Тематически ориентированная группа

Тематически ориентированная группа по сравнению со студийной и аналитической группами, как правило, предполагает большую степень структурированности, которая достигается, главным образом, за счет использования тем, затрагивающих общие интересы и проблемы участ­ников. В большинстве случаев тематически ориентированные группы являются полуоткрытыми: некоторые участники на определенном этапе могут покидать группу, в любой момент она может пополняться новыми членами. Это допустимо, поскольку работа тематически ориентирован­ной группы не имеет динамики, свойственной аналитической группе. В то же время работа этой группы порой более динамична, чем работа студийной группы. Ее большая структурированность, по сравнению с аналитической группой, оказывает тормозящее воздействие на группо­вую динамику. Как правило, тематически ориентированная группа рабо­тает непродолжительное время, нацеливаясь на определенные аспекты опыта ее участников и решение вполне конкретных задач.

Тематически ориентированную группу отличает значение, которое она придает как социальным условиям, влияющим на работу ее участни­ков, так и действию внутренних исцеляющих факторов, связанных с не­осознаваемыми психическими процессами и креативностью.

Методологическим обоснованием тематически ориентированных групп выступает довольно широкий круг различных направлений совре­менной психологии и вербальной групповой психотерапии. Это, в част­ности, различные психологические подходы, оперирующие понятием игровой деятельности (Piaget J., 1951; Erikson E., 1978), и теории группо­вой психотерапии (Yalom I., 1975). Большое влияние на развитие тема­тически ориентированных групп оказала деятельность «групп встреч», использующих представления гуманистического подхода. В частности, нацеленность на контекст «здесь-и-сейчас» и трехчастная структура ха­рактеризуют тематически ориентированные группы в той же мере, в ка­кой и «группы встреч». Тематически ориентированные группы опирают­ся на опыт семейной и кризисной психотерапии, системные и некоторые иные представления.

Все эти влияния синтезируются в специфическом контексте арт-те-рапевтической работы, что позволяет в равной степени сочетать соци­ально-коммуникативные и интроспективные элементы в деятельности тематически ориентированных групп.

Тематически ориентированные группы получили распространение сравнительно недавно. Из работ последнего времени, посвященных их использованию, можно отметить работы М.Либманн (Liebmann M., 1984, 1987), X. Ландгартен (Landgarten H., 1981), Д. Уэллер (Waller D., 1993), Д. Кемпбёлл (Campbell J., 1993). На русском языке в последние годы опубликовано несколько работ, в которых описываются методы, напоми­нающие деятельность тематически ориентированных арт-терапевтиче-ских групп (Бурно М., 1989; Хайкин Р., 1992).

Существуют различные причины предпочтения в ряде случаев тема­тически ориентированных групп. М. Либманн (Liebmann M., 1987), на­пример, называет ситуации,когда:

• люди испытывают явные затруднения и растерянность, особенно в начале работы;

• люди, не имеющие опыта арт-терапевтической работы, ориенти­руются, главным образом, на свои впечатления от школьных уро­ков рисования;

• люди чувствуют себя слишком напряженно в группе;

• имеются временные ограничения для арт-терапевтической рабо­ты (в силу короткого срока пребывания больного в стационаре, небольшой продолжительности курса арт-терапии или реабилита­ционной программы и т. д.), заставляющие более четко формули­ровать задачи и темы работы, отражающие специфические про-, блемы группы;

• необходимо сплотить группу;

• нужно предоставить группе выбор, для того чтобы настроить ее на решение тех или иных проблем и задач работы;

• требуется активизировать взаимодействие между участниками группы;

• надо вывести людей из погружения в свои проблемы и побудить к более активной совместной работе.

Кроме того, тематически ориентированные группы довольно широко используются специалистами, владеющими методами вербальной груп­повой психотерапии, но не имеющими серьезной арт-терапевтической подготовки. Хорошая структурированность тематически ориентирован­ных групп и относительно более низкая роль изобразительного элемен­та, как правило, позволяют таким специалистам успешно справляться с ведением тематически ориентированных групп.

