Основная, первостепенная задача
Основная, первостепенная задача
и требование к воспитателям, вожатым и сотрудникам:
«Самые главные в лагере – это дети,
ребенок должен быть здоров, сыт и чист».
ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»
Для того, чтобы Вам было легче организовать работу в отряде, дети должны знать законы детского оздоровительного лагеря «Лесная сказка» по которым будет жить ваш отряд и лагерь.
Закон правой руки
Закон территории
Закон друга
Закон времени
Закон вежливости
Закон силы
Закон воды
Закон зеленого друга
ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ
-Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).
-Ищи истину вместе с ребенком,
-Старайся ничему не учить ребенка напрямую - учись сам.
-Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.
-Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.
-Помни, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.
-Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.
-Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
-Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.
-Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
-Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
-Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.
-Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно.
-Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
-Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста.
-Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
-Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
-Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему.
Взаимодействие напарников
Вы знакомитесь со своим будущим напарником. Расскажите друг другу о себе то, что считаете нужным. Особенности своего характера и темперамента, чего от вас можно ожидать в критических ситуациях, в случае переутомления и особенно в общении с детьми. Какой опыт работы с детьми у вас есть, какой багаж за плечами, с каким настроением едете на смену, какие есть опасения. Помните, в том, что касается работы, у вас друг от друга не должно быть секретов. И как бы в дальнейшем ни сложились ваши личные отношения, для детей вы должны быть идеальной парой и любимыми напарниками. Все ваши ссоры, выяснения отношений, несогласия - не при детях. Видите, что напарник не прав, не стоит мгновенно реагировать и «спасать» ситуацию. Отзовите в сторону и поговорите.
Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника. Соблюдайте в работе равноправие и единство требований. Будьте принципиальны друг с другом (вы работаете с детьми), но в то же время внимательны, терпимы и доброжелательны. Не давайте друг другу «умереть на работе». Вас двое, иногда кто-то может выспаться (извечная вожатская проблема), разумно распределяйте работу. В большинстве случаев, чем удачнее сложена работа напарников-вожатых тем дружнее отряд и тем лучше настроение у детей, и смена проходит под знаком любви и согласия.
Главное правило, которое желательно использовать – УВАЖЕНИЕ. Старайтесь находить компромиссы для совместной деятельности и будьте откровенны друг с другом.
От первого контакта, разговора в первый вечер во многом зависит успешность работы на смене. Не старайтесь казаться лучше, чем вы есть: за 21 день совместного проживания и работы все равно всё станет явным, так что смело говорите о своих достоинствах, недостатках и вредных привычках и постарайтесь вызвать такое же доверие у напарника.
Особенности отношений.
- Напарники всегда придерживаются одной точки зрения. (Если один сказал «нельзя», другой не может разрешить!). Поэтому обо всем надо договариваться заранее!
- Обычно автоматически получается, что обязанности распределяются. Например, один вожатый становится более строгим. Но нельзя забывать, что если вы становитесь «добрым» вожатым, вашему напарнику придется стать «злым», а это не всегда приятно.
- Авторитет напарника. Говорить детям про другого вожатого хорошие вещи, если у него недостаточно высокий авторитет. Обращать их внимание на положительные качества.
- На вожатские планерки ходить по очереди!
- Ситуация: один вожатый не может уложить шумную палату спать. Надо ли второму вожатому ему помочь? (с одной стороны, этим он подорвет его авторитет, с другой, если он не вмешается, дети не улягутся)
- Все друг другу рассказывать, в особенности об отряде (о каких-то ситуациях, проблемах)
- Договориться о мелочах, и важных вещах, кто проводит зарядку, кто ведет огоньки, выходные дни, подготовка к мероприятиям (конечно идеальный вариант – всё по очереди, но бывает, что удобно по-другому).
- Если напарник что-то делает неправильно (по вашему мнению) или как-то обижает, надо это высказать, обсудить, отбросить свое Я и найти возможность устранить конфликт тем самым сохранить атмосферу на отряде.
- Важно распределение обязанностей. Не забыть про бытовые проблемы, которые ложатся на плечи вожатых!!! Надо договориться заранее с напарником, кто что делает.
