Тип Круглые черви. Класс Собственно круглые черви. Морфофункциональная характеристика и медицинское значение биогельминтов

Цель изучения темысостоит в формировании знаний по медико-биологическим основам паразитарных инвазий, вызванных нематодами-биогельминтами, умений и навыков по морфофункциональной характеристике и оценке медицинской значимости нематодозов-биогельминтозов.

Задачи:

1) знать классификацию, изучить систематическое положение, морфо-функциональную характеристику и медицинское значение нематод-биогельминтов - представителей типа Круглые черви;

2) изучить патогенез и симптоматику паразитарных инвазий, вызванных представителями класса Собственно круглые черви – биогельминтами (Трихинелла, Нитчатка Банкрофта (ришта), филярии);

3) знать способы лабораторной диагностики трихинеллеза, дракункулеза и филяриатозов.

4) обучить технике микроскопического анализа при выявлении микроскопических личинок трихинеллы в мышцах;

5) знать меры личной и общественной профилактики трихинеллеза, дракункулеза и трансмиссивных гельминтозов - филяриатозов.

Студент должен знать:

1. До изучения темы (базисные знания):

- биология, школьный курс: строение плоских червей, цикл развития гельминтов типа Круглые черви (Nemathelminthes).

-устройство и правила работы со световым микроскопом.

- основные термины паразитологии;

- алгоритм описания паразитарных инвазий;

- основы медицинской гельминтологии (систематика, классификация гельминтов, эпидемиологическая классификация гельминтозов);

- систематическое положение и характерные черты организации (морфофизиологические особенности) животных типа Круглые черви;

2. После изучения темы:

1) особенности морфологии, циклов развития, путей инвазии патогенного действия нематод-биогельминтов (Трихинелла, Нитчатка Банкрофта (ришта), филярии);

2) способы лабораторной диагностики нематодозов-биогельминтозов;

3) меры общественной и личной профилактики трихинеллеза, дракункулеза и трансмиссивных гельминтозов - филяриатозов.

Студент должен уметь:

· проводить микроскопический анализ и идентифицировать спирализованные личинки трихинелл

· решать ситуационные задачи.

Студент должен владеть:

ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.

Задания по самостоятельной аудиторной работе студентов по теме занятия:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспекта лекции №12 «Медицинская гельминтология. Тип Круглые черви» и рекомендуемой учебной литературы.

2. Ответить на вопросы для самоконтроля:

i. Систематическое положение, морфология, цикл развития, патогенное действие нематод-биогельминтов (Трихинелла, Нитчатка Банкрофта (ришта), филярии.

ii. Способы лабораторной диагностики нематодозов, вызванных биогельминтами и трансмиссивными гельминтозами.

iii. Способы личной и общественной профилактики нематодозов, вызванных биогельминтами и трансмиссивными гельминтозами.

3. Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

Примеры тестовых заданий:

1. Согласно эпидемиологической классификации трихинеллез относится к группе … .

1) геогельминтозов

2) биогельминтозов

3) контагиозных гельминтозов

2. При употреблении сырой воды можно заразиться:

1) дракункулезом

2) онхоцеркозом

3) вухерериозом

4) дирофиляриозом

3. Комары являются специфическими кровососущими переносчиками … .

1) дракункулеза

2) онхоцеркозоа

3) вухерериоза

4) лоаоза

4. Лабораторная диагностика вухерериоза базируется на …

1) Обнаружении паразитов в моче;

2) обнаружении яиц паразитов в мокроте;

3) обнаружении яиц паразитов в фекалиях;

4) обнаружении личинок паразитов в крови;

5) обнаружении личинок паразитов в дуоденальном содержимом.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Изучить и зарисовать макропрепарат:

Инкапсулированные личинки трихинеллы в мышцах (№38)
 

Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:

Тестовые задания, контрольные вопросы, ситуационные задачи, рисунки.

Тестовые задания (примеры тестов см. выше).

Контрольные вопросы (см. вопросы для самоконтроля)

1. В каких органах могут паразитировать представители круглых червей?

2. Какие из круглых червей относится к геогельминтам, а какие к биогельминтам. Что лежит в основе такой классификации гельминтов?

Ситуационные задачи

1. Студент университета им. Патриса Лумубы обратился к врачу с жалобами на боли и тяжесть в ноге. Врач при осмотре обратил внимание на увеличение объема конечности, изменение ее окраски и направил больного в лабораторию для анализа крови. В крови были найдены микрофилярии. Каким гельминтозом и каким способом мог заразиться студент?

2. Семья из трех человек употребляла вареную медвежатину, которую купили у охотника. Через 7-8 дней все трое почувствовали недомогание, повышение температуры, появление болей во всем теле, одутловатость лица. Врач заподозрил опасный гельминтоз и направил пациента в стационар. О каком гельминтозе вы подумали?

3. В поликлинику обратилась группа студентов (туристов), которая жаловалась на боли в мышцах, высокую температуру, головную боль, боли при движении в глазных яблоках. Выяснилось, что студенты были в турпоходе в горных районах БАССР, где ими был пойман барсук, мясо которого употреблялось в пищу. При обследовании у всех студентов отмечена высокая температура, одутловатость лица, боли в жевательных мышцах «смазанная речь», боли в мышцах ног, рук, а у некоторых – косоглазие. С момента потребления мяса барсука прошло 20 дней. О каком заболевании можно предполагать в данном случае? Методы диагностики при данном заболевании?

4. В больницу поступил больной, который жаловался на общую слабость, головную боль и сильные боли в межреберных, икроножных и жевательных мышцах. Любит употреблять сырой свиной фарш. При обследование установлено: высокая температура тела, одутловатость лица, частое поверхностное дыхание из-за болей в межреберных мышцах. О каком заболевание можно предполагать?

5. Охотники, жители Белоруссии, во время привала приготовили шашлык из мяса убитого ими дикого кабана. Через три недели у них появились проявления недомогания: головная боль, слабость, быстрая утомляемость, болезненность при движение глаз. Отмечалось лихорадка, мышечные боли, боли в животе, отеки век, распространившаяся по лицу. Врач, к которому они обратились, предположил опасный гельминтоз. О каком заболевании идет речь? Каковы способы его лабораторной диагностики?

Практическое занятие № 27

1. Тема:

Наши рекомендации