Техники, ориентированные на решение проблем

Задачи семейной арт-психотерапии опреде­ляются целью лечения. Мы перечислим лишь некоторые:

— исследования детского опыта, связанного с отношения­ми с ближайшими родственниками;

— изучение родительского влияния;

— исследование прежних и текущихмоментов жизни семьи;

— раскрытие предсознательных либо неосознаваемых переживаний отдельных членов семьи;

— преодоление защитных механизмов семьи либо ее от­дельных членов;

— создание условий для осознания членами семьи неосо­знаваемых переживаний;

— создание предпосылок для отрсагирования чувств;

—уяснение причинно-следственных связей во взаимоот­ношениях и реакциях членов семьи;

— определение транзакционных конфигураций;

— выявление дисфункциональных поведенческих паттернов;

— определенно актуальных внутрисемейных конфликтов;

— коррекция родительского поведения;

— актуализация и обогащение опыта,связанного с успеш­ным решением проблем;

— создание условий для отреагирования чувств скорби и печали;

— соотнесение опыта разных членов семьи с реальностью;

— выявление «замаскированных» переживаний;

— конкретизация внутрисемейных конфликтов и потреб­ностей;

— создание условии для отреагирования чувств разлуки и утраты;

— развитие способности к независимому функционированию.

Участники психотерапевтического процесса обычно не осо­знают содержание своей изобразительной продукции. Посколь­ку изобразительное творчество является средством невербаль­ной коммуникации, оно позволяет преодолеть психологическую защиту. Благодаря этому в рисунках клиентов, несмотря на их стремление скрыть проявления своего внутреннего мира, отра­жаются их переживания, представления и наиболее характерные для них особенности психического функционирования.

Рисунок как источник информации о семье

На начальном этапе психологической оцен­ки продукция совместного изобразительного творчества чле­нов семьи является важным источником информации, позволяющей оценить особенности внутрисемейных отношений. Она также служит основой для разработки плана лечения. Уже на первой сессии психотерапевт должен дать семье обратную связь, оценив особенности внутрисемейной коммуникации. Примером этого может быть работа с родителями Дженнифер девочки подросткового возраста, и Даррена — ее брата младшего школьного возраста. Мать жаловалась на поведе­ние дочери, отмечая, что та не всегда слушается родителей, приходит домой очень поздно, не убирает в своей комнате и т. д. Женщина рассказала психотерапевту о том, что они с му­жем стремятся проявлять терпимость и понимание, но это не дает никакого эффекта.

В ходе первой сессии детям и родителям было предложено создать совместный рисунок. При этом каждый должен был выбрать свой цвет. Мать сразу же приступила к работе, распо­ложив крупное изображение женщины чуть левее от центра листа. Закончив рисовать, она предложила мужу продолжить. Муж также создал достаточно крупный рисунок, изобразив фигурку мужчины справа от центра, недалеко от рисунка же­ны. Они были очень довольны своей работой, не заметив при этом, что для рисунков детей почти не осталось свободного места. Дженнифер и Даррен испытывали замешательство инеделали никаких попыток присоединиться к работе. Через не­сколько минут мать обратилась к ним со словами: «Нам ведь надо создать общий рисунок. Что же вы стоите?».

Даррен попытался нарисовать фигуру мальчика, но ему не хватило места, и нарисованной оказалась лишь половина фигуры. Мальчик также подрисовал женщине серьги и часы, а у мужчины изобразил на майке кораблик.

Когда Даррен закончил, Дженнифер, испытывавшая все это время смущение и обиду, взяла мелок и нарисовала каракули между мужчиной и женщиной, а также наверху и внизу листа. Хотя родители были этим явно расстроены, они промолчали.

