Я должен позвонить моей жене Марине, моему другу Серёже, своим любимым родителям.
Дательный падеж
Стр. 135-158, Русский язык в упражнениях
1. Дательный падеж со значением адресата (вопрос кому?)
Я должен позвонить моей жене Марине, моему другу Серёже, своим любимым родителям.
Упражнение 1. Задайте вопросы к выделенным словам. Запишите ответы.
О б р а з е ц: Я написал письмо другу. Кому я написал письмо?
1. Женя рассказал о болезни врачу. 2. Я передал привет товарищу. 3. Мы показали билеты контролеру. 4. Вадим подарил фотоальбом Свете. 5. Внук помогает бабушке. 6. Я советую ребятам поступать в университет. 6. Алена оставила записку дочери. 7. Начальник объявил выговор работнику. 8. Давайте говорить друг другукомплименты. 9. В 1941 году Германия объявила войну Советскому Союзу.10. Я сказала всю правду подруге.
Упражнение 2.Закончите предложения. Запишите предложения, используйте слова в скобках.
А. 1. Брат подарил (друг) велосипед. 2. Передайте мои искренние соболезнования (Иван Сергеевич). 3. Врач сделал операцию (пациент). 4. Ты делаешь (Стас) больно. 5. Преподаватель разрешил (студент) войти в аудиторию. 5. Внучка помогает (дедушка) готовить обед. 6. Я (депутат) не верю. 7. Девушка понравилась (Максим). 8. Сын обещал (отец) вести себя хорошо. 9. Мы дадим отпор (враг). 10. Ученик рассказал (учитель) урок.
Б. 1. На День учителя я подарил (учительница) цветы. 2. Мне пришлось рассказать (мать) всю правду. 3. Я несу подарки (тётя). 4. Я часто звоню (подруга). 5. Вася отправил денежный перевод (жена). 6. Я купил газеты (соседка). 7. Зрители долго аплодировали (артистка). 8. Эти острова принадлежат (Англия). 9. Я с удовольствием дам (Юлия) деньги. 10. Жених подарил (невеста) кольцо.
В. 1. Стюардесса предложила воду (пассажиры). 2. Объясните (ученики), как нужно делать домашнее задание. 3. Артисты благодарны (зрители) за хороший приём. 4. Дети должны помогать (родителям). 5. Своим творчеством вы дарите (люди) радость. 6. Командир объявил благодарность (солдаты). 8. Хозяйка рада (гости). 9. Президент объявил (люди) о своем решении. 10. Мы собрали деньги и тёплые вещи (беженцы). 11. Я завидую (оптимисты). 12. Я давно не звонил (родственники).
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Именительный падеж Дательный падеж
я
ты он, оно
она
мы
вы
они
Проверьте себя!
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
1. Личные местоимения указывают на лицо и являются в предложении подлежащим или дополнением.
2. В дательном (Д.п.) перед местоимением яупотребляются предлог ко: Ко мне приехал брат.
3. Местоимения третьего лица он, она, оно, они после предлога имеют в начале н: к нему, к ней, к ним.
4. После предлогов благодаря, вопреки, согласно, навстречуместоимения третьего лица не имеютн: Благодаря ему я знаю немецкий язык. Навстречу ей никто не вышел.
Склонение личных местоимений
______________________________________________
И.п. я ты он, оно она мы вы они
Р.п. меня тебя его её нас вас их
(у него) (у неё) (у них)
Д.п. мне тебе ему ей нам вам им
(к нему) (к ней) (к ним)
В.п. меня тебя его её нас вас их
(на него) (на неё) (на них)
Т.п. мной тобой им ей нами вами ими
(с ним) (с ней) (с ними)
П.п. обо мне о тебе о нём о ней о нас о вас о них
__________________________________________________
Упражнение 3.Дополните предложения местоимениями в дательном падеже. Запишите предложения.
О б р а з е ц: Это мой сосед. Я купил … журнал.
Я купил емужурнал.
1. Это мои друзья. Я рассказываю … историю. 2. Это наш учитель. Каждый день мы показываем … свои тетради. 3. Моя матьживет в Казахстане. Я часто пишу … письма. 4. Мы изучаем химию. Преподаватель показывает … химические опыты. 5. Тыне понял эту задачу? Я могу объяснить … . 6. Недавно у меня была свадьба. Родители подарили … машину. 7. Вы не были в нашем городе? Хотите, я покажу … наш город.
Проверьте себя!
Я – мне Мы – нам Оно – ему
Ты – тебе Вы – вам Она – ей
Он – ему Они – им
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, его, её, их указывают, какому лицу принадлежит предмет и отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?
Склонение притяжательных местоимений
Мой, наш
-----------------------------------------------------------------------------------
И.п. мой моё моя мои наш наше наша наши
Р.п. моего моей моих нашего нашей наших
Д.п. моему моей моим нашему нашей нашим
В.п. как И.п. моё мою как И.п. как И.п. наше нашу как И.п.
или Р.п. или Р.п. или Р.п. или Р.п.
Т.п. моим моей моими нашим нашей нашими
П.п. о моём о моей о моих о нашем о нашей о наших
-----------------------------------------------------------------------------------
Упражнение 4. Ответьте на вопросы. Запишите ответы.
1. Кому вы сказали об экскурсии? (наш преподаватель).
2. Кому вы дали билет на вечер? (мой старый друг).