Напарник - это ваш брат или сестра, и защитник, и опора, и надежда, и жилетка в которую всегда поплакаться можно! Если вы с ним в первый день не обсудили план действий во время приезда детей, не обсудили набор игр, в которые будете играть в первые дни, и как вообще построите свою работу, то тогда это надо сделать максимально быстро в первые часы первого дня. И если уж ваши мнения не совпадают, то никак не стоит перед детьми выяснять кто прав. Так что не забывайте: роднее напарников никого нет и ссориться с ними не надо. Все ваши разногласия легко решить и, скорее всего, принятое решение не сильно повлияет на работу с отрядом, так что не стоит разводить споры и ссоры на ровном месте.
Кодекс настоящего напарника
1. Кто бы ни был человек - он твой напарник, вам вместе работать. От него зависит, будет ли смена хорошей. А потому - люби его.
2. Стремись к пониманию напарника, его мыслей и порывов.
3. Никогда не спорь и не выясняй отношения с напарником при детях - им не за чем знать, что что-то у их вожатых пошло не так. Для детей вы - лучшие и самые дружные, они гордятся вами.
4. В вожатской, при закрытых дверях и задернутых шторах, убедившись, что никто вас не слышит, договоритесь с напарникам о распределении обязанностей на отряде, в таких же условиях нужно решать недоразумения и искать выход из сложных ситуаций.
5. В то же время не забывай, что твой напарник - только твой напарник. Его личная жизнь тебя не касается, более того, не стоит на смене делать так, чтобы его личная жизнь стала твоей личной жизнью, ибо тогда он перестанет быть тебе напарником, а лишь с напарником можно работать на одном отряде.
6. Заботься о твоем напарнике, ибо ты любишь его и хочешь, чтобы он был в хорошем расположении духа и полным энергии - она требуется детям.
7. Помни, что твой напарник заботится о тебе, ибо любит тебя и хочет, чтобы ты был в хорошем расположении духа и полным энергии - она требуется детям, и он об этом помнит.
8. Дай напарнику отдохнуть, не ругай его, ибо все мы можем ошибаться, а тихо сядьте и обсудите ситуацию.
9. Сделай так, чтобы твой напарник всегда знал, где ты находишься, ибо ему может понадобиться твоя помощь.
10. Если к середине смены вы начинаете понимать друг друга с полуслова, с одного взгляда и одновременно говорите одни и те же слова, то это значит, что вы СРАБОТАЛИСЬ!
Идеальные напарники – лидер и исполнитель. Но сработаться могут и два лидера, которые просто разделят сферы влияния, и даже два исполнителя, которые будут четко следовать инструкциям. Конечно, в отряде, который возглавляют два лидера, будет куда интересней, чем под руководством двух исполнителей, но хорошо и комфортно детям может быть и в том, и в другом случае.
Если Вы новичок, то не стоит рваться вперед. Ваш напарник может быть не самым лучшим вожатым, но он, несомненно, больше вас знает о жизни в лагере, и, поскольку он работает не впервые, значит его работа была оценена по достоинству. Прислушивайтесь к тому, что говорит ваш напарник, учитесь у него. Не стоит пытаться доказать ему, что вы тоже на что-то способны. Общение вожатых – это не состязание. Если вы и в самом деле хороший вожатый, это будет видно по вашей работе.
Не старайтесь отбить лидерство, проявляйте инициативу тогда, когда твердо знаете, что поступаете правильно. Если не уверены – посоветуйтесь с напарником. Ничего страшного, если свою первую смену в лагере вы будете работать «с оглядкой» на напарника. За это время вы наберетесь достаточно опыта и знаний, чтобы в следующий раз проявить себя.
Главное правило опытных вожатых, которым в напарники достался новичок – не дави авторитетом! Не стоит выпячивать свой профессионализм, следить за каждым шагом и постоянно, даже по мелочам, объяснять, что и как делать. Напарник – не «пионер», его не надо воспитывать. Во-первых, взрослого человека перевоспитать не так-то легко, а во-вторых, подобный чрезмерный контроль усложняет вам жизнь. Грамотно налаженные рабочие отношения с напарником облегчают работу, вы же, контролируя каждый его шаг, взваливаете себе на плечи еще одну обязанность.
Если у вашего менее опытного напарника не получается что-то делать, не стоит ругаться и настаивать, проще взять эту обязанность на себя, особенно если вы можете с ней справиться лучше, взамен отдав ему что-то из того, что делали ранее вы.
