Основы ориентировочной деятельности

суказанием литературных источников

В процессе подготовки к занятиям следует обратить внимание на ранее изучаемые разделы дисциплины:

1. Анатомо-физиологические особенности бронхолегочной системы у детей в возрастном аспекте.// Пропедевтика детских болезней. Мазурин А.В., Воронцов И.М.2009. С.-376.

2. Формирование иммунитета ( «физиологический иммунодефицит». Переход от «младенческого иммунного ответа на инфекционный», состояние местного иммунитета.

3. Вакцинация детей против вирусных и бактериальных инфекций.

// Современный календарь прививок 2011 – 2014.

4. Алгоритм диагностики ОРВИ ( грипп, аденовирусная инфекция, РС –инфекция, парагрипп). // Детские инфекционные болезни. Учайкин В.Ф. 2006. //Методическое пособие кафедры детские болезни леч. факультета ДВГМУ. Фирсова Н.В. 2013 .

5. Алгоритм диагностики острых вирусно –микробной заболеваний верхних дыхательных путей. //Блокнот участкового педиатра. Часть 3.

«Острые болезни. Вакцинация. //Неотложные состояния». Под редакцией М.Ф. Рзянкиной,В.П. Молочного..Хабаровск. 2004.

6. Алгоритм диагностики и лечения внебольничной пневмонии.

//Детские болезни. Мельникова И. Ю. часть 2. 2006

7. Организация дневного стационара на дому ( приказы и нормативные документы оп организации лечения детей на дому).

8. Дальневосточные растительные «иммуностимуляторы», исполь-зуемые для детей; бактериальные лизаты, «интерфероны», используемые в практике педиатра. //Лекарственные средства в педиатрии. Москва, 2006.

Дополнительная литература

1. Детские инфекционные болезни. Учайкин В.Ф. 2006. Раздел острые респираторные вирусные инфекции.

2. Поликлиническая педиатрия. Калмыкова А.С. /Учебник для

ВУЗов.-М. Гэотар-Медиа, 2007.-С.624.

3. Детские болезни. Н.П. Шабалов. Москва.2009. раздел болезни органов дыхания.

Практические навыки

1.Прием больных острыми респираторными заболеваниями;

2. Выписка рецептов.

3. Выписка справок и заключений для детей в образовательное

учреждение.

Тестовые задания для самоконтроля

1.Укажите один правильный ответ. После перенесенной ангины ребенок, как реконвалесцент « выписывается» участковым педиатром на день (после болезни):

1. 5;

2. 7;

3. 10;

4. 15;

5 21.

2. Выберите правильные ответы. Показание для назначения антибактериальной терапии детям при ОРВИ

1. Повышение температуры у детей в возрасте старше года до 38 гр.С*;

2. Дети первого года жизни при наличии признаков интоксикации;

3. Дети с наличием хронических очагов инфекции;

4. Дети любого возраста при лихорадке, при отсутствии эффекта от проводимой терапии и признаках интоксикации.

3. Выберите один правильный ответ. Этиотропными средствами для лечения ангины являются:

1. Симптоматические средства;

2. Антибиотики амино-пеницеллинового ряда;

3. Макролиды;

4. Нитрофураны.

4. Выберите исследование, которое необходимо провести в первый день осмотра больного с ангиной участковым педиатром:

1. Реакцию Манту;

2. Посев на микробную флору из носа и рта;

3. Исследование из носа и миндалин на дифтерию.

4. Исследование на количество эозинофилов из носа и полости рта.

5. Укажите один правильный ответ. Длительность диспансерного

наблюдения на педиатрическом участке больного перенесшего

не осложненную внебольничную пневмонию (мес):

1. 1 ;

2. 3;

3. 6 – 12 ;

4 2 года.

Ситуационные задачи

№ 1.Ребенок 3 года. Болен третий день. Жалобы на сохраняющийся кашель, повышение температуры до 38 * С., плаксив, отказывается от еды, пьет охотно. Заболел остро. В семье старший брат « кашляет».