Когда семье было предложено дать рисунку название, мать сказала, что «это — красивая картинка, которую испортили». Отец же заявил, что этому рисунку очень трудно дать какое-либо название. Когда Дженннфер спросила Даррена, как бы он хотел назвать рисунок, тот сказал, что его можно было бы назвать «Большие дядя и тетя». Родители рассмеялись и за­явили, чтоих сын оказался очень сообразительным, дав ри­сунку удачное название. Дженнифер же, явно недовольная происходящим, предложила назвать рисунок «Эгоистичные люди». Услышав это, мать написала с краю листа: «Эгоистич­ная девочка

Анализируя действия и рисунки членов семьи, психотера­певт сделал следующие выводы:

— мать и отец образовали в семье тесный альянс;

— мать проявляет повышенную агрессивность, стремясь иг­рать роль лидера, она делает невозможными конструктивные совместные действия;

— отец играет пассивную роль, уступает жене инициативу и, так же как и она, занимает на листе слишком много места;

— оба родителя заняли так много места, что детям уже не­где было рисовать. По этой же причине семья не могла создать полноценный совместный рисунок;

— Даррен играет в семье роль «миротворца» и «диплома­та» (т. е. того, кто стремится «сгладить углы» во взаимоотно­шениях других членов семьи), он попытался «втиснуть» свой рисунок в оставшееся на листе очень ограниченное простран­ство, выступил в роли «объективного наблюдателя»;

— Дженифер явно ощущает себя в семье в роли «изгоя», стре­мясь при этом укрепить свои позиции, она делает попытки обра­тить на себя внимание, демонстрируя отрицательные эмоции.

Прежде чем психотерапевт попыталась высказать свою оцен­ку происходящего, она попросила членов семьи поделиться своими впечатлениями. Мать сказала, что дочь в процессе ра­боты вела себя так, как она ведет себя в большинстве случаев:

Она пытается испортить все, что бы мы ни делали». Отец согласился со словами жены, заметив: «Зачем она испортила наш рисунок?»

Когда Даррена спросили, что он думает о совместной рабо­те, мальчик проницательно заметил: «Мама была главная. Ма­ма и папа не оставили мне и сестре места. Дженнифер (брат показал на сестру) из-за этого очень разозлилась. Она, навер­ное, хотела нарисовать девочку, но ей негде было рисовать, и она нарисовала каракули».

Дженнифер па тот же вопрос ответила: «Какой смысл рисо­вать? Что бы я ни делала и что бы я ни говорила, все равно будет плохо. Моим родителям это все равно бы не понравилось. Они уверены, что не сделают правильно, и во всем обвиняют меня».

После этого психотерапевт высказала свою оценку ситуа­ции, отметил следующие основные моменты;

1. Когда Дженнифер и Даррен увидели, что родители по­чти не оставили им места для рисования, они ничего им не ска­зали. Если бы дети это сделали, можно было избежать даль­нейших неприятных моментов. Вместо того чтобы высказать своё несогласие с родительскими действиями. Дженнифер предпочла рисовать каракули.

2. Когда Дженнифер начала рисовать каракули, тем самым демонстрируя свою враждебность, ни отец, ни мать ей ничего не сказали.

3. Конфронтация явно устраивала мать. Если бы женщина желала ее избежать, она могла бы в процессе обсуждения рисунка дать ему другое название, способствующее примирению сторон.

Кроме того, психотерапевт сказала членам семьи, что со­вместная работа характеризует их взаимоотношения: они не привыкли заранее обдумывать свои действия и совершают по­ступки, не ставя других в известность о своих намерениях. Поэтому Дженнифер чувствовала, что ее игнорируют, и по­пытками протеста вызывала у матери раздражение. Родители не пытались отрегулировать свои отношения с дочерью с тем, чтобы избежать дальнейших конфликтов.

Члены семьи были поражены, насколько показательным для их взаимоотношении оказался совместный рисунок. Способ­ность психотерапевта увидеть в нем особенности их взаимоот­ношений произвела па них сильное впечатление. Эго содейство­вало положительному переносу, укреплению установки на достижение изменений во взаимоотношениях и мотивировало участников к продолжению психотерапевтической работы.