Тематически ориентированные группы работают в течение меньшего промежутка времени, чем, например, аналитические. Нередко они орга­низуются даже как группы однократных встреч, на которых прорабаты­ваются те или иные проблемы участников. Иногда они представляют со­бой «группы выходного дня», работающие один или два дня по многу ча­сов. В большинстве случаев тематически ориентированные группы имеют определенную периодичность сессий (от одной в две недели до нескольких в неделю). Продолжительность сессий примерно такая же, как и при работе аналитических групп (в среднем полтора-два часа). Оснащение помещения отвечает требованиям кабинета для групповой интерактивной работы.

Цели и содержание занятий тематически ориентированной группы определяются рядом факторов. Так, при работе с группой, состоящей из лиц с недоразвитием интеллекта, основная цель занятия может сводить­ся к оценке и тренировке их познавательных возможностей и умений;

при работе с группой, состоящей из пожилых людей, целью занятия мо­жет быть проработка особых проблем — одиночества и беспомощности; при работе со смешанной группой детей и взрослых — налаживание коммуникации и достижение лучшего взаимопонимания между участни­ками и т. д.

Группа структурируется не только за счет использования тем, имею­щих характер индивидуальных или групповых «заданий» с соответству­ющими инструкциями по их выполнению, но и за счет распределения общего времени сессии на отдельные этапы:

• введение и «разогрев» (занимает примерно от 10 до 25% времени сессии);

• изобразительная работа — «исполнение» темы (от 30 до 40% об­щего времени сессии);

• обсуждение и завершение сессии (от 35 до 40% общего времени сессии).

Введение и «разогрев»предполагают знакомство и подготовку участ­ников к работе, создание атмосферы доверия и безопасности. Арт-тера-певт должен объяснить основные правила поведения в ходе сессий, ино­гда он может согласовать эти правила с группой. В частности, он просит не опаздывать и посещать все сессии, проявлять взаимное уважение, воздерживаться от разговоров и замечаний, которые могут помешать другим. Он указывает на ответственность участников за то, что будет происходить во время сессий: за чувства и поступки, выбор тем и их рас­крытие в изобразительной работе, уборку помещений после завершения сессии и т. д. Арт-терапевт объясняет основной характер арт-терапевти-ческой работы, ее цели и задачи. В частности, он может подчеркнуть, что арт-терапия не связана с созданием «произведений искусства» и исполь­зованием каких-либо изобразительных эталонов, что наибольшее значе­ние имеет искренность в выражении переживаний, индивидуальный стиль самовыражения, что участники могут вести себя совершенно ес­тественно и делать из любых материалов все, что им захочется в соот­ветствии с выбранной темой.

Последующий «разогрев» представляет собой разные виды физиче­ской активности и способы «настройки» на изобразительную работу. В нем могут использоваться некоторые упражнения из арсенала «групп встреч», упражнения на релаксацию (особенно если последующая изо­бразительная деятельность предполагает интроспективный характер и связана с активизацией фантазии или исследованием собственных чувств и воспоминаний), а также некоторые несложные изобразитель­ные приемы. В приложении приведены примеры некоторых из них.

Этап изобразительной работыпредполагает выбор темы и ее по­следующую разработку с помощью изобразительных приемов. Выбор темы может осуществляться различным образом и определяться харак­тером группы. Так, арт-терапевт может предложить одну или несколько тем на выбор, ориентируясь на состав группы. В частности, при работе с пожилыми лицами, посещающими социальный центр дневного пребыва­ния, могут быть предложены темы «наиболее яркие события моей жиз­ни», «линия жизни» (см. Приложение) и другие. При работе с детьми, имеющими определенные эмоциональные или поведенческие наруше­ния, могут использоваться темы, позволяющие выражать и исследовать сильные чувства и привычные способы поведения, например, «жизнь на необитаемом острове», «подводный мир», «джунгли» и т. д. При работе со смешанными группами детей и взрослых могут использоваться такие темы, как, например, «совместный проект», «разговор» и другие.