Объективно: Состояние средней степени тяжести. Тяжесть обусловлена умеренными признаками интоксикации.

Объективно. Состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные. ЧСС – 110 в 1 мин. Частота дыханий – 28 – 32 в 1 мин. Умеренное втяжений «уступчивых» мест грудной клетки. При аускультации дыхание «бронхиальное», прослушиваются влажные хрипы с обеих сторон. Живот при пальпации мягкий, без болезнен-ный. Печень пальпируется на 2 см из - под правого края реберной дуги. Стул и мочеиспускание в норме.

Установите диагноз. Какие дополнительные обследования необхо-димо провести для подтверждения диагноза. Определите режим. Нуждается ли больной в госпитализации. Назначьте лечение. Частота осмотра педиатром в случае лечения на дому.

Задача №2. Возраст ребенка 11 месяцев.

Болен второй день. Жалобы на кашель, повышение температуры до 38 * С., плаксив, отказывается от еды, пьет охотно. Заболел остро. В семье отец ребенка « кашляет».

Объективно: Состояние средней степени тяжести. Тяжесть обусловлена умеренными признаками интоксикации.

Объективно. Состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные. ЧСС – 120 в 1 мин. Частота дыханий – 38 – 40 в 1 мин. Умеренное втяжений «уступчивых» мест грудной клетки. При аускультации дыхание «бронхиальное», прослушиваются влажные хрипы с обеих сторон. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень пальпируется на 2 см из - под правого края реберной дуги. Стул и мочеиспускание в норме.

Установите диагноз и обоснуйте его. Какие дополнительные обследования необходимо провести для подтверждения диагноза. Нуждается ли больной в госпитализации.

Ответы

Тестовый контроль:

1. -3; 2 – 2, 3, 4; 3 – 2; 4 -3; 5 – 3.

Задача 1. Диагноз . Острый бронхит. Дополнит.. исследования: рентгенография грудной клетки. Режим –«домашний». Противовирусная терапия. Инголяции, увеличить жидкостный режим. Осмотр педиатра до нормализации температуры.

Задача № 2.

Диагноз. Острый бронхит. Дополнительное исследование. Общий анализ крови, мочи. Рентгенография грудной клетки. Ребенок нуждается в госпитализации.

Тема 3

Диспансеризация, механизм реализации диспансерного наблюдения на педиатрическом участке. Диспансеризация здоровых детей. Группы здоровья. Группы риска (2, 2-а и 2 – б) детей по развитию хронических заболеваний. Вскармливание детей первого года жизни и возрастные особенности питания детей старше года. Вакцинация детей. Национальный календарь прививок

1. Мотивационная характеристика темы

Ведущим разделом работы участкового педиатра является - диспансеризация здоровых и больных детей. Целью диспансеризации здоровых детей является выявление факторов риска по развития заболевания с организацией комплекса оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение реализации факторов риска. Не менее важной проблемой, оказывающей влияние на формирование здоровья, является организация питания (в соответствие с возрастными потребностями и физиологическими возможностями). Важным фактором, влияющим на продолжительность жизни и ее качество оказывает противоэпидемические мероприятия и вакцинация против инфекции.

Цель занятия. Изучить задачи и механизмы реализации диспансеризации на педиатрическом участке в зависимости от установленного заболевания и группы здоровья. Организация питания и вакцинация детей, как фактор по формированию здоровья.

