Проблемы: Дети с проявлением дефицита внимания.
Их отличают следующие симптомы: беспокойные движения в кистях и стопах; нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе; частые необоснованные переходы от одного незавершенного действия к другому; неумение тихо, спокойно играть; болтливость; мешает другим, пристает к окружающим; не слушает обращенной к нему речи; способен к совершению опасных действий, не задумываясь об их последствиях.
Что предпринимать? Придерживаться в общении и работе с ним «позитивной модели» (поощрять за участие во всех видах деятельности, требующих его внимания, сосредоточенности, хвалить в каждом удобном случае, когда он этого заслужил, подчёркивая достигнутый успех);
- говорить сдержано, мягко;
- для большей концентрации внимания при устных инструкциях использовать зрительную стимуляцию (показывать на конкретных примерах - схемы, картинки и т.д.);
- избегать чрезмерных ограничений в нужной и полезной деятельности, давать возможность израсходовать накопленную избыточную энергию;
- на определённый промежуток времени давать только одно задание, ход и результат выполнения которого, можно легко контролировать и если необходимо корректировать в процессе его реализации;
- проявлять требовательность и тактичность в межличностном взаимодействии
- добиваться неукоснительного соблюдения правил безопасности и др.
Если в отряде есть дети с различными комплексами, физическими недостатками, хроническими неинфекционными заболеваниями, то необходимо помочь им адаптироваться в новой обстановке, следуя определенным правилам:
• акцентировать внимание на достоинствах ребенка;
• давать ребенку жить полноценной жизнью в коллективе;
• вести индивидуальные беседы как в отряде, так и с самим ребенком;
замечать, когда ребенку трудно, не упускать его из поля зрения.
Проблемы: Энурез (иногда это называют как «Слёзы вниз», чаще связывая с эмоциональным неблагополучием)
Что предпринимать? - Вместе с медработником предусмотреть соблюдение питьевого режима;
- Обеспечить поддержку, помощь, направленные на снижение тревожности, напряженности и эмоциональное благополучие ребенка;
- Избавить ребенка от смущения и унижения со стороны сверстников (посещение туалета в ночное время и в утренние часы);
- Продумать процедуру смены белья, чтобы она не носила психотравмирующий характер.
Проблемы: Лунатизм. Одна из ситуаций - наличие проблемы сна. Во-первых, может появиться хождение во время сна (лунатизм). Во-вторых, при наличии предпосылок могут возникнуть ночные кошмары.
Что предпринимать? Особенно внимательно наблюдать такими детьми;
- Своевременно сообщить об этом врачу;
- Обеспечить поддержку, помощь, направленные на снижение страхов, тревожности и эмоциональное благополучие ребенка.
Проблемы: Дети, испытывающие эмоциональные нарушения (агрессивность, эмоциональная расторможенность, лёгкая ранимость, застенчивость, обидчивость, тревожность).
Что предпринимать? - Научить ребёнка не подавлять свои эмоции, а своевременно проявлять и направлять свои чувства, регулировать интенсивность его эмоций;
- Научить ребёнка адекватным (соответствующим реальности и заданному смыслу) формам реагирования на различные ситуации;
- Научить ребёнка адекватным (соответствующим реальности и заданному смыслу) формам реагирования на различные ситуации;
- Не оценивать чувства ребёнка.
Проблемы: Работа с «отвергнутыми», изолированными детьми, которые не могут самостоятельно разрешать проблемы общения со сверстниками.
Что предпринимать? Необходимо обеспечить вовлечение изолированного ребёнка в интересную деятельность, вырабатывать уверенность в себе;
- Оказывать помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой зависит статус ребёнка в отряде (социальной группе), а также в преодолении аффективности (драчливости, обидчивости, вспыльчивости);
- Чаще использовать косвенные меры педагогического воздействия. (Например, предложить сверстникам, лидирующим в отряде, поддержать такого воспитанника своим участием, добрым вниманием и соответственно повысить его статус в группе).