К сожалению, далеко не всегда возникает дружба и взаимопонимание между вожатыми. Как бы не сложились отношения с напарником, надо помнить основной постулат вожатского общения: при возникновении конфликтов ваши отношения никак не должны отражаться на детях. Для них вы всегда должны оставаться друзьями, все конфликты и недоразумения оставляя за дверьми вожатской. Если наладить отношения не получается никак, следует свести общение к минимуму, максимально разделив сферы влияния.
Обида между напарниками не только разъедает изнутри, но и совершенно дезорганизует. Не забывайте, что не каждый способен с ходу вписаться в бурлящий ритм лагерной жизни. Каждый должен выполнять свою работу по мере возможности. Тем более, что дети и сами обязательно вознаградят наиболее активного и интересною вожатого своим искренним доверием, а также признательностью и дружбой. Бывает очень приятно, когда ребятишки чуть ли не каждый день дарят свои рисунки и поделки или даже посвящают стихи.
Недопонимания между напарниками, а еще хуже высказывания приводят к возникновению совершенно невыносимой конфликтной атмосферы. Дети обычно остро чувствуют напряженность между вожатыми в отряде, поэтому они стараются так или иначе помирить взрослых, или отдаляются от них.
"ЗАПРЕЩЕННЫЕ"
Темы для разговора в присутствии детей!
- выяснение отношений между вожатыми;
- обсуждение детей;
- обсуждение администрации оздоровительного лагеря, ее указаний;
- решение вопросов личного характера.
Внимание! Запомните:
Как только в пределах видимости появится хотя бы один ребенок, вы с напарником становитесь одной командой, понимающей друг друга.
Логика развития лагерной смены.
Что нужно взять в лагерь вожатому.
- банные и умывальные принадлежности
- комплект спортивной одежды
- комплекты на теплую и холодную погоду
- зонт или дождевик
- головной убор
- обувь: 2 пары спортивной обуви, легкая обувь, сланцы.
- купальник, плавки
- фонарь
- реквизит для номера (костюмы, инструменты, технику)
- канцелярия, сюрпризы, призы и подарки для детей
Утро регистрации.
Вожатым заранее выдают списки отряда. Выглядеть нужно опрятно, с родителями общаться предельно вежливо. Нужно:
- собрать документы детей и пообщаться с родителями
- посадить всех в автобус, неоднократно пересчитывая
- знакомиться и играть в дороге с детьми
- провести расселение по комнатам
- проверить, чтобы все дети получили свои вещи
Проблемы: Вандализм.
Явление, когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми. Это признак серьезных проблем;
Что предпринимать? Необходимо действовать так, чтобы не только помочь детям обрести понимание тяжести их вины, но и привлечь их к участию в восстановлении поврежденных или замене уничтоженных вещей.
Проблемы: Нарушения дисциплины.
При работе с детьми разного воспитания и из разных семей в обстановке, где они могут проявить новое или совершенно другое поведение. Бывают случаи, когда такое поведение неприемлемо и требуется наведение дисциплины и порядка. В лагере, где сразу же после приезда оглашается длинный перечень запретов и правил, возникает желание нарушить все эти правила.
В жизни различают социальный (межличностный) и внутриличностный конфликты.
Что предпринимать? -Четко обрисовывать необходимые обстоятельства и способы дисциплинирования;
- Чувствовать необходимость для ребенка нарушать правила и периодически обоснованно допускать отступления от некоторых правил;
-Осознавать, что дети не всегда могут справиться с работой по самоконтролю, не раздумывать, когда требуется прекратить отрицательное поведение ради спокойствия группы и самого ребенка;
- Учитывать желание ребенка иногда (в этот момент) лениться и побуждать его к деятельности;
-Постоянно осуществлять контроль деятельности одним или более руководителями.
Эффективность дисциплинарных мер будет высокой только в случае их объективного, адекватного и постоянного использования. Наказание - это простой способ, который по возможности должен сопровождать отрицательные поступки и должен быть соразмерным.
По всем случаям проявления нарушений дисциплины должны быть оформлены официальные документы.
Категорически запрещается в лагере наказывать детей лишением пищи, трудом, словесно оскорблять. Эти действия часто приводят к стрессу по вине вожатого.