Основы ориетировочной деятельности

студента

Знать Уметь Владеть
Периоды детского возраста. Факторы, влияющие на формирование здоровья ребенка   Уметь оценить показатели физического и нервно-психи-ческого развития детей в возраст-ном аспекте Методами оценки показателей комп-лексной оценки здоровья ребенка.
Характеристику тер-мина – диспансериза-ция (Д). Механизм ре-алиизации диспансери-зации детей на педиат-рическом участке.   Составить план диспансерного наблюдения детей в соответствии с периодами детского возраста Методикой оценки биологического возраста ребенка. Умением оценки показателей скрининговых методов лабораторного и инструментального обследования
Группы здоровья и их характеристику Оценить родословную, определить индекс отягощенности, акушерско –биологический и социальный анамнез Методами оценки состояния ребенка с использованием центильных, поис-ковых и оценоч-ных таблиц.
Факторы риска по развитию хронических заболевани.Характеристика групп -2-А и 2-Б. Уметь выявить факторы риска. Оценить их с использованием поисковых и оценочных таблиц Владеть методикой организацией ком-плекса леч. и профилактических мероприятий по предупреждению факторов риска хронич. зболева-ний
Особенности «Д» наблюдения на педиатрическом учас-тке ребенка, отне-сенного ко 2 - а и 2-б. группе здоровья. Составить план диспансерного наблюдения в соответствии с группой здоровья Владеть методикой составления индивидуального плана оздоровите-льных меропиятий с учетом группы здоровья.
Дикретированные сро-ки проведения «углуб-ленных» обследований» на участке Оценить результаты углубленного обследования и составить комплексный план мероприятий по лечению и оздоровлению детей Владеть методикой составления индивиду-ального плана оздоровительных и лечебных меропри-ятий с учетом груп-пы здоровья.
Основные положения о естественном вскармли-вании детей первого года жизни и в старшем возрасте Оценить роль питания на форми-роание развития. Владеть методом убеждение родителей в целесообразности сохранения естественного вскармливания ребенка.  
Показания и противо-вопоказания к вакцина-ции Уметь подготовить ребенка к проведению вакцинации Методикой динамического наблюдения в условиях поликли-ники в период «кри-тических» состоя-ний ребенка, пост-вакцинации, после операции и др.
Национальный календарь вакцинации детей и подростков Уметь составить индивидуальный план вакцинации. Владеть навыками и умением оценить реакции и осложнения после вакцинации.

Вопросы для самоподготовки

1.Сроки написание этапных эпикризов в возрастном аспекте.

2. Приказы и постановления о проведении диспансеризации детского населения.

3. Распределение детей по группам здоровья на участке в соответствие с паспортом участка

4. Дикретированные сроки при проведении диспансеризации детей

5. Механизм диспансеризации в условиях педиатрического участка с участием «узких специалистов.

6 Особенность проведения диспансеризации детей в районах края.

6. Приоритеты естественного вскармливания детей.

7. Особенность питания детей старше года.

8.Национальный календарь прививок.

9. Реакции и осложнения при вакцинацию.

10. Организация помощи детям при осложнениях в поликлинике.

Практическая деятельность:

1. Совместный прием пациентов в соответствие с планом диспансеризации.

3. Выявление факторов риска и ранних признаков заболевания, уметь оценить их направленность.

4. Ознакомиться с планом по проведению диспансеризации детей на участке.

5. Обратить внимания на показания к вакцинации и оценку состояния ребенка в день вакцинации.

3. Ознакомиться с набором лекарственных препаратов необходимых для оказания неотложной терапии при поствакцинальных осложнениях.

.

Литература при подготовке

1. Анатомо-физиологические особенности бронхолегочной системы у детей в возрастном аспекте.// Пропедевтика детских болезней. Мазурин А.В., Воронцов И.М. 2009. С.- 376.

2. Организация лечебно-профилактической помощи детям в условиях поликлиники. Учебно-методическое пособие для врачей – интернов. Рзянкина М.Ф. Хабаровск, 2010

2. Вакцинация детей против вирусных и бактериальных инфекций.

// Современный календарь прививок 2011 – 2014. (приказ № 125)

3. Алгоритм диагностики острых вирусно –микробной заболеваний верхних дыхательных путей. Методическое пособие 2004. Молочный В.П.

