Цели, мотивы и причины воровства детей и подростков

Определение воровства дать, вначале кажется, сравнительно легко – это действия, направленные на присвоение чужих вещей. Это и является целью соответствующих действий ребенка. Мотивы определить гораздо сложнее, так как в числе факторов, побуждающих к воровству, большое место занимают неспецефические, то есть не однозначно определенные для воровства.

В целом, мотивы воровства делятся на три больших класса:

1)сделать благо себе,

2)сделать посредством украденного приятное другим и тем заслужить их хорошее отношение,

3) «за компанию» - воровство совершается совместно с группой не для обогащения, но на основе желания быть принятым группой, соответствовать ее нормам.

Первые два класса мотивов служат основанием индивидуального воровства. Класс мотивов «сделать благо себе» имеет следующие конкретные проявления:

1 «импровизация» - импульсивное побуждение украсть, появляющееся в момент, когда имеет место хотя бы одно из условий:

ребенок видит чужую вещь, которая привлекает его внимание,

-ребенок находится один рядом с чужой вещью.

2 более или менее длительно формирующееся желание взять чужую вещь. Превращается это желание в конкретное побуждение чаще всего под влиянием конкретных благоприятных условий.

3 побуждение отомстить конкретному человеку или «всем сразу».

Ряд мотивов «сделать благо другому», побуждающих к воровству, включает:

1 побуждение принести понравившуюся вещь значимому другому человеку (матери, брату и пр.) с тем, чтобы доставить ему удовольствие. Такое побуждение часто связано с незнанием того, что воровство может быть не одобрено окружающими людьми.

2 побуждение украсть чужую вещь с тем, чтобы иметь средства заплатить за дружбу и внимание к себе сверстников.

Основанием для появления мотивов, связанных с пониманием асоциального значения воровства (собственно побуждений к воровству), являются прежде всего личностные факторы:

1. Личностные позиции(они могут быть не осознанны ребенком): «мне никогда не купят такую вещь», «я не имею права просить поиграть с этой вещью» и т.п.

2.Чувство одиночества, обиды, фрустрированность, отсутствие силы «Я» (ответственности, самостоятельности и т.п.).

3.Неумение открыто выражать желания, добиваться целей. Застенчивость и страх в ситуации необходимости открыто попросить о том, что является предметом желаний (это появляется как результат предшествующих фрустраций и отказов).Отсутствие уверенности в себе.

4. Отсутствие навыков произвольного и волевого управления собственным поведением, неумение противостоять импульсивным («полевым») побуждениям, возникшим под влиянием особенностей сложившейся ситуации.

5. Отсутствие сложившейся системы саморегуляции личности, позволяющей выходить из фрустрирующих ситуаций.

6. Отсутствие возможности и способности эмоционально предвосхищать последствия собственных действий.

7. Неумение откладывать собственные желания «на потом», невозможность проявления терпения в ситуации препятствия или лишения (фрустрирующая ситуация).

Описанные причины появления мотивов воровства, в свою очередь имеют основания – нарушения межличностных (вследствие этого и внутриличностных) отношений, прежде всего взаимоотношений в семье.

Методика консультирования

Для большинства родителей знание того, что их ребенок вор – огромное потрясение. Они находятся в растерянности, и сами нуждаются в помощи и поддержке. К этому чувству беспомощности примешивается невыносимый стыд за то, что они «плохо воспитали» сына или дочь. Такие родители опасаются осуждения со стороны посторонних, любой совет звучит для них как критика.

Для того, чтобы добиться успеха, специалист должен отказаться от традиции воспринимать работу с родителями как расширенную борьбу за школьные успехи, возлагая основную ответственность на родителей. Он должен взять основную психологическую ответственность на себя. Специалисту не может быть безразлично, к какому результату приведет разговор с родителями, поэтому необходимо хорошо продумывать любой разговор.

Родители обращаются за помощью, когда уже не видят выхода, когда эмоции заглушают сознание, масса чувств переполняют душу и слезы льются рекой. То есть, налицо ситуация кризиса.

1-ый этап консультирования - кризисная интервенция. Особое внимание необходимо уделить работе с чувством вины, которое возникает практически всегда в подобных ситуациях. Если родители могут поговорить о своих переживаниях с человеком, который вызывает у них доверие, который не спешит занять осуждающую позицию и не делает им упреков, то можно считать, что разрядка в семье уже достигнута.

Когда чувства провентелированы и эмоции выплеснуты, можно переходить ко 2-му этапу консультирования: исследование жизни ребенка в семье и за ее пределами. Это желательно делать уже при следующей встрече с обратившимся.

а) Исследование взаимоотношений в семье. Насколько близко общаются члены семьи друг с другом, какое значение уделяют личности ребенка, с кем из них у ребенка наибольший контакт, какую часть своего свободного времени ребенок проводит в семье, есть ли общие семейные дела, традиции и т.д. (если есть, то какие). Тип отношений (формально-ролевой, личностный, конфликтный).

б) Отношение родителей к личным вещам ребенка, есть ли у него свой секретный уголок, ведет ли он дневник и т.д. Ребенка, склонного к воровству характеризует отсутствие «личностно сохранного»: ребенок не уважает собственность – чужую или свою. Это результат вторжения в его детский мир, не разрешения обладать чем-то своим. Здесь воровство близко подходит к другому отклонению в поведении: негативному действию не только против вещи, но и самого человека.

Ребенку, которому родители не оставляли чего-то собственного, недозволенного окружающим, трудно уважать себя, свою собственность и по каким-то глубинным причинам ребенок также «легко» относится к чужому. Желание иметь то, что не принадлежит, является компенсаторным, но это не обязательно есть не проявление уважения к своей собственности. Те переживания, которые после воровства возникают в отношении украденного (теперь надо хранить тайно украденное), соотносятся, совпадают с переживаниями боязни того, что отнимут ту вещь, которая действительно принадлежит ребенку.