Одной из проблем, характерных для любого лагеря, остаётся проблема конфликта. Так или иначе, но очевидна необходимость установления в лагере системы договорённостей, совместного принятия устава, режима дня. Важно, чтобы дети научились различать свободу и вседозволенность, дисциплину и распущенность, права и обязанности, желание и принуждение.
В основе любого конфликта, — противоречие между «надо» и «хочу» или «хочу» и «должен». Воспитанники выделяют конфликты «между лидерами и простыми ребятами (пассивными)», о недовольстве тем, что «в мероприятиях постоянно участвуют одни и те же ребята (лидеры)»; о несправедливых оценках, когда «одним вручают хорошие призы на мероприятиях, а другим хуже». Межличностные и межгрупповые конфликты — неотъемлемый атрибут жизни детей в летнем лагере.
Конфликт начинается с проблемной ситуации, вызванной определённой причиной. Нужно научить детей понимать эти причины, тогда они смогут предупреждать конфликты. А предупреждение конфликта начинается с умения понимать собеседника, с терпимости к инакомыслию, со снижения собственной тревожности и агрессивности, с отказа от претензий к окружающими.
Социальный конфликт— Это способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия. Он заключается в противодействии участников конфликта и сопровождается их негативными эмоциями по отношению друг к другу.
Внутриличностный конфликт -Понимается выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражает противоречивые связи с социальной средой и задерживает принятие решения.
Наиболее часто причины конфликтов кроются в недостаточных навыках коммуникации, агрессивном или неэтичном поведении по отношению к сверстникам и взрослым, грубости, неумение излагать свои мысли, слушать внимательно и уважительно. Следующая проблемная ситуация содержит трудности, связанные с несформированностью навыков самообслуживания, особенно это заметно у детей, впервые приехавших в лагерь.
Противоречия могут возникнуть между коллективом и отдельными детьми или группами детей, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между нормами, установившимися в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися во входящих в него группах, между группами воспитанников с различными ценностными ориентациями.
Любой конфликт может быть как позитивным, так и негативным. Это зависит от способа его разрешения и от хода развития конфликта. Если участники конфликта способны спокойно выдвигать аргументы и объективно рассматривать интересы свои и оппонента, такая позиция, позиция сотрудничества, способствует улучшению взаимоотношений участников конфликта.
МЕРОПРИЯТИЯ
Детского оздоровительного лагеря «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»
1.Торжественная линейка Открытие смены
2.Проведение учебной эвакуации и инструктаж по безопасности
3.Беседа о защите прав ребенка. Видеофильм«Декларация прав ребенка»
4.Конкурсный вечер «Знакомство с вожатыми»
5.Отрядная визитка
6.Дискотеки (тематическая)
7. Конкурс Шерлок Холмсов
8. Фотосессия: общелагерное фото, «Портфолио нашего отряда»
9.Конкурсы танцев по тематике
10. Общелагерная Спартакиада
11. Чаепитье у костра
12.Отрядные огоньки
13. Литературные викторины
14.Телевикторина Мульт – угадайка?
15. Конкурсный вечер «Минута славы»
16.Сказочная викторина
17. День России
18. Фотоконкурс «Улыбка детства»
19.День морского флота
20. День смеха.
21.Сохрани огонь(игра на местности)
22. Рыцарский турнир
23. Большой забег (эстафета для всего лагеря)
24. Общелагерное мероприятие «Ярмарка». Конкурсы, аттракционы, спорт.поединки
25. Шара бум
26. Салон красоты (8-10 салонов)
27. Торжественная линейка посвященная Родительскому дню
28. Концерт для родителей, выставка детского творчества
29. День поэзии
30. Бег по станциям
31. Золотая лихорадка(игра на местности)
32.Игра на местности КВЕСТ
33.Экологический десант
34. Конкурсный вечер «Театр теней»
35. Конкурсная эстафета на местности «Все узнай-ка, все умей-ка»
36.Общелагерное соревнование «Последний из Могикан»
37. День ЕГЭ
38.Отрядные ИГРЫ: «Колесо фортуны», «Винегрет»,«Сто вопросов», «Нет и Да», Отрядные викторины «Самый умный»,
39. Веселые старты между отрядами
40. Стрелковая олимпиада
41. Танцевальный конкурс «Стартины»
42.Конкурс песни «Евровидение»
43.Конкурс песни «Новая волна»
44. Сказочная эстафета(спортивные конкурсы)
45. День профилактики безопасности на дорогах ПДД -Занятия, викторина, просмотр фильмов
46. Костюмированная игра на местности «В поисках сладкого дерева»
47. Театрализованный костюмированный футбол
48. Конкурс рисунков (тематические)
49. «День памяти и скорби», Торжественная линейка и тематический вечер.