4. Филонов В.А. Питание детей, как фактор формирования здоровья детей. Хабаровск, 2010.

Дополнительная литература

1.Детские инфекции. Учайкин В.Ф.Руководство по инфекционным болезням у детей . –М.6ГЭОТАР –МЕД, 2004. – 842 с.

2. Диспансеризация, лечение и реабилитация детей раннего и дошкольного возраста : рук. Для врачей детских поликлиник / по редакцией В.А. Доскина , З.С. Макаровой . –М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС., 2008.-492 с.

Тестовые задания для самоконтроля

1. Укажите один ответ.

Поступивший здоровый новорожденный ребенок на участок осматривается педиатром:

1. В первый день;

2. В первые 2 дня

3. Не позднее 3-го дня;

4. На пятый день;

5. В течение первой недели.

2. Новорожденный отнесенный ко 2-Б группе здоровья осматривается педиатром

1. В первый день;

2. В первые 2 дня

3. Не позднее 3-го дня;

4. На пятый день;

5. В течение первой недели.

3. Здоровый новорожденный лабораторное обследование ( ОАК, ОАМ)

Проходит:

1. В 1 месяц;

2. 2 месяца;

3. 3 месяца;

4. 6 месяцев;

5. По показаниям.

4.Вакцинацию без постановки реакции Манту осуществляют в сроки:

1. В род. доме;

2. В 1 год;

3. В 7 лет;

4. В 11 лет;

5. После 18 лет.

5. Первый прикорм (каша или овощное пюре) вводят здоровым детям:

1. С 3 месяцев;

2. С 6 месяцев;

3. С. 8 месяцев;

4. 12 месяцев

Задача 1. Возраст ребенка 3 года. Посещает детский сад. За прошедший год пять раз переболел ОРВИ. При этом 3 раза – д-з ринофарингит, 2 раза – острый бронхит.

Объективно. Состояние во время осмотра ребенка удовлетворительное. Кожные покровы бледные, чистые. Периферические лимф. узлы : подчелюстные, передне-заднешейные увеличены до 0,7 - 0, 8 см. не спаянные. Носовое дыхание затруднено. ЧСС – 102 в 1 минуту, тоны сердца громкие, прослушивается короткий систолический шум вдоль левого края грудины. Дыхание везикулярное, хрипов нет. Печень у края реберной дуги.

Как расценить состояние ребенка. Составьте план обследования. К какой группе здоровья можно отнести данного ребенка.

Задача 2.

Ребенок 10 лет. Находится 2-й год на диспансерном учете по поводу хронического пиелонефрита. За прошедший период наблюдения обострений не было. Поставьте группу здоровья. Составьте план диспансерного наблюдения.

Ответы

Тесты:

1.3; 2-2; 3 – 3; 4-1; 5- 2.

Задача №1. Ребенка целесообразно отнести ко 2-й Б группе здоровья, как «часто болеющего». Диспансерное наблюдение у педиатра не менее 4 раз вгоду. Дополнительные консультации ЛОР и стоматолога.Рекомендовать в план оздоровительных мероприятий включить элементы закаливания.

Задача №2. Группа здоровья 3-я. Диспансерное нблюдение педиатра не менее 2-х раз в году. Противорецидивная терапия проводится 2 раза в год по схеме – 2 цикла по 3 месяца (см. лекции-онный материал).

Тема 4. Организация медицинской помощи детям в образовательных детских учреждениях (детские сады, школы, интернаты). Диспансерное наблюдение детей с хроническими заболеваниями. Социальная и юридическая помощь подросткам. Контроль за физической нагрузкой детей в образовательных детских учреждениях. Группы по физкультуре.

Мотивационная характеристика.