Обычно темы распределяются по нескольким основным группам. М. Либманн (Liebmann M., 1987) для удобства выбора темы в зависимо­сти от обстоятельств предлагает следующее деление:

• темы, связанные с освоением изобразительных материалов;

• «общие» темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы;

• темы, связанные с исследованием системы отношений и образа «Я»;

• темы, имеющие особую значимость при парной работе участников группы, а также темы, предназначенные для работы с семьями;

• темы, предполагающие совместную изобразительную деятель­ность участников группы, и некоторые другие группы техник (см. Приложение).

В некоторых случаях тема выбирается или предлагается самими участ­никами группы. Этому может предшествовать небольшая дискуссия, по­зволяющая выяснить наиболее актуальные и близкие большинству участ­ников проблемы. Некоторые темы могут быть продолжением или «разви­тием» предыдущих занятий. Иногда можно дать сформулировать участникам некую тему, отражающую основную проблему или потреб­ность, проявившуюся в уже выполненных работах.

Большинство тем предполагает индивидуальную деятельность, одна­ко немало и таких, которые могут быть предназначены для парной или коллективной работы (см. Приложение).

После выбора темы участники приступают к ее «раскрытию» и «раз­работке» с помощью изобразительных средств. Эффективность работы тематически ориентированной группы зависит от степени вовлеченности в нее и искренности участников. Формальное изображение на заданную тему способно мало что дать участникам группы и не оказывает влияния на групповую динамику. Тематически ориентированные группы иногда становятся объектом критики со стороны некоторых арт-терапевтов, в особенности тех, кто работает с аналитическими группами. Они склон­ны полагать, что использование тем, особенно предложенных лидером, делает работу более поверхностной, чем в случаях ее полной неструкту­рированности, когда она затрагивает более глубокие слои опыта, вклю­чая неосознаваемые психические процессы. Критики утверждают, что преимущественно «социальный» характер тематически ориентирован­ных групп заставляет их участников ориентироваться на шаблонные ре­акции и способы изобразительного «ответа» на предлагаемые темы.

«Раскрытие» и «разработка» темы с помощью изобразительных средств происходит, как правило, молча. Преждевременные оценки ра­бот друг друга нежелательны, поскольку могут смутить автора, вывести его из состояния погружения в творческий процесс и помешать искрен­нему выражению чувств. В то же время некоторые темы могут предпо­лагать ту или иную степень вербальной коммуникации и физического взаимодействия между участниками.

Следует учитывать разную скорость их работы. Те, кто уже завершил свой труд, могут, не мешая другим, внимательно рассмотреть свое «про­изведение», попить чаю или отдохнуть в «чистой» зоне.

Этап обсуждения и завершение сессии.Обсуждение обычно происходит в «чистой» зоне арт-терапевтического кабинета. Оно пред­ставляет собой рассказ участников о своей изобразительной работе или комментарии к ней. Пациенты не просто описывают нарисованное, но стараются раскрыть свои чувства, ассоциации, мысли, связанные с изо­бразительным продуктом и его содержанием. Иногда автор может лишь показать свою работу или ограничиться всего несколькими словами. В других случаях участники могут сопроводить свой рисунок (или иной «продукт» — скульптуру, трехмерную композицию и т. д.) описанием в форме рассказа или стихотворения.