50. Игра по запискам, следам, стрелкам.
51. Игра «Дорогой доверия» (отрядная цепочка)
52.Вечер кинофильма, вечер русских мультиков, вечер детского кино.
53. Военно-спортивная игра на местности «Марш-бросок»
54. Битва с пиратами(тематическая игра на местности)
55. Заключительный концерт СПАСИБО!
56. Путешествие в каменный век(театрализованный конкурс)
57. Подведение итогов конкурса работы в кружках «Своими руками».
58. Торжественная линейка закрытия лагерной смены, подведение итогов, награждение.
59. Авторалли(спортивно-творческая игра на местности)
60. Общелагерный шашечный турнир
61. Общелагерный конкурс пародий
62. Игра на местности «Веселый экспресс»
63. Конкурсный вечер «Телевизионная инсценировка»
64. Крестики и нолики(интеллектуальный конкурс)
65. Творческий конкурс «Мы расписываем теремок»,»Русские узоры», «Матрешка»
66. Конкурсная игровая программа «Халиф на час»
67.Интеллектуальные викторины по тематике.
68.Презентации, час интересного рассказа : «Жизнь замечательных людей»
69.Музыкально - театрализованный конкурс «Шабаш на лысой горе»
70. Концерт будущих звезд «Искра таланта есть в каждом ребенке»
71. Сафари (в поисках пропавших животных)
72. История Щелковского района «Наши истоки», фото и видеоматериал.
73. Игровые эстафета на местности.
74.Шоу мыльных пузырей
75.День наоборот
76.Игры поединки
77.Театр на сцене: «Экологические сказки», «Сказки Пушкина», «Русские Народные сказки» и т.д.
78.Спортивные соревнования-Меткий стрелок, Стрелы Робин Гуда, Снайпер.
79. НЕТ и ДА
80.Гиннес шоу
81.»День индейца»
82. Охота на мамонтов(игра на местности)
83.Туристическая эстафета
84.Общелагерная игра на местности «Сколько ?»
85.Водное шоу, день Нептуна.
86.А ну-ка девочки, а ну-ка мальчики
87.Где прячутся мальчишки, где прячутся девчонки?
88.Антитеррористическая игра на местности «Застава»
89.В поисках приведений (ночное шоу)
90. Сладкая парочка
91.Познавательные отрядные игры «Колесо фортуны», «Сотворение мира», «Винегрет», «Самый-самый», т.д.
92.Спортивно игровые игры «Веселые старты», отрядные состязания.
93. Конкурс актерского мастерства
94. Кругосветка
95.Конкурс детского творчества (занятия в кружках, поделки)
96. Конкурс детского рисунка на асфальте
97.Куча мусора.(экологическая игра на местности)
98.Видеоконкурс «Озвучка»
99.Сам себе режиссер «Мы снимаем кино»
100.Уроки профориентации, тренинг «Я выбираю сам!» «Кем быть?»
101.Игра викторина на местности «Скорая медицинская помощь»
102.Рисование песком на стекле (творческий конкурс)
103.«Угадай мелодию»(музыкальная викторина)
104.День ВДВ
105.День абитуриента.
106.Выборы Президента
107.КВН
108. «Зарница»
109.День семьи (Домострой)
110.Красная тряпка(игра на местности)
111.Вожатский концерт
112.Пропал вожатый
113.Бумажный бум
114.Шишкин день(игры, конкурсы)
115.«Что, Где, Когда?»
116. Веселая викторина(Крокодил, пантомима, рисование)
117.Парные эстафеты
118.Веселый экспресс(наливай-ка, заправляй-ка)
119.Казаки-Разбойники(игра на местности)
120.«Великий шелковый путь»(интеллектуальна игра, ребусы, головоломки)
121.Большая головоломка (интеллектуальная игра на местности).