От 20% до 22% населения, проживающие на территории Российской Федерации это дети в возрасте от рождения до 18 лет. Среди них до 80% посещающие образовательные детские учреждения. Следует сказать что по результатам диспансерного наблюдения школьников среди них наиболее высок процент заболеваний опорно- двигательного аппарата, органов пищеварения, зрения. В связи с этим выявление детей с факторами риска и с ранними признаками заболевания одна из основных задач врачей образовательных детских учреждений.

Основы ориентировочной деятельности

студента

Знать Уметь Владеть
Количество детей, обслуживаемых вра-чом и мед сестрой в образовательных детских учреждениях Составить план рабо-ты на месяц, квартал, год по выполнению основных задач по профилактике и кон-тролю за состоянием здоровья детей ОДУ Методами оценки показателей комп-лексной оценки здоровья ребенка.
Санитарно-гигиени-ческие требования в детском образова- тельном учреждении ОДУ. Оценить качество питания, эффектив-ностью физических нагрузок при проведении уроков физкультуры. Методикой оценки биологического возраста ребенка. Владеть мето-дами организации оздо-ровительных мероп-риятий детей в ДОУ
Требования к веде-нию медицинской документаации врача в ОДУ Составить план оздоровительных мероприятий для детей 2 и 3 группы здоровья Методами оценки состояния ребенка с использованием центильных, поисковых и оценочных таблиц.
Распределение детей по группам здоровья и группам по физкуль-туре в ОДУ Уметь выявить факторы риска. Оценить их с использованием поисковых и оценочных таблиц Владеть методикой организацией комплекса леч. и профилактических мероприятий по пре-дупреждению факторов риска хронич. заболева-ний
Контроль за санитарно –гигиени-ческими и противоэ-пидемическими ме-роприятиями в ОДУ Составить план противоэпидемическим мероприятиям при возникновении инфекций, отнесен-ных к диарейной группе и воздушно капельным инфекциям. Владеть методикой составления индивиду-ального плана оздоровительных меропиятий с учетом группы здоровья.
Организацию питания. Ответственность и контроль врача за качеством и санитарно –гигиенические требова-ния к персоналу кухни. Уметь составить проспективное меню на месяц. Уметь оценить и коррек-тировать меню пита-ния Владеть методикой оценки фактического питания детей в зависимости от возраста и группы здоровья..
Контроль за показа-телями физического, нервно –психического развития. Участие врача в проведении учебного процесса. Составление плана посещение занятий по физкультуре с оценкой эффектив-ности их проведения. Владеть методом оценки эффективности проведения физической нагрузки на ребенка на уроках физкультуры  
Проведение профи-лактических осмотров и организация углуб-ленных обследований детей в декретирован-ные сроки в ОДУ Уметь подготовить ребенка к проведе-нию вакцинации Методикой динамичес-кого наблюдения в условиях ОДУ в период «критических» состоя-ний ребенка, после вакцинации.
Диспансеризация детей с хроническими заболеваниями и ме-ханизм ее реализации Составить комплекс-ный план по оздоров-лению детей с хрони-ческими заболевания в условиях ОДУ. Методикой составления плана по противоре-цидивным мероприятиям при хронических заболе-ваниям.

Вопросы для самоподготовки

1.Структура отделения детской поликлиники «по организации лечебно-профилактической помощи детям в образовательном учреждении» (ОДУ).

2. Организация медицинской помощи детям, посещающие ОДУ ( в случае заболевания) на педиатрическом участке.

3. Оформление детей ОДУ (детский сад, школа).

4. Обязанности мед сестры (фельдшера ) ОДУ по организации профилактической работы.

5. Оценка биологической зрелости ребенка в ОДУ

6. Оценка готовности ребенка в ОДУ к обучению в школе.

7. Контроль за физическим и нервно – психическим развитием детей в ОДУ;

8. Оценка нервно-психического развития школьников.

9. Контроль за организацией питания детей в ОДУ;

10. Контроль за санитарно-гигиеническим режимом в образовательном учреждении;

11. Организация противоэпидемических мероприятий в ДОУ;

12. Диспансеризация детей ДОУ.

