Закон независимого наследования признаков. Виды взаимодействия неаллельных генов.

2. Учебные цели:

Студент должен знать:

- основные термины классической генетики;

- закономерности ди- и полигибридного скрещивания;

- III закон Менделя;

- виды взаимодействия неаллельных генов.

Студент должен уметь:

- определять генотип и фенотип детей по генотипу родителей;

- определять генотипы родителей по фенотипу детей;

- решать типовые задачи на ди- и полигибридное скрещивание;

- решать типовые и ситуационные задачи на взаимодействие неаллельных генов;

- прогнозировать вероятность проявления у детей признаков и наследственных заболеваний в семьях супружеских пар, отягощенных моногенной наследственной патологией.

Студент должен владеть:

ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.

Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов:

Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2) Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Дигибридное и полигибридное скрещивание.

2. Наследование генов и признаков, расположенных в разных хромосомах.

3. III закон Менделя и его цитологическое обоснование.

4. Статистические закономерности при полигибридном скрещивании. Формула подсчета числа гамет и расщепления.

5. Виды взаимодействия неаллельных генов.

6. Комплементарность (формулы расщеплений).

7. Эпистаз (формулы расщеплений).

8. Полимерия (формулы расщеплений).

9. Плейотропное действие генов.

Проверить свои знания с использованием тестового контроля

Дигибридное скрещивание - это скрещивание особей, анализируемых по … .
1) одному признаку
2) двум признакам
3) трем признакам
   
   
Дигетерозиготы АаВв образуют 4 типа гамет: … .
1) А, а, В, в
2) Аа, Вв, АВ, аа
3) АВ, Ав, аВ, ав
   
   
III закон Менделя - это … .
1) закон единообразия гибридов 1-го поколения
2) закон расщепления гибридов 2-го поколения
3) закон независимого наследования и комбинирования признаков
4) основной биогенетический закон
5) закон гомологических рядов
Радикал расщепления по фенотипу III закона Менделя - … .
1) 1:2:1
2) 3:1
3) 9:3:3:1
4) 9:3:4
   
Аллели разных генов могут взаимодействовать по типу … .
1) полного доминирования
2) неполного доминирования
3) сверхдоминирования
4) кодоминирования
5) комплементарности
  Если аллели разных генов (А, В, С) влияют на степень проявления одного признака (например, цвет кожи), говорят о … .
1) комплементарном взаимодействии
2) эпистазе
3) полимерии
4) плейотропии
5)  
Окраска шерсти определяется аллелем А, однако аллель В подавляет аллель А. Это пример … .
1) комплементарном взаимодействии
2) эпистаза
3) полимерии
4) плейотропии
   
При наличии улитки и слухового нерва развивается нормальный слух. Это пример … .
1) комплементарного взаимодействия
2) эпистаза
3) полимерии
4) плейотропии
   
Формула расщепления при эпистазе - … .
1) 9:3:3:1
2) 9:3:4
3) 12:3:1
4) 9:7
5) 15:1
Формула расщепления при комплементарном взаимодействии генов - … .
1) 9:3:3:1
2) 9:3:4
3) 12:3:1
4) 15:1
   
Формула расщепления при полимерии - … .
1) 9:3:3:1
2) 9:3:4
3) 12:3:1
4) 9:7
5) 15:1
При дигибридном анализирующем скрещивании (АаВв Х аавв) в потомстве наблюдается расщепление … .
1) 1:1
2) 1:2:1
3) 3:1
4) 1:1:1:1
5) 9:3:3:1
Особь с генотипом KKМмNn образует гаметы: … .
1) КMN; Kmn
2) KMN; KMn; KmN; Kmn
3) KK; Mm; Nn


4) Выполнить другие задания:

Решить задачи:

См. Сборник задач по биологии и медицинской генетике.

1. Ди- и полигибридное скрещивание. (разобрать образец решения задач),

2. Комплементарность.

3. Эпистаз.

4. Полимерия.

5. Плейотропное действие генов.

Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:

1. Конспекты лекций и практических занятий.

2. Выполнение тестовых заданий.

3. Ответы на контрольные вопросы.

4. Решение типовых и ситуационных задач.

Рекомендуемая литература (см. приложение 1).

Практическое занятие №10

1.Тема:

Сцепленное наследование генов и признаков. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Закономерности наследования признаков, сцепленных с полом.

2. Учебные цели:

Студент должен знать:

- механизмы наследования генов, локализованных в одной хромосоме и образующих одну группу сцепления;

- механизм кроссинговера;

- генетический состав половых хромосом человека;

- механизмы дифференцировки пола;

- первичные и вторичные половые признаки человека.

Студент должен уметь:

- решать типовые задачи на сцепление генов и кроссинговер;

- решать типовые и ситуационные задачи на сцепленное с полом наследование.

- прогнозировать вероятность проявления в потомстве признаков в семьях супружеских пар, отягощенных наследственной патологией, сцепленной с половыми хромосомами.

Студент должен владеть:

ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.

Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов:

Наши рекомендации