Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Отряд Двукрылые. Морфофункциональная характеристика и медицинское значение представителей
Цель изучения темысостоит в формировании знаний по экологическим и медико-биологическим основам паразитизма, умений и навыков по морфофункциональной характеристике представителей отряда Двукрылые.
Задачи:
1) изучить классификацию, систематическое положение и морфофункциональную характеристику представителей отряда Двукрылые;
2) изучить строение и морфологические отличия представителей отряда Двукрылые.
3) изучить медицинское значение представителей отряда Двукрылые;
4) изучить особенности строения и уметь идентифицировать по морфологическим признакам разные виды комаров;
5) изучить меры общественной и личной профилактики от укусов эктопаразитов - животных отряда Двукрылые;
Студент должен знать:
1. До изучения темы (базисные знания):
- биология, школьный курс: строение насекомых, значение двукрылых в хозяйственной деятельности человека.
- устройство светового микроскопа.
2. После изучения темы:
3. классификацию, систематическое положение и морфо-функциональную характеристику представителей отряда Двукрылые;
4. строение и морфологические отличия представителей отряда Двукрылые.
5. медицинское значение представителей отряда Двукрылые;
6. особенности строения и уметь идентифицировать по морфологическим признакам разные виды комаров;
7. меры общественной и личной профилактики от укусов эктопаразитов - животных отряда Двукрылые;
Студент должен уметь:
· проводить микроскопический анализ и идентифицировать малярийных и немалярийных комаров на разных стадиях развития;
· решать ситуационные задачи
Студент должен владеть:
ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.
Задания по самостоятельной аудиторной работе студентов по теме занятия:
1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспекта лекции №13 «Медицинская арахноэнтомология» и рекомендуемой учебной литературы.
2. Ответить на вопросы для самоконтроля:
1) Систематическое положение и разнообразие животных отряда Двукрылые: Настоящие комары (Culicidae), Москиты (Phlebotomidae),,Настоящие мухи (Muscidae),Мошки (Simulidae), Мокрецы (Ceratopogonidae), Слепни (Tabamdae).
2) Особенности морфологии и циклов развития насекомых отряда Двукрылые.
3) Медицинское значение насекомых отряда Двукрылые.
4) Меры профилактики заболеваний, передаваемых насекомыми отряда
3. Проверить свои знания с использованием тестового контроля:
Примеры тестовых заданий:
1. Болезни, вызываемые паразитированием личинок мух и оводов, называются … .
a)филяриозами
b) фтириозами
c)миазами
d) онхоцеркозами
e)трихинеллезами
2. С полным метаморфозом развиваются … .
5) рыжий таракан
6) малярийный комар
7) мухи
8) постельный клоп
9) клещи
3. Специфическим трансмиссивным переносчиком возбудителей лейшманиозов является … .
5) малярийный комар
6) вошь головная
7) поцелуйный клоп
8) москит
9) муха Це-це
- Медицинское значение представителей отряда Двукрылые … .
5) возбудители трансмиссивных заболеваний
6) промежуточные хозяева возбудителей трематодозов
7) промежуточные хозяева возбудителей филяриозов
8) механические переносчики цист простейших и яиц гельминтов
Выполнить другие задания:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Рассмотреть при малом увеличении микроскопа и зарисовать:
Морфологические различия между комарами рода Culex и Anopheles
Culex | Anopheles | |||
Яйца | Склеены, без поплавка | Лежат порознь, имеют поплавки | ||
Личинки | (№55) Имеется дыхательный сифон | (№56) Дыхательный сифон отсутствует | ||
Culex | Anopheles | |||
Куколки | (№57) Дыхательный сифон цилиндрический | (№58) Дыхательный сифон воронкообразный | ||
Имаго | самка | самец | самка | самец |
(№53а) Щупики короче хоботка | (№53) Щупики по длине равны хоботку, усики опушенные | (№52а) Щупики по длине равны хоботку | (№52) Щупики имеют булавовидные утолщения на концах, усики опушенные |
Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:
Тестовые задания, контрольные вопросы, ситуационные задачи, рисунки.
Тестовые задания (примеры тестов см. выше).
Контрольные вопросы (см. вопросы для самоконтроля)
1. Личинки каких мух развиваются в ранах и полостях тела человека и животных и какое заболевание они вызывают?
2. Переносчиками каких заболеваний человека являются москиты?
3. В чем заключается медицинское значение мух?
Ситуационные задачи
1. При микроскопическом исследовании головки двукрылого насекомого обнаружены следующие морфологические особенности: сложные глаза, длинные тонкие членистые мало опущенные усики, хоботок, по бокам которых выступают щупики, состоящие из 5 члеников. Длина щупиков равна длине хоботка. О каком насекомом идет речь и переносчиком, какого заболевания является это насекомое?
2. О каком насекомом идет речь и является ли он переносчиком, какого либо заболевания, если у исследуемого двукрылого насекомого отсутствуют на головке колющие элементы ротового аппарата, имеется хоботок, усики сильно опущены, щупики членистые, длиннее хоботка и одинаковой с ним толщины?
3. На поверхности озера обнаружены личинки двукрылого насекомого, имеющего голу, грудь и брюшко. Голова несет пару усиков, пару глаз, два веерообразных опахала. Грудь состоит из сегментов без четких границ, за которыми идет брюшко. Вдоль боковых сторон брюшка видны стволы трахеи, которые заканчиваются в дыхательном сифоне, имеющем вид конусовидной трубки. На свободном конце сифона имеется дыхательное отверстие (стигма). На последнем членике расположены листовидные жары и щетинки. О личинке какого членистоногого идет речь? Укажите его медицинское значение.
4. При микроскопическом исследовании куколок комаров, взятых с поверхности водоема, обнаружены следующие морфологические особенности: тело куколки, состоящее из передней утолщенной, части, соответствующей головке и груди, и задней суженного брюшка. Куколка имеет форму запятой. На спинной стороне переднего отдела находятся парные дыхательные сифоны в виде длинных цилиндрических трубочек. Сегменты брюшка гладкие.
К какому роду комаров относится эта куколка?
5. На поверхности чистого светлого озера обнаружены куколки комаров. При микроскопировании видны: следующие морфологические особенности: утолщенная передняя часть, под которой видно узкое сегментированное брюшко, на верхней стороне передней части тела – два дыхательных сифона воронкообразной формы.
Ваше мнение: о куколке какого комара идет речь, его медицинское название?
6. Назовите вид насекомого, личинка которого состоит из головки, груди и брюшка. На голове пара усиков, пара глаз и два опахала. Грудь состоит из 3 сегментов, по бокам их сидят мутовками волоски. На предпоследнем членике брюшка с дорсальной стороны находится пара дыхалец и стигм.
7.Во время работы на садовом участке женщина заметила роющихся глубоко ото поверхности земли двукрылых насекомых длинной 2-5 мм. с коротким компактным телом, короткими по сравнению с комарами усиками но длиннее, чем у мух. По дороге домой в электричке появился зуд правой нижней конечности в области голеностопного сустава. К утру конечность опухла, покраснела. Как вы полагаете, что могло стать причиной такого состояния? Укажите, какие насекомые могли стать причиной заболевания. Как в народе очень метко дали название этой группе насекомых? Ваша тактика в отношении пострадавшей?
Рекомендуемая литература(см. приложение 1)
Практическое занятие № 32