Лечение

На этапе лечения изобразительная работа вы­ступает в качестве инструмента психотерапевтической интер­венции, способствующего раскрытию и коррекции дисфункциональных коммуникативных паттернов. Так, например, в приведенном выше случае задачи дальнейшей работы с ис­пользованием изобразительных приемов заключались в том, чтобы обучить членов семьи адекватным способам выражения своих чувств, ограничить деструктивные поведенческие реак­ции со стороны Дженнифер, усилить роль отца, заставить чле­нов семьи заранее декларировать свои ожидания, искать ком­промисса, планировать свои действия и согласовывать их друг с другом.

Для решения этих задач были использованы различные изобразительные техники. Скажем, для того чтобы ослабить альянс матери и отца, были использованы техники, предпола­гающие парную работу отца и дочери, а также матери и доче­ри. При повторном применении техники совместного рисова­ния психотерапевт просила членов семьи попробовать создать свои собственные рисунки и заранее согласовывать свои дей­ствия с тем, чтобы в дальнейшем интегрировать их в целост­ную композицию.

Одни изобразительные техники предполагали лидерскую роль отца или матери, другие — лидерство Дженнифер или Даррена. К немалому удивлению родителей, дети неплохо справлялись с ролью лидера. Некоторые задания требовали от родителей четкого исходного определения правил поведе­ния всех членов семьи в процессе их совместной деятельно­сти. Во многих случаях их конструктивные действия подкреп­лялись психотерапевтом и другими членами семьи, что спо­собствовало формированию новой модели поведения.

Если в семье возникали определенные проблемы, психоте­рапевт, используя определенные изобразительные техники, стремилась сделать их предметом исследования. Так, напри­мер, когда Дженнифер устроила дома скандал, требуя, что бы родители предоставили ей больше свободы, психотерапевт на одной из сессий предложила членам семьи создать рисун­ки, отражающие то, что они чувствуют и думают по этому поводу.

Выполняя задание, Дженнифер изобразила себя кладущей деньги на банковский счет, а рядом - покупающей себе одеж­ду. Она сказала, что это позволило бы ей почувство­вать свою самостоятельность. Отец нарисовал то, как он за­рабатывает много денег. Мать изобразила воздушного змея, пояснив, что он символизирует «улетающие от нее деньги». В надежде, что его рисунок позволит поднять сестре настрое­ние, Даррен нарисовал улыбающуюся девочку. Всякий разза изобразительным этапом работы следовал этап обсуждения. В процессе последующего обсуждения члены семьи решили предоставить Дженнифер «испытательный срок» для того, чтобы посмотреть, как она сможет воспользоваться предостав­ленной ей свободой.

Во время обсуждения каждый делился своими чувствами и впечатлениями, в частности, относительно того, как другие реагируют па его рисунок. Психотерапевт стремилась анали­зировать рисунки, обращая особое внимание на то, как в них проявляются особенности реагирования каждого члена семьи. В начале работы психотерапевт была более директивной, од­нако постепенно предоставляла участникам сессий все боль­ше и больше самостоятельности. В конце работы она высту­пала уже преимущественно в роли наблюдателя.

Терминация

Изобразительная продукция членов семьи представляет большую ценность не только сразу после ее со­здания, но и к последующем, на разных этапах психотера­певтического процесса. На этапе терминации (Landgarten Н., 1990) она служит подведению итогов работы. Совместно ана­лизируя созданные ранее рисунки, большинство семей отме­чает при этом достигнутые эффекты лечения.

В своей работе с семьями арт-психотерапевт использует специальные изобразительные приемы. Очень важно, что на этапах оценки и лечения он опирается на достиже­ния двух подходов: динамически ориентированном арт-психотерапии, с одной стороны, и семейной психотерапии — с другой. Сочетание обоих подходов служит эффективному изменению системы внутри семейных отношений.

4.Арт-терапевтическая работа с пожилыми людьми.

Наши рекомендации