Практические навыки

1.Ознакомиться с объемом исследований, которые проходит ребенок при оформлении в ДОУ;

2. Ознакомиться с составлением перспективного меню в ДДОУ;

3. Ознакомиться с оценкой физической нагрузки при проведении урока по физкультуре.

4. Ознакомиться с планом противоэпидемических мероприятий в период повышенной заболеваемости ОРЗ в ДОУ;

5. Составить план вакцинации на 1 год;

6. Ознакомиться с планом проведения профилактических и «углубленных» обследований детей в ДОУ.

7. Знать сроки карантинов при ветряной оспе, кори, краснухе, скарлатине, менингококковой инфекции, эпид паротите и коклюше.

Рекомендуемая литература

при подготовке

1. Блокнот участкового педиатра. –Ч. 2. Справочно –методическое пособие/под ред. М.Ф. Рзянкиной , В.П. Молочного. –Хабаровск-2006.

2. Участковый педиатр ( справ. Изд.) Рзянкина М.Ф., Молочный В.П./ Ростов на Дону, 2006-С. 313.

Дополнительная литература

1.Баранов А.А.,ЩеплягинаЛ.А. Болезни подросткового возраста: диагностика, лечение , профилактика. -2003. – С. 155 – 173.

2. Поликлиническая педиатрия под редакцией Калмыковой А.С.

/ учебник для ВУЗов. –М. Геотар –Медиа. 2007. – С. 624.

Примеры тестового задания для самоконтроля.

Укажите один ответ. Количество детей, обслуживаемых врачом детского дошкольного учреждения составляет:

1. 100 – 200;

2. 300 – 400;

3. 600 – 700;

4. 1200;

5. 2500

2. Углубленное медицинское обследование школьников проводится в возрасте (лет):

1. 7, 9, 12, 15;

2. 7, 11, 14.

3. 10, 15;

4. 7, 14;

5. 9,12, 15.

3. Сроки вакцинации ребенка против клещевого энцефалита (лет):

1.7;

2.10;

3.4;

4. 6;

5. 11.

4. При постэкспозиционной профилактики кори применяют:

1. комплекс витаминов;

2. симптоматическая терапия;

3. введение живой коревой вакцины не болевшим детям;

4. введение живой коревой вакцины всем контактным.

5. Дополните фразу. На ребенка, оформляемого в ДДУ ( в школу) оформляется медицинская карта №…………….

Задача 1.

Ребенок 5 лет. Посещает дошкольное учреждение. Диагноз. Хронический тонзиллит. Стадия ремиссии. Группа здоровья – третья. Составьте план реабилитационных (оздоровительных) мероприятий, которые могут быть проведены в детском саду.

Задача 2.

Ребенок 4 года. Посещает детский сад. В течение 10 дней лечился амбулаторно по поводу острого (простого ) бронхита.

Вопрос. На сколько дней ребенок освобождается от плановой вакцинации в детском саду.

Задача 3.

Ребенок 4 года. Посещает детский сад. Заболел ветряной оспой.

Укажите на какой срок изолируется больной при заболевании ветряная оспа.

Ответы на:

- тестовые задания: 1 -3; 2 -2; 3. -3; 4 -3; 5 – 026

- задачи: 1. Организация мероприятий «закаливающего харакетера» (воздушные ванны, полоскание рта после еды, курсовые приемы витаминов, дальневосточных адаптогенов; использование физио-процедур, иммуномодуляторов - бактериальных лизатов).

Задача 2. Мед. отвод – на 2 -3 недели.

Задача 3. Заразный период продолжается до последнего высыпания + 5 дней.

Тема №5 Организация лечебно-профилактических мероприятий фоновых состояний: железодефицитной анемии, диатезов (эксудативно –катарального, лимфатико – гипопластического, нервно-артритического), рахита.

Наши рекомендации