Итоговое занятие по освоению учебного раздела 1. Биология клетки

Цель изучения темысостоит в формировании знаний по особенностям структурно-функциональной организации эукариотических клеток, умений и навыков по проведению микроскопического анализа и характеристики основных клеточных структур и процессов.

Задачи: Систематизировать полученные знания по структурно-функциональной организации эукариотических клеток.

Студент должен знать:

До изучения темы (базисные знания):

- биология, школьный курс: основы цитологии

- Уровни организации живого. Формы живого. Строение вирусов, клеток прокариот и эукариот. Устройство светового микроскопа. Техника приготовления временных микропрепаратов. Микроскопирование.

- Структура и функции цитоплазматических мембран. Транспорт веществ через мембраны.

- Строение эукариотических клеток. Цитоплазма и ее компоненты.

- Строение и функции клеточного ядра. Уровни укладки хромосом. Кариотип человека. Клеточный цикл. Способы репродукции клеток (митоз, амитоз, эндомитоз, эндоредупликация).

Студент должен уметь:

- готовить временные микропрепараты

- проводить микроскопический анализ препаратов при малом и большом увеличениях светового микроскопа

-решать типовые задачи по пройденным темам

Студент должен владеть:

ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.

Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов:

Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2) Ответить на вопросы для самоконтроля (см. вопросы для подготовки к практическим занятиям 1-5).

Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:

Итоговый контроль по билетам, включающим четыре теоретических вопроса. Пример билета:

Итоговый контроль по учебному разделу «Биология клетки»

Билет №1

Ответить на теоретические вопросы:

1. Свойства живой материи.

2. Строение и функции митохондрий.

3. Уровни укладки ДНК в хроматине, их характеристика.

4. Клеточный цикл и его периодизация.

Рекомендуемая литература(см. приложение 1)

Учебный раздел 2. основы общей и медицинской генетики

Практическое занятие №7

1. Тема:

Структура и функции нуклеиновых кислот (ДНК и РНК). Строение генов и регуляция экспрессии генов про- и эукариот. Этапы биосинтеза белка.

2. Учебные цели:

Студент должен знать:

- химический состав и особенности организации нуклеиновых кислот;

- различия между ДНК и РНК;

- основные функции ДНК;

- основные функции РНК;

- особенности организации генов у про- и эукариот;

- свойства генетического кода;

- основные закономерности биосинтеза белка и особенности

транскрипции и трансляции у про- и эукариот;

- регуляцию экспрессии генов на примере прокариот.

Студент должен уметь:

- определять последовательность аминокислот в белке по таблице

генетического кода;

-решать типовые задачи по теме занятия.

Студент должен владеть:

ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.

Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов:

Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2. Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Строение нуклеиновых кислот.

2. Химический состав и строение ДНК (I, II и III структура). Пространственная модель ДНК Уотсона-Крика.

3. Отличия ДНК от РНК.

4. Генетический код - способ хранения наследственной информации.

5. Свойства генетического кода.

6. Структура и функции разных видов РНК (рибосомная - рРНК, транспортная - тРНК, информационная - иРНК).

7. Строение генов прокариот.

8. Строение генов эукариот. Экзон-интронная организация генов эукариот.

9. Классификация генов: структурные и функциональные (регуляторы и модификаторы: индукторы, супрессоры).

10. Центральная догма молекулярной биологии. Основные этапы биосинтеза белка.

11. Экспрессия генов прокариот. Транскрипция (инициация, элонгация, терминация).

12. Особенности и основные отличия экспрессии генов прокариот и эукариот. Этапы созревания (процессинг) иРНК: 1- сплайсинг, 2 - модификация).

13. Трансляция (инициация, элонгация, терминация).

14. Посттрансляционная модификация белка.

15. Понятие о дифференциальной экспрессии генов. Активные и репрессированные гены.

16. Особенности биосинтеза белка в прокариотических и эукариотических клетках.

Наши рекомендации