Тип Круглые черви. Класс Собственно круглые черви. Морфофункциональная характеристика и медицинское значение биогельминтов
Цель изучения темысостоит в формировании знаний по медико-биологическим основам паразитарных инвазий, вызванных нематодами-биогельминтами, умений и навыков по морфофункциональной характеристике и оценке медицинской значимости нематодозов-биогельминтозов.
Задачи:
1) знать классификацию, изучить систематическое положение, морфо-функциональную характеристику и медицинское значение нематод-биогельминтов - представителей типа Круглые черви;
2) изучить патогенез и симптоматику паразитарных инвазий, вызванных представителями класса Собственно круглые черви – биогельминтами (Трихинелла, Нитчатка Банкрофта (ришта), филярии);
3) знать способы лабораторной диагностики трихинеллеза, дракункулеза и филяриатозов.
4) обучить технике микроскопического анализа при выявлении микроскопических личинок трихинеллы в мышцах;
5) знать меры личной и общественной профилактики трихинеллеза, дракункулеза и трансмиссивных гельминтозов - филяриатозов.
Студент должен знать:
1. До изучения темы (базисные знания):
- биология, школьный курс: строение плоских червей, цикл развития гельминтов типа Круглые черви (Nemathelminthes).
-устройство и правила работы со световым микроскопом.
- основные термины паразитологии;
- алгоритм описания паразитарных инвазий;
- основы медицинской гельминтологии (систематика, классификация гельминтов, эпидемиологическая классификация гельминтозов);
- систематическое положение и характерные черты организации (морфофизиологические особенности) животных типа Круглые черви;
2. После изучения темы:
1) особенности морфологии, циклов развития, путей инвазии патогенного действия нематод-биогельминтов (Трихинелла, Нитчатка Банкрофта (ришта), филярии);
2) способы лабораторной диагностики нематодозов-биогельминтозов;
3) меры общественной и личной профилактики трихинеллеза, дракункулеза и трансмиссивных гельминтозов - филяриатозов.
Студент должен уметь:
· проводить микроскопический анализ и идентифицировать спирализованные личинки трихинелл
· решать ситуационные задачи.
Студент должен владеть:
ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.
Задания по самостоятельной аудиторной работе студентов по теме занятия:
1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспекта лекции №12 «Медицинская гельминтология. Тип Круглые черви» и рекомендуемой учебной литературы.
2. Ответить на вопросы для самоконтроля:
i. Систематическое положение, морфология, цикл развития, патогенное действие нематод-биогельминтов (Трихинелла, Нитчатка Банкрофта (ришта), филярии.
ii. Способы лабораторной диагностики нематодозов, вызванных биогельминтами и трансмиссивными гельминтозами.
iii. Способы личной и общественной профилактики нематодозов, вызванных биогельминтами и трансмиссивными гельминтозами.
3. Проверить свои знания с использованием тестового контроля:
Примеры тестовых заданий:
1. Согласно эпидемиологической классификации трихинеллез относится к группе … .
1) геогельминтозов
2) биогельминтозов
3) контагиозных гельминтозов
2. При употреблении сырой воды можно заразиться:
1) дракункулезом
2) онхоцеркозом
3) вухерериозом
4) дирофиляриозом
3. Комары являются специфическими кровососущими переносчиками … .
1) дракункулеза
2) онхоцеркозоа
3) вухерериоза
4) лоаоза
4. Лабораторная диагностика вухерериоза базируется на …
1) Обнаружении паразитов в моче;
2) обнаружении яиц паразитов в мокроте;
3) обнаружении яиц паразитов в фекалиях;
4) обнаружении личинок паразитов в крови;
5) обнаружении личинок паразитов в дуоденальном содержимом.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Изучить и зарисовать макропрепарат:
Инкапсулированные личинки трихинеллы в мышцах (№38) |
Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:
Тестовые задания, контрольные вопросы, ситуационные задачи, рисунки.
Тестовые задания (примеры тестов см. выше).
Контрольные вопросы (см. вопросы для самоконтроля)
1. В каких органах могут паразитировать представители круглых червей?
2. Какие из круглых червей относится к геогельминтам, а какие к биогельминтам. Что лежит в основе такой классификации гельминтов?
Ситуационные задачи
1. Студент университета им. Патриса Лумубы обратился к врачу с жалобами на боли и тяжесть в ноге. Врач при осмотре обратил внимание на увеличение объема конечности, изменение ее окраски и направил больного в лабораторию для анализа крови. В крови были найдены микрофилярии. Каким гельминтозом и каким способом мог заразиться студент?
2. Семья из трех человек употребляла вареную медвежатину, которую купили у охотника. Через 7-8 дней все трое почувствовали недомогание, повышение температуры, появление болей во всем теле, одутловатость лица. Врач заподозрил опасный гельминтоз и направил пациента в стационар. О каком гельминтозе вы подумали?
3. В поликлинику обратилась группа студентов (туристов), которая жаловалась на боли в мышцах, высокую температуру, головную боль, боли при движении в глазных яблоках. Выяснилось, что студенты были в турпоходе в горных районах БАССР, где ими был пойман барсук, мясо которого употреблялось в пищу. При обследовании у всех студентов отмечена высокая температура, одутловатость лица, боли в жевательных мышцах «смазанная речь», боли в мышцах ног, рук, а у некоторых – косоглазие. С момента потребления мяса барсука прошло 20 дней. О каком заболевании можно предполагать в данном случае? Методы диагностики при данном заболевании?
4. В больницу поступил больной, который жаловался на общую слабость, головную боль и сильные боли в межреберных, икроножных и жевательных мышцах. Любит употреблять сырой свиной фарш. При обследование установлено: высокая температура тела, одутловатость лица, частое поверхностное дыхание из-за болей в межреберных мышцах. О каком заболевание можно предполагать?
5. Охотники, жители Белоруссии, во время привала приготовили шашлык из мяса убитого ими дикого кабана. Через три недели у них появились проявления недомогания: головная боль, слабость, быстрая утомляемость, болезненность при движение глаз. Отмечалось лихорадка, мышечные боли, боли в животе, отеки век, распространившаяся по лицу. Врач, к которому они обратились, предположил опасный гельминтоз. О каком заболевании идет речь? Каковы способы его лабораторной диагностики?
Практическое занятие № 27
1. Тема: