Тип Кольчатые черви. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Морфофункциональная характеристика и медицинское значение представителей

Цель изучения темысостоит в формировании знаний по экологическим и медико-биологическим основам паразитизма, умений и навыков по морфофункциональной характеристике представителей класса Паукообразные.

Задачи:

1) изучить классификацию, изучить систематическое положение и морфо-функциональную характеристику представителей класса Паукообразные;

2) изучить медицинское значение представителей класса Паукообразные;

3) изучить строение и морфологические отличия представителей отрядов Скорпионы, Пауки и Клещи.

4) изучить особенности строения и уметь идентифицировать по морфологическим признакам разные виды клещей – эктопаразитов человека;

5) обучить технике микроскопического анализа при идентификации разных стадий развития клещей (личинки, нимфы, имаго);

6) изучить меры общественной и личной профилактики от укусов эктопаразитов - животных класса Паукообразные;

7) изучить меры общественной и личной профилактики чесотки и демодекоза.

Студент должен знать:

1. До изучения темы (базисные знания):

- биология, школьный курс: строение членистоногих, значение членистоногих в хозяйственной деятельности человека.

- устройство светового микроскопа.

2. После изучения темы:

1) классификацию, систематическое положение и морфофункциональную характеристику представителей класса Паукообразные;

2) медицинское значение представителей класса Паукообразные;

3) строение и морфологические отличия представителей отрядов Скорпионы, Пауки и Клещи.

4) особенности строения и морфологические отличия разных видов клещей – эктопаразитов человека;

5) морфологические отличия разных стадий развития таежного клеща (личинки, нимфы, имаго);

6) меры общественной и личной профилактики от укусов эктопаразитов - животных класса Паукообразные;

7) меры общественной и личной профилактики чесотки и демодекоза.

Студент должен уметь:

· проводить микроскопический анализ и идентифицировать разные виды клещей – эктопаразитов человека;

· проводить микроскопический анализ и идентифицировать разные стадии развития таежного клеща (личинка, нимфа, имаго);

· решать ситуационные задачи

Студент должен владеть:

ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.

Задания по самостоятельной аудиторной работе студентов по теме занятия:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспекта лекции №13 «Медицинская Арахноэнтомология» и рекомендуемой учебной литературы.

2. Ответить на вопросы для самоконтроля:

1) Общая характеристика и классификация животных типа Членистоногие.

2) Характеристика и классификация представителей класса Ракообразные. Медицинское значение представителей подклассов Низшиеи Высшие раки.

3) Характеристика и классификация представителей класса Паукообразные.

5) Медицинское значение представителейотрядов Скорпионы и Пауки.

Характеристика и классификация представителей отряда Клещи.

6) Клещи – переносчики и резервуары инфекционных заболеваний человека. Географическое распространение, места обитания, морфология, циклы развития клещей: таежного, собачьего, пастбищного, хиалома, поселкового, крысиного и домашнего. Профилактика.

7) Клещи – возбудители заболеваний человека. Акариформные клещи: Систематическое положение, морфологическая характеристика, циклы развития возбудителей чесотки человека и демодекоза.

3. Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

Примеры тестовых заданий:

1. Медицинское значение каракурта заключается в том, что он является … .

1) эктопаразитом

2) эндопаразитом

3) ядовитым животным

4) трансмиссивным кровососущим переносчиком

2. Клещи имеют … ротовой аппарат.

1) грызущий

2) колюще-сосущий

3) лижущий

Для клещей характерно развитие

1) прямое

2) с полным метаморфозом

3) с неполным метаморфозом

4. Медицинское значение паукообразных заключается в том, что они являются … .

1) механическими переносчиками

2) специфическими переносчиками

3) возбудителями заболеваний человека

4) ядовитыми животными

Выполнить другие задания:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Рассмотреть и зарисовать:

1. Имаго клеща рода Ixodes(преп. №82)

Изучить препарат при малом увеличении микроскопа. Размеры клещей – 2,5-4 мм. Обратить внимание на овальную форму тела, отсутствие расчлененности тела, выступающий ротовой аппарат, 4 пары ходильных ног. Позади основного членика четвертой пары ног расположены дыхательные отверстия (стигмы). Между основными члениками второй пары ног расположено половое отверстие.

Зарисовать при малом увеличении микроскопа и сделать обозначения:

1. Ротовой аппарат

2. Дорсальный щиток

3. Ходильные ноги

4. Стигмы

5. Анальное отверстие

6. Половое отверстие

(МЕСТО ДЛЯ РИСУНКА)

2. Имаго клеща рода Dermacentor (преп. №81).

Изучить препарат при малом увеличении микроскопа. Обратить внимание на окраску спинного щитка (светлый эмалевый пигмент, образующий сложный узор, и на его фоне - симметричные бурые пятна). Ротовой аппарат расположен терминально, на переднем конце тела.

Зарисовать:

(МЕСТО ДЛЯ РИСУНКА)

3. Имаго клеща рода Ornithodorus (изучить по таблице и зарисовать).

Изучить препарат при малом увеличении микроскопа. Обратить внимание на размеры, отличительные признаки аргазовых клещей (отсутствие спинного щитка, расположение ротового аппарата на вентральной стороне).

Зарисовать:

(МЕСТО ДЛЯ РИСУНКА)

2. Рассмотреть при малом увеличении микроскопа микропрепараты и зарисовать:

Наши рекомендации