122. Мисс Лесная сказка
123.Конкурс причесок
124.Конкурс аквагрима.
125.Школа помощников вожатых.
126.Школа юного фотографа
127.Школа молодого кинооператора
128.Школа Диджеев
129. Школа молодого режиссера
130. Школа молодого специалиста «Ремонт своими руками».
131. Школа танцев(стартины)
132. Город мастеров
КОГДА ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ РАБОТУ НА СМЕНУ
Вам необходимо продумать, чем вы будете заниматься с детьми в течение всей смены. Общелагерные мероприятия помогут подготовить и предоставить все необходимое для их проведения ст.вожатая, педагоги организаторы и музыкальный работник, ну и плюс ваша фантазия. Отрядные мероприятия и отрядные игры желательно продумать и наметить себе в вожатскую копилочку и конечно можно получить у ст.вожатого материал для проведения отрядных мероприятий. Желательно было бы узнать, что ждут ребята от этой смены, какой они ее себе представляют и посоветуйтесь с детьми.
СТЕНА ОТКРОВЕНИЙ и ПОЖЕЛАНИЙ
Большой лист бумаги закрепите на стене и предложите детям писать на ней свои пожелания и впечатления.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ.
Сложность работы вожатого заключается в том, что вы должны постоянно быть полны самых разных идей, должны постоянно придумывать что-то новое, интересное, чтобы ваши подопечные не скучали. В первые дни смены постарайтесь узнать, что интересует ребят, чем они увлекаются, чтобы проводимые Вами мероприятия были интересны всем. Выбрав мероприятие, которое вы решили провести, не торопитесь всю работу по подготовке его взять на себя. Возможно, среди ребят найдется несколько человек, которые с удовольствием помогут вам подготовить реквизит, помогут провести программу, подобрать костюмы, музыку, нарисовать плакат и т.д.
Готовя программу, постарайтесь продумать ее так, чтобы в ней принимали участие все ребята. В отряде всегда найдутся дети желающие принять участие, но вы настройте детей так, чтобы и они привлекали остальных детей к подготовке и проведению мероприятий.
Начиная любую программу, всегда помните: очень важно правильно настроить детей. Постарайтесь заинтересовать ребят или какой-то интригой в начале программы, или таинственным призом сюрпризом, который ожидает ребят в конце программы. Всегда четко объясняйте условия конкурсов (в сложных случаях всегда будьте готовы пояснить на примерах). Если проводите конкурсную программу то всегда выбирайте помощников, которые будут подводить итоги конкурсов. Подбирая задания для команд, всегда стремитесь к тому, чтобы все команды были в одинаковых условиях. Если в игре есть болельщики, обязательно продумайте конкурсы для них. И помните; все в программе зависит от ведущего. От его эмоционального настроя, от его владения материалом, от умения быстро ориентироваться в сложившихся ситуациях.
Завершение лагерной смены.
В последний день у вожатого много ответственной работы:
§ Собрать и сдать книги, канцелярию
§ Собрать постельное белье
§ Собрать потерянные вещи и отыскать владельцев
§ Уборка палат и корпусов
§ Сбор личных вещей
§ Убраться в вожатской , собрать свои вещи
§ Получить инструкцию об отъезде от администрации
§ Узнать, сообщили ли дети родителям об отъезде
§ Позаботиться об играх-прощалках
§ Игры, песни в автобусе
Отдавать детей только родителям или их замещающих!
Литература
1. Лутошкин А.Н. Как вести за собой – М. Просвещение,1978
2. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М. Просвещение, 1987
3. Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А.В. Кенеман, ред. Г.И. Осиповой. – М. Просвещение, 1988
4. Знаете ли вы себя? (55 популярных тестов). – Московский рабочий, 1989
5. Дубрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М. Просвещение,1987
6. Поломис К. Дети в пионерском лагере, 1989
7. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987
8. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986
9. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте – М., 1985
10. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. – МГУ, 1985
11. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – Казань,1991
12. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1989.
Основная, первостепенная задача
и требование к воспитателям, вожатым и сотрудникам:
«Самые главные в лагере – это дети,
ребенок должен быть здоров, сыт и чист».