3. Кому вы сказали «спасибо» за книгу? (наш библиотекарь).
4. Кому вы отправили поздравление с праздником? (мой отец, моя мать, моя сестра, мой брат).
Притяжательные местоимения
Его, её, их
Притяжательные местоимения его, её, их указывают на принадлежность третьему лицу.
По форме это родительный падеж личных местоимений он, она, оно, они.
Местоименияего, её, их не изменяются по падежам и числам.
После предлогов они не имеют буквы н: я пришёл к её брату, я пришёл к его отцу.
Внимание!
Я пришёл к Ивану. Я пришёл к нему (он – личное местоимение).
Я пришёл к отцу Ивана. Я пришёл к его отцу (его отец - притяжательное местоимение).
Притяжательное местоимение свой
Местоимение свой (своя, своё, свои) указывает на принадлежность предмета действующему лицу или лицам: Я позвонил своей сестре.
ГДЕ? КУДА?
1. Предложный падеж + Винительный падеж +
В, на в, на
(в магазине, на почте, (на Волгу, на Кавказ,
в санатории, на лыжах) в аудиторию, на юг)
Глаголы: Глаголы:
А) быть, находиться, стоять А) идти, ехать, лететь,
лежать, сидеть, висеть и др. катиться, подниматься и др.
Б) ходить, ездить, бегать, Б) класть, положить,
плавать, гулять, кататься ставить – поставить,
отдыхать и др. вешать – повесить
бросать – бросить
посадить – сажать
2. Дательный падеж + по 2. Дательный падеж + к
(по улице, по асфальту) (к врачу, к деревьям, к Волге)
Глаголы: Глаголы:
Ходить – идти Идти – ходить – подойти –
ехать, бегать – бежать, подходить, ехать – подъехать,
плавать – плыть, кататься - подъезжать, бежать – бегать –
катиться, гулять и т.д. подбежать – подбегать, плавать –
подплывать, катиться, подкатиться,
приехать – поехать – заехать,
прибежать – побежать – забежать.
Запомните
Говорить, (по)звонить – по телефону, по сотовому
Сообщать, выступать, слушать, передавать – по радио
Смотреть, показывать – по телевизору, по кабельному
Посылать, присылать – по почте
Мой, наш
-----------------------------------------------------------------------------------
И.п. мой моё моя мои наш наше наша наши
Р.п. моего моей моих нашего нашей наших
Притяжательные местоимения
Его, её, их
Притяжательные местоимения его, её, их указывают на принадлежность третьему лицу.
По форме это родительный падеж личных местоимений он, она, оно, они.
Местоименияего, её, их не изменяются по падежам и числам.
После предлогов они не имеют буквы н: был у её брата, говорил с его отцом.
Притяжательное местоимение свой
Местоимение свой (своя, своё, свои) указывает на принадлежность предмета действующему лицу или лицам: Я позвонил своей сестре.
Дательный падеж
Стр. 135-158, Русский язык в упражнениях
1. Дательный падеж со значением адресата (вопрос кому?)
Я должен позвонить моей жене Марине, моему другу Серёже, своим любимым родителям.
Упражнение 1. Задайте вопросы к выделенным словам. Запишите ответы.
О б р а з е ц: Я написал письмо другу. Кому я написал письмо?
1. Женя рассказал о болезни врачу. 2. Я передал привет товарищу. 3. Мы показали билеты контролеру. 4. Вадим подарил фотоальбом Свете. 5. Внук помогает бабушке. 6. Я советую ребятам поступать в университет. 6. Алена оставила записку дочери. 7. Начальник объявил выговор работнику. 8. Давайте говорить друг другукомплименты. 9. В 1941 году Германия объявила войну Советскому Союзу.10. Я сказала всю правду подруге.
Упражнение 2.Закончите предложения. Запишите предложения, используйте слова в скобках.
А. 1. Брат подарил (друг) велосипед. 2. Передайте мои искренние соболезнования (Иван Сергеевич). 3. Врач сделал операцию (пациент). 4. Ты делаешь (Стас) больно. 5. Преподаватель разрешил (студент) войти в аудиторию. 5. Внучка помогает (дедушка) готовить обед. 6. Я (депутат) не верю. 7. Девушка понравилась (Максим). 8. Сын обещал (отец) вести себя хорошо. 9. Мы дадим отпор (враг). 10. Ученик рассказал (учитель) урок.
Б. 1. На День учителя я подарил (учительница) цветы. 2. Мне пришлось рассказать (мать) всю правду. 3. Я несу подарки (тётя). 4. Я часто звоню (подруга). 5. Вася отправил денежный перевод (жена). 6. Я купил газеты (соседка). 7. Зрители долго аплодировали (артистка). 8. Эти острова принадлежат (Англия). 9. Я с удовольствием дам (Юлия) деньги. 10. Жених подарил (невеста) кольцо.
В. 1. Стюардесса предложила воду (пассажиры). 2. Объясните (ученики), как нужно делать домашнее задание. 3. Артисты благодарны (зрители) за хороший приём. 4. Дети должны помогать (родителям). 5. Своим творчеством вы дарите (люди) радость. 6. Командир объявил благодарность (солдаты). 8. Хозяйка рада (гости). 9. Президент объявил (люди) о своем решении. 10. Мы собрали деньги и тёплые вещи (беженцы). 11. Я завидую (оптимисты). 12. Я давно не звонил (родственники).
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