в) Социальный слой, к которому принадлежит семья. Уже в младенческом возрасте ребенку не все равно, какое материальное положение в семье. Если мать обременена ежедневной стиркой, у нее остается меньше времени, чтобы побыть с малышом, отреагировать на его плач, а это уже очень серьезно. В 3-4 года главная собственность ребенка – это игрушки. По тому сколько их, каковы они по качеству, как обращается с ними ребенок, можно многое узнать о семье.

Игрушки нередко выполняют демонстративную роль. У меня все в порядке, сообщает с их помощью человек, у меня все самое лучшее и в большом количестве. Избыток игрушек не составляет большой беды, когда ребенок умеет в них играть – фантазировать, придумывать сюжеты с их использованием и т.д. Но это лишь немногие… В результате получается, что радость ребенок получает в момент получения новой игрушки – радость обладания, а не использования, чувство острое, но быстро притупляющееся. С поступлением в школу волей ребенка начинает обладать диктат социального окружения.

Детская среда точно моделирует нравы «большого» общества – необъявленное соревнование в материальных успехах. Фантазии подростков… Каждый современный подросток видит себя в будущем прежде всего богатым человеком. А для осуществления этого все средства хороши. Не вызывает брезгливости «профессия» проститутки, не вызывает содрогания и криминальный бизнес.

г) Отношения со сверстниками. Узнать умеет ли ребенок общаться со сверстниками, принимают ли они его. Так, ребенок может украсть у родителей с тем, чтобы купить шоколад, раздать его в школе и так добиться признания сверстников.

Тщательный анализ всего вышеизложенного приводит к 3-му этапу консультирования: выработке путей коррекции воровства. Это нужно проводить вместе с родителями, опираясь на психологические знания консультанта и опыт общения родителя с ребенком. Они будут примерно такими:

а) Эмоциональное принятие ребенка и установление контакта с ним. Повышение уровня доверия в семье. Надо обратить внимание родителя на то, что его ребенок далеко не «социальный уникум», более того, почти все подростки склонны к подобным действиям и количество совершаемых противозаконных поступков на самом деле гораздо больше, чем это видно из судебной статистики.

а) Не «разбирать» поступок ребенка в присутствии большого числа людей, поговорить с ребенком отдельно от потерпевшего.

б) Установить запрет на воровство, в эмоциональной форме объяснить, что это плохо и это не разрешается не только взрослым, но и детям. Указать на возможность наказания и социального неодобрения.

в) Принудить ребенка вернуть украденное или отдать что-то взамен, если вернуть вещь уже невозможно. Если ребенок отказывается возвращать вещь и переживает острый аффект, то надо решить в этой ситуации, надо ли ребенка принуждать к возвращению вещи и признанию, тем самым воровства перед другим человеком. Особенно когда воровство совершено однократно и ребенок сам понял значение своего поступка, он может испытывать такие сильные отрицательные эмоции, что этого вполне достаточно и нет необходимости доводить все до конца.

г) Не наказывать ребенка. Если он любит родителей, то отрицательные оценки ими его поступка уже считаются как наказание. Если же отношения ребенка с родителями построены на неприятии, то тем более наказание приведет к ухудшению этих взаимоотношений.

д) Не стремиться вызвать у ребенка открытое чувство вины, не разрушать психологические защиты ребенка. Ориентироваться необходимо не на собственные желания наказать ребенка, но на основную задачу – чтобы ребенок понял, что воровство осуждается всеми и приводит к ухудшению отношений, а результаты воровства (покупка дружбы украденным) не приводят к желаемым результатам. Последнее также необходимо объяснять не «абстрактно», но приводя в качестве аргумента сложившеюся ситуацию.

ж) Дать ребенку принять самостоятельное решение. Предложить ему поразмышлять, как лучше достичь ту цель, которую он преследовал. При этом неудачным будет занятие родителями поучающей позиции, эффективнее будет говорить с ребенком на позициях Взрослый-Взрослый.

4-ый, заключительный этап консультирования – подведение итогов. Резюме клиента и консультанта, в котором клиент сообщает о том, что важного он почерпнул из данной консультации и что собирается предпринять. Консультант в свою очередь, доброжелательно прощается с клиентом и договаривается о следующей встрече, на которой будет обсуждаться эффективность проведения намеченных путей коррекции. По желанию, родитель может прийти на следующую консультацию с ребенком, а также с другим родителем.

Заключение

Консультант должен помнить!

Уже из самой первой консультации можно сделать вывод о том, насколько успешным будет восстановление нарушенных семейных связей между подростками и их родителями. Часто бывает так, что родители своим предыдущим воспитанием и отношением к детям провоцировали (иногда из самых лучших побуждений) антисоцильное поведение подростков. Поэтому трудно ожидать от них немедленного исправления ситуации во взаимоотношениях «родители-дети».

Иногда, особенно в ситуациях, когда родители сами находятся в психотическом или пограничном состоянии, возможен неблагоприятный прогноз, с которым надо считаться, и не брать на себя неразрешимых задач.

Каждый случай уникальный, не похожий на другой, поэтому, данная методика не может быть применена абсолютно для каждого консультирования по данной теме, ее можно изменять в зависимости от специфики консультативного сопровождения.

Литература:

1. Антипова И.Г. «Воровство у детей и подростков»// «Журнал практического психолога» 1999, №9.

2. Белкин А. «Запах денег», Москва, 1999.

3. Циерпка М. «О психодинамике невротически обусловленной клептомании» // «Московский психотерапевтический журнал», 1996, №1.

Ларина Ольга Викторовна,

Наши рекомендации