открывании их'создается большая разница наружной и внутренней температур, что увеличивает скорость движения воздуха и объем проветривания по сравнению с проветриванием через форточки, расположенные, как правило, в средней или нижней части окна. Воздух, проникаю­щий через фрамугу, опускаясь вниз в силу большего удельного ве­са, проходит через теплые слои комнатного воздуха, отнимает у них часть тепла и успевает несколько нагреться. Это позволяет в осен­ние и ранние весенние месяцы, а частично и зимой держать фраму­ги открытыми в присутствии детей.

Створка внутренней рамы правильно устроенной фрамуги дол­жна откидываться внутрь и вниз так, чтобы открытое отверстие было направлено вверх; одновременно створка в наружной раме от­крывается наружу и вверх, отверстие направлено вниз (рис. 78). Следовательно, наружная створка фрамуги становится козырьком над наружным отверстием, защищая межоконное пространство от попадания дождя и снега.

При низкой наружной температуре постоянный приток воздуха обеспечивается вентиляцией соседних помещений. В отсутствие детей (перед их приходом или после длительного их пребывания) проводится сквозное или угловое проветривание при помощи фра­муг или окон. При очень низких температурах наружного воздуха (ниже —20°) проветривание проводится не более 2—3 минут во из­бежание переохлаждения помещения, а в более теплое время— в течение 10—15 минут. Во время проветривания проводится влаж' ная уборка помещения, которая должна заканчиваться за 30 минут до прихода детей. К их приходу воздух должен сохранять темпера­туру, установленную для помещений детских учреждений. Поэтому в каждой групповой комнате и спальне необходимо иметь настен­ный термометр, подвешенный на высоте 1,2 — 1,5 м от пола.

Значение правильного дыхания - student2.ru

Рис. 78. Правильно устроенная фрамуга.

Рис. 79. Голландская печь с венти­ляционным каналом.

Борьба с пылью. Пыль заносится одеждой, обувью, проникает с наружным воздухом и скапливается на мебели, полах, окнах, перемещаясь с места на место при движениях и играх детей. Она опасна тем, что переносит микробов, попадающих в воздух при ды­хании, разговоре, чихании, кашле и проч. Растения хорошо задер­живают пыль и тем самым очищают воздух. Поэтому дошкольные учреждения обычно строят вблизи зеленых массивов, а при самом здании устраивают озелененный участок. Чтобы в помещение про­никало меньше пыли, все ведущие к нему дорожки покрывают ас­фальтом или мостят булыжником, кирпичом.

Уборка мусора с участка должна производиться ежедневно за 1—2 часа до прихода или после ухода детей при закрытых в поме­щении окнах. В летнее время не менее двух раз в день, перед при­ходом или подъемом детей и перед дневным сном, должна произ­водиться поливка участка.

У входа в детское учреждение снаружи ставят съемные скребки и деревянные решетки для очистки обуви от грязи. В тамбуре кла­дут маты, а в вестибюле половики для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. В вестибюле хранят платяные и сапожные щетки, метелки или -веники для чистки одежды и обуви.

Уборка должна проводиться только влажным способом (сырые опилки, влажный веник или тряпка). Сухой мусор собирают в ве­дра, плотно закрывающиеся крышками, и выносят в мусороприем-ники на участок. При централизованной системе вывоза мусора дво­ровые мусороприемники регулярно освобождают (летом ежеднев­но), моют, обезвреживают 2%-ным раствором хлорной извести. При отсутствии такой системы мусор ссыпают в мусорные ямы, дно и стенки которых выполнены из непроницаемого материала (бетон, кирпич). Яма должна плотно закрываться крышкой.

Отопление. Для детских учреждений установлены следующие нормы температуры воздуха: в палате новорожденных 23—26°, в комнате для детей 1 года 21—22°, в комнате для детей 2—3 лет 19—20°, в групповой комнате детского сада 18—20°. При этом от­носительная влажность в помещениях должна быть в пределах 30— 60%, скорость движения воздуха не более 0,2м1сек.

Для поддержания заданной температуры лучше всего пользо­ваться центральным отоплением, причем предпочтение следует от­дать водяному отоплению низкого давления с температурой на­грева воды в котле не выше 90—95°. При этом в радиаторах она нагревается не выше 70°. Такое отопление безопасно в пожарном отношении и почти не изменяет химических и физических свойств воздуха, в частности его влажности. Все радиаторы должны закры­ваться деревянными решетками-экранами во избежание ушибов и ожогов детей. В последнее время в детских учреждениях стало ши­роко применяться лучистое (панельное) отопление,' при котором отопительные приборы скрыты в полу, потолке, стенах или плинту­сах, что значительно улучшает санитарное состояние помещений.

Печное отопление менее желательно, так как при нем помещения неизбежно загрязняются топливом, имеется опасность возникнове­ния пожара, а также отравления детей окисью углерода. Эта опас­ность устраняется, если печь закрывается герметически. В детских учреждениях допустимы лишь печи большой теплоемкости, удер­живающие тепло почти круглые сутки, и особенно такие, которые обеспечивают поступление атмосферного воздуха по заборному каналу внутрь печи, а оттуда в помещение (рис. 79). Перед топоч­ным отверстием печи должен лежать металлический лист, защища­ющий пол от горящего топлива.

Топку печей производят ранним утром и заканчивают за час до прихода детей, а при круглосуточном их пребывании — за 2 часа до подъема детей. Во время топки печей следует устраивать сквоз­ное проветривание помещений, открывать фрамуги (форточки). Трубы следует закрывать лишь тогда, когда в печи полностью исчезнут синие огоньки газа. Нельзя в плотную к печам ставить дет­ские кровати, вешать близко одежду, пеленки и другие вещи.

Вопросы: 1. Каковы особенности строения органов дыхания у детей? 2. Как изменяются с возрастом частота и объем дыхательных движений? 3. Что такое жизненная емкость ле1ких и как она изменяется с возрастом? 4. Какое строение имеют органы речи и как они изменяются с возрастом? 5. Какие условия рекомен­дуется соблюдать при обучении детей пению и декламации? 6. Что понимают под правильным и неправильным дыханием, в чем вред неправильного дыхания? 7. Что такое микроклимат? 8. Что понимают под гигиенически доброкачественным воздухом? 9. Что способствует загрязнению воздуха в помещениях дошкольных учреждений? 10. Как надо проветривать их? 11. Какие требования предъявляются к температуре воздуха и отопительным приборам? Задание: 1. Провесги наблюдения за вентиляционным режимом дошкольного учреждения. 2. Дать оценку санитарному состоянию дошкольного учреждения, способам уборки, борьбы с пылью и микробами. 3. Дать. гигиеническую оценку участку дошкольного учреждения.

ПИЩЕВАРЕНИЕ

Наши рекомендации