Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Отряд Двукрылые. Морфофункциональная характеристика и медицинское значение представителей

Цель изучения темысостоит в формировании знаний по экологическим и медико-биологическим основам паразитизма, умений и навыков по морфофункциональной характеристике представителей отряда Двукрылые.

Задачи:

1) изучить классификацию, систематическое положение и морфофункциональную характеристику представителей отряда Двукрылые;

2) изучить строение и морфологические отличия представителей отряда Двукрылые.

3) изучить медицинское значение представителей отряда Двукрылые;

4) изучить особенности строения и уметь идентифицировать по морфологическим признакам разные виды комаров;

5) изучить меры общественной и личной профилактики от укусов эктопаразитов - животных отряда Двукрылые;

Студент должен знать:

1. До изучения темы (базисные знания):

- биология, школьный курс: строение насекомых, значение двукрылых в хозяйственной деятельности человека.

- устройство светового микроскопа.

2. После изучения темы:

3. классификацию, систематическое положение и морфо-функциональную характеристику представителей отряда Двукрылые;

4. строение и морфологические отличия представителей отряда Двукрылые.

5. медицинское значение представителей отряда Двукрылые;

6. особенности строения и уметь идентифицировать по морфологическим признакам разные виды комаров;

7. меры общественной и личной профилактики от укусов эктопаразитов - животных отряда Двукрылые;

Студент должен уметь:

· проводить микроскопический анализ и идентифицировать малярийных и немалярийных комаров на разных стадиях развития;

· решать ситуационные задачи

Студент должен владеть:

ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.

Задания по самостоятельной аудиторной работе студентов по теме занятия:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспекта лекции №13 «Медицинская арахноэнтомология» и рекомендуемой учебной литературы.

2. Ответить на вопросы для самоконтроля:

1) Систематическое положение и разнообразие животных отряда Двукрылые: Настоящие комары (Culicidae), Москиты (Phlebotomidae),,Настоящие мухи (Muscidae),Мошки (Simulidae), Мокрецы (Ceratopogonidae), Слепни (Tabamdae).

2) Особенности морфологии и циклов развития насекомых отряда Двукрылые.

3) Медицинское значение насекомых отряда Двукрылые.

4) Меры профилактики заболеваний, передаваемых насекомыми отряда

3. Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

Примеры тестовых заданий:

1. Болезни, вызываемые паразитированием личинок мух и оводов, называются … .

a)филяриозами

b) фтириозами

c)миазами

d) онхоцеркозами

e)трихинеллезами

2. С полным метаморфозом развиваются … .

5) рыжий таракан

6) малярийный комар

7) мухи

8) постельный клоп

9) клещи

3. Специфическим трансмиссивным переносчиком возбудителей лейшманиозов является … .

5) малярийный комар

6) вошь головная

7) поцелуйный клоп

8) москит

9) муха Це-це

  1. Медицинское значение представителей отряда Двукрылые … .

5) возбудители трансмиссивных заболеваний

6) промежуточные хозяева возбудителей трематодозов

7) промежуточные хозяева возбудителей филяриозов

8) механические переносчики цист простейших и яиц гельминтов

Выполнить другие задания:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Рассмотреть при малом увеличении микроскопа и зарисовать:

Морфологические различия между комарами рода Culex и Anopheles

  Culex Anopheles
Яйца Склеены, без поплавка   Лежат порознь, имеют поплавки
Личинки (№55) Имеется дыхательный сифон   (№56) Дыхательный сифон отсутствует    
  Culex Anopheles
Куколки (№57) Дыхательный сифон цилиндрический     (№58) Дыхательный сифон воронкообразный    
Имаго самка самец самка самец
(№53а) Щупики короче хоботка     (№53) Щупики по длине равны хоботку, усики опушенные   (№52а) Щупики по длине равны хоботку   (№52) Щупики имеют булавовидные утолщения на концах, усики опушенные  

Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:

Тестовые задания, контрольные вопросы, ситуационные задачи, рисунки.

Тестовые задания (примеры тестов см. выше).

Контрольные вопросы (см. вопросы для самоконтроля)

1. Личинки каких мух развиваются в ранах и полостях тела человека и животных и какое заболевание они вызывают?

2. Переносчиками каких заболеваний человека являются москиты?

3. В чем заключается медицинское значение мух?

Ситуационные задачи

1. При микроскопическом исследовании головки двукрылого насекомого обнаружены следующие морфологические особенности: сложные глаза, длинные тонкие членистые мало опущенные усики, хоботок, по бокам которых выступают щупики, состоящие из 5 члеников. Длина щупиков равна длине хоботка. О каком насекомом идет речь и переносчиком, какого заболевания является это насекомое?

2. О каком насекомом идет речь и является ли он переносчиком, какого либо заболевания, если у исследуемого двукрылого насекомого отсутствуют на головке колющие элементы ротового аппарата, имеется хоботок, усики сильно опущены, щупики членистые, длиннее хоботка и одинаковой с ним толщины?

3. На поверхности озера обнаружены личинки двукрылого насекомого, имеющего голу, грудь и брюшко. Голова несет пару усиков, пару глаз, два веерообразных опахала. Грудь состоит из сегментов без четких границ, за которыми идет брюшко. Вдоль боковых сторон брюшка видны стволы трахеи, которые заканчиваются в дыхательном сифоне, имеющем вид конусовидной трубки. На свободном конце сифона имеется дыхательное отверстие (стигма). На последнем членике расположены листовидные жары и щетинки. О личинке какого членистоногого идет речь? Укажите его медицинское значение.

4. При микроскопическом исследовании куколок комаров, взятых с поверхности водоема, обнаружены следующие морфологические особенности: тело куколки, состоящее из передней утолщенной, части, соответствующей головке и груди, и задней суженного брюшка. Куколка имеет форму запятой. На спинной стороне переднего отдела находятся парные дыхательные сифоны в виде длинных цилиндрических трубочек. Сегменты брюшка гладкие.

К какому роду комаров относится эта куколка?

5. На поверхности чистого светлого озера обнаружены куколки комаров. При микроскопировании видны: следующие морфологические особенности: утолщенная передняя часть, под которой видно узкое сегментированное брюшко, на верхней стороне передней части тела – два дыхательных сифона воронкообразной формы.

Ваше мнение: о куколке какого комара идет речь, его медицинское название?

6. Назовите вид насекомого, личинка которого состоит из головки, груди и брюшка. На голове пара усиков, пара глаз и два опахала. Грудь состоит из 3 сегментов, по бокам их сидят мутовками волоски. На предпоследнем членике брюшка с дорсальной стороны находится пара дыхалец и стигм.

7.Во время работы на садовом участке женщина заметила роющихся глубоко ото поверхности земли двукрылых насекомых длинной 2-5 мм. с коротким компактным телом, короткими по сравнению с комарами усиками но длиннее, чем у мух. По дороге домой в электричке появился зуд правой нижней конечности в области голеностопного сустава. К утру конечность опухла, покраснела. Как вы полагаете, что могло стать причиной такого состояния? Укажите, какие насекомые могли стать причиной заболевания. Как в народе очень метко дали название этой группе насекомых? Ваша тактика в отношении пострадавшей?

Рекомендуемая литература(см. приложение 1)

Практическое занятие № 32

Наши рекомендации