Существует несколько вариантов обсуждения. В одних случаях каж­дому предоставляется возможность высказаться, в других — внимание фокусируется на одной или нескольких работах. Иногда на обсуждение выносится и ход групповой работы: каждый делится своими ощущения­ми и мыслями относительно того, что происходило во время данной сес­сии или их серии, каковы его впечатления от общей атмосферы в груп­пе, характера вербальной и невербальной коммуникации, роли ведущего (арт-терапевта) и разных участников, их отношения к теме и т. д. Целе­сообразно устраивать ретроспективные обсуждения (например, при ре­гулярных занятиях один раз в одну или две недели) с показом и коммен­тариями серии работ того или иного участника, выполненных за опре­деленный период времени. Это может стимулировать группу к выбору очередной темы, а автора — к глубокому осмыслению своего опыта.

При рассказе участника о своей работе другие, как правило, воздер­живаются от комментариев и оценок, но могут задавать автору вопросы. Иногда, при общем согласии группы, участники переходят к более по­дробному обсуждению работ друг друга с высказыванием собственных впечатлений,чувств, мыслей.

Этот этап сессии может быть дополнен комментариями и оценками арт-терапевта, касающимися хода работы, ее результатов, поведения от­дельных участников и т. д. Как правило, он избегает делать какие-либо аналитические заключения — это может лишь усилить зависимость от него участников группы и подавить их самостоятельность. Подобные заключения, может быть и уместные в диагностических целях, не отве­чают основному характеру арт-терапевтической работы,которая предпо­лагает активный «диалог» авторов со своими «произведениями». Этому «диалогу» способствуют различные приемы, которые использует арт-те-рапевт, в том числе на этапе обсуждения. Он может задавать автору во­просы, направленные на уточнение содержания работы, его пережива­ний и мыслей. Нередко используется юнгианская техника «амплифика­ции», направленная на выявление ассоциативных связей между работами участников и различными событиями их жизни, мифологическими, эсте­тическими, религиозными представлениями и т. д.

Арт-терапевт может использовать технику «гештальта», побуждая участников говорить об отдельных элементах их произведений от перво­го лица, озвучивать диалоги между этими элементами, а затем составить высказывание от «лица» всего произведения в целом.

Завершение сессии может представлять собой краткое резюме, отра­жающее ее основные результаты. Арт-терапевт может суммировать об­щий итог сессии, подчеркнув те или иные ее положительные стороны, и поблагодарить участников за их работу. При более продолжительных сессиях каждый участник может кратко сказать о том, что он «получил» от работы и что ему больше всего понравилось или не понравилось.

Иногда используется некий заключительный «ритуал» или упражне­ние, призванное обозначить окончание сессии и возвратить участников в реальную жизнь. Этому же служит и самостоятельная уборка помещения участниками группы.

В ходе сессии иногда могут возникать сложные моменты, связанные с замешательством или пассивностью группы, беспокойным поведением отдельных участников, мешающих работать другим, бурным проявлени­ем чувств, ощущением незавершенности работы или сохраняющимися сильными переживаниями, которые «вышли на поверхность» в процессе работы, но не нашли своего разрешения. Арт-терапевту иногда бывает сложно вести группу и в то же время эффективно решать все вопросы, связанные с этими сложными моментами. Поэтому он, как правило, ра­ботает с ассистентом.

Иногда используется иная последовательность этапов сессии. Напри­мер, изобразительному этапу может предшествовать развернутая дис­куссия, особенно тогда, когда участникам требуется больше времени и усилий для включения в изобразительную работу. В других случаях по­чти вся сессия может состоять в основном из изобразительной работы, обсуждение же переносится на следующий раз. В группах, состоящих из лиц со сниженной способностью к вербальной коммуникации, обсужде­ние может быть очень кратким или ограничиваться лишь показом работ. В группах, состоящих из лиц со сниженной способностью к концентра­ции внимания или пожилых пациентов, изобразительный этап может быть непродолжительным. Большая же часть времени сессии отводится на несложные физические упражнения, общение и т. д. Более подробно некоторые формы проведения тематически ориентированных групп рас­сматриваются в следующих разделах книги.

2.Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии

Наши рекомендации