III. Решить ситуационные задачи
1.Всем детям начальной школы была своевременно проведена ревакцинация дифтерийным анатоксином. Спустя 2 месяца одна ученица заболела дифтерией. Для оценки уровня антитоксического иммунитета в коллективе была поставлена РПГА. Оценить результаты РПГА при обследовании школьников.
Обследуе-мые школьники | Метод диагностики | Исследуемый материал | Диагностический препарат для РПГА | Разведения сыворотки | Единица измерения активности анатоксина | |||
1/100 | 1/200 | 1/400 | К | |||||
А. Б. Е. | Серологический | Сыворотка крови | Дифтерийный эритроци-тарный диагностикум | + + - | + - - | + - - | - - - | ИЕ - иммуногенная единица |
«+» - склеенные эритроциты в виде «зонтика» «-» - отсутствие гемагглюти-нации - «пуговка» |
Вопрос | Ответ |
1. У кого из обследованных школьников напряженный антитоксический иммунитет к дифтерии? Почему? | |
2. Кому из обследованных необходимо ввести специфический препарат? Какой? Почему? | |
3. Как объяснить причину заболевания дифтерией одной ученицы? |
2.В школе, где количество учащихся - 380 человек, выявлен случай заболевания дифтерией. Врач педиатр провел осмотр контактных с целью выявления больных с ангиной, как группы риска, и список выявленных передал медицинской сестре для взятия у них материала на микробиологическое исследование.
Вопрос | Ответ |
1. Назовите род и вид возбудителя дифтерии? | |
2. Чем обеспечивается морфологическая особенность возбудителя дифтерии и каковы его тинкториальные свойства? Какими методами окраски можно выявить морфологические особенности? | |
3. Какой материал, чем и с какой целью берут у больных с ангиной? Какие условия необходимо учитывать при взятии материала? | |
4. Условия доставки исследуемого материала в микробиологическую лабораторию? | |
5. Проводится ли специфическая профилактика в очаге больных дифтерией? Поясните ответ. |
3. В детском саду во время осмотра детей врач-педиатр выявил больного ребенка с подозрением на дифтерию, о чем было послано экстренное извещение в Районный Центр Санэпиднадзора. В группе, где находился больной ребенок, с подозрением на дифтерию, было еще 16 человек.
Вопрос | Ответ |
1. С какой целью было послано экстренное извещение в Центр Санэпиднадзора? | |
2. Какие мероприятия проводит медицинская сестра в очаге больных дифтерией? | |
3. Эпидемиология дифтерии: источник инфекции, основной механизм, фактор и путь передачи инфекции? | |
4. Что такое дезинфекция и ее виды? | |
5. Проводится ли плановая специфическая профилактика дифтерии? Поясните ответ. |
4. При профилактическом осмотре в школе на флюорографии обнаружены очаги затемнения в верхушке правого легкого у школьника В., который был направлен в тубдиспансер для обследования.
Вопрос | Ответ |
1. Назовите род и вид основного возбудителя туберкулеза у человека, его морфологические и тинкториальные свойства? | |
2. В чем особенность химического состава туберкулезной палочки? | |
3. Какой метод окраски применяется для выделения туберкулезной палочки? Почему? В какой цвет окрашиваются туберкулезные палочки и остальная флора? | |
4. Что служит исследуемым материалом при туберкулезе, в зависимости от формы заболевания? Требования к транспортировке и доставке в лабораторию? | |
5. Чем осуществляется специфическая профилактика туберкулеза, характеристика препарата? |
5.В стационаре находится больной А. с жалобами на кашель с мокротой, температуру. При рентгеноскопии легких обнаружены очаги затемнения. У врача возникло подозрение на туберкулез легких, так как у пациента положительна проба Манту.
Простая микроскопия мокроты не дала положительных результатов, поэтому было проведено обогащение мокроты, и применена люминесцентная микроскопия. Результат положительный - в поле зрения наблюдается свечение.
Вопрос | Ответ |
1. Подтвердился ли диагноз туберкулеза легких у пациента? Почему? | |
2. Назовите этапы обогащения мокроты. В чем преимущество метода по сравнению с обычной микроскопией? | |
3. В чем преимущество метода люминесцентной микроскопии? |
6. В детском саду заболело несколько детей с интервалом 18-20 дней, заболевание у всех сопровождалось приступообразным кашлем. На основании клинических данных и эпидемиологических данных был поставлен предварительный диагноз: «Коклюш».
Вопрос | Ответ |
1. Назовите род возбудителя коклюша. | |
2. Каковы морфологические и тинкториальные свойства возбудителя коклюша? | |
3. Эпидемиология коклюша: источник инфекции, механизм, факторы и пути передачи коклюша. | |
4. Какой метод микробиологической диагностики является основным при подозрении на коклюш? Что служит исследуемым материалом? | |
5. Специфическая профилактика коклюша? |
Подпись преподавателя_________________________________________________________
Теоретическая справка
К работе № 1